АННОТАЦИЯ
SUMMARY
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Исследования пространственного слуха у детей………………….12
1.1 Физиологические и нейрофизиологические основы работы пространственно-слухового восприятия
1.2 Исследования пространственного слуха и локализации звука в горизонтальной плоскости детьми младенческого и раннего возраста……..22
1.3 Психическое развитие детей младенческого и раннего возраста, имеющих опыт депривации
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………...34
2.1 Описание выборки исследования…………………………………………..35
2.2 Метод и процедура исследования…………………………………………..36
2.3 Математико-статистические методы обработки данных…………………44
ГЛАВА 3. Результаты исследования
3.1 Качественные различия локализационного поведения детей из дома ребенка и семейных детей при локализации неподвижного звукового стимула в анэхоидной камере
3.2 Сравнение длительности периодов локализации неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости внутри группы детей из дома ребенка
3.3 Сравнение значений первичной и вторичной локализационных ошибок неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости внутри группы детей из дома ребенка
3.4 Сравнение длительности периодов локализации неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости внутри группы детей из дома ребенка и группы семейных детей
3.5 Сравнение значений первичной и вторичной локализационных ошибок неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости внутри группы детей из дома ребенка и группы семейных детей
3.6 Анализ взаимосвязи между пространственным положением неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости и параметрами локализации в группе детей из дома ребенка
3.7 Сравнение длительностей периодов локализации неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости у детей из дома ребенка и семейных детей
3.8. Сравнение значений первичной и вторичной ошибок локализации неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости у детей из дома ребенка и семейных детей
Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список использованных источников
К настоящему времени в российской и зарубежной литературе встречается большое количество исследований, изучающих процесс слуховой локализации взрослым человеком (Альтман, 1990; Batler et al., 1976; Carlile et al., 1999; Jeffress et al, 1961; Licklider et al, 1950; Mills, 1972; Pinek et al., 1989; Van den Bogaert et al., 2006 и др.), но не так много работ, посвященных изучению процесса слуховой локализации детьми младенческого и раннего возраста (Мухамедрахимов, Никитин и др., 2011; Ashmead et al., 1987; Clarkson et al., 1991; Clifton et al. 1988; Morrongiello, 1987, 1989; Morrongiello & Rocca, 1987; Muir & Clifton, 1985; Muir &Field, 1979 и др.). Данные об особенностях процесса слуховой локализации детьми младенческого и раннего возраста из домов ребенка не встречаются совсем, что определяет актуальность настоящего исследования.
Результаты изучения пространственного слуха у взрослых свидетельствуют о том, что в основе процесса слуховой локализации лежат физиологические и нейрофизиологические механизмы работы отделов слуховой системы (Ashmead et al, 1998; Aslin et al, 1983; Blauert, 1969; Butler, 1975; Chase & Young 2005; Clifton et al, 1988; Devore & Delgutte, 2010; Eichenbaum, 2017; Erber, 1968; Harrison, 1978; Jenkins & Masterton, 1982; Keefe et al, 1993, 1994; King et al, 1998; Neil et al, 2006; Okabe et al, 1988; Rodriguez et al, 1991; Shaw & Teranishi, 1968; Werner et al, 2012; Альтман, 1990; Шустин и др., 2007). Показано, что участие ушной раковины в процессе локализации определяет точность положения звука в пространстве (Butler, 1975), её размер влияет на количество улавливаемой информации и диапазон воспринимаемых частот (Blauert, 1969; Shaw & Teranishi, 1968). Наружный слуховой проход способен воспринимать звуки определенных частот (Альтман, 1990), что влияет на возможности или ограничения локализации звуков в соответствующем частотном диапазоне. Работы, изучающие нейрофизиологический механизм пространственного слуха, показали участие следующих структур головного мозга: комплекс кохлеарных ядер ствола мозга, комплекс ядер верхней оливы продолговатого мозга, заднее и верхнее двухолмие среднего мозга, ядра таламуса промежуточного мозга, поперечная височная извилина Гешля, правый и левый гиппокамп медиальных височных отделов полушарий головного мозга (Eichenbaum, 2017; Harrison, 1978; King et al, 1998; Werner et al, 2012; Альтман, 1990). Было выяснено, что верхнее двухолмие и гиппокамп содержат карту слухового пространства в звукотопических координатах и когнитивные карты соответственно (Eichenbaum, 2017; Knudsen 1982; Palmer et al, 1982). Показано, как в процессе роста происходит калибровка слуховых карт при помощи зрительной (King et al, 1988) и моторной системы (Ashmead et al, 1998).
Исследований механизмов функционирования пространственного слуха у детей младенческого и раннего возраста было обнаружено не так много (Aslin et al, 1983; Clifton et al, 1988; Keefe et al, 1993, 1994; King et al, 1988; Neil et al, 2006; Okabe et al, 1988; Shaw & Teranishi, 1968). Определено, что проводящий аппарат младенцев передает меньше звуковой энергии, чем это зафиксировано у взрослых (Keefe et al, 1993, 1994), эти различия в проводимости сохраняются вплоть до подросткового возраста (Okabe et al, 1988), что указывает на отличительные признаки локализационных способностей у детей младенческого и раннего возраста от взрослого человека. Показано, как структуры среднего и внутреннего уха изменяются в процессе роста ребенка (Гайворонский и др, 2009; Котова, 2006), что позволяет предполагать наличие индивидуального компонента восприятия звука у детей раннего возраста. Изучение изменений параметров организма в процессе роста(Clifton et al, 1988) продемонстрировало связь между увеличением размера головы у младенцев и детей раннего возраста и увеличением точности локализации звука.
Исследования, посвященные изучению пространственного слуха и параметров качества локализационной реакции у детей младенческого и раннего возраста, немногочисленны. Из имеющихся работ удалось выяснить, что новорожденные, при подаче звукового сигнала, смотрят в сторону источника звука и поворачивают голову (Muir & Field, 1979; Wertheimer, 1961). На первом месяце жизни латентный период составляет около 8 с, далее это время уменьшается до 1 с (Dodwell, et al 1980; Clifton et al, 1981), что объясняется переходом ответственности за реакцию на звуковой стимул от неонатальных подкорковых рефлексов к корковым механизмам регуляции (Muir & Clifton, 1985). Также, были обнаружены исследования, изучающие способности детей младенческого и раннего возраста к различению частот и их слуховую чувствительность (Clarkson et al, 1991; Moore et al, 1982; Olsho et al, 1984, 1985, 1987, 1988). Были получены неоднозначные данные о способности младенцев к восприятию высокочастотных звуков (Berg et al, 1983; Olsho, 1984), но в то же время определено, что чем старше дети, тем больший спектр частот они различают (Berg et al, 1983), и к 5 годам их значения достигают тех же порогов слуха, что и у взрослых (Reuter, 1998). Выявлено, что для определения качества пространственно слуховых способностей применяется измерение минимально различимого угла у детей разных возрастов: с увеличением возраста минимально различимый угол уменьшается, что говорит о возрастающей вместе с возрастом разрешающей способности к локализации (Ashmead, 1987, 1991; Morrongiello, 1988, 1990; Литовский, 1996). Изучается точность локализации как показатель качества пространственно слуховых способностей: была обнаружена связь между увеличивающимся возрастом ребенка и возрастающей точностью локализации (Morrongiello & Rocca, 1987, 1990), но не было обнаружено связей между полом ребенка и точностью локализации звуков (Clifton et al, 1988; Тюмкова, 2016). Обнаружено, что в одном из исследований автором выделяется структура локализационной реакции, которая включает три периода локализации: латентный, период первого локализационного движения, корректирующий период; а также изучается точность локализации, выражаемая через первичную и вторичную ошибки локализации. Результаты этого исследования показали, что в связи с увеличением возраста уменьшается длительность латентного периода и увеличивается длительность корректирующего периода (Тюмкова, 2016). Были обнаружены исследования, изучающие влияние социальной стимуляции на локализационное поведение (Morre et al, 1975; Мухамедрахимов и Никитин, 2011). Выявлено, что сопровождение звуков визуальными или социальными стимулами вызывает больше локализационных реакций, а сопровождение звуковых стимулов позитивным социальным взаимодействием влияет на точность определения источника звука.
Исследования, касающиеся изучения физиологического, двигательного, когнитивного и социального развития детей младенческого и раннего возраста из домов ребенка, показали, что дети с опытом депривации имеют значительные отставания по показателям развития от своих сверстников, не имеющих опыта пребывания в учреждении (Chugani et al, 2001; De Barros et al, 2003; Gunnar et al, 2000, 2014; Koss et al, 2014; Loman et al, 2005; Marshall et al, 2004; Nelson et al, 2007; Piek et al, 2008; St.Petersburg-USA Orphanage Research Team, 2008; Лисина, 2009; Мухамедрахимов, 2001; Папушек и др., 2001; Сергиенко, 2006). Данные позволяют предположить, что помимо упомянутых задержек в развитии, дети из домов ребенка будут иметь некоторые отличия в развитии пространственного слуха по сравнению с семейными детьми. Вероятно, незрелость процессов будет проявляться в более отстающих показателях длительностей периодов локализации и сопровождаться увеличением ошибок локализации.
Таким образом, в научной литературе обнаружены работы, направленные на изучение особенностей пространственно-слуховой локализации детьми младенческого и раннего возраста. Но не было обнаружено работ, изучающих процесс локализации неподвижного звукового стимула детьми раннего возраста, воспитывающимися в домах ребенка. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью восполнения недостатка научной информации о локализации неподвижного звука детьми раннего возраста, получения данных о локализации неподвижного звука детьми раннего возраста, воспитывающихся вне семьи в условиях дома ребенка.
Целью настоящего исследования является сравнительное изучение локализации неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости детьми, воспитывающимися в доме ребенка, в возрасте от 14 до 22 месяцев.
Объектом исследования является локализация звука человеком.
Предметом исследования является локализация неподвижного звука детьми раннего возраста, воспитывающимися в домах ребенка.
Основные гипотезы исследования:
1. Периоды локализации неподвижного звукового стимула детьми раннего возраста из дома ребенка будут иметь более высокие показатели временных значений локализации, чем у семейных детей.
2. Точность локализации, выражающаяся в ошибке локализации, будет ниже у детей из дома ребенка в сравнении с детьми из семьи.
3. Величины периодов и точности локализации будут иметь взаимосвязь с начальным положением головы детей из дома ребенка.
В соответствии с целью и гипотезами были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить локализацию неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости детьми из дома ребенка в возрасте 14-22 месяцев.
2. Изучить значения периодов локализации неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости детьми 14-22 месяцев из дома ребенка и сравнить их со значениями группы семейных детей того же возраста.
3. Изучить величины ошибок локализации неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости детьми 14-22 месяцев из дома ребенка и сравнить их с величинами ошибок в группе семейных детей того же возраста.
4. Выявить взаимосвязь между начальным положением головы и величинами периодов локализации и точности локализации у детей, проживающих в доме ребенка.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в литературе представлены данные изучения особенностей локализации неподвижного звука детьми 14-22 месяцев, воспитывающимися в доме ребенка. Практическая значимость данной работы может состоять в том, что ее результаты являются основанием для разработки рекомендаций по развитию и улучшению пространственного восприятия у детей, проживающих в условиях учреждения.
Настоящее исследование изучает особенности локализации неподвижного звукового стимула в горизонтальной плоскости детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. В обзоре литературы представлены данные о физиологических и нейрофизиологических основах функционирования пространственного слуха, в том числе у детей раннего возраста, роли социального окружения для проявления локализационного поведения. В результате экспериментального исследования локализации неподвижного звука, проведенного в специально сконструированной анэхоидной кабине, у детей в возрасте 14-51 месяца были исследованы особенности локализационного поведения, особенности трех периодов локализации (латентный период, период первого локализационного движения, период корректирующего движения), изучены ошибки локализации (первичная и вторичная ошибка локализации). Проведено сравнение показателей локализации с сопоставимой по возрасту группой детей, воспитывающихся в семьях. Изучена взаимосвязь между угловым положением стимула и величинами периодов локализации и ошибок локалзиации.
Результаты исследования могут использоваться для разработки рекомендаций по взаимному общению с ребенком сотрудниками детского дома, направленному на поддержание пространственного интереса, создание безопасной и комфортной для ребенка ситуации общения, использование звуковой стимуляции, в том числе в речи, звучащих игрушек, расположенных в разных точках пространства для стимуляции поисковой активности.
1. Альтман Я.А., Слуховая система // Физиология человека, 1990. - 426
2. Иванова В.Ю. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в семье и в доме ребенка // Дефектология, 2006. №1. С. 76-79
2. Котеленко Л.М., Никитин Н.И., Альтман Я.А. Оценка человеком сигналов, моделирующих различные направления движения звука, и особенности восприятия таких сигналов больными височной эпилепсией // Физиология человека, 2013. – №3. – С. 18-25
3. Котеленко Л.М., Шустин В.А. Локализация движущегося звукового образа у больных с правосторонним поражением височной области коры и гиппокампа // Физиология человека, 1990. – Т. 16. – №2. – С. 46-50
4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка. СПб: Питер, 2009. 320 с.
5. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1999. – 285 с. 129
6. Мухамедрахимов Р.Ж., Плешкова Н.Л. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Дефектология, 2008. №2. С. 37-44
7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства: 3-е издание. М.: Питер, 2007. 416 с.
9. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. 412 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (изд. 2-е, 1946 г.). – СПб: Питер, 1998. – 720 с.
11. Ashmead D.H., Clifton R.K., Perris E. Precision of auditory localization in human infants // Developmental Psychology, 1987. – Vol. 23 (5). – P. 641-647
12. Aslin R.N., Pisoni D.B., Jusczyk P.W. Auditory development and speech perception in infancy / Handbook of Child Psychology Mussen P.H., Haith M.M., Campos J.J., eds. // Infancy and Developmental Psychobiology. – New York: John Wiley, 1983. – P. 573-687 132
13. Barnet A.B., Goodwin R.S. Averaged evoked electroencephalographic responses to clicks in human newborn // EEG Clinical Neurophysiology, 1965. – Vol. 18. – P. 441-450
14. Batler R., Planert N. The influence of stimulus bandwidth on localization of sound in space // Perception and Psychophysics, 1976. – Vol. 19 (1). – P. 103-108
15. Clarke S., Bellman A., Meuli R.A., Assal G., Steck A.J. Auditory agnosia and auditory spatial deficits following left hemisferic lesions: evidence of distinct processing pathways // Neuropsychologia, 2000. – Vol. 38. – P. 797-807
16. Clarkson M.G., Swain I.U., Clifton R.K., Cohen K. Newborns’ head orientation toward trains of brief sounds // Journal Acoustical Society of America, 1991. – Vol. 89 (5). – P. 2411-2420 133
17. Clifton R.K., Clarkson M.G., Gwiazda J., Bauer J.A., Held R.M. Growth in head size during infancy: Implications for sound localization // Development Psychobiology, 1988. – Vol. 24 (4). – P. 477-483
18. Clifton R.K. The development of human spatial hearing in infants / Ed. by L. Werner, E. Rubel // Developmental psychoacoustics. – Washington, 1992. – P. 139-145
19. Eisenberg R. Auditory competence in early life. – Baltimore: University Park Press, 1976. – 139 p.
20. Ekstrom A.D., Kahana M.J., Caplan J.B., Fields T.A., Isham E.A., Newman E.L., Fried I. Cellular networks underlying human spatial navigation // Nature, 2003. – Vol. 425 (6954). – doi: 10.1038/nature01964
21. Fernald A. Human maternal vocalisations to infants as biologically relevant signals: an evolutionary perspective / Barkow J.H., Cosmides L., Tooby J., eds. The Adapted Mind: Evolutionary Psychology and the Generation of Culture. – New York: Oxford University Press, 1992. – P. 391-428
22. Gardner M.B., Gardner R.S. Problem of localization in the medial plane: effect of pinna occlusion // Journal of the Acoustical Society of America, 1973. – Vol. 53. – P. 400-408
23. Gardner M.B. Lateral localization of 0° or near -0° oriented speech signals in anechoic space // Journal of the Acoustical Society of America, 1968. – Vol. 44. – P. 797-802
24. Gatehouse R.W. Further research in localization of sound by completely deaf monaural subjects // Journal of auditory research, 1976. – Vol. 16. – P. 265-273
25. Gatehouse S., Lever C., Lorenzi C., Howell P. Effects of low-frequency thresholds on sound-source identification in the frontal horizontal plane using interaural time difference cues / Journal of the Acoustical Society of America, 1999. – Vol. 217. – P. 663-664
26. Gross N., Small A., Thompson D. Response to contralateral and ipsilateral auditory stimulation from the some cortical areas // Brain Research, 1967. – Vol . 5. – P. 250-262
27. Jeffres L., Taylor R. Lateralization vs. localixation // Journal of the Acoustical Society of America, 1961. – Vol. 33. – P. 482-483
28. Kessels R.P., Postma A., Wijnalda E.M., de Haan E. Frontal-lobe involvement in spatial memory: evidence from PET, fMRI, and lesion studies // Neuropsychology Review, 2000. – Vol. 10 (2). – P. 101-113
29. Kohler W. Tonpsychologie // Handbook Neurology Ochres. – Berlin-Wien, 1924
30. Lackner, J.R. Influence of posture on spatial localization of sound // Journal Audiological Engineering Society, 1983. – Vol. 31. – P. 226-233
31. LaGass L.L., VanVorst R.F. Brunner S.M., Zucker M.S. Infants’ understanding of auditory events // Infant and child Development, 1999. – №8. – P. 85-100
32. Langston R.F., Ainge J.A., Couey J.J., Canto C.B., Bjerknes T.L., Witter M.P., Moser E.I., Moser M.-B. Development of the Spatial Representation System in the Rat // Science, 2010. – Vol. 328. – P. 1576-1580 136
33. Litovsky R.Y. Review of recent work on spatial hearing skills in children with bilateral cochlear implants // Cochlear Implants International, 2011. – Vol. 12 (1). – P. 30-34 133.
34. Litovsky R.Y., Fligor B.J., Tramo M.J. Fuctional role of the human inferior colliculus in binaural hearing // Hearing Research, 2002. – Vol. 165. – P. 346-358
35. Lorenzi C., Gatehouse S., Lever C. Sound localization in noise in hearing-impaired listeners / Journal of the Acoustical Society of America, 1999. – Vol. 105. – P. 3454-3463
36. Mills A.W. On the minimum audible angle // Journal of the Acoustical Society of America, 1958. – Vol. 30. – P. 237-246
37. Moore J.K., Linthicum F.H.Jr. The human auditory system: a timeline of development // International Journal of Audiology, 2007. – Vol. 46 (9). – Р. 460-478
38. Moore J.M., Wilson W.R. Visual reinforcement audiometry (VRA) with infants / Gerber S.E., Mencher G.T., eds. Early Diagnosis of Hearing Loss. –New York: Grune & Stratton, 1978. – P. 177-212
39. Morrongiello B.A. Infants’ localization of sounds in the median sagittal plane: Effects of signal frequency // Journal Acoustical Society of America, 1987. – Vol. 82 (3). – P. 900-905 137
40. Morrongiello B.A. Infants’ monaural localization of sounds: effects of unilateral ear infection // Journal Acoustical Society of America, 1989. – Vol. 86 (2). – P. 597-602
41. Morrongiello B.A., Rocca P.T. Infants’ localization of sounds in the horizontal plane: Effects of auditory and visual cues // Child Development, 1987. – Vol. 58 (4). – P. 918-927
42. Moser M.-B., Moser E.I. Crystals of the brain // EMBO Molecular Medicine, 2011. – Vol. 3 (2). – P. 69-71
43. Muir D., Clifton R.K. Infants’ orientation to the location of sound sources / Gottlieb G., Krasnegor N.A. eds. Measurement of audition and vision in the first year of postnatal life: A methodological overview // Westport: Ablex publishing, 1985. – 171-194 p.
44. Muir D., Clifton R.K., Clarkson M.G. The development of a human auditory localization response: a U-s haped function // Canadian journal of psychology, 1989. – Vol. 43 (2). – P. 199-216
45. Muir D., Field J. Newborn infants orient to sound // Child Development, 1979. – Vol. 50. – P. 431-436
46. Muir D., Hains S. The U-shaped developmental function for auditory localization // Journal of cognition and development, 2004. – Vol. 5 (1). – P. 123-130
47. Neil P.A., Chee-Ruiter C., Scheier C., Lewkowicz D.J., Shimojo S. Development of multisensory spatial integration and perception in humans // Development Science, 2006. – Vol. 9 (5). – P. 454-464
48. O’Keefe. J., Conway D.H. Hippocampal place cells in the freely moving rat: Why they tire where they fire // Experimental Brain Research, 1978. – Р. 573-590
49. O’Keefe J., Nadel L. The Hippocampus as a Cognitive. – London: Clarendon Oxford University Press, 1978. – 296 р.
46. O’Keefe. J., Speakman A. Single unit activity in the rat hippocampus during a spatial memory task / Experimental Brain Research, 1987. – Vol. 68 (1). – P. 1-27
50. Olsho L.W., Koch E.G., Halpin C.R., Carter E.A. An observer-based psychoacoustic procedure for use with young infants // Deutsch Psychology, 1987. – Vol. 23. – P. 627-640
51. Peck J.E. Development of Hearing: Part III. Postnatal // Journal of the American Academy of Audiology, 1995. – Vol. 6. – P.113-123
52. Pinek B., Duhamel J.R., Cave C., Brouchon M. Audio-spatial deficits in humans: differential effects associated with left versus right hemisphere parietal damage // Cortex, 1989. – Vol. 25 (2). – P. 175-186
53. Rubel E.W. Auditory system development / Gottlieb G., Krasnegor N.A., eds. Measurement of audition and vision in the first year of postnatal life: a methodological overview. – Norwood, NJ: Ablex, 1985. – P. 53-90
54. Stern D.N. The interpersonal world of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology. – USA: Basis Books, 1985. – 304 p.
55. Stern D.N. The interpersonal world of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology (2nd edn). – New York: Karnac, 2006. – 332 p.
56. Suzuki T., Kamiyo Y., Kiuchi S. Auditory test of newborn infants // Annals of Otology, Rhinology & Laryngology, 1964. – Vol. 73. – P. 914-923
57. The St. Petersburg-USA Ophanage Research Team (The team of authors listed in alphabetical order by country and individual: Muhamedrahimov R.J., Nikiforova N.V., Palmov O.I., Groark C.J. & McCall R.B.). The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the Development of Young Orphanage Children// Monographs of the Society for Research in Child Development, 2008. – Serial №291. – Vol. 73. – №3. – Boston, Massachusetts:
Wiley-Blackwell. – 297 p.
58. Van den Bogaert T., Klasen T.J., Moonen M., Van Deun L., Wouters J. Horizontal localization with bilateral hearing aids: Without is better than with // Journal of the Acoustical Society of America, 2006. – Vol. 119. – P. 515-526
59. Van Deun L., Van Wieringen A., Van den Bogaert T. Scherf F., Offeciers F.E., Van de Heyning P.H., Desloovere C., Dhooge I.J., Deggouj N., Raeve L.D., Wouters J. Sound localization, sound lateralization, and binaural masking level differences in young children with normal hearing // Ear and Hearing, 2009. – Vol. 30 (2). – P.178-190