Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Консервация полихромных гипсовых слепков из собрания Палеонтологического музея СПбГУ

Работа №142930

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы219
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Цель работы, задачи, методы, актуальность работы 3
Степень изученности проблемы 4
Глава 1. Полихромная скульптура 16
1.1. Полихромия в скульптуре 16
1.2. История создания гипсовых копий и слепков 47
1.3. Историческая справка об обнаружении и формировании коллекции
гипсовых слепков и форм В.П. Амалицкого в Палеонтологическом музее СПбГУ 62
Глава 2. Исследования гипсовых слепков из собрания Палеонтологического музея СПбГУ 70
2.1. Методы исследований и оборудование 72
2.2. Места отбора проб 75
2.3. Результаты исследований 80
2.4. Заключение 128
Глава 3. Методика консервации полихромных гипсовых слепков из собрания Палеонтологического музея СПбГУ 128
3.1. Основные проблемы в реставрации полихромной гипсовой
скульптуры 128
3.2. Обзор литературы по консервации полихромии гипсовых скульптур...131
3.3. Методы консервации полихромных гипсовых слепков 147
Глава 4. Апробация методов консервации на полихромных гипсовых экспонатах 169
Заключение 193
Список литературы 195
Приложение №1. Отчет о прохождении стажировки в
ФГБНИУ «ГОСНИИР» 205

Цель работы
• Изучить историю и особенности техники полихромной гипсовой пластики, историю создания коллекций гипсовых слепков;
• Описать историю и формирование коллекции гипсовых слепков в Палеонтологическом музее СПбГУ;
• Провести исследования полихромии гипсовых слепков из собрания музея с помощью современных точных методов исследований, выявить использованные материалы при создании слепков;
• На основе отечественного и зарубежного опыта и полученных результатах исследований предложить методы консервации полихромных гипсовых слепков;
• Апробировировать некоторые методики на практике при консервации коллекции слепков СПбГУ.
Задачи
Предложить методику консервации полихромной гипсовой скульптуры с использованием современных материалов и инструментов. Изучение и анализ библиографических источников, посвященных проблемам консервации полихромной гипсовой скульптуры.
Методы
• Комплексный анализ методик реставрации и материалов, выявленных в ходе теоретических, практических и библиографических исследований;
• Анализ литературных материалов, касающихся проблем сохранения гипсовых слепков и форм;
• Поиск примеров использовавшихся способов тонирования поверхности слепков.
• Практическое апробирование методик
Актуальность работы
На сегодняшний день, в России крайне мало информации по консервации полихромной гипсовой пластики. Да и выделение в отдельную
специальную область консервацию полихромной гипсовой пластики остается достаточно условным. Специализированная подготовка реставраторов
полихромной скульптуры в России мало кто ведёт, поэтому реставрация полихромной скульптуры остается обычно рамках реставрации живописи. При этом в музеях России, находятся представляющие интерес коллекции различных объектов, выполненных из тонированного гипса: авторские эскизы скульптуры, слепки с шедевров мирового искусства, слепки древних животных и растений, находящиеся в естественно-научных коллекциях. В Палеонтологическом музее СПБГУ хранится интересная коллекция гипсовых слепков древних форм В.П. Амалицкого. Все эти объекты нуждаются в разработке системного подхода к консервации и реставрации.
Степень изученности проблемы
В настоящее время консервация полихромной гипсовой скульптуры не получила подробного освещения в отечественной литературе, как и используемые материалы. Особенно, важной является информация о тонировании гипсовой скульптуры. Соответственно, необходимо найти и изучить методики, публикации и специализированную литературу, которые посвящены реставрации полихромной гипсовой скульптуре, а также зарубежные источники и методики реставрации гипсовой скульптуры.
В книге Н.В. Одноралова «Скульптура и скульптурные материалы»11982 года (переиздание, первое издание относится к 1965 году) представлены сведения исключительно по материалам, из которых создаются скульптуры. В ней дается описание каждого материала, а также рекомендации по их использованию для скульптуры. Книга состоит из восьми глав: глина, воски и пластилин, гипс, бетон, пластические массы, металлы, камень, дерево. В главе «Гипс» автор приводит сведения о физико-химических свойствах гипса, о применении высокопрочного гипса, тонировании гипсовой скульптуры, о цветных гипсах и нерасширяющимся гипсе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассмотрена история создания коллекций гипсовых слепков в музеях и собраниях высших учебных заведений. Особое внимание уделено поиску и анализу существующих методик реставрации и консервации полихромной гипсовой пластики не только в отечественной, но и в зарубежной практике.
Рассмотрен подробный анализ методик консервации полихромных гипсовых скульптур, а также приведен список материалов и инструментов, пошаговые операции для консервации полихромии.
В ходе исследования решались следующие задачи:
• Изучена история и особенности техники полихромной гипсовой пластики, история создания коллекций гипсовых слепков;
• Описана история и формирование коллекции гипсовых слепков в Палеонтологическом музее СПбГУ;
• Проведены исследования полихромии гипсовых слепков из собрания музея с помощью современных точных методов исследований, выявлены использованные материалы при создании слепков;
• На основе отечественного и зарубежного опыта и полученных результатах исследований предложены методы консервации полихромных гипсовых слепков;
• Апробировированы некоторые методики на практике при консервации коллекции слепков СПбГУ.
В ходе визуального обследования состояния полихромных гипсовых слепков из собрания Палеонтологического музея СПбГУ выявлены дефекты, которые требуют консервационного вмешательства. Сложностью в подборе методов консервации стало недостаточное количество источников в отечественной литературе по данной проблеме. Многие из них касались реставрации полихромной деревянной или каменной скульптуры, однако, некоторые методы учтены и приведены в подглаве 3.3. Для составления консервационных методов полихромной гипсовой пластики были детально изучены консервационные отчеты полихромной гипсовых слепков зарубежных коллег и авторская методика консервации полихромной деревянной скульптуры Преображенской Г.А. Подробное описание и рекомендации по использованию материалов легло в основу составления комплексных методов консервации. В ходе изучения свойств и особенностей полихромной гипсовой пластики в научную работу включен раздел, посвященный рекомендациям хранения и экспонирования этих экспонатов.
В 4 главе описаны условия хранения и дефекты на гипсовых слепках из собрания Палеонтологического музея СПбГУ и методы их удаления. Методы, приведенные в работе, были взяты из отечественных и зарубежных источников, посвященных консервации полихромии гипсовых слепков. Консервационная методика основана на описанных методах, подходящая к каждому консервируемому объекту. Сложностью в подборе методов очистки стал подбор способа, не требующий использования воды, который может нарушить структуру гипса и привезти к необратимым последствиям. В процессе работы был найден метод позволяющий без каких-либо проблем устранить отставания красочного слоя от основы с помощью акриловой дисперсии Paraloid B-72.
Описанные методы консервации предусматривают комплексные действия по сохранению экспозиционного вида полихромных гипсовых слепков и охватывает действия реставратора от прикладных работ до мониторинга состояния сохранности предметов.
Гипсовые слепки из собрания Палеонтологического музея СПбГУ являются в своем роде уникальной коллекцией в России. Аналогов данных гипсовых слепков единицы и они требуют особого внимания. Надеюсь, данная работа послужит дальней сохранению полихромных гипсовых слепков не только в Палеонтологическом музее СПбГУ, но и в других музеях.


1. Дружинина, Е. А. Полихромия или тетрахромия? Цвет в греческой живописи V—IV веков до нашей эры // Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. Актуальные проблемы теории и истории искусства. — СПб.: НП-Принт, 2015. — Вып. 5. — С. 62—68.
2. Иванова, Е.Ю. Техника реставрации станковой масляной живописи// Иванова Е.Ю., Постернак О.П./ - М.: Индрик, 2005. - 136 с.; ил.
3. Ивахненко, М.Ф. Пермские и триасовые тетраподы Восточной Европы / М.Ф. Ивахненко, В.К. Голубев, Ю. М. Губин, Н.Н. Каландадзе, И.В. Новиков, А.Г. Сенников, А.С. Раутиан // Труды Палеонтол. ин-та РАН. - М.: ГЕОС, 1997 - Т. 268 - 216 с.
4. Каган, Ю.М. И.В. Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность. - М.: Наука, 1987. - 192 с, ил. - (Серия «Из жизни мировой культуры»)
5. Клокова, Г.С. Реставрация произведений станковой темперной живописи [Текст] : учебное пособие для высших учебных заведений / Г. С. Клокова и др. ; науч. ред. Г. С. Клокова; Православный Свято­Тихоновский гуманитарный ун-т, Фак. церковных художеств, Каф. реставрации. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2016. - 239 с.
6. Крестовский, И.В. Монументально-декоративная скульптура: Техника, технология, реставрация. - Ленинград; Москва: Искусство, 1949 (тип. № 2 Упр. изд-в и полиграфии Исполкома Ленгорсовета). - 268 с.: ил.
7. Масленицын, С.И. О реставрации русской деревянной скульптуры и декоративной резьбы/ Искусство. - 1980. - С.63-69
8. Нелихов, А.Е. Изобретатель парейазавров: Палеонтолог В.П.
Амалицкий и его галерея - М.: Фитон XXI, 2020. - 280 с.: ил.
9. Никитин, М.К. Химия в реставрации. Справ. Изд./М.К. Никитин, Е.П. Мельникова. - Л.: Химия, 1990. - 304 с.
10.Оганесова, Ю.Ю. Особенности проветривания музейных помещений в зависимости от влагосодержания наружного воздуха / Ю.Ю. Оганесова // Проблемы хранения и реставрации экспонатов в художественном музее: материалы науч.-практич. семинара. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 97-109.
11. Оганесова, Ю.Ю. Режим проветривания музейных помещений в зависимости от суточного изменения влагосодержания наружного воздуха / Ю.Ю. Оганесова // Исследования в консервации культурного наследия: материалы междунар. науч.-методич. конф. - Москва, 2008. - Вып.2. - С. 211-216.
12. Оганесова, Ю.Ю. Превентивная консервация музейных коллекций и её роль в сохранении объектов культурного наследия /Ю.Ю. Оганесова // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - Санкт-Петербург, 2011. - № 131. - С. 363-368.
13.Оганесова, Ю.Ю. Превентивная консервация как метод сохранения музейных коллекций: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.03 / Оганесова Юлия Юрьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. - Санкт-Петербург, 2013. - 240 с.: ил. URL - https://elibrary.ru/item.asp?id=30388776&
14. Одноралов, Н.В. Скульптура и скульптурные материалы/ [Учеб. пособие для худож. вузов и уч-щ] - 2-е изд., доп. - М.: Изобразит. искусство, 1982. - 223 с.
15. Первак, В.Э. Проблемы хранения музейных предметов. биологические повреждения экспонатов и методы их профилактики/В.Э. Первак// Исследования в консервации культурного наследия: материалы междунар. науч.-методич. конф. - Москва, 2008. - Вып.2. - С. 227-231...34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ