Специфика функционирования вводных слов и выражений со
значением достоверности в современном научном стиле речи
(на материале статей, входящих в базу РИНЦ)
Введение 3
Глава 1 Специфика реализации вводных слов и выражений в статьях современного научного стиля речи 8
1.1. Направления в изучении вводных слов и выражений 8
1.2. Лексико-синтаксические и морфологические средства передачи значения
достоверности 13
1.3. Роль вводных слов и выражений в текстах научного стиля речи 21
1.4. Использование вводных слов и выражений со значением достоверности в
жанре научной статьи 26
Выводы 34
Глава 2 Анализ функционирования вводных слов и выражений в современной научной статье 37
2.1. Критерии отбора единиц и методология анализа материала 37
2.2. Комплексный анализ вводных слов и выражений со значением
достоверности 42
2.3. Выявление роли вводных слов и выражений в структуре жанра
статьи 53
Выводы 68
Заключение 71
Список литературы 75
Список словарей и справочных изданий 79
Список источников материала 83
Приложение №1 88
Приложение №2 103
Приложение №3 112
Данная диссертация посвящена изучению функционирования вводных слов и выражений в научных текстах. Данные языковые единицы исследовались разными учёными, которые давали свои определения. Так, например, по мнению В.В. Раскина, вводные слова - это слова, которые указывают на происхождение сообщения или указывают на связь с контекстом, в котором оно произносится; синтаксически они не связаны с предложением, а просто выражают взгляд говорящего на сообщение [БСЭ й11:рз://диГо.те/б1с1/Ьзе/Вводные слова]; И. Н. Кручинина добавляет, что вводные слова и выражения позволяют модально, экспрессивно и эмоционально оценить информацию [ЛЭС http://tapemark.narod.ru/les/081b.html].
Очевидно, что множество существующих определений отличаются друг от друга: некоторые исследователи связывают появление вводных слов в речи с интонацией, тогда как другие анализируют только лексико-синтаксический уровень оформления предложения. Таким образом, единый (общий) объект исследования - русский язык - может изучаться в различных аспектах, которые определяются целями исследования. Необходимо также учитывать, что любое неофициальное общение будет иметь гораздо менее предсказуемый ход развертывания темы по отношению к общению официальному, в связи с чем у исследователей могут возникать трудности при отборе более или менее сопоставимого материала исследования.
Темой вводных слов занимались в последнее время такие исследователи, как Е.С. Замятина, Р.З. Рамазанова, И.А. Шаронов и другие. Так, значимой для темы исследования является работа Е.С. Замятиной «К вопросу о классификации вводных слов с точки зрения происхождения», написанная в 2019 году. Результатом исследования стала классификация вводных слов и сочетаний из пяти разрядов, включающих подразяды, по типу происхождения и функционирования. Р.З. Рамазанова в статьях «Вводно-модальные слова как средство выражения уверенности в современном русском языке» (2020) и «Вводные слова как средство выражения эмотивности» (2017) исследует функционирование вводно-модальных слов со значением уверенности и указывает причины ее возникновения, а также способ передачи эмоциональной оценки. В работе И.А. Шаронова «Семантические и прагматические аспекты описания вводных слов и коммуникативов» (2018) автор указывает на связь между вводными словами и коммуникативами. Н.В. Патроева изучает частотность использования вводных конструкциий в лирическом тексте. По мнению исследователя, увеличение частоты использования вводных конструкций связано с усилением элементов аналитизма и личностного начала в тексте. В.А. Борисова анализирует различие семантико-прагматических свойств вводных и вставных компонентов в тексте в зависимости от типа дискурса, в котором они употребляются. В.В. Мусиенко в монографическом исследовании описывает особенности функционирования вводных конструкций со значением уверенность/ неуверенность с точки зрения авторской стратегии. Р.И. Розина изучает многозначность вводных метаязыковых оборотов, а А.И. Ергина классифицирует вводные слова на основе их семантики и стилистических особенностей, чтобы иностранные студенты лучше их поняли.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме использования вводных слов, нет значительных работ последнего времени, посвящённых функционированию в современной научной статье вводных слов и выражений со значением достоверности.
Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, тем, что современный научный стиль меняется под воздействием коммуникативных моделей англоязычного научного дискурса, с другой стороны - отсутствием работ, направленных на изучение специфики функционирования таких слов и выражений в современных научных статьях, не входящих в базы Wos и Scopus и написанных для российских журналов.
Объектом исследования являются вводные слова со значением достоверности информации.
Предметом исследования является специфика использования вводных слов разной степени достоверности в научном тексте.
...
В соответствии с темой исследования нами было проанализировано около 80 примеров из научных статей по лингвистике, в контексте которых используются вводные слова и выражения со значением достоверности, что позволило выявить специфику их функционирования в современной научной статье.
Классификации материала предшествует не только реферативное обозрение сущности и определения исследуемых в данной работе вводных слов и выражений в жанре научной статьи, но и дается сравнительный анализ лексического значения водных слов со значением достоверности и различных функций их употребления, а также выявляются функционально семантические особенности водных единиц.
Вводные слова - это совокупность слов, словосочетаний и предложений, у которых нет грамматической связи с другими членами предложения; они выражают модальную, экспрессивную и эмоциональную оценку информации; вводные слова в предложении обычно выделяются запятыми.
Достоверность отражает степень точности объективной информации, те. вводные слова и выражения могут выражать различную степень достоверности: от стопроцентной уверенности до сомнения.
Вводные слова могут быть представлены различными частями речи. Учитывая, что данное исследование проводится на материале теоретических проблемных статей (те. на современных научных текстах), мы составили окончательный список вводных слов и выражений, разделённых по частеречной принадлежности и по структуре словосочетаний. Как показал анализ, наиболее употребительными в научных статьях являются наречия (конечно, несомненно, безусловно, действительно, вероятно, видимо) и словосочетания (скорее всего, может быть).
Целью настоящего исследования являлось выявление взаимосвязи выбора языковых средств передачи достоверности и определении специфики функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья» по лингвистике.
В результате исследования цель исследования была достигнута, а гипотеза, заключающаяся в том, что анализ семантики выбора языковых средств (при передаче значения достоверности), их места в предложении, а также анализ композиционных и типовых блоков текста позволит определить специфику функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья» подтвердилась в ходе исследования. Также были решены следующие задачи:
1) на основании анализа теоретических основ исследования было уточнено определение вводных слов и выражений со значением достоверности;
2) выбраны методы исследования и определен подход к описанию синтаксически вводных единиц;
3) согласно критериям отбора создана картотека материалов для анализа и классифицирован отобранный материал;
4) на основе существующих классификацией создана обобщающая классификация вводных единиц в тексте современной научной статьи;
5) определена специфика функционирования, т.е. выявлены функции использования вводных слов и выражений со значением достоверности в современной научной статье по лингвистике и литературоведению на русском языке.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
• на уровне предложения:
1. В современных научных статьях вводные слова и выражения со значением достоверности не используются в конце предложения, но активно используются как в начале, так и в середине предложения. Вводные слова, которые относятся к суждениям других авторов, как правило, используются в начале предложения для обозначения стопроцентной уверенности, и относятся к целостным фактам. А лингвистические единицы, используемые в середине предложения, чаще всего относятся к собственным выводам, выражая неуверенность, сомнение в собственных выводах или указывая на недостаток информации.
• на уровне текста (на уровне композиционных блоков и на уровне типовых блоков текста):
2. На уровне композиционных блоков: вводные слова в наибольшей степени используются, когда автор анализирует материал, и в наимньшей степени при введении в проблему. Это значит, что вводные слова и выражения используются в порядке убывания частоты употребления относительно композиционных блоков «анализ» ^ «заключение» ^ «введение в вопрос». Из всех вводных слов со значением достоверности доминируют лингвистические единицы безусловно (высшая степень уверенности), вероятно и видимо (неуверенность). Наблюдается уменьшение использования других единиц со значением достоверности.
Таким образом, выбор автором вводного слова зависит от намерений адресанта, логики развития идеи и, следовательно, от контекста, то есть от вербализации идеи.
3. На уровне типовых блоках текста. Значение вводных слов со значением достоверности, используемых в типовых блоках текста “причина - следствие” и “результат - его обоснование”, направлено на объективацию неоспоримых фактов, другими словами, в их значении реализуется сема ‘утверждение’. В этих двух блоках вводные слова и выражения со значением достоверности реализуют функцию доказательства и убеждения. Будучи использованными в блоке “наблюдение - умозаключение”, вводные слова со значением остоверности выражают некоторую долю неуверенности и реализуют функцию гипотетической достоверности.
...
1. Борисова В. А. Семантико-прагматические аспекты категории вводности : дис. ... канд. филологических наук : 10.02.19. - Тверь, 2020. - 172 с.
2. Бузальская Е. В. Научная статья: тенденции изменения модели // Жанры речи. - 2021. - № 2 (30). - С. 90-100.
3. Владимирова Т.Л. Язык и стиль научного текста: учебное пособие; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 80 с.
4. Вуйцик Е. В. Семантические функции вводных слов и выражении в произведениях Н.С. Лескова и братьев Стругацких: сопоставительный анализ : дис. ... канд. филологических наук : 45.03.01. - Саратов, 2018. -22 с.
5. Горбунова К. Б. Становление терминологической системы предметной области "борьба с наркотиками": на материале итальянского языка : дис. ... канд. филологических наук : 10.02.05. - Санкт-Петербург, 2017. - 295 с.
6. Ергина А. И. Освоение иноязычными учащимися русских вводных слов со значением указания на последовательность и связь явленийй // Science time. - 2016.-№ 1(25).-С. 142-147.
7. Замятина Е. С. К вопросу о классификации вводных слов с точки зрения происхождения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 1(26). -С. 56-59.
8. Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 368 с.
9. Иванов Ч. В. Методические рекомендации по подготовке и написанию научной статьи : дис. ... канд. государственного и муниципального управления : 38.04.04. - Иркутск, 2017. - 12 с.
10. Козинцева Н. А. Категория эвиденциальности (проблемы типологического анализа) // Вопросы языкознания. - 1994. - № 3. - С. 92-104.
11. Котиева Э. А. К вопросу о вводных словах с семантикой достоверности // Рефлексия. - 2018. - № 1. - С. 32-34.
12. Краснова Т.И. Основы русской грамматики. Языковая норма. Слово и предложение. - СПб., 2007. - 95с.
13. Кукса И.Ю. Средства выражения модального значения уверенности / неуверенности в текстах газет первой половины XX века // Вестник РГУ им. И. Канта. Филологические науки. - 2008. -№ 8. - С. 59-64.
14. Малярчук-Прошина У. О. Синтаксические средства выражения оценки в медиатекстах // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. - 2015. - Том 1 (67), № 2. - С. 89-94.
15. Михайлова Е. В. Интертекстуальность в научном дискурсе: На материале статей : автореферат дис. ... канд. филологических наук : 10.02.19 / Волгоградский гос. пед. ун-т. - Волгоград, 1999. - 279 с.
... всего 181 источников