Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная метафизика творческого события в современной русской поэзии

Работа №142817

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Человек и творческое событие 6
1.1 Человек как существо двойственной природы 6
1.2 Человек как существо творческое 14
1.3 Творческое событие 25
1.4 Диалог и творческое событие 34
1.5 Социальная метафизика и творческое событие 44
Выводы к главе 1 51
Глава 2. Социальная метафизика и творческое событие в современной русской поэзии 54
2.1 Борис Рыжий 56
Выводы к главе 2 71
Заключение 73
Список используемой литературы 76

Проблема творческого события зачастую становилась центром внимания не только литературоведческого или филологического исследования, но также и философской рефлексии. Однако чаще всего авторы заостряют свое внимание на непосредственно эстетической стороне данного вопроса, хотя само творческое событие в своей развертке задевает все существо человека, формируя и обособляя его как существо метафизическое. Под метафизикой человека следует понимать его сверхприродное начало, к которому классически относятся такие акты, как акты любви, мышления, свободы, доброты, веры, творчества и т.д. Социальный статус творческого события проясняется, когда мы обращаемся к человеку не как к оторванной единичности, но как к субъекту социальности; субъекту, что в каждый момент времени вовлечен в отношения «Я» - «Другой». Так, по мнению К.С. Пигрова хотя всеобщее (метафизическое) и концентрируется в самосознании человека, само постижение предельных оснований бытия и мышления не дано отдельному человеку, но дано организованному единству - социуму [25, с. 67]. Однако, в современном мире вовлеченность социума во всеобщее ставится под вопрос в связи с разобщённостью и фрагментарным существованием человека, что в своей сути ведет к нарушению онтологической настройки человека, его причастности к событию мира.
В настоящем исследование именно творческое событие выступает инструментом приобщения человека к метафизическому через «открытость» человека по отношению к миру. Миру, заключающемуся в рамках литературного произведения как целостности. Такая целостность достигается за счет соответствия текста (литературного произведения) своему прообразу - Миру. В.В. Бибихин так пишет в связи с переводом текста: «Настоящая вещь с самого начала несет в себе свой собственный перевод. <...> Раз однажды человеком и человечеством достигнута подлинность, в которой они ощутили полноту бытия или хотя бы угадали ее в предвосхищении, все последующее будет непрестанным переводом этого подъема на бесчисленные языки» [9, с. 235-236]. Именно уникальность схваченного бытия выражается автором в творческом событии, которое, посредством приобщённости к нему читателя, формирует метафизическую настройку человека.
Во второй части работы предпринята попытка философской рефлексии современной русской поэзии на материале творчества Бориса Рыжего. Выявляются и актуализируются «рамки напряжения», свойственные его поэзии, а также дается анализ социальным явлениям, придающим уникальность его творчеству.
Актуальность работы продиктована неоспоримой ролью творческого события в формировании человека в качестве существа двойственной природы, где первая - биологическая, вторая - метафизическая. Однако само рассмотрение предполагает под собой не эстетическое или антропологическое исследование, но исследование через оптику социальной метафизики, которое редко осуществлялось на поприще отечественной философской рефлексии.
Также актуальность работы связанна с кризисом современного общества, теряющего свое онтологическое основание. Человек, следуя вектору индивидуализации, фрагментирует себя, теряя метафизические «органы» чувств. Творческое же событие через приобщенность читателя к произведению призвано вернуть человеку именно метафизическую «почву».
Объект: творческое начало человека
Предмет: творческое событие в его социально-метафизическом аспекте
Цель: рассмотреть творческое событие как социальное явление,
формирующее и конституирующее метафизические проявления в жизни человека, а также проанализировать социально-метафизическое измерение поэзии в современной русской поэзии на примере Бориса Рыжего....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении к настоящему исследованию следует подвести итог проделанной работе. Так, в работе была определенна двойственная природа человеческого существа, которая заключается в его распятости между мирами биологического и метафизического, горнего и дольнего. Раскрытие данной темы было проведено через концептуализацию представлений философов, занимающихся указанной проблемой. К таким исследователям можно отнести Платона, Аристотеля, Фому Аквинского, Р. Декарта, Б. Спинозу, А. Бергсона. В русской традиции человеческой природой занимались такие философы, как В.С. Соловьев и С. Франк. Все они в той или иной мере отмечали соотношение божественного и биологического в начале человека.
Творчество рассматривается в качестве феномена, который перебрасывает мост между двумя началами человеческого существа. Оно есть то, что отличает человеческое существо от машины, с ее запрограммированностью и детерминацией, и от животного, слепо следующего призыву инстинктов. Через творческое событие человек оказывается причастным к чему-то большему, нежели мир биологической иерархии. Само становление человеческого в человеке понимается М. Мамардашвили как процесс зановорождения, что является творчеством в широком смысле слова. Причастность человеческого существа к миру горнему реализует себя в постоянном воспроизведении таких метафизических элементов, как любовь, доброта, честность, справедливость, долг и т.д. Такое воссоздание метафизических явлений через существо человека есть акт свободы, который должен пониматься не только в терминах свободы «от», но и в смысле свободы «для». Последняя же открывает человеку пространство исполнения долга, который заключается в становлении и восхождении человеческого существа. Человек у Н.А. Бердяева понимается как микрокосмос, который вмещается в себя все потенции бытия. Именно реализация этой потенциальности находит себя в творческом событии. Само же творчество по Н.А. Бердяеву исходит из глубинных начал человека, оно является бездонным и родниковым проявлением человека. Оно также мыслится как предельное, ибо заключается в выходе человека за его собственные границы.
Творческое событие было рассмотрено через философию поступка М.М. Бахтина. Такое событие играет неотъемлемую роль в становлении человека. Оно есть то, что порывает с повседневностью и автоматизмом обыденной жизни. К наиболее характерным особенностям поступка, равно как и творческого события, можно отнести ответственное вовлечение, которое реализуется через эмоционально-волевой тон, и направленность на «вечную истину». Также важным является продуктивная активность поступка по отношению к бытию в философии М.М. Бахтина. Такая активность согласуется и с видением творчества Н.А. Бердяева, который также отмечает прибавочную активность творчества.
В настоящем исследовании была прояснена связь между диалогом и творческим событием, которая заключается во взаимоотношении «Я» и Другой. Творчество оказывается точкой отсчета в диалогических отношениях, которые понимаются не только как диалогическое общение «Я» и другого человека, но и как диалог между «Я» и художественным произведение. Подчеркивается диалогическая природа самого мышления. В основу такого рассмотрения были взяты труды таких философов как М. Бубер и М.М. Бахтин. Были обозначены расхождения и общие моменты в видении диалога. Так, к первым можно отнести несоответствие субъектных отношений в воззрениях этих двух философов, а именно у М. Бубера субъекты диалога «Я-Ты» объединяются в целое, когда у М.М. Бахтина субъекты оказываются противопоставлены друг другу. В тоже время в рассматриваемых подходах сам диалог является основой бытия, через который человек может открыть в себе человеческое.
Более того, была утверждена значимость творчества для общества в целом, заключающаяся в утверждении метафизических элементов в жизни человека. Через творческое событие человек приходит к своей самости, раз за разом рождая и воссоздавая в себе общечеловеческие явления, такие как честь, смелость, любовь, дружба и т.д. Однако проблематичным видится атомарность и массовость современного общества, что заключается в растущем чувстве одиночества и заброшенности современного человека. Такое одиночество не позволяет человеку найти выход к Другому, запирая его в самом себе.....


1. Аристотель, О Душе. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. - 202 с.
2. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1 Философская эстетика 1920-х годов М.: Русские словари, 2003. - 958 с.
3. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6 Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960-1970 М.: Русские словари, 2002. - 341 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
5. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. - 336 с.
6. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности / ред.-сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сизинская. - М.: МПСИ: Флинта, 1999. - 312 с.
7. Бердяев, Н. А. Самопознание - М. Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 451 с.
8. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества М.: Издательство «Правда», 1989. - 608 с.
9. Бибихин В.В. К переводу классических текстов // Бибихин B.B. Слово и событие. М., 2001. - 280 с.
10. Бибихин В.В. Мир. Язык философии / Владимир Бибихин. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016 - 448 с.
11. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лёзова. - М.: Республика, 1995. - 446 с.
12. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика,
1994. - 415 с.
13. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1976. - 623 с.
14. Гелен А. Образ человека в свете современной антропологии (пер. с англ. А.Н. Портнова) [Личность. Культура. Общество]. 2007. Т. 9. Вып. 3 (37). с. 37-51
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : Т. 1-4 / В.И. Даль. - М., 1994. - Т .4. - 912 с....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ