Введение 3
ГЛАВА I. Мотив игры: специфика и эволюция 8
1.1. Изучение игры в научной литературе 8
1.2. Мотив игры в русской литературе 14
1.2.1. Понятие «мотив» в научной литературе 14
1.2.2. Игра в русской жизни 17
1.2.3. Мотив игры и жанровая специфика 22
ГЛАВА II. ИГРА И ИГРОКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX
ВЕКА 27
2.1. Система персонажей игровых произведений 27
2.1.1. Образы персонажей в игровых произведениях 27
2.1.2. Психологизм в игровых произведениях 52
2.2. Сюжет и хронотоп игровых произведений русской литературы XIX
века 56
2.2.1. Сюжетные особенности игровых произведений русской
литературы XIX века 56
2.2.2. Хронотоп в русской игровой литературе XIX века 73
Заключение 88
Список литературы 91
В русской общественной жизни XIX в. были широко распространены азартные игры, в первую очередь карточные игры и рулетка. Свое отражение популярность игр в русском обществе нашла, в том числе, и в русской литературе. В русских литературных произведения на протяжении XIX в. возникло множество игровых сцен, таких, как игра в карты, как азартная, так и коммерческая, пари, рулетка, бильярд и пр. Тема «игры» сыграла важную роль в развитии сюжетов произведений, формировании художественных образов и психологии персонажей. Это связано как с большой популярностью игр в русском обществе, в том числе и среди писателей, так и с широкими образными возможностями игры в литературе.
Актуальность исследования определяется рядом факторов. Во-первых, тема игры занимает центральное место в русской литературе XIX в. Она встречается в произведениях писателей на протяжении всего столетия. Тема игры претерпевает изменения вслед за эволюцией русской литературы и культуры. Ее изучение позволяет отследить не только ключевые вехи в русской литературе, но и изменение моральных ориентиров русской культуры и позволяет лучше понять ее историческое наследие. Во-вторых, несмотря на существование ряда научных работ, посвящённых изучению теме «игры», в данном исследовании впервые русские игровые произведения разных авторов и эпох рассматриваются в комплексе. Поиск единой образной структуры позволит понять закономерности развития русской литературы XIX в.
Объектом данного исследования является игровые произведения в русских литературных произведениях в XIX в., а именно произведения семи писателей-классиков XIX века: «Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Игроки» Н.В. Гоголя, «Герой нашего времени», «Штосс», «Маскарад» и «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова, «Мартингал» В.Ф. Одоевского, «Игрок» Ф.М. Достоевского., «Война и мир», «Хаджи-Мурат» и «Записки маркёра» Л.Н. Толстого, «Винт» А.П., Чехова и «Большой шлем» Л.Н. Андреева.
Предметом исследования является образная система игровых произведений XIX в. и ее влияние на русскую культуру и литературу.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить единую образную систему и психологизм русских игровых произведений через разные художественные средства писателей.
Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
1. Провести анализ критической литературы, посвященной теме игры в русской литературе
2. Изучить проблему мотива в русской литературе
3. Выявить взаимосвязь жанровой специфики с мотивом игры
4. Определить произведения Пушкина А.С., Лермонтова М..Ю., Одоевского В.Ф., Достоевского Ф.М., Лермонтова М.Ю., Толстого Л.Н., Чехова А.П., Андреева Л.Н. соответствующие концептуальным походам к изучению игровых произведений.
5. Проанализировать образы персонажей русских игровых произведений
6. Выявить особенности психологизма в русской литературе XIX в.
7. Провести сравнительный анализ произведений выбранных произведений в контексте образной системы и хронотопа.
8. Выявить единую образную систему выбранных для анализа игровых произведений.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что игровые произведения имеют единую образную систему, которая оказала влияние на дальнейшее развитие русской литературы.
...
В данном исследовании был проведен анализ игровых произведений. Азартные игры являются важной частью русской литературы по ряду причин. В зависимости от литературного направления (романтизм и реализм) и жанра (рассказы и романы) тем игры принимает разнообразные проявления, однако возможно выделить единую образную и мотивную систему. Мотив игры в русских произведениях -это особая тема, позволяющая раскрыть как основные проблемы общества, так и внутренние конфликты отдельного человека.
В данной работе впервые делается подробный и многоапектный анализ всех игровых произведений. В результате анализа русских игровых произведений в XIX в. была выявлена единая образная система. К данной системе образов, помимо образа собственно образа игрока, создаваемого в традиции глубокого психологизма, можно отнести образы персонажей (противников, возлюбленных, двойников и стариков) и вещей (в первую очередь, карт).
Взаимодействие этих образов внутри произведения происходит в рамках повторяющихся сюжетов. Наиболее частыми мотивами игровых произведений можно считать фантастические мотивы, мотив судьбы, противостояния, смерти, выбора и азарта. Также часто использовался мотив игры как порога между реальным и вымышленным, потусторонним миром, как грани между рациональным и иррациональным, живым и мертвым. Относительно единой образной системы можно выявить несколько выводов.
Во-первых, образная система русских игровых произведений тесно связана с русской игровой культурой. Азартные игры были не просто популярны в русском обществе, они были важной его составляющей, средством социализации и самоопределения в русском обществе. Многие писатели сами были игроками и имели собственный игровой опыт. По этой причине развитие игровой литературы в XIX в. было закономерным следствием развития русского общества и отражения его важных культурных и общественных тенденций.
Во-вторых, образная система русских игровых произведений во многом основана на повести «Пиковая дама» Пушкина. «Пиковая дама» была не просто одним из первых игровых произведений, она задала тон всей игровой литературе XIX. Из произведения Пушкина в русскую литературу перешли такие традиции, как образ игрока, стремящегося играть «наверняка», образ пожилого персонажа, образ роковой женщины, образ «живых» карт. Многие мотивы - мотив судьбы и смерти, мотив поединка, мотив азарта, мотив подмены любовной страсти игровой страстью, фантастические мотивы - также перешли в последующие русские игровые произведения.
В-третьих, образная система, хотя и может называться единой, претерпевала на протяжении века определенные изменения. Основное изменение связано с переходом от литературы романтизма к литературе реализма и может определяться как постепенный отказ от фантастического в игровых произведениях. Если в «Пиковой даме» и «Штоссе» достаточно явно видны мистические и фантастические мотивы, то в дальнейших произведениях сильнее реалистические тенденции и психологизм. При этом такие сопряженные мотивы, такие как мотив судьбы и смерти, оставались популярными на протяжении всего века.
В-четвертых, для всех игровых произведений, даже тех, в которых описываются коммерческие игры, сильно выражен мотив азарта. При этом выражение азарта и поведение игрока в игровых произведениях эволюционирует. В более ранних произведениях большинство героев стремится вести нечестную игру, «обыгрывать» судьбу, в то время как для героев более поздних произведений игра чаще является средством эскапизма, и игроки не пытаются идти против своей судьбы, полностью отдаваясь стихии игры.
...
1. Агарков В. И. Метафизика игры у Николая Кузанского // Культура народов Причерноморья. 1999. № 7. С. 203-205.
2. Александрова М. А., Большухин Л. Ю. «Пиковая дама» в рецепции Лермонтова («Фаталист») // Новый филологический вестник. 2010. №15 (4). С. 41-55.
3. Андреев Л. Н. Собрание сочинений в шести томах. М.: Художественная литература, 1990-1996. Том 1. Большой шлем. С. 148-156.
4. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
5. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. М.: Русское слово, 1996. С. 159-206.
6. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 17-167.
7. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа)/Теория литературы. Практическая поэтика: Хрестоматия / сост. И. Н. Сухих. / Учебно-методический комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика». СПб.: Филологический факультет СПбГУ 2014. С. 86-121.
8. Белинский В. Г. О русской повести и повестях Гоголя. М.: Книга по Требованию, 2021.
9. Битов А. Пятое измерение. На границе пространства и времени. М.: Рубеж, 2002. С. 417-441.
10. Ботникова А. Б. Страница русской гофманианы: Э.-Т.-А. Гофман и М. Ю. Лермонтов. // Художественный мир Гофмана. М.: Наука, 1982. С. 151172.
11. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М.: Наука, 1974. С.200-201.
12. Бочаров С. Г. Случай или сказка? // Бочаров С.Г Филологические сюжеты. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 121- 124.
13. Бычкова О. А., Никитина А.В. Образы игры и игрока в пространстве литературы и компьютерных игр // Человек и культура. 2020. №6. С. 69-81.
14. Вацуро В. Э. Последняя повесть Лермонтова. // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1979. С. 223-225.
15. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. С. 300-306.
... всего 85 источников