Введение 3
Глава I. Исторические традиции и документальные основы внешней культурной политики
Испании в России 8
1.1. История культурных связей России/СССР и Испании в XX веке 8
1.2 Документальные основы внешней культурной политики Испании в России 16
Глава II. Институциональные основы внешней культурной политики Испании в России . 26
2.1 Деятельность Института Сервантеса как актора внешней культурной политики
Испании 29
2.2 Роль культурного центра «Аделанте» и иных организаций, участвующих в реализации
внешней культурной политики Испании в России 44
Глава III. Перекрестные годы культур как актуальная форма внешней культурной политики
Испании в России 49
3.1 Перекрестные годы культур как форма внешней культурной политики современных
государств 49
3.2 Реализация Перекрестных годов культур на примере взаимодействия Испании и
России 50
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 68
В современном мире в условиях глобализации страны находятся в постоянном тесном сотрудничестве друг с другом. Оно выражается в экономических, политических, социальных взаимоотношениях и многих других аспектах взаимодействия государств. Более того, на нынешнем этапе современных международных отношений наиболее эффективным является проведение политики «мягкой» силы, нежели «жесткой», как это было раньше.
В этой связи внешняя культурная политика (ВКП) является одним из основных инструментов государства, поскольку она позволяет общаться с мировым сообществом посредством языка, истории, культуры, традиций, что позитивно воспринимается социумом и сближает людей. Культурное взаимодействие государства Испания представляет интерес для изучения, так как данной стране на нынешний момент удается успешно поддерживать и развивать культурные связи как с европейским регионом, так и со странами Латинской Америки.
Российская Федерация также является страной, с которой Королевству Испания удалось создать прочные межгосударственные связи. Особенно сильно страны взаимодействую в вопросах культурно-гуманитарного сотрудничества. В этой связи значимым представляется более глубокое изучение деятельности Испании в области внешней культурной политики на территории России, ее эффективность и перспективы развития. Учитывая вышесказанные обстоятельства, актуальность исследования обусловлена важностью поддержания и углубления существующего межкультурного взаимодействия между Королевством Испания и Российской Федерацией на современном этапе, а также поиском наиболее эффективных форм сотрудничества, позволяющих испанскому государству расширять и усиливать свое культурное влияние в России на взаимовыгодных для двух стран условиях.
Объектом данного исследования выступает внешняя культурная политика Испании, проводимая в Российской Федерации.
Предметом данного исследования являются внешняя культурная деятельность государства Испания в ХХ столетии в России, нормативно-правовые и институциональные основы российско-испанского культурно -гуманитарного взаимодействия, а также применение Перекрестных годов культур как актуальной формы проведения внешней культурной политики Испании в России.
Можно определить цель данного исследования, которая заключается в оценке внешней культурной политики Испании в России в начале XXI века. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
1. Охарактеризовать исторические традиции культурно-гуманитарного
взаимодействия Испании и России;
2. Определить нормативно-правовую основу, позволяющую Королевству Испания проводить внешнюю культурную политику в Российской Федерации;
3. Проанализировать институциональные основы Королевства Испания, с помощью которых оно реализует внешнюю культурную политику на территории России;
4. Дать оценку Перекрестным годам культур с точки зрения их эффективности при реализации ВКП Испании в России.
В процессе исследования были использованы следующие методы: сбор и анализ информации при рассмотрении исторической ретроспективы культурного взаимодействия в ХХ веке, а также при изучении документов, в которых закреплены принципы внешней культурной политики; институциональный метод при изучении структур и институтов в качестве акторов внешней культурной политики Испании; контент-анализ при изучении языковой политики Института Сервантеса; компаративный анализ, который способствовал выявлению особенностей внешней культурной политики Испании в различные исторические периоды; систематизация полученных данных с целью получения объективного представления о положении дел во внешней культурной политике Королевства Испания на современном этапе.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1991 по 2021 годы. Выбор ограниченного периода обуславливается тремя причинами: во-первых, после распада Советского Союза начался новый этап межгосударственного культурного взаимодействия Испании и России, который изучен не в полной мере; во-вторых, возникли новые направления и формы внешней культурной политики; в-третьих, появление доступных исследователю открытых независимых источников информации: публикаций на официальных сайтах госорганов, статистических данных, информации негосударственных культурных агентов и др. - требует глубокого изучения. Верхняя граница периода была выбрана для удобства анализа информации по годам.
Наиболее важными источниками исследования стали документ «Культурная политика Испании», который был одним из первых попыток государства зафиксировать способы межкультурного взаимодействия; так же к этому списку стоит добавить «Стратегию культуры и развития в рамках испанского сотрудничества», где были сформулированы конкретные направления культурного сотрудничества....
Опыт внешней культурной политики Испании представляет большой интерес как для исследователей, так и для непосредственно политических деятелей. Обращение к историческому становлению межгосударственного культурного взаимодействия Испании и России дает представление о том, что еще в ХХ веке странам удалось установить прочные отношения. Насыщенный событиями ХХ век позволил государствам выявить наиболее важные для них направления сотрудничества и осознать преимущества проведения совместной культурной дипломатии.
Стоит отметить, что в начале ХХ века контакты России и Испании начали активно развиваться. Страны постепенно приходили к понимаю, какие области взаимодействия станут выгодными для двух государств и какие действия во внешней культурной политике стоит предпринять в дальнейшем. С наступлением диктатуры Франсиско Франко СССР и Испания были вынуждены приостановить свое сотрудничество практически во всех направлениях из-за идеологических разногласий. Лишь после смерти диктатора государства стали возрождать ранее существовавшие контакты в сфере культуры, науки, образования.
Особая роль была отведена научному взаимодействию, где Россия и Испания сумели проявить себя с лучших сторон и наладить хорошее межгосударственное сотрудничество. В результате получилось наладить межуниверситетские обмены, реализовывать совместные программы как в фундаментальных, так и в гуманитарных науках. Помимо этого, странам удалось организовать на постоянной основе курсы русского языка в Испании и испанского в России соответственно.
Исследование нормативно-правовой базы двух государств позволяет сделать вывод о том, что каждая из стран имеет четкое представление о том, как именно должна проводиться внешняя культурная политика. С учетом внешнеполитической обстановки государства при необходимости корректируют свои программы и задачи с целью повышения эффективности своего влияния на мировой арене.
Стоит отметить, что документальная база демонстрирует понимание важности межкультурного диалога в современном мире. И Испания, и Россия готовы не только отстаивать свои интересы и продвигать культуру и имидж страны на мировой арене, но также и быть гибкими, подстраиваться под менталитет или национальные особенности другого государства. Все это свидетельствует об осознании того, насколько сильное влияние способны оказать межкультурные связи.
Более того, это же подтверждают и принятые совместно Испанией и Россией документы. Эти соглашения и договоры составлены четко и структурированно. По ним
можно проследить, какие вопросы занимали представителей двух стран в хронологическом порядке. Страны стараются подписывать новые документы по необходимости и охотно идут на контакт друг с другом, но стараются не перегружать совместную документальную базу, делая ее избыточной.
Таким образом, изучив ретроспективу культурно-гуманитарного сотрудничества России и Испании, а также рассмотрев имеющуюся нормативно-правовую базу, можно сделать вывод о том, что странам удается поддерживать отношения в данной области на высоком уровне. Более того, в течение длительного времени государства не перестают углублять свое сотрудничество и искать новые направления взаимодействия.
Кроме того, во внешней культурной политике Испании участвует достаточно значительное число акторов, большинство из которых государственные. Совместными усилиями они разрабатывают стратегию по развитию своего культурного влияния за рубежом, стараясь учитывать новые глобальные вызовы и тенденции.
Несомненно, Институт Сервантеса выступает одним из ключевых институтов, реализующих внешнюю культурную деятельность Королевства Испания. Цель данной организации заключается в продвижении испанского языка в мире через его изучение, преподавание и использование, а также в развитии и популяризации культуры испаноязычных стран. Нельзя забывать о том, что Институт Сервантеса существует всего лишь на протяжении тридцати лет, но за это время Испанией были приложены серьёзные усилия для того, чтобы он мог стать достойным конкурентом другим известным культурным институтам.
Особенно важным для анализа внешней культурной политики Испании в России представляется деятельность Института Сервантеса на ее территории. В процессе изучения данного аспекта я пришла к выводу, что структура в полной мере использует свои инструменты для того, чтобы формировать позитивный образ Королевства среди российских граждан. С этой целью Институтом проводятся многочисленные мероприятия, организуется большое количество курсов испанского языка, направленных на самую разную аудиторию. Всё это говорит о том, что данная структура стремится создавать привлекательный имидж своего государства на территории РФ, и с этой целью использует наиболее эффективные доступные ей инструменты.
Стоит отметить, что культурный центр «Аделанте» также занимается продвижением испанского языка и культуры в России. Несмотря на то, что данная структура не придерживается стратегии внешней политики Королевства Испания, а также не наделена соответствующими полномочиями, ее миссией является сделать из испанского языка инструмент сотрудничества с Испанией и странами Латинской Америки, а также 65
популяризировать культуру испаноговорящих государств. Вся эта деятельность полностью соотносится с задачами внешней культурной политики Испании....
1. Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 3 марта 2009 г. Мадрид [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/supplement/163 (дата обращения: 17.02.2022).
2. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и королевством Испания от 12 апреля 1994 г. Мадрид // Бюллетень международных договоров. - 1998. №6. - С.12.
3. Обмен нотами об установлении дипломатических отношений. 9.02.1977. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 33 - М.: Междунар. отношения, 1979. - С.39.
4. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Испания в области культуры и образования на 2005-2007 годы от 29 сентября 2005 г. Москва // Эл. фонд прав. и норм.-техн. документов [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/902198757 (дата обращения: 21.03.2022).
5. Соглашение между РФ и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15 ноября 2001 г. Мадрид // Бюллетень международных договоров. - 2002. №10. - С.47.
6. Соглашение между РФ и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15 ноября 2001 г. Мадрид // Бюллетень международных договоров. - 2002. №10. - С.47.
7. Соглашение между РФ и Королевством Испания о сотрудничестве в области культуры и образования от 11 апреля 1994 г. Мадрид // Бюллетень международных договоров. - 2004. №10. - С.40.
8. Соглашение между РФ и Королевством Испания о сотрудничестве в области культуры и образования от 11 апреля 1994 г. Мадрид // Бюллетень международных договоров. - 2004. №10. - С.40.
9. Соглашение между правительством РФ и Правительством Королевства Испания о научном и технологическом сотрудничестве от 15 ноября 2001 г. Мадрид // Бюллетень международных договоров. - 2006. №12. - С.11.
10. Estrategia de Accion Exterior 2021-2024. Web del Ministerio de Asuntos Exteriores, Union Europea y Cooperacion // [Электронный ресурс]. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/Paginas/Notici as/20210128_MINISTERIO13.aspx (дата обращения: 07.04.2022).
11. Estrategia de Cultura y Desarrollo de la Cooperacion Espanola. [Электронный ресурс] //
URL: https://cooperacionespanola.es/sites/default/files/cultura_y_desarrollo.pdf (дата
обращения: 21.03.2022).
12. Ley 7/1991, de 21 de marzo, por la que se crea el Instituto «Cervantes» // Agencia Estatal
Boletin Oficial del Estado [Электронный ресурс] // URL: https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-1991-7354 (дата обращения:
03.04.2022).
13. Plan Director Cooperacion Espanola 2009-2012. [Электронный ресурс] // URL:
https://cooperacionespanola.es/sites/default/files/plan_director_2009_2012.pdf (дата
обращения 16.02.2022).
14. Plan Director Cooperacion Espanola 2013-2016. [Электронный ресурс] // URL: https://cooperacionespanola.es/sites/default/files/plan_director_cooperacion_espanola_20 13-2016.pdf (дата обращения 16.02.2022).
15. Plan nacional de accion cultural exterior. // Instituto Cervantes - Madrid, 2011. - P.20...84