Введение 3
Глава первая 9
Глава вторая 21
Глава третья 41
Глава четвертая 46
Глава пятая. «Never judge a book by its cover» 53
Заключение 59
Использованные источники и литература 61
Приложение 65
В социуме существует довольно интересное явление, именуемое эскапизмом. Этот термин обозначает бегство индивида от реальности, подмену фактических обстоятельств вымыслом. Психологи связывают причины такого поведения с попыткой избежать реальности, возвысится над окружающей серостью.1
Подобное явление находит своё отражение во многих сферах жизни. По словам писателя-прозаика, художника и графика Рокуэлла Кента, «всё, что мы называем цивилизацией, все укрощающие, облагораживающие силы искусства, науки, религии, романтических традиций, нравственности — всё это результат ничего иного, как действия среды, в которой рождается неизменная бесконечная цепь человеческих потомков каменного века».2 Приведенная цитата довольно точно описывает взаимосвязь всех продуктов человеческой деятельности.
Говоря о литературе, отражение всего странного, живописного и не существующего в действительности нашло отражение в целом направлении литературы и живописи, сформировавшемся в период конца XVIII века — первой половине XIX века, и именуемым романтизмом. Зародился он на удивление в довольно прагматичной стране - Германии, и постепенно распространился среди европейской и американской культуры.
В американской культуре наиболее ярким представителем романтизма стал писатель Г. Мелвилл, впоследствии породивший целую «мелвилловскую индустрию», которая демонстрировала довольно обширный
методологический диапазон. Его главный роман «Моби Дик, или Белый кит» стал предметом исследования многих психоаналитиков, структуралистов, неопозитивистов. При анализе указанного произведения многие исследователи отмечали его лейтмотивом тему личности и испытания, изгнания, отрешения от общества.3 Роман удивительно гармонично сочетает в себе примитивный ритуал, библейские мотивы, толику греческих мифов, трансформируя в метафорический язык. В нем сочетается тема охоты и завуалированная библейская история, которая выражается в бунте против Бога, закончившейся для капитана чревом кита подобно пророку Ионе.
Сам роман являет собой результат экзистенциального кризиса автора, который ищет Бога. Не зря исследователь Д. Хоффман отмечает: «Бог Мелвилла находится вне истин Евангелия. Он Бог Иова, а не префигурация Ионой воскресения Христа».4 По сути, произведение представляет собой попытку найти некий универсальный симбиоз, который включал бы в себя все жанры, включая и мифологию современности. Именно «Моби Дик» вывел писателя на мировую арену несмотря на то, что на Родине особого успеха он так и не снискал. Повествовательная организация, выполненная в таком сложном ключе, и смущала критиков столь значимого автора. Современники Г. Мелвилла были не готовы оценить в полной мере гений автора. При этом вопрос о жанре «Моби Дика» остается открытым и по сей день. В романе удивительно перевиваются и сталкиваются реальное и идеальное: великая мечта Ахава разбивается из-за «власти мрака» и своей очевидной невозможно.
Это произведение, по сути, является величайшим в романтизме, поскольку сущность в нем истолкована как борьба свободы в субъекте и необходимости объективного, борьба, в которой нет места компромиссу, есть лишь победитель и побежденный. В какой-то степени в этом чувствуются шекспировские мотивы.
ХХ век - век перемен, неоднозначности, он насыщен противоречивыми событиями в области политики, истории. Свое отражение такое положение нашло и в искусстве....
Таким образом, подводя итог проведённым исследованиям, можно прийти к выводу, что иллюстрации Р. Кента к роману «Моби Дик» сохраняют значимость сегодня.
Уникальность книжной графики Р. Кента заключается, по мнению автора, в том, что искусство для него было лишь одним из способов познания и созидания, а «романтический реализм» наилучшим образом выражал главную тему его творчества: «Человек и Дикая природа перед лицом мироздания».
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель исследования была выполнена: была определена значимость
иллюстраций Р. Кента в романе «Моби Дик» в настоящее время и уникальность книжной графики автора. Для этого были выполнены задачи, заключавшиеся в сборе и анализе книжной графики Рокуэлла Кента (Р.К) на тему морских путешествий, исследован вопрос иллюстрации «Моби Дик» до и после 1930 г., выяснено место Р.К. в современной иллюстрации, определено, насколько наличие иллюстраций влияет на восприятие текста, произведен анализ альтернативной иллюстрации романа «Моби Дик». При этом были использованы различные методы, примененные на основании научной базы, описанной в разделе «Введение» настоящей работы.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что искусство для человека является одним из способов познания и созидания, что наиболее ярко отражено в неоднозначных работах Р. Кента и Р. Мевилла, для которых природа является единым целым перед лицом мироздания. При этом в их работах сущность истолкована как борьба свободы в субъекте и необходимости объективного, борьба, в которой нет места компромиссу, есть лишь победитель и побежденный. Примечательно, что оба автора являются довольно многогранными личностями, которых не поняли современники, несмотря на их гениальность и результат работы, в котором перепились реализм и романтизм.
1. Ситников А.А. Художественная интерпретация образа жизни на севере
в произведениях Рокуэлла Кента // Научное обозрение. Реферативный журнал. - 2015. - № 2. - С. 99-99. URL: https://abstract.science-
review.ru/ru/article/view?id=487 (дата обращения: 19.05.2022).
2. Старцев А. Герман Мелвилл и его «Моби Дик». М., 1962. 890 с.
3. Ухов А. Е. Системный подход в понимании эстетического (на примере творчества Р. Кента) [Электронный ресурс] / А. Е. Ухов // Соц. - гуманитар. знания. С. 288 - 294.
4. AbramsM. J. Illuminated critique: the Kent Moby-Dick. 02.01.2018, pp. 376391 URL: https://doi.org/10.1080/02666286.2017.1341804 (accessed
19.05.22).
5. Badaracco C., American Culture and the Marketplace: R.R. Donnelley’s Four American Books Campaign, 1926-1930 (Washington, DC: Library of Congress, 1992), 59-60.
6. Jones J. L. Print Nostalgia: Skeuomorphism and Rockwell Kent’s Woodblock
Style. URL: https://www.journals. uchicago. edu/doi/10.1086/696113
(accessed 19.05.22).
7. Eliot H. The Lively Poster Arts of Rockwell Kent // The Journal of Decorative and Propaganda Arts. Spring, 1989. Vol. 12. pp. 6-31. URL: https://www.jstor.org/stable/1504054 (accessed 19.05.22).
8. Lewis F. The stormy petrel of American art // Scandinavian review, 8, 2012. URL: http://www.amscan .org/ (accessed 19.05.22).
9. Olsen-Smith S. Moby-Dick: Genesis, Influence, and Intention // UNIVERSITY A JOURNAL OF MELVILLE STUDIES. 2008. p. 131 -134. URL:https://www.academia.edu/30979268/Moby Dick Genesis Influence and Intention (accessed 19.05.22).
10. Martin C. Rockwell Kent's Distant Shores: The Story of an Exhibition //
Arctic. - Vol. 55. - No. 1 (Mar., 2002), pp. 101-106. URL:
https://www.jstor.org/stable/40512928 (accessed 19.05.22).
11. Miller A. Reading Ahab. Rockwell Kent, Herman Melville and C. L. James. ART / BOOS. 2013, рр. 223 - 247.
12. Murphy R. C. Whaling Brig Daisy, 1912-1913. pp. xiii + 290. 1948. URL: https://www.nature.com/articles/164337d0 (accessed 19.05.22).
13.Scheick W. J. Review // American Literature, Vol. 70, No. 1 (Mar., 1998), pp. 184-185. URL: http://www.jstor.org/stable/2902466 (accessed 19.05.22).
14. Suthanthira J. Devi. Symbolism in ‘MOBY DICK’ by Herman Melville . // International Journal of Research in Engineering Technology — Volume 2 Issue 5, July - August 2017.
15. Wolff J. Rockwell Kent and the End of the World. 2017/2018. P. 15-21.