Введение 3
Глава 1. Коммуникация между нарратором и фиктивным читателем 7
1.1. Размывание границы между искусством и реальностью как характерная особенность творчества Лимонова 7
1.2. Сюжетно-фабульная структура романа 16
1.3. Раздвоенность Эдички Лимонова 27
1.4. Проблемная коммуникация между рассказчиком и фиктивным читателем 39
Выводы к главе 1 51
Глава 2. Коммуникация между главным героем и другими персонажами 55
2.1. «Мы» и оппозиция «свой — чужой» 55
2.2. Отношения с Еленой 72
2.3. Романтическая встреча с Крисом 83
2.4. (Не)справедливость мира и Эдички 88
Выводы к главе 2 92
Глава 3. Коммуникация между реальным автором и реальными читателями 95
3.1. Автобиографизм как приём 95
3.2. Скандальный писатель и политик 102
3.3. Конфликт между творцом и миром на разных уровнях коммуникации 111
Выводы к главе 3 121
Заключение 123
Список литературы 126
Приложение 1 136
Приложение 2 140
Приложение 3 204
«Это я — Эдичка» является дебютным романом Эдуарда Лимонова, который во многом предопределил его дальнейшее творчество и ознаменовал переход от поэзии к прозе. Вслед за «Эдичкой» появятся другие прозаические произведения, в которых имя главного героя полностью или частично совпадает с именем автора, а сюжет соотносится с биографией Лимонова. Благодаря включению в литературное произведение различных деталей, соотносящихся с внетекстовым миром, создаётся иллюзия автобиографичности и выстраивается особая система отношений между автором и читателем, художественным текстом и внешней реальностью. Читатели зачастую не видят разницы между автором и героем, художественными произведениями Лимонова и его жизнью. Это, с одной стороны, проблематизирует коммуникацию между реальным автором и реальными читателями, с другой стороны, позволяет Лимонову конструировать свой собственный автобиографический миф.
Центральной фигурой в романе «Это я — Эдичка» является русский поэт Эдичка Лимонов, который тяжело переживает уход жены и испытывает сильнейшее чувство одиночества. Утратив все свои прошлые связи, он пытается установить прочный контакт с кем-либо, однако каждый раз терпит неудачу. Свои переживания и размышления он превращает в художественный текст, который мы в итоге читаем. В процессе восприятия текста рецепиентом размывается граница между художественным текстом и внешней реальностью, а также преодолевается коммуникативный барьер между Лимоновым-творцом и миром. Анализ речевого поведения Лимонова- персонажа, Лимонова-повествователя и Лимонова-человека (реального автора) позволит понять как соотносится художественный мир и внетекстовая реальность и как должно выстраиваться взаимодействие между абстрактным автором и абстрактным читателем.
Основным материалом исследования является дебютный роман Эдуарда Лимонова «Это я — Эдичка». В исследовании также выявляются характерные черты лимоновкой поэтики, поэтому часто приводятся цитаты из других художественных и публицистических произведений автора. Материалом для третьей главы послужили публичные высказывания Эдуарда Лимонова.
Предметом исследования является художественная коммуникация на разных уровнях текста.
Цель данной исследовательской работы: показать, как происходит размытие границы между художественной и внехудожественной реальностями, сравнив коммуникацию внутри повествуемого мира (главный герой — остальные персонажи и мир в целом) с коммуникацией на уровне «повествователь — фиктивный читатель» и на уровне «автор-читатель» (абстрактный автор — идеальный или предполагаемый читатель, реальный автор — реальные читатели).
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1) обозначить и проблематизировать границы между текстом и внетекстовой реальностью;
2) проанализировать повествовательную и композиционную структуры романа и выявить элементы, определяющие структуру коммуникации на уровне изображаемого мира;
3) рассмотреть стратегию взаимодействия Лимонова с предшествующими литературными традициями как вариант коммуникации Лимонова-автора или повествователя в его романе с предшественниками и миром в целом;
4) рассмотреть коммуникацию на уровне повествуемого мира (главного героя с другими персонажами и миром в целом);
5) описать взаимодействие реального автора с реальными читателями, в результате которого создаётся миф автора о себе;
6) описать коммуникацию между абстрактным автором и абстрактным читателем, рассмотрев роман «Это я — Эдичка» как художественное целое....
Учитывая то, что роман «Это я — Эдичка» псевдоавтобиографичен, мы рассмотрели коммуникацию внутри текста (между фиктивным нарратором и фиктивным читателем, главным героем и другими персонажами) и за его пределами (коммуникацию реального автора и реальных читателей). Анализ этих трёх уровней и структуры романа позволяет понять смысл текста в условиях идеального прочтения (то есть то, как складывается коммуникация абстрактного автора и абстрактного читателей). Всё это позволяет обнаружить закономерности, которые проявляются на всех коммуникативных уровнях.
Одним из важных результатов данного исследования является обнаружение дистанции между главным героем и рассказчиком. Способность взглянуть на себя со стороны — это характерная черта лимоновского героя и необходимое условие для творчества. Раздвоенность Эдички Лимонова явно проявляется во фразеологическом плане: Эдичка — это жалкий неудачник, Лимонов — гордый русский поэт. В финале романа мы понимаем, что прочитанный нами текст — это результат размышлений Эдички, ставшего рассказчиком и сумевшего преобразовать интимные переживания в художественный текст. Сумев увлечь адресата своим рассказом, он налаживает коммуникацию с миром, превращается из неудачника в творца. Таким образом, раздвоенность во многом определяет специфику повествования в романе и влияет на то, как выстраивается коммуникация в тексте и за его пределами. Реальные читатели отмечали, что подобная противоречивость и раздвоенность характерна и для самого Лимонова, который одновременно был политиком и писателем. Сочетание двух разных ипостасей в одном человеке приводит не только к внутреннему конфликту, но и проблематизирует отношения с окружающими, которые зачастую принимают только одну ипостась героя и автора.
С темой раздвоенности напрямую связано отношение «Лимоновых» к предшествующим традициям. С одной стороны, они отвергают литературу прошлого, насмехаются над классиками, не желают иметь ничего общего с русской литературой. С другой стороны, они являются частью литературного процесса, продолжателями русской литературной традиции. В исследовательской работе были выявлены ряд элементов, отсылающих к романтизму. Лимонов-творец использует образы и сюжеты предшествующих традиций, но создаёт вокруг них непривычный и порой скандальный антураж, тем самым делая их «сниженными». Создаётся эффект отстранения, который деавтоматизирует процесс восприятия текста.
Несмотря на то что на всех уровнях коммуникация воспринимается как заведомо провальная, она всё же крайне необходима для любого творца. Реальный Лимонов, Лимонов-автор и Лимонов-рассказчик схожи в том, что они апеллируют к разным адресатам и часто не могут определиться, к кому и для чего они обращаются. То, что адресант не может определиться с адресатом, влияет на язык и в целом на повествование. Это усложняет коммуникацию на всех уровнях, так как для некоторых адресатов код сообщения оказывается неподходящим. Кроме того, из-за размытой границы между героем, рассказчиком и автором (реальным и абстрактным) адресат не понимает истинное отношение адресанта к сообщению, таким образом, создаётся ситуация неопределённости, проблематизурующая коммуникацию...
1) Лимонов Э. Это я — Эдичка. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 360 с.
2) Лимонов Э.The absolute beginner, или Правдивая история сочинения «Это я — Эдичка» // Лимонов Э. Это я — Эдичка. М.: Глагол, 1991. 336 с.
3) Лимонов Э. Американские каникулы. М.: Альпина нон-фикшн, 2022. 392 с.
4) Лимонов Э. В Сырах. СПб.: Лимбус Пресс, 2012. 296 с.
5) Лимонов Э. История его слуги. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 368 с.
6) Лимонов Э. Исчезновение варваров: статьи, эссе. М.: Журнал «Глагол», 1992. 270 с.
7) Лимонов Э. Книга воды. М.: Альпина нон-фикшн, 2022. 248 с.
8) Лимонов Э. Книга мертвых-2. Некрологи». СПб: Лимбус Пресс, 2010. 380 с.
9) Лимонов Э. Контрольный выстрел. СПб.: Питер, 2018. 256 с.
10) Лимонов Э. Молодой негодяй. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 320 с.
11) Лимонов Э. Палач. СПб.: Питер, 2021. 352 с.
12) Лимонов Э. Полное собрание стихотворений и поэм: В 4 т. СПб.: Питер, 2022. Т. 1. 512 с.
13) Лимонов Э. Русское психо. СПб: Питер, 2018. 256 с.
14) Лимонов Э. Священные монстры. М.: Питер, 2003. 316 с.
15) Лимонов Э. Собрание сочинений в трёх томах. М.: «Вагриус», 1998. Т. 1. 638 с...(112)