Аннотация
Введение 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения комфортности городской среды
7
1.1 Определение понятий качества жизни и комфортности городской среды 7
1.2 Подходы к измерению комфортности городской среды: российские и зарубежные
практики 11
1.3 Методика исследования пространственных различий комфортности городской
среды 14
Глава 2. Территориальная организация общегородского пространства Приморского
района 21
2.1 Географическое положение и социально-географическая характеристика
Приморского района 21
2.2 Анализ пространственного распределения объектов инфраструктуры и их качественные характеристики 22
2.2.1 Окружающая среда 22
2.2.2. Объекты социально-досуговой инфраструктуры 31
2.2.3. Улично-дорожная сеть 35
Глава 3. Пространственные особенности комфортности городской среды муниципальных округов Приморского района 44
3.1 Рейтингование территорий по уровню комфортности и типологизация округов Приморского района 44
3.2 Перспективы и решения по улучшению комфортности городской среды
Приморского района города Санкт- Петербург 54
Заключение 58
Список использованной литературы и источников 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
Высокие темпы роста урбанизации последних десятилетий определяют доминирующее место городов в современном мире. Городское пространство больше не сосредоточенно на выполнении лишь одной функции - быть экономическим, промышленным, культурном центром. В современном мире, города становятся единым сложным механизмом, фокусирующимся на социальном благополучии его жителей. В таких условиях, городская среда становится объектом для комплексных исследований и измерений, цель которых - поиск решений для повышения комфортности пространства и уровня жизни населения.
Городское пространство не является однородным по своей структуре, кроме того, современные тенденции развития общества диктуют новые стандарты для среды. Например, сокращение производственных мощностей определяет необходимость трансформации освобождающихся помещений, активное строительство новых жилых кварталов приводит к разрастанию городов и необходимости принятия новых решений для обеспечения нужд населения.
Российские города сильно различаются по пространственной организации, уровню социально-экономического развития, климатическим условиям. Одним из приоритетных проектов России на данный момент является проект по формированию комфортной городской среды, который нацелен на обеспечение благоприятных условий для жизни населения в городах. Таким образом, актуальность работы связана с ростом значимости для российских городов концепции комфортности городской среды.
На сегодняшний день, акцент делается на сравнении крупных городов между собой, однако, их оценка складывается на основе особенностей развития более мелких территориальных образований. Научная новизна исследования заключается в измерении городской среды именно в масштабе муниципальных округов, что дает возможность изучить территориальную организацию пространства более детально.
Объектом исследования выступает городская среда в административных единицах Приморского района, а предметом - характеристики городской среды с точки зрения их комфортности для населения.
Цель данной работы - выявление территориальной неоднородности качества городской среды Приморского района Санкт-Петербурга по уровню её комфортности для населения. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить различия в понимании термина комфортности городской
среды в российской и зарубежной практике, изучив основные работы по данной теме.
Выявить основные подходы к измерению комфортности городского
пространства, рассмотреть конкретные методики.
3. Предложить собственную методику проведения исследования пространственных различий в контексте комфортности среды.
4. Выявить особенности территориальной организации городского пространства Приморского района, посредством исследования пространственного размещения объектов инфраструктуры, улично-дорожной сети, окружающей среды.
5. Выделить основные направления обращений граждан посредством анализа специализированной онлайн-платформы.
6. Произвести рейтингование территорий Приморского района с целью выделения типов комфортности городской среды в муниципальных округах. Выявить наиболее активные округа в сети Интернет.
7. Охарактеризовать пространственную структуру выделенных типов.
8. Сопоставить полученные результаты работы с направлениями развития района, заявленными в стратегическом документе территории, представить варианты улучшения.
Используемые методы в работе: расчет простого интегрального индекса, рейтингование и типологизация территорий, контент-анализ, формализованный анализ.
ВКР состоит из введения, 3 глав, заключения и 6 приложений. Всего - 78 страниц.
На данный момент, понятие комфортности городской среды варьируется в зависимости от стран, условий и господствующих тенденций. Зарубежные исследования больше посвящены взаимосвязи уровня жизни человека и городского пространства, в то время как российская практика склоняется в сторону поиска новых архитектурно - планировочных решений для развития среды и повышения ее комфортности через проекты благоустройства.
Для проведения эффективной политики в отношении формирования комфортных городов, среда становится объектом многочисленных измерений. Глобально, выделяются два подхода - объективный, для которого важна полнота статистических данных и их достоверность, и субъективный - обязательно с качественной выборкой респондентов, методикой обработки результатов и точностью формулировок. В России, основным инструментом для измерения является Индекс качества городской среды, разработанный МинСтроем РФ, параметры которого относятся в большей степени к инфраструктурной развитости того или иного города. Среди критериев оценки Индекса - безопасность, комфортность, экологичность, разнообразие, актуальность. В то время как зарубежные практики используют широкий диапазон показателей, оценивающих также социально-экономический уровень территории, культурные особенности, политическую сферу жизни.
Для определения территориальной неоднородности Приморского района по уровню комфортности, был построен простой интегральный индекс для всех восьми муниципальных округов. Индекс включает в себя 18 показателей, сгруппированных по 3 категориям: окружающая среда, социально-досуговая инфраструктура, уличнодорожная сеть. Общая сумма баллов округа определяла его место в рейтинге. На основании присужденного места, а также лидерства параметров внутри итоговой суммы, производилась типологизация территорий. Кроме этого, был использован контент - анализ платформы по обращению с вопросами благоустройства, официальных сайтов МО и социальной сети, с целью выявления уровня активности жителей округа и основных проблем в этой сфере.
При проведении первичного анализа территориального состава территории, стало очевидным, что для муниципальных округов Лахта-Ольгино и Лисий Нос некорректно использовать всю группу предложенных параметров. Таким образом, они анализировались отдельно.
По пространственной структуре, комфортность городской среды Приморского района изменяется от муниципального округа №65, который является лидером рейтинга и наиболее комфортным округом для жизни. Граничащие с ним на востоке - муниципалитеты Ланское и Озеро Долгое, которые заняли 2 и 3 место соответственно, определены как округа умеренной комфортности. По мере отдаления Коломяги и Комендантский аэродром (4 и 5 место), уже характеризуются средним уровнем комфортности, а Юнтолово, хоть и граничит с МО №65 на севере, является аутсайдером в данном рейтинге в силу низкой связности округа с другими районами города, и слабым инфраструктурным покрытием.
Приморский район демонстрирует сильную внутреннюю неоднородность внутри муниципальных округов в контексте комфортности городской среды. МО с наивысшими результатами расположены на побережье Невской губы и реки Большая Невка. Они отличаются развитой инфраструктурой как социально-досуговой, так и уличнодорожной. В вопросе велодорожек, доступности метро и оборудованных зеленых зон лидеры рейтинга ушли далеко вперед от остальных административных единиц. Единственный округ, демонстрирующий сбалансированное развитие всех трех выделенных категорий - лидер рейтинга МО №65. Так, центральный округ района - Озеро Долгое, характеризуется повышенной плотностью торговых площадей, Ланское - пешеходной привлекательностью. Комендантский аэродром и Коломяги за счет строительства новых кварталов привлекают все больше жителей, что означает общий уровень снижения комфортности. Однако это не касается уже освоенных областей вокруг их общей границы, комфортность которых выше в среднем по округу....
1. Дьячкова, О. Н. Влияние загрязнения почвы на экологическую безопасность городской среды Санкт-Петербурга / О. Н. Дьячкова // Геоэкология. Инженерная геология, гидрогеология, геокриология. - 2020. - № 1. - С. 67-71.
2. Дьячкова, О. Н. Принципы стратегического планирования развития "зеленой" инфраструктуры городской среды / О. Н. Дьячкова // Вестник МГСУ. - 2021. - Т. 16. - № 8. - С. 1045-1064.
3. Ильина, И. Н. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований / И. Н. Ильина // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2015. - № 5(164). - С. 69-82.
4. Кочеткова, Т. В. Комфортность городской среды / Т. В. Кочеткова, Н. В. Алейникова // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2019. - № 11. - С. 66-72. - DOI 10.34031/2071-7318-2019-4-11-66-72.
5. Леванчук, А. В. Особенности оценки комфортности среды городских поселений с учетом виброакустического воздействия в зоне влияния транспортных железнодорожных узлов / А. В. Леванчук, В. В. Рябец // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 6. - 8 с.
6. Мусинова, Н. Н. Проблемы урбанизации в контексте формирования комфортной городской среды / Н. Н. Мусинова // Вестник университета. - 2019. - № 6. - С. 27-31.
7. Одинцова, А. В. Национальный проект "Жилье и городская среда" в системе пространственного развития России / А. В. Одинцова // Федерализм. - 2019. - № 4(96). - С. 41-58.
8. Сарченко, В. И. Детерминация экономической сущности формирования качественной городской среды / В. И. Сарченко, С. А. Хиревич // Проблемы современной экономики. - 2016. - № 2(58). - С. 182-186.
9. Сергеева, О. Е. Комфортная городская среда как определяющий фактор развития мегаполисов / О. Е. Сергеева, Е. Н. Лазарева // Управленческое консультирование. - 2018. - № 11(119). - С. 166-173.
10. Сидоров, В. П. Оценка комфортности городской среды (на примере города Ижевск) / В. П. Сидоров, П. Ю. Ситников, В. А. Рубцов // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. - 2020. - Т. 30. - № 2. - С. 244-254.
11. Штейн, Е. М. Менеджмент комфортности городской среды на основе совершенствования социальной инфраструктуры / Е. М. Штейн // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3-2(56). - С. 252-257.
12. Юрасов, Р. А. Информационно-коммуникационные технологии как фактор улучшения качества городской среды / Р. А. Юрасов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-4(77). - С. 796-799.
Официальные документы
13. «Бюджет для граждан» к местному бюджету муниципального образования муниципальный округ №65 на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 гг.
14. «Основные итоги социально-экономического развития Приморского района Санкт-Петербурга за 2021 год и задачи на 2022 год».
15. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. «Методические рекомендации по подготовке правил благоустройства территорий поселений». - Москва, 2017. - 100 с.....86