Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Магический реализм в творчестве фламандских писателей

Работа №142858

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. Литературная обстановка в Нидерландах и Фландрии в XX веке; магический реализм как художественное течение………………….6
1.1.Историческая и культурная ситуация в мире в XX веке ………....6
1.2.Литературная обстановка в Нидерландах и Фландрии; послевоенное время ...7
1.3.Магический реализм в живописи……………………………........…9
1.4.Магический реализм в литературе. Черты магического реализма
ГЛАВА 2. Роман Х. Лампо «Явление Йоахима Штиллера» как произведение магического реализма
2.1.Биография Хюберта Лампо…………………………………………18
2.2.Главные действующие лица романа …………………………….…22
2.3. Тема страха в романе Х.Лампо……………….……………………25
2.4.Ипостаси Йоахима Штиллера и его магические проявления в реальности
2.5.Тема Иисуса Христа и параллели между Штиллером и Иисусом
2.6.Архетипы в романе …………………………………………………38
2.7.Магический реализм в романе «Явление Йоахима Штиллера»….
ГЛАВА 3. Роман «Поезд во власти инерции» Йохана Дэне как произведение магического реализма
3.1. Биография и творчество Йохана Дэне ……………………………43
3.2. Роль кинематографа в жизни и творчестве Йохана Дэне
3.3. Действующие лица в романе………………………………………50
3.4. Тематика романа
3.5. Мотивы…
3.6. Магический реализм Йохана Дэне………………………………...59
3.7. Проявления магического реализма в романе……………………..61
3.8. Экранизация романа «Поезд во власти инерции»
Заключение
Список литературы
Приложение…


Данная работа посвящена исследованию двух знаменательных фламандских романов, относящихся к магическому реализму: «Явление Йоахима Штиллера» (1959) Хюберта Лампо (1920-2005) и «Поезд во власти инерции» (1950) Йохана Дэне (1912-1978). Цель работы заключается в том, чтобы выделить черты магического реализма в данных романах и сопоставить особенности магического реализма у двух писателей. Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, дать представление о сути направления магический реализм путем рассмотрения живописи как сферы, в которой магический реализм нашел свое первоначальное отражение. Во-вторых, проследить путь развития направления магический реализм в литературе и определить его характерные черты. В-третьих, проанализировать романы Лампо и Дэне, уделяя внимание композиции, сюжетному наполнению и психологическому объяснению.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время творчество фламандских писателей, в частности Хюберта Лампо и Йохана Дэне, недостаточно изучено российскими исследователями, а магический реализм ассоциируется в основном с книгами, написанными латиноамериканскими писателями. Лампо и Дэне внесли огромный вклад в развитие магического реализма, создав не только произведения, переведенные на множество языков мира, но и теоретические труды, помогающие понять суть литературного направления магический реализм.
Объектом исследования является роман «Явление…» и роман «Поезд…». Предмет исследования – черты магического реализма в романах Х.Лампо и Й.Дэне.
Исследование основано на трудах отечественных и зарубежных специалистов по европейской литературе второй половины XX века и магическому реализму в литературе, живописи и кинематографе. При проведении исследования были использованы книги и статьи отечественных специалистов (Л.Е. Ильиной, А.Кофман, Е.Г. Масловой) и зарубежных исследователей (L. Beheydt, H.Brems и др.).
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе дан обзор литературной обстановки в Нидерландах и Фландрии в XX веке. Был рассмотрен магический реализм в литературе и живописи.
Во второй главе проанализирован роман «Явление Йоахима Штиллера» как самое известное за пределами Бельгии произведение магического реализма. Анализу предшествует изложение биографии писателя, события из жизни которого способствовали созданию романа «Явление…».
В третьей главе проанализирован «Поезд во власти инерции» Й. Дэне. Роман менее известен за пределами Бльгии, зато не менее, а то и более важен, чем «Явление…», поскольку именно «Поезд…» дал начало формированию бельгийского магического реализма. Глава также начинается с биографии писателя. Кроме того, отдельный параграф посвящен кинематографу как важному источнику вдохновения Й.Дэне.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во время сопоставления общепринятых проявлений магического реализма в латиноамериканской литературе, стало понятно, что произведения бельгийских авторов стоят особняком. Уникальность рассмотренных произведений бельгийских писателей отделяет их не только от традиции латиноамериканской ‘lo real maravilloso’ (исп. чудесная реальность), но и друг от друга. В заключении нашего исследования сопоставим то, как Х. Лампо и Й.Дэне воплотили магический реализм в своих произведениях. Выделим характеристики, которые совпадают и которые отличаются.
Одним из значительных параметров выражения магического реализма стало понятие времени. В обоих романах авторы каждый по-своему «играют» со временем. Дэне, например, убирает из повествования не только физическое выражение времени (остановившиеся часы), но и образное – герои не ощущают, с какой скоростью протекает время. Герои Дэне совершают путешествие в безвременном пространстве, в котором всегда царит мрак. Это решение оправдано, поскольку так Дэне задает тон повествованию и словно перемещает нас в абстрактный мир, предупреждая, что остановившиеся часы – далеко не единственное, что будет вызывать недоумение. Если в романе Дэне время как таковое отсутствует, то в романе Лампо практически все причинно-следственные и временные связи не противоречат законам логики, за исключением нескольких моментов. Например, письмо Штиллера, которое было отправлено на имя Груневельта до его рождения. Или звон карильона, который останавливает время и вызывает у героя воспоминания о детстве. Лампо на протяжении всего романа использует рычаги, которые смогли бы подействовать на Фрейка и вернуть его, хоть на долю секунды, в прошлое, чтобы помочь ему разгадать тайну Штиллера. Время в данном случае служит инструментом, который провоцирует главного героя вспомнить свое детство.
Говоря о пространстве, в котором разворачиваются сюжеты двух романов, можно сделать вывод, что авторы используют кардинально разные приемы. Практически с первых страниц романа Дэне перемещает героев – пассажиров поезда, отправляющихся домой – из реального мира в совершенно другой, магический, в котором они пребывают до самого финала и возвращаются обратно, но уже не такими, как прежде. Лампо же, напротив, не лишает героев привычного им окружения; их жизнь протекает в реальном городе Антверпен, в котором Фрейк ходит в журналистскую контору, в кафе, на набережную, в книжный магазин. Но даже в самом обычном городе могут происходить необычные события. Магические элементы врываются в жизнь героев и не прекращают терзать их вопросом – где заканчивается реальность и начинается необъяснимое?
Герои двух произведений по-разному реагируют на проявления магического. Главный герой «Явления…» до глубины души потрясен и обескуражен из-за происходящих с ним необъяснимых событий. Спокойный ритм его жизни нарушает неизвестная личность, которая предпочитает исполнять трюки над журналистом и не планирует объяснять своих причин на это. В итоге, Груневельт проводит собственное расследование, не прекращая при этом испытывать все грани эмоционального спектра. Во Фрейке с каждым появлением Штиллера назревает протест: почему это происходит и почему именно с ним? Дэне в своем произведении практически не описывает реакцию героев на проявления магического; да, рассказчиком овладевает тревога, когда он не может найти ни одного бодрствующего пассажира в поезде. Вал также периодически испытывает страх неизвестности. Но они не оспаривают все необъяснимое; они принимают магию, на наш взгляд даже слишком спокойно.
Присутствие нескольких ипостасей героев стало одним из проявлений магического реализма в двух романах. В романе Х. Лампо Штиллер, исполняющий одну из главных ролей, появлялся на протяжении повествования в многочисленных ипостасях, каждый раз приводя героев в замешательство. Одна из героинь романа Дэне также предстает в разных образах: в реальности она – медсестра, в магическом мире – официантка в трактире. Но в магическом мире рассказчик и профессор каждый видят в ней свою супругу.
Как было упомянуто ранее, Лампо уделял много внимания учению Юнга об архетипах. Писатель использовал разнообразные архетипы в своих работах, в том числе и в романе «Явление…». Одно альтер эго Штиллера – образ Иисуса, который восходит к архетипу Мессии. Лампо объяснял возможность появления Штиллера в результате действия коллективного бессознательного. Если у Лампо главная идея сюжета строится на этой теории, то у Дэне архетипичного начала мы не встречаем. Несомненно, для обоих писателей важна психологическая сторона повествования. Каждый из них по-разному изображает психологизм героев: персонажи Дэне, сами того не осознавая, испытывают определенные эмоции и позже с помощью логических рассуждений находят им объяснение. Герой Лампо, наоборот, сначала пытается воззвать к логике, что приводит его к переживанию душевных терзаний.
В итоге, перед нами – два удивительных мира, созданных двумя удивительными писателями. Проанализировав их романы, можем сказать, что теперь мы имеем представление о том, как Лампо и Дэне видели магический реализм. Примечательно, что Дэне в своем произведении более сдержанно оперирует магическими элементами, будучи убежденным приверженцем «классического» варианта направления. Заинтригованный читатель вместе с рассказчиком ощущает колющее чувство одиночества, когда герой в окутанном мраком поезде тщетно пытается найти бодрствующего человека. Вместе с «тремя товарищами» читатель сходит с поезда навстречу неизведанному и отправляется в путешествие. Так же, как и герои, читатель прислушивается к словам Гернгуттера и на мгновение ощущает: вера в жизнь действительно способна разбудить человека. Но и вместе с героями читатель выпутывается из оков коварного сна, обнаруживая, что мир магии потерял свои силы, и для этого есть логическое объяснение.
Если Дэне сравнительно плавно погружает нас в магический мир, то Лампо застает не только героев, но и читателей врасплох, ведь найти закономерность в действиях Штиллера и в, например, письме, отправленном Фрейку до его рождения, задача не из простых. Следуя за развитием событий, читатель приходит к пониманию природы эксцентричных действий Штиллера. Но принять крушение поезда намного проще, чем пришествие умершего солдата более, чем двадцать лет спустя. Так, мы остаемся в плену у магии даже в конце романа.



1. Daisne J. Met dertien aan tafel. Uitgeverij Electa. Brussel, 1950. 376 p.
2. Lampo H. De komst van Joachim Stiller. Wolters- Noordhoff, 1998. 191 p.
3. Лампо Х. Явление Иоахима Стиллера : роман / Хюберт Лампо ; [пер. с флам. В. В. Ошиса] ; Продюсерский Центр "Квадрига". – Москва: Квадрига, 2007. – 179 с
4. Лампо Х. Возвращение в Атлантиду: романы/ Пер. с нидерл. С.Князьковой. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 400 с.
5. Иванова М.Г. Духовное развитие как отражение архетипических сюжетов и смыслов культуры: автореф.дис.на соиск.учен.степен.канд.филос.наук (09.00.03) / Иванова Мария Геннадьевна. – Москва, 2017
6. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Аутопан. В. И. Бородулин и др., 1998.
7. Ильина Л.Е. Магический реализм как отличительная особенность латиноамериканской литературы. В кн.: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конф.,Оренбург, 2016. С. 2025-2028
8. Кофман А., «Истоках магического реализма» [электронный ресурс] (дата обращения: 01.05.18)
9. Куропаткина О. В. ГЕРНГУТЕРЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018); https://bigenc.ru/religious_studies/text/3357865 Дата обращения: 21.05.2018
10. Маслова Е.Г. Магический реализм как парадигма культурно-художественного сознания современного общества, Вестник ЧГПУ 10, 2012. С. 254-269
11. Моравская церковь [Электронный ресурс]: Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Версия 91463593, сохранённая в 06:22 UTC 12 марта 2018 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2018. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=91463593
12. Князькова С.Ю. Глава 17 Хюберт Лампо // От «Лиса Рейнарда» до «Сна богов». История нидерландской литературы в 2-х томах / Том 2: XX – XXI вв./ Сост. Верхейл К., Куттенир П., Михайлова И.– СПб.:«Александрия», 2013. С.333-345.
13. Пахмусс Т. Из архивных материалов: Сергей Шаршун — русский художник и писатель // Cahiers du Monde russe et sovtetique. 1983. Vol. XXIV. №3:348
14. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров, СПб.: Питер, 2012. – 464 с.
15. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. – М.: Высш.шк., 2004. – 405 с.
16. Шамсутдинова Н.З. Магический реализм в современной британской литературе: автореф.дис.на соиск.учен.степен.канди.наук (10.01.03) / Шамсутдинова Нелли Зафаровна. – Москва, 2008. –181 с.
17. Шерер-Zaart Е. «Его поэзия уже сама по себе живопись» http://mmj.ru/165.html?article=608 [электронный ресурс] (дата обращения: 01.05.2018)
18. Юнг К. Архетип и символ. Перевод; В.В. Зеленский. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.
19. Beheydt L. Een en toch apart. Davidsfonds / Leuven, 2002. 304 p.
20. Boltendal R. Thema van Lampo’s nieuwe roman vraagt een nadere bewerking.Friese koerier, 1956
21. Bork G.J. van, Verkruijsse P.J (red.), De Nederlandse en Vlaamse auteurs van middeleeuwen tot heden met inbegrip van de Friese auteurs. De Haan. Weesp, 1985
22. Brems H. Altijd weer vogels die nesten beginnen.Geschiedenis van de Nederlandse literatuur .1945 -2005. Uitgeverij Bert Bakker. Amsterdam, 2006.792 p.
23. Claus H. Intervieuw. Pan. Oostvlaams Bulletin voor Letteren en Kunst. Jaargang 8. 1961
24. Daisne J. Filmatiek. Elsevier Brussel-Amsterdam. 1956. 304 p.
25. Daisne J. Wat is magisch realisme? Amsterdam / Brussel, 1973. 57 p.
26. Daisne J.Over oude en nieuwe rolprenten:de dingen die niet voorbijgaan. Elsevier Manteau Antwerpen/ Amsterdam. 1980. 180 p.
27. Daisne J. Veva, over de schrijver. J.M. Meulenhoff Amsterdam. 1966. 39 p.
28. Florquin J. Over Johan Daisne, Ten huize van... 10. Davidsfonds, Leuven / Orion - Desclée De Brouwer, Brugge, 1974.
29. Jongedijk M. Magische stilte. tijdschrift Vind. Nr.21, 2016. 137 p.
30. Kotte W. De werkelijkheid herontdekt. Streven. Jaargang 14,1960 -1961. 1136 p.
31. Laermans R. (Red.) Godsdienst in een geseculariseerde samenleving. Universitaire pers Leuven. Belgium, 1998. 261 p.
32. Lampo H. Joachim Stiller en ik: Een autobiografie. Meulenhoff Amsterdam, 1978. 288 p.
33. Lampo H. De zwanen van Stonehenge: Een leesboek over magisch-realisme en fantastische literatuur. Meulenhoff Amsterdam, 1986. 384 p.
34. Lampo H. De wortels der verbeelding. Meulenhoff Amsterdam / Manteau Antwerpen, 1993. 112 p.
35. Monumentaal thuis voor de grootste Carel Willink-collectie, Kunstkrant. 21 jaargang. nummer 4, juli/augustus, 2017. 48 p.
36. Oden E. Eilandjes van bewustzijn. Psychologie magazine, januari 2012. p.40
37. Over Hubert Lampo http://www.hubertlampogenootschap.org/nl/index.htm [электронный ресурс] (дата обращения: 11.11.17)
38. Pieters D. Pyke Koch: de schiettent. Het Nederlandse kunstboek. Wbooks Zwolle, 2016. 351 p.
39. Putte Ch. van de. Speurtocht in het Magisch-Realisme:George Saiko, de onbekende oostenrijker. In: Revue belge de philologie et d'histoire, tome 53, fasc. 3, 1975. Langues et littératures modernes – Moderne taal- en letterkunde. P. 791-804. doi: 10.3406/rbph.1975.3058
40. Redactie nederlands.nl, Johan Daisne
http://www.nederlands.nl/biografie/Johan+Daisne [электронный ресурс] (дата обращения: 20.05.2018)
41. RoggemanW. M. Beroepsgeheim 5: gesprekken met schrijvers. Facet. Antwerpen, 1986
42. Ronald B. Andre Delvaux [электронный ресурс] (дата обращения: 21.05.2018) https://www.theguardian.com/news/2002/oct/08/guardianobituaries.filmnews
43. Studie voor zelfportret. Bezoekersgids museum More. 29 p.
Vanhecke J. Over Johan Daisne https://www.h-vv.be/media/radio/johan-vanhecke-over-johan-daisne-lode-vanoost-over-noam-chomsky [электронный ресурс] (дата обращения: 07.04.18)
44. Venderickx J. Hubert Lampo: biografie [электронный ресурс]
http://schrijversgewijs.be/schrijvers/lampo-hubert-2/ (дата обращения: 10.11.17)
45. Weisgerber J. Aspecten van de Vlaamse roman 1927-1960. Athenaeum – Polak& Van Gennep. Amsterdam. 1976. p.161
46. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1765673 [электронный ресурс] (дата обращения: 21.05.18.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ