Введение 3
Глава 1. Правовая квалификация энергии 9
§ 1.1 Вещная теория энергии 12
§ 1.2 Обязательственная теория энергии 15
§ 1.3 Смешанная теория энергии 17
§ 1.4 Автономная теория энергии 19
§ 1.5 Выводы о правовой квалификации энергии 20
Глава 2. Проблемы правоприменения введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении определенных категорий потребителей 22
§ 2.1 Теоретические аспекты введения ограничения режима потребления электрической энергии 26
§ 2.2 Аналитический обзор по вопросам правоприменительной практики введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям….37
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение. Таблица судебных решений 61
Электроэнергетика в настоящий момент признается одной из самых востребованных отраслей энергетики в Российской Федерации. Общедоступность, уникальные свойства и неоспоримая ценность электрической энергии напрямую сказывается на уровне жизни населения страны, а также на деятельности организаций и учреждений различных организационно-правовых форм. Благо-даря своим уникальным природным свойствам, в том числе способности пре-образования в иные виды энергии, доступной передачи на большие расстояния, и, как следствие, экономической эффективности в использовании, электрическая энергия способна выступать в качестве предмета гражданско-правовых сделок, что повлекло за собой множественные дискуссии о ее правовой природе в целом и о возможности её использования в качестве товара в частности.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» целью энергетической политики Российской Федерации является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению её внешнеэкономических позиций. Указанная стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах её реализации, обеспечивающие достижение на-меченных целей.
Наиболее приоритетными задачами государства являются повышение эффективности и конкурентоспособности энергетической отрасли, достижение необходимо высокого уровня энергетической безопасности, а также формирование правовых средств, способствующих укреплению платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов, в том числе электрической энергии.
Для достижения вышеуказанных целей требуется надлежащее государственное регулирование в сфере электроэнергетики, реализуемое путем создания эффективно действующей нормативно-правовой базы.
В условиях реформирования электроэнергетической системы принципиально важное значение приобретает правовое регулирование отрасли, ведь на его основе субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии могут правильно построить свои отношения, законно заниматься предпринимательской деятельностью в сфере электроэнергетики .
Научное исследование электрической энергии как потенциального объекта гражданских прав, а также введения ограничения режима потребления электрической энергии как меры воздействия на недобросовестных потребителей, с точки зрения их правового регулирования, является обязательным для достижения вышеуказанных задач.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» были внесены законодательные изменения, обусловленные необходимостью обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей энергетических ресурсов, а также усиления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по оплате поставленных и потребленных энергетических ресурсов.
Обстоятельствами, которые повлияли на принятие указанного закона, явились систематические неплатежи потребителей энергетических ресурсов (газа, электроэнергии и т.п.) в адрес поставщиков, а также отсутствие гарантий со стороны государственных и муниципальных органов власти при передаче имущества, используемого в целях снабжения коммунальными ресурсами коммерческих организаций.
Создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны, а также динамичное экономическое, социально-политическое и экологическое развитие Российской Федерации в целом стали причинами того, что в настоящее время имеют существенное значение вопросы правового регулирования в сфере электроэнергетики, разработки современных моделей и институтов в целях обеспечения беспрепятственного и бесперебойного электроснабжения потребителей, установления контроля за складывающимися отношениями, введения эффективных механизмов по исполнению обязательств, введения ограничения (полного или частичного) режима потребления электрической энергии в отношении различных категорий потребителей.
Несмотря на совершенствование законодательства в указанной сфере, пробелы в правовом регулировании, в том числе на подзаконном уровне, затрудняют реализацию вышеуказанного Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ, что «приводит к недостижению в полном объеме законодательно установленных целей в рамках укрепления платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» .
Многие предпринятые в Российской Федерации масштабные преобразования в электроэнергетике пока не доведены до конца, что обуславливает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы. Удобство и распространённость использования электрической энергии, а также вышеуказанного метода воздействия (введения ограничения режима потребления электрической энергии), отсутствие единства в науке относительно понятий и правовой природы энергии, в том числе электрической, также обосновывают актуальность темы настоящей работы, а востребованность на практике и необходимость определения способов достижения основных задач изучаемого вопроса свидетельствуют о практической значимости выбранной темы.
Степень научной разработанности темы. В отечественной доктрине представлен широкий спектр подходов к определению правовой природы энергии, а также к определению методов воздействия на потребителей электрической энергии, неисполняющих или ненадлежащим образом исполняющих договорные обязательства по оплате поставленных и потребленных энергетических ресурсов.
В настоящей работе рассматриваются теоретические и практические составляющие энергии как потенциального объекта гражданских прав, социально-правовые проблемы введения ограничения режима потребления электрической энергии как меры воздействия на недобросовестных потребителей, а также правовые механизмы регулирования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии. В основном отечественная научная дискуссия сосредоточена вокруг определения места энергии в системе объектов гражданских прав и попытки дать ей определение, которым законодатель мог бы воспользоваться.
В целом же систематизированных и обобщенных работ по определению правовой природы энергии, а также по введению ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе в отношении определенных категорий потребителей достаточно мало. Можно отметить таких авторов как М.М. Агарков, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Ю.С. Гамбаров, О.А. Городов, Д.Д. Гримм, Е.А. Джазоян, И.В. Елисеев, А.Д. Жанэ, Н.М. Зайченко, С.М. Кор-, В.А.Лапач, А.Н. Лысенко, Д.В. Мурзин, Р. Саватье, С.А. Свирков, Е.А. Суханов, К.М.Л. Эннекцерус.
Несомненно, обширная сфера применения электрической энергии вызывает интерес и сподвигает к исследованию значительное число авторов, однако до настоящего времени точка в изучении вопроса не поставлена. С учетом изменившихся положений нормативного регулирования, проблемы избранного правового режима регулирования вопроса, напротив, обозначились более остро.
Предмет, цели и задачи настоящей работы. Предметом настоящей работы является исследование правовой природы энергии, а также введения ограничения режима потребления электрической энергии, в частности для особой категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в отечественной цивилистике.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы состоит в анализе существующего правового регулирования введения ограничения режима потребления электрической энергии, определении степени разработанности и эффективности указанного регулирования, а также в анализе отечественной правоприменительной практики, последних изменений законодательства в сфере электроэнергетики.
Достижение поставленных целей осуществляется путем решения следующих задач:
1. Рассмотрение сущности и особенностей энергии, определение правовой природы энергии в современной российском гражданском праве, путем исследования правового положения энергии, в том числе в системе объектов гражданских прав, а также выявления особенностей в динамике правоотношений с использованием энергии;
2. Анализ существующего правового регулирования введения ограничения режима потребления электрической энергии, а также формулирование предложений по отечественному законодательному регулированию введения ограничения режима потребления электрической энергии.
Нормативная и эмпирическая база исследования включает в себя отечественное законодательство и иные нормативные правые акты, отечественную судебную практику.
Основные тезисы и выводы автора:
1. С точки зрения действующего российского законодательства, энергия может быть рассмотрена как потенциальный объект гражданского права, относящийся к категории «иное имущество», в связи с чем целесообразно поименовать в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) энергию как объект гражданского права;
2. Существующего правового регулирования достаточно, чтобы энергия в полной мере интегрировались в гражданский оборот. Детализация такого регулирования позволит ответить на возникшие правовые вопросы её использования, устранить существующие риски и упростить использование энергии в деловом обороте;
3. Полное исключение потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, из категории «неотключаемые потребители» позволит снизить уровень задолженностей по оплате потребленной электрической энергии и тем самым укрепит платежную дисциплину в Российской Федерации.
Современный гражданский оборот содержит в себе множество договорных конструкций, которые затрагивают различные сферы жизнедеятельности общества, в этом числе сферу электроэнергетики, которая в настоящий момент признается одной из самых востребованных отраслей энергетики в Российской Федерации, что связано с динамичным экономическим, социально-политическим и экологическим развитием Российской Федерации.
Несмотря на то, что правоотношения в сфере электроэнергетики регулируются большим количеством нормативно-правовых актов, в настоящее время некоторые вопросы должным образом не исследованы и не урегулированы, в связи с чем законодатель корректирует нормативно-правовые акты, в том числе регламентирующие порядок ограничения режима потребления, с целью устранения процедур, вызывающих правовые коллизии и невозможность применения механизмов воздействия.
В настоящей работе была рассмотрена сущность и особенности электрической энергии, исследовано её правовое положение, выявлены особенности динамики правоотношений с использованием электрической энергии, а также введение ограничения режима потребления электрической энергии как мера воздействия на недобросовестных потребителей.
Установление перечня объектов гражданских прав в законе служит хотя бы приблизительным ориентиром для участников оборота относительно того, какие объекты могут быть вовлечены в оборот. Некоторые из перечисленных в ст. 128 ГК РФ объектов заведомо не подходят для квалификации энергии, одна-ко открытый перечень ст. 128 ГК РФ позволяет отнести все то, что не подходит к перечню поименованных объектов гражданских прав, к такой категории как «иное имущество». Поэтому, до тех пор, пока энергия не будет тем или иным образом поименована в ст. 128 ГК РФ, ее можно отнести именно к этой категории.
Актуальность выбранной темы определяется существенной ролью электроэнергетики в развитии экономики Российской Федерации, в том числе на-правленной на установление стабильного и качественного снабжения электрической энергией населения, а также рядом теоретических и практических проблем, возникающих в правовом регулировании отношений введения ограничения потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Все сказанное в настоящей выпускной квалификационной работе свидетельствует о необходимости отойти от категории «неотключаемые потребите-ли», даже с целью обычного выделения указанных потребителей в отдельную группу с учетом существующих особенностей, поскольку задача права состоит в урегулировании ситуации таким образом, чтобы обеспечить соблюдение баланса интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Несмотря на то, что судебная практика по сей день остается неоднообразной, следует признать, что изменения, внесенные Федеральным закон №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» оказали положительное влияние на практику и во многом предопределили положительные тенденции, которые в ней обнаруживаются.
1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - (в ред. от 29 дек. 2017 г.). - СПС «Консультант Плюс».
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - (в ред. от 19 февр. 2018 г.). - СПС «Консультант Плюс».
1.3. Жилищный кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс] от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2005. № 1. - СПС «Консультант Плюс».
1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Часть первая [Электронный ресурс] от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2002. № 1 - СПС «Консультант Плюс».
1.5. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 10. - СПС «Консультант Плюс».
1.6. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : закон Рос. Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3. - СПС «Консультант Плюс».
1.7. Федеральный закон от 03 ноября 2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. № 45. - СПС «Консультант Плюс».
1.8. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009 № 48 - СПС «Консультант Плюс»
1.9. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003 - СПС «КонсультантПлюс».
1.10. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении» [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1996. № 15. - СПС «Консультант Плюс».
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
2.1. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2001. № 29. - СПС «КонсультантПлюс».
2.2. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2004. № 52 - СПС «КонсультантПлюс».
2.3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2011. № 14. - СПС «КонсультантПлюс».
2.4. Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основ-ными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2012. № 23. - СПС «КонсультантПлюс».
2.5. Указ Президента РФ от 15 августа 1992 г. № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» [Электронный ресурс] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. № 9. - СПС «КонсультантПлюс».
2.6. Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1334 «О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» [Электронный ресурс] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. № 19. - СПС «КонсультантПлюс».
II. Специальная литература
1. Книги:
1.1. Агарков М.М. Гражданский кодекс: Практич. ком. М., 1924 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
1.2. Бевзенко Р.С., Объекты гражданских правоотношений. Учебное пособие для студентов юридических специальностей / Р.С. Бевзенко. М., 2010.
1.3. Брагинский М., Суханов Е., Ярошенко К. Объекты гражданских прав (Комментарий ГК РФ) // Хозяйство и право. - М., 1995. № 5. С. 3-23.
1.4. Брагинский М.И. Гражданский кодекс и объекты права собственности // Журнал российского права. - М.: Норма, 1997. № 11. С. 76-85.
1.5. Городов О.А. Введение в энергетическое право: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2012. С. 224.
1.6. Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Науч.-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 256.
1.7. Городов О.А. Правовая охрана и использование единых технологий, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 160.
1.8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Г.Е. Авилов, В.В. Безбах, М.И. Брагинский [и др.]; под ред. О.Н. Садикова. 3-е изд., испр., перераб. и доп. -М. : КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2005. 1062 с.
1.9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. -М. : Проспект, 2010. - 912 с.
1.10. Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М.: Госюриздат, 1956. 108 с.
1.11. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой [Электронный ресурс] : под ред. П.В. Крашенинникова. -М. : Статут, 2011. - СПС «Консультант Плюс».
1.12. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. Издание второе, перераб. и доп. М.: Издательство "Юрист", 2015. С. 187 - 234.
1.13. Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. М.: Изд-во иностранной литературы, 1949. Т. 1. Полутом 1. Введение и общая часть. С. 258 - 259.
1.14. Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Т. 1. Полутом 2. М., 1950. С. 302 - 303.
2. Статьи:
2.1. Акимов Л.Ю. Совершенствование правовых механизмов обеспечения своевременной оплаты потребителями энергетических ресурсов поставленной энергии // Правовой энергетический форум. 2016. № 1. С. 13 - 17.
2.2. Андреева Л.В. Существенные условия договора: споры, продиктованные теорией и практикой // Хозяйство и право. 2002. № 12. С. 91 - 103.
2.3. Андреева Л.В. Энергоснабжению - четкое правовое регулирование // [Электронный ресурс] //Российская юстиция. 2001.№ 8. - СПС «КонсультантПлюс».
2.4. Блинкова Е.В. Договор энергоснабжения и подобные ему договоры // Правовые вопросы энергетики. 2003. № 1. С. 32 - 41.
2.5. Вавилин Е.В. Организация договорных связей в отношениях по энергоснабжению[Электронный ресурс]// Предпринимательское право. 2009. № 1.- СПС «КонсультантПлюс».
2.6. Гафаров С.И. Отказ гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) //Правовой энергетический форум. 2016. № 4.
2.7. Городов О.А. О нетрадиционных объектах гражданских прав // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та. 2013. № 6. С. 96-107.
2.8. Жанэ А.Д. Электроэнергия как особого рода вещь // Журнал российского права. 2004. № 5. С. 18.
2.9. Зайченко Н.М. Предмет договора энергоснабжения: автореф. Дис. канд. юрид. Наук. М., 2007. С. 8.
2.10. Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. № 7. С.118.
2.11. Лапач В. А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. СПб., 2002. С. 311-312.
2.12. Лахно П.Г. Энергия как объект правового регулирования // Экология и энергетика. 2007. № 40. С. 10 - 11.
2.13. Лукьянцева И.А. Правовая природа электроэнергии как объекта гражданских прав // СПС «Консультант Плюс»;
2.14. Максимец Л. Г. Некоторые проблемы определения «услуги» как объекта гражданского правоотношения в образовательной деятельности // «Научные и практические проблемы юриспруденции» 2002. № 3. С. 483-485.
2.15. Матиящук С.В. Общие черты и основные различия в регулировании рынков электрической и тепловой энергии в России // Законодательство и экономика. 2011. № 9. С. 48 - 51.
2.16. Саватье Р. Теория обязательств. М.: Прогресс, 1972. С. 86.
2.17. Светличный, А.В. Несправедливые и невыгодные условия в договорах энергоснабжения / А.В. Светличный // Юрист. 2017. № 13. С. 25 - 29.
2.18. Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике "Статут", 2006.
2.19. Свирков, С. А. Правовая квалификация энергии как объекта гражданских прав [Текст] / С. А. Свирков. /LexRussica. 2012. № 3. С. 477 - 491.
3. Диссертации и авторефераты диссертаций:
3.1. Джазоян Е.А. Категория фикции в гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 23 с.
3.2. Лапач Л.В. Проблема строения категории «имущество» в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. 27 с.
3.3. Плешаков Н.В. Проблемы правового регулирования договорных отношений на оптовом рынке электрической энергии: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 136, 167 – 168.