Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-экономическое пространство общественного питания

Работа №142808

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социально-экономического пространства питания в России 8
1.1.История общественного питания в России 8
1.2.Связь социального времени и социального пространства 21
1.3.Основные подходы к определению социально-экономического пространства питания 25
Глава 2. Социально-экономическое пространство общественного питания Санкт-Петербурга 38
2.1. Механизмы формирования социально-экономического пространства питания 38
2.2. «Идеальное» пространство общественного питания молодежи в Санкт-Петербурге (по результатам прикладного социологического исследования) 42
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 66
Приложение 1. Этапы развития общественного питания и заведения, характерные для этого периода 66
Приложение 2. Общая структура ранка общественного питания в России 67
Приложение 3. Гайд экспертного интервью 68
Приложение 4. Транскрипт интервью 69

Актуальность исследования
Потребность человека в питании, в отличии от множества других видов потребностей, с возрастом не исчезает, а, наоборот, существует на протяжении всей жизни людей. Вне зависимости от возраста, человеку важно то, что он употребляет. Более того, можно утверждать, что через призму питания можно рассматривать развитие культуры, экономики, истории общества и человека.
Необходимо отметить, что потребность в питании является социальной конструкцией, которая отличает человека от животного. Человек не просто насыщается и утоляет голод, а умеет питаться. Данное умение подразумевает уместное, рациональное, своевременное и разумное употребление пищи, которое представляет из себя определенную культуру питания. Данная культура и отличает человека от всех других живых существ. Удовлетворение потребности в питании является важнейшим процессом в жизни людей. То, как индивид питается, определяет его здоровье, способности, эмоциональное состояние, коммуникабельность, работоспособность и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод, что питание человека является не только его личным делом, но и общественным, так как во многом определяет состояние общества и настроения в нем.
В современном мире общественное питание является инструментом реализации удовлетворения данной потребности после домашнего хозяйства. Причем питание для большинства людей - это традиционное социальное действие, которое происходит автоматически без каких-либо умственных усилий.
В то же время общественное питание является одной из наиболее развитых отраслей экономики, которая развивалась в тех или иных социальных, политических и культурных условиях.
В наши дни конкуренция на рынке общественного питания возросла достаточно сильно, и поэтому традиционные механизмы стимулирования спроса потребителей отходят на задний план. Особое значение начинает играть социально-экономическое пространство заведений общественного питания. Можно сказать, что сейчас большинство людей выбирает место встречи не только для того чтобы поесть, а для того чтобы общаться. Получается, что заведения общественного питания превращаются в некое пространство коммуникации, и уже посещение того или иного места будет зависеть не от качества еды или меню, а от того, как организовано социальное пространство, и какие возможности для общения оно может предоставить. Именно поэтому изучение механизмов, с помощью которых формируется эта социально-экономическая среда, является очень актуальным для практиков и исследователей общественного питания. Важно отметить, что сама еда может быть не особо хорошая, однако обстановка в заведении может заставить посетителей прийти сюда еще раз и, наоборот, отказаться от данного заведения. Таким образом, потребители отдают свое предпочтение не только качеству еды и обслуживания, но и территориальному расположению, интерьеру, социально-психологическому климату, рейтингу заведения, тематике, специализации, возможности для общения и так далее, то есть тем факторам, которые напрямую формируют социально-экономическое пространство заведения общественного питания. В связи с этим, выделение и изучение данных механизмов и процессов их формирования является интересным и актуальным полем для исследования.
Более того, в настоящее время рынок предприятий общественного питания переполнен, однако заведения общественного питания либо ориентированы на высший сегмент, либо предоставляют схожие услуги лишь по удовлетворению потребности в еде. Потребители выбирают такие места исключительно по территориальному местоположению и цене, а не по каким-либо другим критериям. Таким образом, выявление места питания, которое могло бы сочетать в себе характеристики «идеального» заведения общественного питания, также становится актуальным.
Объект и предмет
Таким образом, объектом изучения данной магистерской работы является социально-экономическое пространство общественного питания на примере Санкт-Петербурга. В качестве предмета выбраны механизмы формирования социально-экономического пространства общественного питания в Санкт-Петербурге.
Цели и задачи исследования
Целью работы является выявление механизмов формирования социально-экономического пространства общественного питания.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенностей развития общественного питания в России, а также в Санкт-Петербурге.
2. Рассмотреть структуру и типологию общественного питания.
3. Определить специфику общественного питания России.
4. Раскрыть понятие социально-экономическое пространство и его структурных элементов.
5. Исследовать теоретические основы социально-экономического пространства, применимые к общественному питанию.
6. Определить механизмы формирования социально-экономического пространства общественного питания в Санкт-Петербурге посредством прикладного социологического исследования.
7. Выявить характеристики идеального заведения общественного питания среди молодежи Санкт-Петербурга.
8. Дать оценку социально-экономическому пространству общественного питания города Санкт-Петербурга.

Автор данной магистерской работы придерживается гипотезы, согласно которой, посетители при выборе места общественного питания руководствуются не потребностью в утолении голода, а ориентацией на социально-экономическое пространства заведений.
Теоретико-методологическая база
Рассмотрению проблематики социально-экономического пространства общественного питания в современной литературе уделяется незначительное количество внимания, однако, существует множество работ, в которых анализируется проблема социального и экономического пространств в целом, а также общественное питание как отрасль экономики.
Данная работа опирается на следующую теоретико-методологическую базу, которую представляют авторы отечественных и зарубежных трудов, писавшие о социально-экономическом пространстве, общественном питании, социологии еды и вкуса. К ним можно отнести: классиков социологии - М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, П. Сорокина, которые рассматривают социально-экономическое пространство, как некое пространство с субъектами, выраженными в виде индивидов, социальных групп, организаций, учреждения и т.д.; труды современных социологов – П. Бурдье, М. Кастельса, Э. Гидденса, которые анализируют социально-экономическое пространство с точки зрения внутренних и внешних связей, позиций участников. Иными словами, рассмотрение пространства с точки зрения характеристик его структуры, то есть отношений и связей, которые формируются между объектами, находящимися в исследуемом пространстве; труды современных российских авторов – Ю. В. Веселова, В.И. Ильина, П.А. Сорокина, В.А. Ядова, которые рассматривали проблему социально-экономического пространства, а также уделили больше внимание рассмотрению темы социологии питания и внесли особый вклад в изучение социологии вкуса; а также труды зарубежных авторов, которые анализировали проблему питания в социологии – Р. Барт, Ю. Гронов, Г. Зиммель, М. Монтанари, К. Фишлер.
Инструментарно – методологический аппарат основывается на обращении к некоторым специальным, а также общенаучным методам, используемым для достижение поставленных ранее целей и задач, а именно, обращение к некоторым аналитическим процедурам: историческому методу, сравнительному анализу, классификации фактического материала, сопоставительному анализу, дедукции, анализу вторичных данных, статистическим методам обработки результатов исследования. При проведении прикладного социологического исследования автор использовал методы фокус-группы и экспертного интервью.
Информационные источники
К информационным источникам, на которых основывается магистерская работа, можно отнести:
1. Статистические базы Федеральной службы государственной статистики.
2. Данные электронного портала 2ГИС о количестве и местах расположения точек общественного питания в городе Санкт-Петербурге.
3. Вторичные данные исследования «Повседневные практики питания жителей Санкт-Петербурга», проведенного Юккой Гроновым в 2013 году.
4. Результаты исследования, проведенного кафедрой экономической социологии в декабре 2016 в Санкт-Петербурге года на тему «Повседневные практики питания студентов».
5. Результаты исследования автора данной работы, проведенного в апреле 2017 года в Санкт-Петербурге на тему «Идеальное» пространство общественного питания молодежи в Санкт-Петербурге.
Структура работы
Данная магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и небольшого числа приложений. Первая глава посвящена истории общественного питания в России, связи социального времени и социального пространства, а также основным подходам к определению социально-экономического пространства питания. Вторая глава включает в себя рассмотрение механизмов формирования социально-экономического пространства питания и исследование автора данной работы об «идеальном» пространстве общественного питания среди молодежи (на примере Санкт-Петербурга).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время важным показателем всестороннего развития общества является показатель качества жизни, который формируется благодаря сочетанию факторов, таких как отдых, работа, потребление товаров и услуг, а также качество питания. Питание является одним из главных показателей качества жизни как отдельного человека, так и всего населения, так как обеспечивает людей здоровьем, силой и энергией, которые необходимы для осуществления любой деятельности в обществе. Важно отметить, что на современном этапе развития общества люди все чаще и чаще предпочитают удовлетворять свою потребность в питании в заведениях общественного питания.
Общественное питание – это исторически сложившаяся сложная система, без которой невозможно представить жизнедеятельность человека, одна из основных отраслей хозяйственной деятельности. Оно, во-первых, предоставляет обществу рабочие места, а во-вторых, и это самое главное, удовлетворяет потребность населения в питании. В наши дни общественное питание стремится обеспечить своими услугами любые социальные группы с разным уровнем дохода, тем самым становясь ближе и ближе к потребителю.
В первой главе данной магистерской работы были рассмотрены теоретико-методологические обоснования работы, была проанализирована и изучена история формирования института общественного питания в России, обоснована необходимость неразрывного исследования социального времени и социального пространства. Таким образом, анализ теоретико-методологической базы позволил прийти к следующим выводам:
 во-первых, современная система общественного питания на сегодняшний день является одной из наиболее развивающихся и имеющих потенциал в Санкт-Петербурге, она всегда востребована у потребителей. На ее развитие и становление оказывает значительное влияние экономическое благосостояние государства, менталитет, особенности культуры, исторически сложившиеся традиции и вкусы и прочие, отмеченные ранее, факторы;
 во-вторых, социальное пространство и время неразвязно связаны между собой. Это не просто последовательность быстротечных событий в обществе и физическое место – это фундаментальные измерения, элементы общества, которые оказывают значительное влияние на его формирование и становление в целом, на то, каким мы его привыкли видеть в настоящий момент времени, более того, они дополняют физическое время и физическое пространство;
 в-третьих, на основе теоретических подходов к изучению понятий социальное пространство и экономическое пространство был выдвинут авторский подход к пониманию единого социально-экономического пространства общественного питания. Таким образом, социально-экономическое пространство общественного питания – это нефизическое пространство, которое погружено в физическое, наделяет его определенными социальными смыслами, символами, ценностями и значениями, но в тоже время, экономически ограниченное территорией. Данный подход создает эффект системности, смысл которого заключается в том, что общее рассмотрение объекта больше суммы его составных частей.
Вторая глава данной работы посвящена выделению механизмов формирования социально-экономического пространства общественного питания, исходя из теоретико-методологической базы и из авторского понимания самого понятия социально-экономического пространства питания, а также исследованию автора, целью которого было выделение «идеального» пространства питания среди молодежи, а также подтверждение или опровержение выделенных ранее механизмов. В результате исследования автор пришел к следующим выводам:
 во-первых, нельзя разделять еду и коммуникацию ни дома, ни в заведении общественного питания, то есть они неразрывно связаны между собой;
 во-вторых, к факторам, оказывающим влияние на выбор заведений общепита, выделенным в ходе исследования, можно отнести: стоимость, качество еды, атмосферу, красивую посуду, возможности, которые заведение предлагает для общения, интерьер, отзывчивый, внимательный, доброжелательный и приятный персонал;
 в-третьих, к подтвержденным в процессе исследования механизмам формирования пространства общественного питания относятся следующие: 1) механизм ориентации на цель посещения заведения общественного питания потребителями услуг; 2) механизм ориентации на стоимость; 3) механизм ориентации на инфраструктуру города, так как территориальное местоположение заведения оказывает немаловажное значение на выбор места; 4) механизм ориентации на бренд, так как многие представители молодежи значительно подвержены влиянию брендов; 5) механизм ориентации на структуру меню; 6) механизм ориентации на национальный тип культуры;
 в-четвертых, наиболее важным элементом заведения общественного питания, по мнению молодежи, является уютная атмосфера внутри. Многие считают, что еда может быть недостаточно привлекательна в заведении общественного питания, однако персонал и атмосфера могут заставить человека вернуться, так как в условиях выбора молодежь отдает предпочтение комфортной коммуникации, нежели еде;
 в-пятых, в качестве «идеального» пространства питания молодежь предпочитает видеть зонированное пространство, в котором есть множество секций для употребления пищи, работы, общения, игр, релаксации и т.д. Каждая секция должна предполагать определенный, соответствующий именно ей декор, тип пищи и напитков. Для такого пространства требуется большое разнообразие видов еды.
Необходимо отметить, что в рамках исследования было установлено, что в условиях повышенной конкуренции успешная работа заведений общественного питания зависит от множества факторов, главным из которых является социально-экономическое пространство. Как правило, гости приходят не только поесть, но и отдохнуть от серых будней, пообщаться, расслабиться и удовлетворить потребность в досуге. Исходя из этого получается, что в современном мире, при наличии выбора из числа заведений общественного питания, факторами, которыми руководствуются посетители, теперь выступают не только качество еды и ее стоимость, но и атмосфера, тематика, территориальное расположение, общение, обслуживание и многое другое, то есть то, что формирует социально-экономическую среду предприятий питания. Таким образом, можно утверждать, что гипотеза данной работы подтвердилась.


1. Батурчик М. В. Габитус / Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий).
2. Бияков О. А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. – Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2004. – 152 с.
3. Бурдье П., Социология социального пространства / Пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперим.социологии : Алетейя, 2005. – 288 с.
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. — М., Прогресс, 1990. - 808 с.
5. Веблен Т. Теория праздного класса. Перевод на русский язык, вступительная статья и примечания «Прогресс»; Москва; 1984. – 367 с.
6. Верлен Б. Общество, действие и пространство / Социологическое обозрение Том 1. No 2. 2001. С. - 26–47.
7. Веселов Ю.В. Социология питания: теоретические основания // Проблемы теоретической социологии. Вып. 10, Межвузовский сборник. Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб.: Изд. центр экономического факультета СПбГУ, 2014. – С. 168 -199.
8. Вести Экономика Топ-10: самые «толстые» страны мира [Электронный ресурс] - // Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/51450 Дата обращения 08.02.16
9. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю.Г. Волков ; под ред. В.И. Добренькова. - 5-е изд., стер. - М. : Дашков и Ко, 2011. – 512 с.
10. Гидденс Э. Социология – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 707 с.
11. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации.— 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2005. — 528 с.
12. ГОСТ Р 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения. – Введ. 2015-01-01. – М. : Стандартинформ, 2014. – 16 с.
13. Демиденко Ю.Б. Рестораны, трактиры, чайные. Из истории общественного питания в Санкт-Петербурге XVIII- начала XX века. Спб.- Центрполиграф, 2011. – 50 с.
14. Дошаев Р.М.Экономические территории и экономическое пространство. Москва, 2005
15. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М: Канон, 1995. - 352 с.
16. Ефимова О. П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие / О. П. Ефимова, Н. А. Ефимова; под ред. Н. И. Кабушкина. – М.: Новое знание, 2004. – 392 с. – (Экономическое образование).
17. Захарьин В.Р. Оказание услуг общественного питания // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. - 2008.- № 5. - С.17-25
18. Из истории ресторанного дела России и СССР [Электронный ресурс] - // Режим доступа: http://ooopht.ru/1453.html дата обращения 17.09.16
19. Ильин В.И. Потребление как дискурс: Учебное пособие. СПб.: Интерсоцис, 2008. - 446 с.
... Всего источников –64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ