Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения старения и связанных с ним социальных рисков 6
1.1. Пожилые люди как особая социально-демографическая группа в российском пространстве 6
1.2. Социальные риски, с которыми сталкивается старшее поколение 13
1.3. Пандемия как риск деформации качества жизни пожилых людей 23
Глава 2. Социальная политика в отношении пожилого населения 30
2.1 Организация социального обслуживания в России 30
2.2. Социальное обслуживание пожилых людей в контексте пандемии новой коронавирусной инфекции 39
2.3. Программа прикладного исследования 39
2.4. Результаты исследования 44
Глава 3. Жизнестойкость пожилых людей, получающих социальные услуги в контексте пандемии 71
3.1. Программа исследования 71
3.2. Результаты исследования 77
Заключение 86
Cписок литературы 89
Приложения 95
Демографические процессы, происходящие в развитых странах мира, в том числе и Российской Федерации, сопровождаются ростом удельного веса лиц пожилого и старческого возраста. Согласно международным критериям, население страны считается старым, если людей в возрасте 65 лет и старше насчитывается более 7%. В настоящее время 25,4% населения России находятся в этой возрастной группе. Неолиберальный курс социальной политики ограничил ответственность государства за жизнеобеспечение пожилых людей на современном этапе. Выход людей старшего возраста на пенсию зачастую сталкивает их не только с необходимостью адаптироваться к новым социально-психологическим состояниям и физиологическим изменениями организма проблемами, но и подвергает их объективным социальным рискам, прежде всего материального характера.
Масштабность институциональных изменений, связанная с ситуацией вирусной пандемии Covid-19, по сути, трансформировала весь спектр традиционных устоявшихся социально-экономических отношений в области функционирования сфер, отраслей и регионов национальной экономики, обозначив новый вектор развития системы государственного управления, включая меры социальной поддержки и экономического регулирования происходящих процессов. Пандемия 2020 г. поставила под вопрос неолиберальную парадигму активного старения, наложив на пожилую категорию населения статус исключенной и нуждающейся в особом дисциплинарном контроле. Наряду с первоочередной задачей на российском национальном уровне повысить ожидаемую продолжительность жизни к 2030 г. до 80 лет пандемия 2020 г. поставила под вопрос реалистичность реализации концепта активного старения.
Трансформация социокультурного континуума благоприятствует процессам маргинализации пожилых людей с сопутствующим изменением их социального статуса, потерей идентификации и приобретением черт исключенных из социального пространства. Стратегическая задача либерализации старения, диктуемая как международно-правовыми актами, так и национальными проектами развернулась в сторону изолирования пожилого населения как категории, представляющей угрозу заражения. Суженная нормативно-правовыми рамками траектория доступа пожилых к общественному полю, свидетельствует об усугубляющемся стереотипном конструировании старости как эксплуатированному ресурсу. Атомизация коллективной жизни становится вызовом для социального обслуживания пожилых людей- одного из ключевых направлений социального обслуживания пожилых. Сконструированный нормативный контракт дистанцирования пожилых от социальной реальности усугубил проработку сценария для выстраивания содержательно-значимых для социального опыта отношений между пожилым человеком и обществом.
Целью выпускной квалификационной работы обозначено выявление содержания, структуры и тенденций социального положения российских пенсионеров в современных условиях.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Провести концептуальный обзор теоретических подходов, с помощью которых исследуется социальное положение пожилых людей
2. Изучить особенности социального обслуживания пожилых людей в российском контексте
3. Проанализировать компоненты социологической категории «социальные риски» в адрес пожилых людей
4. Провести эмпирическое исследование, нацеленное на изучение специфики деятельности государственного социального сервиса в условиях пандемии
5. Провести эмпирическое исследование для изучения параметров жизнестойкости пожилых людей с учетом контекста пандемии
Объект исследования: пожилые люди в современном российском обществе
Предмет исследования: социальное положение пожилых людей в современных условиях
Методы исследования: анализ литературы, анализ нормативно-правовых документов и статистических данных. В качестве эмпирических данных выступают документы разных типов (законодательные акты федерального и местного уровня, внутренние документации и инструкции КЦСОН), экспертное интервью с сотрудниками КЦСОН, анкетный опрос пожилых граждан- получателей отделения дневного пребывания, метод включенного наблюдения
Эмпирическая база исследования: КСЦОН Калининского, КСЦОН Фрунзенского, КСЦОН Петроградского, КЦСОН Невского районов
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, которые в сумме составляют 9 параграфов, заключения и библиографического списка.
Первая глава посвящена обзору исследований социальных наук, изучающих пожилых людей и сталкивающихся рисков. Отдельный параграф рассматривает социальные риски, которым подвержено старшее поколение. Для исследовательской рамки также приведена пандемия как дискурс риска для старшей демографической группы.
Вторая глава предлагает подробное описание нынешнего положения российской социальной политики, а также описание эмпирического объекта исследования. Второй параграф в данной главе содержит анализ эмпирических данных с помощью выбранной концептуальной модели. Здесь рассмотрено на примере качественного исследования изменения в работе некоторых отделений государственного социального сервиса по обслуживанию пожилых получателей на примере 2 КСЦОНов Санкт-Петербурга.
Третья глава раскрывает количественное исследование, нацеленное на изучение адаптационных механизмов именно активных пожилых получателей государственного социального сервиса в условиях эпидемиологических и постэпидемиологических реалий. Исследовательская рамка отталкивалась от концепции жизнестойкости, на основе которой были проанализированы адаптационные параметры старшего поколения и уровень их субъективного благополучия.
В заключении подведены итоги работы. Общий объем - 95 страниц.
Глобальный процесс старения населения актуализирует необходимость выстраивания парадигм профилактики серьезных патологий процессов старения для сохранения активности и социальной вовлеченности лиц старшего поколения.
Приходящая в себя после пандемических встрясок реорганизация социального ритма транслировала дестабилизирующие эффекты в социокультурные конструкты, которые успели надломить представления о прошлом и отголосками ведущими в неопределенное будущее. Урывками нормализовавшийся контекст наделяет структурной неопределенностью институциональные группировки, особо связанные с мерами социальной поддержки.
Неприспособившаяся к контексту пандемии инфраструктура российского государственного социального обслуживания закрепила сконструировала паттерн социального дистанцирования от старшего поколения. Инструментарий распоряжения материальными благами выступили как подтекст минимизации социальной причастности. Устремленность на пассивный дизайн социального обслуживания, государственный сервис транслирует симптоматику функциональной неопределенности и отсутствия ресурсов на неолиберальный ход развития институциональный аппарата. Это переломный момент для социальной политики, кульминационное реагирование на симптоматику функциональной неустойчивости некоторых видов социального обслуживания, особенно направленных социально-активизирующие механизмы в адрес пожилых, вовлечению их в социально-временной континуум. Возложение на преклонный возраст отходящего пассивного статуса прослеживается в институционально-категориальном аппарате. Однако в ситуации деформации догм неолиберального курса об активном старении для обеспечения безопасности и сохранности здоровья старшего поколения облик поддерживающих активный настрой мировосприятия продолжает сохраняться и проносится в социокультурную плоскость. Это переломный момент для социальной политики, кульминационное реагирование на симптоматику функциональной неустойчивости некоторых видов социального обслуживания, особенно направленных социально-активизирующие механизмы в адрес пожилых, вовлечению их в социально-временной континуум. Возложение на преклонный возраст отходящего пассивного статуса прослеживается в институционально-категориальном аппарате. Однако в ситуации деформации догм неолиберального курса об активном старении для обеспечения безопасности и сохранности здоровья старшего поколения облик поддерживающих активный настрой мировосприятия продолжает сохраняться и проносится в социокультурную плоскость.
Преобладание конструкта эксклюзии пожилых в российском обществе задает концептуальную взаимозависимость между самовосприятием и субъективным благополучием. Необходимость трансформации социальных институтов общества активизирует стремительное развитие наук о старении и старости. Аспект значимости обеспечения социальной активности данной категории лиц связан с изменением социальной роли и социального статуса пожилого человека. Изменения у пенсионеров в стадии достижения заслуженного отдыха, изменения их самооценки, общей удовлетворенности жизнью, социальных настроений актуализируют геронтологическую повестку вместе с социокультурным дискурсом. На данном этапе развития этих направлений интеграция знаний о процессе старения осуществляется преимущественно в биологической ветви исследований и наделяет медицинское обслуживание статусом доминирующей структуры по сравнению с социальными механизмами помощи. Это было доказано превалирующей значимостью медицинского редукционизма в контексте пандемии. Многослойность смыслов нормативности на процессы старения во многом возлагается на социальную политику, колеблющуюся в статусе производителя социального риска в адрес слабозащищенных групп и наделяющих из ролью субъектного производителя ресурсного потенциала, столь необходимого в складывающейся социально-культурной риторике.
1. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения: 05.02.2022).
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2020 №324-р О реализации пункта 13-2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121 // Реестрнормативных правовых актов Санкт-Петербурга- 22.05.2020. - № 27162
3. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения: 05.02.2022).
4. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». № 195–ФЗ от 10.12.1995; Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» N122- ФЗ от 02.08.1995
5. Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации” №122 от 22.08.2004; Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных 9представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 22.08.2004 №122- ФЗ
6. Приказ Министерства труда от 29.09.2020 № 667 ”О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе".
7. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28.08.2018 «О Плане мероприятий по созданию системы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста в Санкт-Петербурге на 2019-2021 годы» // URL: https://docs.cntd.ru/document/550978145 / (дата обращения: 27.02.2022)
8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». № 442-ФЗ от 28.12.2013.
9. Барышева Г.А., Антипанова О.А., Тхань Б.Д. Влияние пандемии COVID-19 на социально-экономическое развитие и положение наиболее уязвимого населения // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. Т. 39. № 4. С. 105–117.
10. Богданова Е., Зеликова Ю. Нормативность старшего возраста: выстраивая систему координат // Laboratorium: Russian Review of Social Research. 2020. T. 12. № 2. С. 13–21.
11. Гергилов Р.Е. Стыд: социологическая перспектива//Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 115—128.
12. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. 528 с.
13. Григорьева И.А., Келасьев В.Н. Архаические стереотипы и новые сценарии понимания старения // Успехи геронтологии. 2017. Т. 30. № 2. С. 243–247.
14. Григорьева И.А., Сизова И.Л., Москвина А.Ю. Социальное обслуживание пожилых: реализация Федерального закона № 442 и дальнейшие перспективы. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. №4. С.153-172.
15. Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе. СПб., 2008. - 400 с.
16. Дихотомия геронтологической ситуации в современной России: эксклюзия – инклюзия / Под ред. М.Э. Елютиной. Саратов: Саратовский гос. техн. унт, 2006. 237 с.
17. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 55–61.
18. Заводчиков, Д. П. Пространственно-временные характеристики самоосуществления субъекта в профессионально-образовательном пространстве: теоретико-методологические предпосылки. Образование и наука. 2013. №3. С.14-25.
19. Здравомыслова Е., Савченко А. 2020. Моральная карьера заботы о пожилых родственниках, страдающих деменцией. 2020. Laboratorium: Russian Review of Social Research 12.2: С. 90-123.
20. Зеликова Ю.А. «Чувствую себя просто бабушкой». Старение, эйджизм и сексизм в современной России. Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2020. С. 124-145.
21. Иванов С. Ф. Пенсионная реформа-2019: детерминанты, последствия, альтернативы. 2019. Демографическое обозрение. №2. С. 6-54.
22. Капелюшников Р. Феномен старения населения: экономические эффекты // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 2. С. 8–63.
23. Касьянов В.В., Гафиатулина Н.Х., Вакула И.М. Пандемия и система ограничительных мер как фактор травматизации социального здоровья населения. Государственное и муниципальное управление. 2021. Ученые записки. №1 С. 237-242.
24. Килясханов М. Х. Трансформации социального статуса пожилых людей в рамках экономической сферы общества. Социально-гуманитарные знания. 2018. №12. С. 232-240.
25. Константинова Л. В. Социальная политика как фактор конструирования неравенства: новая модель патернализма. Власть. 2017. №2. С 16-21.
26. Константинова, Л. В. Перспективы модернизации социальной политики в России. 2012. Власть, №3. С. 28-33.
27. Лесина Л. А. Ключевые проблемы образования людей "третьего возраста" в зеркале социологических исследований. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5. С. 178-190.
28. Максимова О. А. Старость или “третий возраст”? Дискурсы субъективного восприятия индивидами собственных возрастных изменений // Laboratorium. 2020. №2. С.22-44.
29. Мусина-Мазнова Г. Х. Социальная геронтология: теория и практика: учебное пособие / Г. Х. Мусина- Мазнова. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. – 192 с.
30. Парфенова О. А. Забота о пожилых гражданах в государственных социальных сервисах: дис. канд. соц. наук : 22.00.04 / Парфенова Оксана Анатольевна; С.-Петерб, 2017. 167 с.
31. Парфенова О. О людях «третьего возраста» // Журнал исследований социальной политики. – 2016. – Т. 14. – № 4. – С. 618–623.
32. Рогозин Д. М. Что делать со стареющим телом? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. №2. С.133-164.
33. Салмина А.А. Установки населения по отношению к социальной роли государства в России и Германии. Власть, 2015. № 10: С. 171–181.
34. Саралиева З.Х. ««Старые пожилые» как объект и субъект социальных рисков в системе социально-трудовых отношений». / З.Х. Саралиева, А.В. Ермилова. // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки – 2019. 8-19 с.
35. Смолькин А.А. Трудовой потенциал пожилых людей // Социологические исследования. 2014. №5. С. 97–103.
36. Смолькин, А. А. Бедность и социальный статус пожилых людей в современной России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. №3. С. 181-195.
37. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 164-р от 5.02.2016. URL: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения 28.04.2022)
38. Щанина Е. В. Практики поведения пожилых людей, направленные на повышение своего благосостояния, в современном российском обществе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. No 2. С. 138—161Russian Review of Social Research 12.2: С. 90-123
39. Ярошенко Е.Ю. Соматические и социально-психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста: Автореф... дис. кан. мед. Наук.- М.: 2004.-22 с.
40. Верховный суд призвал к более низким штрафам за нарушение самоизоляции // РБК.- URL: https://www.rbc.ru/society/21/04/2020/5e9ec5139a794764b4016fe8 (дата обращения 23.04.2022)
41. Всемирный доклад ВОЗ «О старении и здоровье». Резюме, Люксембург, 2015. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049_rus.pdf?sequence=10. (дата обращения 11.04.2022)
42. Кто должен оставаться дома, как получить выплаты и лекарства: ответы на популярные вопросы о самоизоляции // mos.ru. - URL: https://www.mos.ru/news/item/71490073// (дата обращения 23.04.2020)
43. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Краткая версия. Женева, ВОЗ. 2003. URL: https://ergotherapy.ru/wp-content/uploads/2017/05/Mezhdunarodnaya-klassifikatsiya.pdf (дата обращения: 28.04.2022)
44. Паспорт национального проекта «Демография»: утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 // URL: http://static.government.ru/media/files/Z4OMjDgCaeohKWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf . (дата обращения 20.04.2022)
45. План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2019 год и плановый период до 2024 года. URL: https://legalacts.ru/doc/plan-dejatelnosti-ministerstva-truda-i-sotsialnoi-zashchity-rossiiskoi-federatsii_2/ (дата обращения : 27.03.2022)
46. Пожилые люди в условиях пандемии: страх не помеха оптимизму // короноФОМ. - URL: https://covid19.fom.ru/post/pozhilye-lyudi-v-usloviyah-pandemii-strah-ne-pomeha-optimizmu . - (дата обращения: 14.04.2022)
47. Президент поручил сохранить режим самоизоляции для лиц старше 65 лет // buh.ru. - URL: https://buh.ru/news/uchet_nalogi/110864/ (дата обращения: 11.04.2022)
48. Социология. Словарь / сост. Т.Е. Зерчанинова. Екатеринбург УрАГС, 2006. - 64 с.
49. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика URL: https://www.hse.ru/data/2013/11/08/1282093572/Стратегия-2020_Книга%201.pdf , (дата обращения 23.04.2022)
50. European Year for Active Ageing (2012): Europa. Summaries of EU legislations / Employment and social policy. Social measures for target groups: disability and old age. URL: http//:europa/eu|legislation europa.eu/legislation/ summaries/ education_training_youth/ lifelong_learning/ c11097_ it.htm (датаобращения 22.02.2022).
51. Habermas 1987 – Habermas J. The theory of communicative action. Volume 2. Lifeworld and system: a critique of functionalist reason.Boston: Beacon Press, 1987. 516 p.
52. Kobasa S. C., Maddi S. R., Kahn S. Hardiness and health : a prospective study // Journal of Behavioral Medicine. 1982. № 6. P. 41-51.
53. Laslett, Peter. 1995. “The Third Age and the Disappearance of Old Age.” Pp. 9–16 in Preparation for Aging, ed. by Eino Heikkinen, Jorma Kuusinen, and Isto Ruoppila. Boston: Springer US
54. MaddiS. R. The personality construct of hardiness : effects on experiencing, coping, and strain // Consulting Psychology Journal : Practice and Research. 1999. № 51. P. 83-94.
55. Neugarten, Bernice L., and Dail Ann Neugarten. 1996. The Meanings of Age: Selected Papers of Bernice L. Neugarten. Chicago: University of Chicago Press.
56. Pele A., Riley S. For a Right to Health Beyond Biopolitics: The Politics of Pandemic and the «Politics of Life» // Law, Culture and the Humanities. 2021. № 6. P. 135–160.
57. Political Declaration and Madrid International Plan of Action on Aging,” Second World Assembly on Aging, April 8–12, 2002, Madrid, Spain. https://www.un.org/en/events/pastevents/pdfs /Madrid_plan.pdf; “Regional Implementation Strategy for the Madrid International Plan of Action on Ageing,” UNECE Ministerial Conference on Ageing, September 11–13, 2002, Berlin, Germany
58. Tornstam, Lars. 2005. Gerotranscendence: A Developmental Theory of Positive Aging. New York: Springer Publications.
59. Vienna International Plan of Action on Aging,” World Assembly on Aging, July 16–August 6, 1982, Vienna,Austria. http://www.monitoringris.org/documents/norm_glob/Scanned_Vienna _Int.Plan_Aging.pdf. “Vienna International Plan of Action on Aging,” World Assembly on Aging, July 16–August 6, 1982, Vienna, Austria. http://www.monitoringris.org/documents/norm_glob /Scanned_Vienna_Int.Plan_Aging.pdf.