ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ 10
1.1 Эффективность права с юридической точкой зрения 10
1.2 Эффективность права с экономической точкой зрения 13
1.3 Раскрытие информации увеличивает эффективность общества 19
ГЛАВА 2 РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ КОНКУРЕНЦИИ В
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 23
2.1 Обоснованность раскрытия информации о состоянии конкуренции в
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 23
2.2 Раскрытие доминирующего положения и состояния конкуренции
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 27
2.3 Проблема и перспектива раскрытия состояния конкуренции в разделе
«выручки» 31
2.4 Проблема и перспектива раскрытия состояния конкуренции в разделе
«Запаса» 40
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВА РАСКРЫТИЯ СОСТОЯНИЯ
КОНКУРЕНЦИИ В РАЗДЕЛЕ ПБУ 12/2010 «ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ» 48
3.1 Проблема и перспектива раскрытия состояния конкуренции в разделе
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» 48
3.2 Годовые интегрированный отчёты и антимонопольный комплаенс 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность исследования. Если задать вопрос: кому принадлежит власть в мире? Ведущим мировым державам? Многие, наверное, ответили бы да, так как эти государства владеют высокими технологиями и мощными военными вооружёнными силами. Но давайте посмотрим на этот вопрос с другой точки зрения.
Компания Walmart1 занимает первое место по выручке по рейтингу2 Global 500 Fortune за 2021 год. Ее выручка3 составляет 559,151 млн $. Если бы мы рассматривали её как отельную страну, то ее 2.3 млн персонал мог бы сойти за население такой страны, а выручка вполне могла бы составить ее ВВП. Тогда эта страна заняла бы 24-ое место после Бельгии по объёму ВВП4 в 2021 году и первое место по ВВП на душу населения в размере 243,109 $. Существует сотни таких крупных организаций. Они могут объединяться как ООН путем перекрёстного владения акциями или создания совместного предпринимательства. Нельзя недооценить влияние таких транснациональных компаний. Согласитесь, Apple, Google, Meta значимо изменили наш образ жизни. А современному человеку не пользоваться продукцией компаний - Top 500 Global сегодня уже практически невозможно.
С одной стороны, эти организации обладают наиболее передовой производительностью и технологиями, представляя направление развития человеческой цивилизации. Они не только удовлетворяют потребности людей, обеспечивают занятость, но и обогащают национальную казну. С другой стороны, они обладают существенными преимуществами в своих отраслях, что возможно приводит к ограничению конкуренции, в результате чего нарушаются свободы рынка. На самом деле они так и работают.
Конкуренция стимулирует инновации и прогресс в технологии и доставляют такие выгоды потребителям. Типичным примером является конкуренция между Intel и AMD в сегменте CPU. За этот период потребитель покупают CPU лучшего качества с более низкой стоимостью. Много считают, не только конкуренция стимулирует технологический прогресс, благодаря высокому уровню концентрации ресурсов монополия также создаёт возможность для ускорения технического прогресса. Следует отметить, что развитие технологии может способствовать экономическому неравенству. Крупные технологические компании, в частности, подпитывают неравенство. Без конкурентов выгоды полученные от технического прогресса не могут распределяться между потребителями, но только среди участников организаций. Между тем монополисты могут задержать развитие технического прогресса, если такой прогресс угрожает их прибылям.
С развитием глобализации в XXI веке появляется всё больше негосударственных транснациональных организаций. Формирование и развитие монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм. В киберпанковской литературе фантазируют мир будущего - когда технологическое развитие находится на пике, искусственный интеллект сосуществует с людьми, но в то же время социальный порядок сильно нарушен, преступность стало неотъемлемой частью общества, у большей части населения низкий уровень жизни под влиянием «мегакорпорации», который обозначает вымышленную корпорацию с мощным конгломератом и занимает монопольным положением на разных рынках. Такие мегакорпорации могут игнорировать закон, содержать собственные тяжеловооружённые «частные армии», имеют свои «суверенные» территории и, возможно, даже свергают правительства. Таким образом, кто владеет голосом в мегакорпорации, то «владеет миром».
Ключевые тезисы «Киберпанка» - это отнюдь не паникёрские разговоры. Если мы посмотрим на состав ВВП Южной Кореи, то увидим, что ВВП Южной Кореи состоит из крупных концернов, таких как Samsung Group, LG Group и SK Group и.т.д. Самым крупным концерном является Samsung Group — ее выручка в 2021 году была эквивалентна примерно 20.31% ВВП Южной Кореи9. Суммарно этих концернов составляют более 50% всего ВВП Южной Кореи. Это занимает большую долю для страны с развитой экономикой. По сравнению с Японией компания Toyota10 приходится только 5.7% ВВП11, а американский Walmart12 приходится 2,4%13.
...
Подводя итоги проведённого диссертационного исследования, можно отметить, что в ходе работы нами была обоснована, актуальность раскрытия информации о конкурентном положении на рынке в публичной финансовой отчетности компаний. Путем экономического и правового анализа мы доказали, что такое раскрытие способно увеличить эффективность и устойчивость развития общества. Отдельно мы показали, что такое раскрытие данных о конкуренции соответствует определяемым действующим законодательством и профессиональными стандартами целям бухгалтерского учета как информационной основы принятия управленческих решений.
Выдвинутая нами гипотеза о возможности обнаружения доминирующего положения хозяйствующего субъекта и состояния конкуренции посредством анализа финансовой отчетности может быть логически разделена на 2 части.
Первая часть гипотезы, состоящая в допущении возможности обнаружить доминирующее положение хозяйствующего субъекта посредством анализа финансовой отчетности не была подтверждена в ходе исследования. Причина заключается следующим: во- первых, доминирующее положение может быть выражено не только количественными показателями, характеризующими состояние конкуренции, но и качественными критериями, которым требуется юридическая оценка. Во-вторых, для анализа ФАС устанавливает свой временный интервал и географическую границу в зависимости особенностей товарного рынка. В-третьих, для классификации доминирующего положения требуется определённый товар, а не совокупный товар или вид деятельности.
Ответ к первой части гипотезы отвергается. В финансовой отчетности невозможно непосредственно отразить доминирующего положения компании. В целях исправления данной ситуации нами был обоснован и разработан примерный образец специальной отчётности по запросу ФАС как приложение №3 Сводный статистический отчёт по анализу состояния конкуренции товарного рынка.
В условиях действующего законодательства и объективной ситуации с раскрытием информации в финансовой отчетности компаний, вторая часть гипотезы « о возможности обнаружить состояние конкуренции посредством анализа финансовой отчетности» выполняется лишь частично.
Целью моего исследования была разработка предложений в области наблюдения за состоянием конкуренции путем предоставления и анализа информации в финансовой отчетности компаний.
...
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N
195-ФЗ База: Консультант плюс URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/bfa43392d5f0bd103795f990afa427b03c1 0d65b/ (дата обращения 02.04.2023г)
2. ФЗ-402 "О Бухгалтерском учёте"
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/191340d29485de342c21500874ade 8ee79843bef/ (дата обращения 02.12.2022 г.)
3. ФЗ-135 "О защите конкуренции"
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/4f41fe599ce341751e4e34dc50 a4b676674c1416/(дата обращения 02.12.2022 г.)
4. ФЗ "Об акционерных обществах"
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ddafe3bbd0a86a0b5ca3dac70009 d37c375ec540/ (дата обращения 07.05.2023.)
5. ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и
манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103037/2548854a67962cb65dddb118fe6ae27d4d 6d697f/(дата обращения 07.05.2023)
6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 400 "Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322249/f5ad00cace9fc8a3887c04e6fed ac0e29fa8315a/ (дата обращения 07.05.2023.)
7. Постановление Правительства РФ от 09.04.2019 N 416 "Об особенностях раскрытия инсайдерской информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322225/47513a1ef3a96bf575f8c8f468b5bd 241Ь55Ь855/(дата обращения 07.05.2023).
8. Решение от 1 июня 2022 г. по делу № А76-39356/2021Арбитражный суд Челябинской области URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/QFZYJBiQjLog/(Дата обращения 03.12.2022 г.)
9. Постановления от 25 июля 2016 г. по делу № А50-17018/2015 от Верховный Суд Российской Федерации URL: https://sudact.ru/(Дата обращения 03.12.2022 г.)
10. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/(дата обращения 07.05.2023.)
11. Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12177774/paragraph/1:0 (дата обращения 02.12.2022г.)
12. Приказ ФАС России от 27.12.2022 N 1034/22 "Об утверждении методики расчета
ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса"
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436737/239df9e6de64246dd6cbaabc141b7 488100b3750/(дата обращения 08.05.2023 )
13. Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению" URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66752/47b3e6b10ed666537b3900e53ce4a4 d546e3ff3e/ (Дата обращения: 28.03.2023г)
14. Разъяснение ФАС России N 15 "О привлечении к ответственности за злоупотребления
доминирующим положением хозяйствующих субъектов, признанных коллективно доминирующими" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 24.10.2018 N 11) База: Консультант плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311500/61d635396f1f315d92fd6d5c2cdf4c0e030 01008/^'13. обращения 02.03.2023г)
15. ФСБУ 5/2019 «Запасы»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348523/18ae7e0209c0fcd71bb531b56fe671a1c9e 61af4/ дата обращения 08.05.2023
... всего 82 источников