ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1 Место и роль социально-психологического климата в системе управления персоналом 6
1.2 Подходы и технологии формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе 13
1.3 Методы и показатели оценки эффективности формирования благоприятного социально-психологического климата 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ОРГАНИЗАЦИИ АО «ОЭМК» 26
2.1 Организационно - экономическая характеристика АО «ОЭМК» 26
2.2 Анализ благоприятного социально-психологического климата 34
2.3 Оценка системы благоприятного социально-психологического климата. .40
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ 48
3.1 Проектное решение по совершенствованию благоприятного социально-психологического климата в организации АО «ОЭМК» 48
3.2 Обоснование эффективности разработанных мероприятий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность темы исследования. Огромное значение имеет характер взаимоотношений между сотрудниками, то расположение, которое преобладает в рабочей группе. Для обозначения психологического состояния группы применяют такое понятие как «социально-психологический климат». Создание благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий роста продуктивности труда и качества выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального формирования коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Благоприятный социально-психологический климат является неотъемлемой частью в отношении трудового коллектива, от которого зависит дальнейшая эффективность выполнения работы, для достижения поставленных целей. Климат определяется в процессе отношений и взаимодействий между людьми, которое в дальнейшем устанавливает его потенциальный функционал. Так, благоприятный социально-психологический климат увеличивает эффективность работы сотрудников, содействует их объединению. В свою очередь, неблагоприятный социально-психологический климат снижает качество труда и понижает работоспособность коллектива в целом, что способствует уменьшению эффективности и возможности не достижения целей.
Чем качественнее и выше благоприятный социально-психологический климат в коллективе, тем он лучше определяет отношение самого руководителя не только к его организации или фирме, но еще и к самим сотрудникам, что в дальнейшем позволит добиться желаемых и поставленных целей.
Почти любое предприятие или организация в определенный момент своего развития приходит к пониманию того, что недостаточно только лишь подбирать, обучать или же мотивировать персонал - необходимо его еще и удерживать, особенно ценных сотрудников. Однако прежде чем разрабатывать мероприятия по повышению удовлетворенности сотрудников к своей работе и организационными условиями, необходимо для начла диагностировать их потребности.
Степень научной разработанности темы. Общетеоретические аспекты охраны труда разрабатывали такие ученые, как Арустамов Э.А, Ефремов О.С., Зеркалов Д.В., Файнбург Г.З. В работе используются труды Аляветдинова Р.И. и Михайлова Ю.М. по ключевым вопросам организации охраны труда в государственном и частном медицинском учреждении. Проблема повышения экономической эффективности затрат на охрану труда рассматривалась в работах отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Аширов Р.З, Генкина Б.М., Одегова Ю.Г., Смольяновой Е.Л. и Третьяковой Е.А. В нашей работе также используются работы ученых в сфере управления персоналом - Веснин В.Р., Дятлов В.А., Егоршин А.П., Зайцева Т.В., Кибанов А.Я, Крикун В.П., Маренков Н.Л., Шекшня С.В., а также других авторов, комментарии к трудовому законодательству, учебники и журналы по безопасности труда и здоровья персонала. Тем не менее, рассмотрению проблем организации системы управления безопасностью труда и здоровья персонала в медицинских учреждениях, а также в условиях производства экспертной деятельности в рамках уголовного, гражданского и административного судопроизводства, уделено недостаточно внимания.
Объектом исследования является АО «ОЭМК».
Предметом исследования выступает система управления безопасностью труда и здоровья персонала.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления социально-психологического климата в коллективе АО «ОЭМК».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) определить место и роль социально-психологического климата в коллективе организации в системе управления;
2) рассмотреть методы оценки системы управление социально-психологическим климатом в коллективе АО «ОЭМК»;
3) дать организационно-экономическую характеристику АО «ОЭМК»;
4) провести анализ системы управления персоналом организации;
5) оценить существующую систему управления социально-психологическим климатов в коллективе АО «ОЭМК»;
6) разработать проект по совершенствованию системы управления социально-психологическим климатом в коллективе АО «ОЭМК»;
7) обосновать эффективность разработанных мероприятий.
Практическая значимость дипломной работы заключается в следующем:
1. Выявлены проблемы в области управления социально-психологическим климатов в АО «ОЭМК».
2. Определены методы решения проблем в области управления социально-психологическим климатом в АО «ОЭМК».
3. Разработан проект совершенствования системы управления социально-психологическим климатов в организации АО «ОЭМК», представляющий практический интерес для организаций подобного профиля.
Информационную базу исследования составляют законы Российской Федерации по вопросам государственного управления безопасностью труда, нормативно-правовые источники по вышеперечисленным вопросам, учебная литература, научные труды, статьи в профессиональных журналах, а также годовая отчетность организации по вышеперечисленным вопросам за 2014¬2016 годы, плановые и первичные документы.
Основными методами исследования в дипломной работе являются: логический, расчетно-аналитический, графический, экономико-статистический, SWOT-анализ.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Одним из важных аспектов в управлении организацией - это благоприятный социально-психологический климат.
Социально-психологический климат выступает в качестве полифункционального показателя, уровня психологической включенности человека в активность, меры психологической эффективности данной деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических запасов коллектива. В самом общем облике психический климат коллектива определяют, как преобладающий в коллективе сравнительно крепкий психический настрой его тружеников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности.
Положительный социально-психологический климат в коллективе благоприятно воздействует на сотрудников и способствует повышение эффективности труда.
Основываясь на проделанных исследованиях, в сравнении с уже имеющимися данными остальных экспертов, разрешено отметить, что чем более коллектив сплочен, чем лучше меж ними внутриличностные дела, то возможность такого, что станет достигаться итог по поставленным целям организации станет больше. Для этого в предоставленном дипломном проекте, были предложены ряд мероприятий, какие помогут руководителю организации лучше объединить коллектив, улучшить социально-психологический климат.
Анализ научной литературы показывает, что единого подхода к пониманию и изучению психологического климата коллектива в психологии пока нет. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата коллектива.
В данной дипломной работе были рассмотрены научные работы многих, как отечественных, так и зарубежных авторов, выдвинуты концепции, формы, модели управления социально-психологическим климатом; были проанализированы уже существующие методики, выдвинуты гипотезы.
В данной главе было тщательно рассмотрено организационно¬экономическая характеристика предприятия АО «ОЭМК», проанализирован доход за три г ода, расходы и прибыль.
Далее мы рассмотрели кадровый состав предприятия, разобрали персонал по возрастным и половым категориям, выяснили, что на предприятии преобладаем мужской пол в возрасте от 35 до 45 лет.
Последним пунктом в главе 2 был анализ социально-психологического климата в коллективе предприятия. Здесь мы провели опрос на конфликтность, выявив, что за последние три года в коллективе преобладали
раздражительность и усталость. Так на основе всех данных, была сформирована проблема.
В последней главе были изучены решения по усовершенствованию системы благоприятного социально-психологического климата в коллективе исследуемого предприятия.
На основе данных, были предложены мероприятия, которые позволили усовершенствовать климат и минимизировать потери как персонала, так и финансов. Проведены расчеты и доказаны эффективность и значимость представленных мероприятий.
КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1
Меркурьева А. Конституция Российской Федерации [Текст] // А. Меркурьева, - М.: Эксмо-Пресс, 2017 - 32 с.
Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года
1. Афанасьев В.Г.Человек в управлении обществом [Текст] - М.: Политиздат, 1977.
2. Бездольный А.В. Луковников Н.Н.О социально-психологическом климате в коллективе [Текст] // А.В.Бездолный, 2014-79 с.
3. Бовина И.Б.О феномене «группового духа» [Текст] / И.Б.Бовина, Вестник Москва №- 2014-52 с.
4. Бодалев А.А., Столин В.В.Общая психодиагностика [Текст // А.А.Бодалев, - СПб.: Изд-во «Речь»,2015.
5. Бойко В.В., Ковалев А. Т., Панферов В.И. Социально¬психологический климат коллектива и личность [Текст]. - М., 2013.
6. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы//Психологический журнал. [Текст] // А.В,Брушлинсий, 2014 -80 с.
7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов/ Б.М.Генкин [Текст] // Б.М.Генкин, - М.:Норма, 2016. - 448 с.
8. Громова О.Н. Конфликтология [Текст] // О.Н.Громова, - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2015.
9. Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организаций [Текст] - М.: ГАУ, 2011.
10. Дементьев И.Жить без конфликтов [Текст]//Соц.труд.-2011.-№11.-С.98-105.
11. Журавлёв А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях// Психологический журнал.-1998.- Т.19,№3.-С.3-15.
12. Захарова Л.Н.Психология управления человеческими ресурсами в организации. Н.Новгород.:Нижегородский гуманитарный центр,2001.
13. Захарченко Н.И. Бизнес-статистика и прогнозирование в MS Excel. Самоучитель.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 208 с.: ил.
14. Егоршин А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов. - Н.Новгород: НИМБ, 2008. - 320 с. (Высшее образование).
15. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. - Н.Новгород: НИМБ, 2003. - 303 с.
16. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1989.
17. Карпов А.В.Проблемы принятия решения в трудовой деятельности// Психологический журнал. -1993. -Т. 14,№3.-С.3-14.
18. Кирьянова М. К. Конфликты и переговоры: (О возмож.стратегии поведения в ситуации конфликта)//Экономика и организация пром.пр-ва.-1993.- №2.- С.181-190.
19. Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира//Вестн.Моск.ун-та.Сер.14.Психология.-1995.-№1.-С.8-18.
20. Котов А.В. Мотивационно-эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта// Психологический журнал. 1999. Т.20. №6. С.62-71.
21. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., Речь, 2001. - 184 с.
22. Мануйлов В.Г.,Новиков В.В.Психологическое управление в кризисном обществе. - СПб.:Алетейя,1999.
23. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.Инфра-М, 1996.
24. Мерлин В.С.Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М. 1986.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с..
26. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
27. Ньюстром Дж.В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте/Пер. с англ.Е.Бугаевой, В.Вольского под общ.ред. Ю.Н.Каптуревского. - СПб и др.: Питер,2000.
28. Основы экономических знаний. Курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений. - М.: НМЦ СПО, 1997, 224 с.
29. Поздняков В.П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности//Психологический журнал. 2000. Т.21. №6. С.38-50.
30. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.:Изд-во «Речь», 2000. - 298 стр.
31. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. - Питер. 2000 - (Практикум по психологии).
32. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 448 с.
33. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. — М.: Аспект Пресс. 1998.
34. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социально-педагогическая психология. - СПб.: ЗАО Издательство Питер - (Серия Мастера психологии).
35. Рогожин С.В. Теория организации: учебник для вузов/ С.В.Рогожин, Т.В.Рогожина. - 2-е изд. стереотип. - М.: Издательство «Экзамен». - (Серия «Учебник для вузов»).
36. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т.23 №3. С.85-95.
37. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин - Минск: Харвест,1998.-800с.
38. Толочек В.А.Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов Вестн. Моск. ун-та. Сер.14.Психология.-1996.-№3.-С.51-60.
39. Толочек В.А.Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов Психологический журнал. 2002. Т.21. №3. С.96-103.
40. Управление персоналом организации: Учебник Под. ред. Кибанова А.Я. М: ИНФРА-М, 1997.
41. Управление организацией: Учебное пособие /Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина НА. — М.: ИНФРА-М, 1998.
42. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-ти т. — М.: ВИПКЭнерго, 1992.
43. Чудова Н.В.Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнёре по общению// Психологический журнал - 1993.-Т.14,№3.-С.28-37.
44. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлёвой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА - М, 2003. 714 с. - (Серия «Высшее образование»).
45. Андреева Г. М. Психология социального познания: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2010. - 302 с.
46. Жданов О. И. Социально-психологический климат в коллективе // Элитариум 2.0. Режим доступа:
http://www.elitarium.ru/2007/11/14/klimat_v_kollektive.html
47. Лютова С. Н. Социальная психология личности (теория и практика). М.: МГИМО, 2015.-175 с.
48. Морозова И. С., Белогай К. Н., Будич Н. Ю. Практические аспекты личностного самоопределения: учебное пособие. Кемерово, 2007. 94 с.
49. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Наука, 1981. 192 с.
50. Шепель В. М. Управленческая психология: учебник. Новосибирск,1993. 432 с.
51. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Режим доступа: http://v-dal.ru/
52. Краткий психологический словарь [Текст]. — Санкт-Петербург, Фе-никс, 2010 г.- 320 с.
53. Кузьмин, Е.С. Вопросы социальной психологии общения и руководства
[Текст] / Общение как предмет теоретических и прикладных исследований /Е.С.Кузьмин. - Л., 1973. - 67 с.
54. Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия: автореф. дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Н.Н.Обозов. - Л., 1979. - 35 с.
55. Парыгин, Б.Д. Социальная психология (учебное пособие) [Текст] / Б.Д. Парыгин. — СПб: СПбГУП, 2003. — 616 с.
56. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. — СПб.: Свет,2000.
57. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
58. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.
59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. — Т. II. — М.,1989.
60. Менеджмент организации. Учебное пособие. Куприянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. — М.: ИНФРА — М., 1995 — 432 с.
61. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА — М, 1999
62. Новицкий Н.И. Основы менеджмента: организация и планирование производства. Учебник: М.: ИНФРА-М, 2000
63. Основы менеджмента. Пер. с англ. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.М.: «Дело», 1992.
64. Основы менеджмента: Учеб. спр. Пособие/Под ред В.В.Глухова. Спб.: Спец.литература, 1995. 327с.