Введение 3
Глава 1. Теллурический партизан 9
1.1. Образ партизана и архетипичность сталинской культуры 9
1.2. Образ партизана в сталинском кино 10
1.3. Христианские и фольклорные мотивы в фильмах 1970-х гг 22
1.4. Сказание о партизанах 31
Глава 2. Красный партизан 35
2.1. Идея интернационализма в кинематографе 1950-х гг 35
2.2. Интернациональные отряды в перестроечном кино 39
2.3. Образ партизана в историко-биографическом жанре 42
Глава 3. Партизан и ребенок 47
3.1. «Юные партизаны» и образ ребенка на войне 47
3.2. Образ ребенка-партизана в оттепельном кино 48
3.3. Проблема доверия и оттепельный канон 55
3.4. Образ партизана в детском кинематографе 1970-х гг.:
взаимопонимание поколений, мемориальная политика государства 57
3.5. Партизан как защитник детства и трансформация образа ребенка-
партизана в кинематографе 1980-х гг 64
3.6. «Иди и смотри» 69
Заключение 74
Библиография 77
Приложение 1. Фильмография 86
Приложение 2. Иллюстрации 88
Система образов советского кинематографа многообразна. Мы можем выделить исследования, посвященные таким образам, как: ребенок, интеллигент, ученый, учитель, враг, иностранец и др. Вместе с тем, ряд ключевых фигур отечественного кино исследован в меньшей степени.
Репрезентация в кинематографе образа советского партизана Великой Отечественной войны представляет для нас особый исследовательский интерес в связи с широкими пределами этого изображения, предоставляющими дополнительные возможности для наделения образа символическими значениями. Обратившись к фигуре партизана, мы можем исследовать одновременно образы, относящиеся ко всем возрастным категориям обоих полов, как-то: ребенок, взрослый, старик.
Представляется важным, что само понятие «репрезентация» подразумевает, что образ отражает реальность. В связи с этим многие исследователи предпочли говорить о «конструировании» с помощью репрезентации. Философ Х.-Г. Гадамер, исследуя проблему репрезентации, разделяет такие понятия, как «отображение» и «изображение». По мнению автора, единственная функция отображения - тождество с первообразом. Следовательно, первообраз при взгляде на отображение должен быть узнаваем. Понятие «репрезентация» точнее раскрывает связь между изображением и первообразом. В случае репрезентации «изображение приобретает собственное постоянство, воздействующее на первообраз». Действительно, обращаясь к образу партизана, советские режиссеры не просто имитируют на экране реальность. Исследование особенностей репрезентации фигуры партизана на экране подразумевает под собой и установление связи между изображением и первообразом...
В настоящем исследовании были рассмотрены особенности репрезентации и основные этапы развития образа партизана в советском кинематографе 1940-1980-х годов. Была достигнута заявленная цель и решены поставленные задачи: выделена репрезентативная выборка игровых фильмов по теме исследования; определены основные типы партизан на экране; исследованы основные этапы становления и развития образа в кинематографе, особенности данного образа и его характерные черты.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Мы можем выделить три основных категории фильмов о партизанском движении, в зависимости от представленного на экране типа партизана. Это такие типы, как-то: теллурический партизан, красный партизан, ребенок- партизан.
Теллурический партизан, пользуясь терминологией философа К. Шмитта, автохтонно связан с землей, которую он защищает. Особое значение в фильмах этой категории приобретает связь родной почвой: религией, национальной историей и культурой. В картинах 1940-х гг. режиссеры обращаются к ключевым архетипам сталинской культуры: герой, мать, отец, враг. Также архетипической моделью для них служит фольклор. Образ партизана в этот период связан преимущественно с архетипом героя. Также женские партизанские образы в фильмах «Радуга», «Она защищает Родину», «Зоя», отсылают к архетипам девы-воительницы (поленицы), матери и Родины-матери, героя-жертвы. Кроме того, влияние на репрезентацию образа оказал пример русской партизанки 1812 года Василисы Кожиной.
Картину 1971 года «Проверка на дорогах», напротив, отличает наметившаяся тенденция к дегероизации. Ключевое значение в фильме приобретает архаичная оппозиция «свой»-«чужой», Алексей Герман обращается к фольклорным мотивам. Религиозные аллюзии, исследование на экране советской духовности присутствуют в «Восхождении» Ларисы Шепитько.
Красный партизан, в образе которого классовые черты преобладают над национальными, представлен на экране в историко-биографическом жанре и фильмах, объединенных марксистской идеей интернационализма и дружбы народов. При этом герои этой категории фильмов (Алексей Северин, Сидор Ковпак) демонстрируют национальные черты в речи или внешнем виде, но их мотивация в большей степени опирается на идеологию. В 1950-е годы выходят фильмы, посвященные советским партизанам, воевавшим в европейских интернациональных отрядах («Без вести пропавший», «На дальних берегах»). Эти картины представляют собой в некотором смысле реакцию на усиление противостоящего блока в ходе Холодной войны. Режиссеры демонстрируют пример единого европейского народа, объединенного общей верой в братство и классовое единство. Советские партизаны при этом исполняют «старшую» роль. В 1970-е гг. историкобиографические фильмы Т. Левчука, посвященные С. Ковпаку и П. Вершигоре, демонстрирует мобильность партизан, их способность преодолеть сопротивление родной почвы, освобождая народы Европы. В 1980-е гг. югославо-советский фильм «Дикий ветер», советско-польский проект «Красный цвет папоротника» продолжают традиции оттепельного периода, дополняя их связанными с ослаблением цензуры реализмом и расширением тематического диапазона.
Ребенок в партизанском кинематографе представляет собой наиболее семантически насыщенный образ, является частью символической политики государства. Мы отметили, что ребенок представлен на экране и как полноправный участник партизанского движения, и в качестве помощника отряда. Дети в фильмах о партизанах подчеркивают всеобщность сопротивления («Юные партизаны», «Отряд Трубачева сражается»), символизируют верность и моральное превосходство над врагом («Пятнадцатая весна», «В то далекое лето»), принесенную ради победы жертву («Орленок», «Иваново детство»). Серия фильмов о пионерах-героях может быть охарактеризована как часть мемориальной политики государства. В 1980-е гг. происходит трансформация образа, связанная с тем, что изменился ребенок-зритель - адресат сообщения. В фильмах «Сквозь огонь» и «Без права на провал» отражен процесс взросления героев: мотивация и сознательность не свойственны ребенку по умолчанию. В драме «Иди и смотри» мотивацией героя изначально служит не идея мести врагу, а романтизация партизанства. В финале герой превращается уже не в маленького взрослого, а маленького старика с осознанием значения происходящих событий и своей подлинной роли в них.
Таким образом, мы выделили и исследовали три типа образа партизана на экране.
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
2. Аронсон О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). М.: НЛО, 2007. 378 с.
3. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.:НЛО, 2014.
4. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу в 3-х т. Т.1.М.: Индрик, 1994. 800 с.
5. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Из-во им. Сабашниковых, 2003. 511 с.
6. Беленький И.В. История кино: киносъемки, кинопромышленность, киноискусство. М.: Альпина Паблишер, 2019. 405 с.
7. Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Индрик, 2005. 287 с.
8. Берк П. Что такое культуральная история? М.: Издательский дом ВШЭ, 2015. 240 с.
9. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: НЛО, 1998. 358 с.
10. Вдовин А. И. Русская нация в XX веке. М.:РГ-Пресс, 2019.
11. Виноградова Л. Н. Мифологический аспект славянской фольклорной традиции. М.: Индрик, 2016. 382 с.
12. Война на экране // сост. М. Е. Зак, Ю. Михеева. М.: Материк, 2006. 224 с.
13. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
14. Греймас А.-Ж. Структурная Семантика: Поиск метода. М.:
Академический проект, 2004. 367 с.
15.Замостьянов А. А. Отечественная массовая культура XX века. М.: Директ-медиа, 2020...56