Введение 4
Глава 1. Теоретическая основы организационных конфликтов 7
Определение организационных конфликтов и место их зарождения 7
Обзор зарубежной и отечественной литературы 10
Типология конфликтов, причины и методы урегулирования 16
Выводы к первой главе 33
Глава 2. Практическая часть 34
История компании 34
Kelly Outsourcing & Consulting Group 36
Основные направления деятельности KellyOCG 36
Описание отдела компании 37
Kelly Engineering Resources 38
Краткая характеристика отрасли управления персоналом и кадровых организаций 39
Динамика рынка кадровых агентств с 2008 по 2015 года 39
Продолжительность работы агентств 40
Специализация агентства 40
Методология исследования 42
Управленческая проблема исследования 42
Исследовательская проблема исследования 42
Выбор метода сбора данных 42
Описание процесса включенного наблюдения 45
Результаты включенного наблюдения 47
Итоги второй главы 58
Глава 3. Решение конфликтов и рекомендации по их предотвращению 60
Урегулирование организационных конфликтов 60
Рекомендации 64
Итоги третьей главы 66
Заключение 67
Список литературы: 69
На протяжении последних десятилетий вся система мировой экономики и мировое хозяйство подверглись существенным преобразованиям. Такие процессы, как урбанизация, глобализация, климатические изменения и катаклизмы, а также изменение распределения сил на мировой арене оказали значительное влияние на деятельность правительств многих стран, а в последствии и компаний. Изменяющие мировое экономическое пространство процессы сопровождались зарождением новых тенденций, ужесточением конкуренции, введением санкций, изменениями в организациях, которые в последствии могут вызывать организационные конфликты.
Проблема организационных конфликтов выступает объектом повышенного внимания в различных отраслях научных теорий и знаний. Насыщенность нашей жизни разного рода конфликтами – внутриорганизационными, межличностными, межгрупповыми, внутриличностными – диктует необходимость изучения этого феномена и разработки подходов и инструментов эффективного управления конфликтными ситуациями. Руководителям в своей деятельности периодически приходится сталкиваться с конфликтами, что ставит их перед задачей овладеть эффективными способами управленческого воздействия на конфликты, возникающие по разным причинам в организациях.
Организационные конфликты имеют свою специфику, проявляющуюся в причинах, динамике развития, типах конфликтов и непосредственно в способах их разрешения. Неразрешенные организационные конфликты могут существенно осложнить рабочую атмосферу в коллективе, могут препятствовать достижению целей и задач предприятий. Поэтому важно знать, какова специфика конфликтов, относящихся к различным экономическим сферам. В данной работе организационные конфликты и их специфика будет рассматриваться на примере компании «Kelly Services». Отсюда следует, что объектом исследования являются сотрудники компании «Kelly Services», одной из ведущих компаний во всем мире в сфере рекрутинга специалистов из разных областей, начиная с юриспруденции, заканчивая инженерий и строительством. Выбор компании обусловлен следующими факторами. Во-первых, компания является лидером среди рекрутинговых компаний, что в свою очередь означает тесную зависимость от экономической ситуации в стране, в которой она ведет свою деятельность. Такая взаимосвязь ведет к тому, что любые изменения в динамике ведения бизнеса в стране сказывается на работниках и рабочем настроении коллектива. Во-вторых, имеется возможность использовать в данном исследовании самую свежую информацию, получаемую напрямую из рук менеджеров компании, а также приводить конкретные примеры организационных конфликтов, которые удалось собрать посредством глубинного интервью и включенного наблюдения в период производственной практики.
Предметом исследования являются причины и особенности организационных конфликтов в компании «Kelly Services».
В последние два года России пришлось пережить введение санкций со стороны США и Европы, падение рубля относительно иностранных валют, увеличение инфляции , что негативно сказалось на общей экономической ситуации как страны, так и многих компаний. Ухудшение экономического состояния сказывалось на работе компаний, рабочем настроении коллектива, что в свою очередь вызывало организационные конфликты и споры не только среди сотрудников, но и между организациями. Отсюда вытекает актуальность данной работы, которая заключается в том, что в условиях динамично меняющейся экономической ситуации в стране компании, желающие в долгосрочной перспективе оставаться ведущими на рынке своей профессиональной деятельности, проводят реструктуризации бизнеса и меняют привычный образ работы в коллективе, при этом сталкиваясь с проблемой возникновения организационных конфликтов, которые плохо сказываются на самих работниках и результатах работы департаментов. Учитывая, что для сохранения лидирующих позиций на рынке кадровых агентств компании необходимо быстро справляться с конфликтами, возникающими в ней, то управленческой проблемой в настоящее время для нее является недостаточная осведомленность о влиянии средовых (отраслевых) и организационных факторов на возникновение и развитие организационных конфликтов в рекрутинговых компаниях, позволяющая принимать адекватные меры для их предупреждения и урегулирования в долгосрочной перспективе. Целью данного исследования является выявление основных причин и форм конфликтов, возникающих в компании и формулирование рекомендаций по их урегулированию. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить основные причины возникновения конфликтов в компании, занимающейся поиском и подбором персонала.
• Определить наиболее распространенные формы организационных конфликтов в компании.
• Описать различные подходы и методы разрешения организационных конфликтов в компании
• Сделать выводы и рекомендации о возможностях использования международной практики разрешения организационных конфликтов в российской рекрутинговой компании
Теоретической основой исследования выступили труды по проблеме управления организационными конфликтами таких ученых как: Марч и Симонс, Элтон Моритц, С.М Емельянов, А.А Деревянченко и других.
Структура данной работы состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы. В первой главе освещаются основные теоретические понятия, связанные с организационными конфликтами, их типами и способами разрешения. Во второй главе представлено краткое описание компании и ее деятельности на территории Российской Федерации, описание отдела, деятельность которого анализируется; также во второй главе описывается методология исследования и конкретные ситуации возникновения организационных конфликтов в компании. В третьей главе предоставлены рекомендации по предупреждению и урегулированию организационных конфликтов в компании.
В данной работе используется метод качественного анализа данных. Этот метод помогает понять не только основные виды организационных конфликтов, но и их причины, посредством которых в дальнейшем будут даны рекомендации для улучшения работы компании. Для сбора необходимых для исследования данных были выбраны включенное наблюдение, которое проводилось летом 2015 года, а также глубинное интервью с сотрудником компании
В данной дипломной работе был проведен анализ организационных конфликтов в компании «Kelly Services» в летний период 2015 года. Поставленная в самом начале цель была реализована путем рассмотрения теоретических аспектов организационных конфликтов, а также использованию методов и различных подходов к разрешению организационных конфликтов. Анализ ситуации в компании, а также выявление наиболее часто встречающихся конфликтов и методов урегулирования конфликтных ситуаций, которые применяет менеджмент компании, помог предоставить компании несколько рекомендаций по предотвращению схожий организационных конфликтов в будущем. В работе было выявлено, что наиболее часто встречающиеся организационные конфликты находились на стадиях латентного или воспринимаемого конфликта и лишь одна конфликтная ситуация была на стадии ощутимого конфликта. Проведенный анализ организационных конфликтов также смог выявить, что наиболее полно ситуацию в компании, связанную с конфликтами можно описать с помощью «системной модели Эфрона», в которой особое внимание уделяется конфликтам, возникающем на одном «горизонтальном» уровне или конфликтам вреди сотрудников, находящихся на одном иерархическом уровне.
Для проведения анализа в первую очередь была охарактеризована сама компания и рынок рекрутинговых компаний на территории России. Это помогло понять специфические причины возникающий организационных моментов, а также представить рекомендации, которыми данная компания сможет воспользоваться, чтобы и в будущем занимать лидирующие позиции в сфере рекрутинга и консалтинга в области управления человеческими ресурсами. Проведенный анализ рынка также помог выявить некоторое колебание экономической конъюнктуры и возможной регрессии экономики в связи с тяжелым положением Российской Федерации на данный момент. Ухудшение в экономике влияет на компанию, что в свою очередь сказывается на работе коллектива и рабочем «настроении», которое может ухудшаться и приводить к острым межличностным и межорганизационным конфликтам.
Отсюда вытекает, что актуальность данной работы заключалась в том, что в условиях динамично меняющейся экономической ситуации в стране, компания в долгосрочной перспективе желает оставаться на ведущей позиции на рынке рекрутинговых компаний России, проводит реструктуризации бизнеса и меняют привычный образ работы в коллективе, при этом сталкивается с проблемой возникновения организационных, которые плохо сказываются на самих работниках и результатах работы подразделений.
Написание данной работы основывалось на использовании качественного исследования, которое помогло понять не только виды организационных конфликтов, встречающихся в компании, а также выяснить причины этих конфликтов, понять какие методы разрешения конфликтных ситуаций применялись менеджментом компании, а также предоставить рекомендации по дальнейшему предотвращению организационных конфликтов в «Kelly Services». Методами качественного исследования были выбраны глубинное интервью с сотрудницей инжинирингового отдела и включенное наблюдение, проведенное во время летней стажировки в 2015 году.
Как удалось выяснить компания «Kelly Services» достаточно хорошо и эффективно решает организационные конфликты еще на ранних этапах. Наиболее часто встречающимся методом урегулирования в компании является метод нахождения компромисса, при котором все стороны конфликта остаются в «плюсе» и не чувствуют себя ущемленными в своих правах. Также компании приходилось использовать односторонний метод решения конфликта, при котором в выигрыше остается лишь одна из конфликтующих сторон, а также однажды был применен интегративный способ, при котором разрабатывается абсолютно новое решение, идея которого принадлежит обоим сторонам. Последний метод был применен в случае с конфликтом между сотрудниками компании и стажерами, приходящими в летний период.
Таким образом, в результате исследования организационных конфликтов в компании «Kelly Services» удалось выявить основные причины и виды организационных конфликтов, возникавших на период проведение включенного наблюдения, а также выяснить методы разрешения этих конфликтных ситуаций, примененных менеджментом компании и самими сотрудниками. По итогам анализа и глубинного интервью с сотрудницей инжинирингового отдела, Александрой Полубояриновой, также удалось предоставить компании несколько рекомендаций по дальнейшему предотвращению схожих ситуаций в плане организационных конфликтов.
1. Daniel Effron: Assistant Professor of Organisational Behaviour [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.london.edu/faculty-and-research/faculty/profiles/effron-d , свободный - Загл, с экрана
2. David S. Walonick.1993. Organizational Theory and Behavior. Houston Chronicle 1 (3): 117–128.– Доступно на http://www.statpac.org/walonick/organizational-theory.htm
3. Eric Feigenbaum.2015. Organizational Conflict Theory. Houston Chronicle 7 (6): 10–12.– Доступно на http://smallbusiness.chron.com/organizational-conflict-theory-4874.html
4. ETS Business Major Field Test: Organizational Behavior [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://libguides.daltonstate.edu/c.php?g=24737&p=149829 , свободный - Загл, с экрана
5. ETS Business Major Field Test: Organizational Behavior [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://libguides.daltonstate.edu/c.php?g=24737&p=149829 , свободный - Загл, с экрана
6. George N. Root III.2015. Causes of Organizational Conflict. Houston Chronicle 7 (6): 8–10.– Доступно на http://smallbusiness.chron.com/causes-organizational-conflict-168.html
7. Hunbbel Meer.2013. What is Conflict? Organizational Conflict Definition and Explanation. Organizational behavior studies 7 (6): 45–49.– Доступно на http://studyob.com/what-is-conflict/
8. Kelly Services— [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kelly_Services, свободный - Загл, с экрана
9. Louis R. Pondy.2006. Reflections on organizational conflict. Journal of Organizational Behavior 7 (6): 257–261.– Доступно на http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/job.4030130305/abstract
10. Polukhina, AN The conflicts in the organization and meditation [Text] / A. Polukhina / / IVF. Russian Economic Journal. 2005. Number 4. with. 184-189
11. R. David Lebel.2016. Overcoming the fear factor: How perceptions of supervisor openness lead employees to speak up when fearing external threat. Elsevier 7 (6): 89–103.– Доступно на http://www.journals.elsevier.com/organizational-behavior-and-human-decision-processes/recent-articles
12. Thomas Kochan.2006. Walton and McKersie's behavioral theory of labor negotiations: An industrial relations perspective. Journal of Organizational Behavior 7 (6): 289–295.– Доступно на http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/job.4030130310/abstract
13. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. (ред.).2007.Конфликтология. 3-е изд. СПб.: Питер, C.74-78
14. Брылева Л. Г.2013. Классификация организационных конфликтов в условиях современной рыночной экономики. Электронный научный журнал 9 (5): 57–61.– Доступно на http://uecs.ru/uecs53-532013/item/2126-2013-05-06-08-03-25
15. Введение в конфликтологию: учеб. Пособие – М., 1999. С. 98
16. Виды конфликтов в организации [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://psyera.ru/3090/vidy-konfliktov-v-organizacii, свободный - Загл, с экрана
17. Виды конфликтов и их характеристика [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/konflikt.html , свободный - Загл, с экрана
18. Вишняков Н.Ф.2007. Конфликтология. Электронный научный журнал 1 (3): 132–136.– Доступно на http://lib.sale/konfliktologiya/konfliktologiya.html
19. Включенное наблюдение [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://xn--c1ajbknbbt0c0f.net/metody-sociologicheskih-issledovanij/304-vkljuchennoe-nabljudenie-eto , свободный - Загл, с экрана
20. Динамические конфликты [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://magicspeedreading.com/books/a_govori/konfliktologiya_k/konflikt_068.html, свободный - Загл, с экрана
21. Источники межгрупповых конфликтов [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://pokoleniye.ru/?p=623, свободный - Загл, с экрана
22. Как не сойти с ума в женском коллективе? [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://www.koroleva-svidaniy.ru/karera/zhenskij-kollektiv-kak-ne-sojti-s-uma/ , свободный - Загл, с экрана
23. Когда обвалится российский рынок рекрутинга? [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/news/events/Kogda-v-Rossii-obvalitsja-rynok-rekrutinga.html , свободный - Загл, с экрана
24. Конфликтология [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://bookwu.net/book_konfliktologiya_1138/44_glava-15.-osnovnye-vidy-mezhgruppovyh-konfliktov , свободный - Загл, с экрана
25. Конфликтология [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://padaread.com/?book=39414&pg=17, свободный - Загл, с экрана
26. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. [Текст] / У. Мастенбрук. - М.: ИНФРА-М, 1996. – 256 с.
27. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. [Текст] / У. Мастенбрук. - М.: ИНФРА-М, 1996. – 256 с.
28. Методы разрешения организационных конфликтов (теория и практика) [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://bmanager.ru/articles/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BA.html , свободный - Загл, с экрана
29. Нэреш К. Малхотра. 2002. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. Анг.: Изд-во Вильямс.
30. Объективные и субъективные причины конфликтов [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://studme.org/1410062010003/menedzhment/obektivnye_subektivnye_prichiny_konfliktov , свободный - Загл, с экрана
31. Организационные конфликты: основные виды, причины возникновения и пути преодоления (информационно смысловой компонент технологии) [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://banauka.ru/3113.html , свободный - Загл, с экрана
32. Организационный конфликт: сущность и способы его разрешения [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://infopedia.su/3x47c6.html , свободный - Загл, с экрана
33. Организационный конфликт: сущность и способы его разрешения [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://infopedia.su/3x47c6.html , свободный - Загл, с экрана
34. Основатель Kelly Services— [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kellyservices.ru/RU/About-Us/william-russel-kelly-ru/#.VfLs_fntmko, свободный - Загл, с экрана
35. Основные источники конфликтов в организации [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://www.hrfaq.ru/99/osnovnye-istochniki-konfliktov-v-organizacii/ , свободный - Загл, с экрана
36. Основные типы конфликтов в современной организации и проблемы управления ими [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://studopedia.org/10-187077.html , свободный - Загл, с экрана
37. Отчет по производственной практике 2 Кузнецовой Юлии
38. Подбор персонала на направления: логистика, строительство, проектирование [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kellyservices.ru/RU/Business-Services/business-with-ker-ru/#.Vf61Zvntmko, свободный - Загл, с экрана
39. Полухина, А.Н. Конфликты в организации и медитация [Текст] / А.Н. Полухина // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2005. №4. с. 184-189.
40. Россия: Настоящий экономический кризис только начинается [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://inosmi.ru/economic/20160112/235032703.html) , свободный - Загл, с экрана
41. Сущность организационного конфликта, его особенности и классификация [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://psyera.ru/sushchnost-organizacionnogo-konflikta-ego-osobennosti-i-klassifikaciya-154.htm , свободный - Загл, с экрана
42. Теоретические особенности управления организационными конфликтами в условиях современного менеджмента [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1550 , свободный - Загл, с экрана
43. Типология организационных конфликтов [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://www.smartmanage.ru/deels-485-1.html , свободный - Загл, с экрана
44. Типология организационных конфликтов [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://www.smartmanage.ru/deels-485-1.htm , свободный - Загл, с экрана
45. Типы темперамента человека [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/temperament.html , свободный - Загл, с экрана
46. Управление современной организацией: учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лиса [Текст] / Б.Мильнер, Ф. Лис. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XVIII. – 643 с.
47. Функции организационных конфликтов [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://psyera.ru/funkcii-organizacionnyh-konfliktov_8138.htm , свободный - Загл, с экрана