Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Литературные репрезентации гендера в журнале «Красная Новь» эпохи НЭПа

Работа №142784

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

языкознание

Объем работы114
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Социокультурный контекст 12
§ 1. «Женский вопрос» 12
§ 2. Женщина в литературе 1917-1920-х годов 16
Глава 2. Типология женских образов в журнале «Красная новь» 1920­1923-х годов): тип «мать» 19
§ 1. Материнские образы и идея женской взаимопомощи 19
§ 2. Мать из «старого времени» (Разрыв поколений на примере рассказов «Крест» и «Четыре дня») 36
§ 2.1. Мать-верующая vs дочь-коммунистка («Крест») 36
§ 2.2. Мать-крестьянка vs сын-комиссар («Четыре дня») 50
Глава 3. Типология женских образов в журнале «Красная новь» 1920­1923-х годов): тип «жена» 55
§ 1. Жены, подчиняющиеся своим мужьям («Четыре дня», «Африканский брат») 55
§ 2. Жена-изменница («В будний день») 67
§ 3. Жена-верующая vs муж-коммунист («Болящий») 77
Глава 4. Типология женских образов в журнале «Красная новь» 1920­1923-х годов): тип «новая женщина» 87
§ 1. Женщина-работница: идея свободной любви («Порыв») 87
§ 2. Женщина-работница и рабочее движение («Порыв») 93
§ 3. Женщина-любовница: идея сексуальной свободы («Чемер») 98
Заключение 110
Список литературы 112

В настоящий момент гендерные исследования — признанное междисциплинарное направление в областях социологии, культурологии, истории, социальной психологии и литературы. 1 Женская проблематика занимает важное место в литературно-историческом процессе начала ХХ века, являясь важным аспектом исследований в том числе и российских гуманитарных науках. В период НЭПа в СССР возникла гендерная дискуссия, значительно отличающаяся по характеру от дебатов по данной теме, которые известны как из более ранней истории России, так и из более поздней, и, безусловно, представляющая интерес для анализа. Несмотря на то что эпоха НЭПа, включая гендерную проблематику, давно привлекает к себе внимание и, казалось бы, достаточно изучена2, некоторые важные моменты до сих пор остаются на периферии. О ряде из них и пойдет речь в данной работе.
Актуальность диссертации определяется, с одной стороны, с общим вниманием исследователей к советской культуре периода НЭПа, а с другой — стойким интересом историков литературы и культуры к гендерной проблематике.
Научная новизна предполагаемой диссертации состоит в том, что в работе впервые всесторонне рассматриваются «гендерные политики» журнала «Красная Новь» в контексте советского конструирования «гендера» на примере ряда типичных в данном отношении произведений.
Исследование охватывает период с 1921 года, когда журнал был основан, до 1923 года, то есть ранний этап его существования.
За этот период в журнале «Красная новь» было опубликовано 173 произведений. В ней печатались такие важные для советской литературы авторы, как М. Горький, В. В. Иванов, Б. А. Пильняк, М. М. Зощенко, В. В. Вересаев, И. Г. Эренбург, А. Н. Толстой, М. М. Пришвин, И. Э. Бабель и др. Здесь были опубликованы «Партизаны» (1921. № 1), «Бронепоезд № 14-69» (1922. № 1), «Аэлита» (1922. № 6; 1923. № 1-2), «Голубые пески» (1922. № 3­6; 1923. № 1, 3), отрывки из романа «Голый год» (1922. № 1), «Кощеева цепь» (1923. № 3-4), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925. № 7-9) и «Цемент» (1925. № 1-6) и др. Ведущая роль его редактора А. К. Воронского в литературном процессе 1920-х годов не подлежит сомнению. В журнале была размещена ряд его литературно-критических статей, таких как «Литературные заметки» (1921. № 2; 1923. № 1), «Литературные отклики» (1922. № 2; 1923. № 3-4), «Литературные силуэты» (1922. № 4-6), содержащая портреты молодых писателей и мнения автора об их представительных произведениях. Статьи «Искусство, как познание жизни, и современность» (1923. № 5), «На перевале. (Дела литературные)» (1923. № 6) и «О пролетарском искусстве и о художественной политике нашей партии» (1923. № 7) посвящены позиции автора в литературной полемике и его взглядам на другие литературные группировки «ЛЕФ» и «Кузница».
Судя по жанровому составу произведений, опубликованных за 1921­1925 годы, прослеживается тенденция к появлению произведений малых жанров. Цикл рассказов как особая литературная форма проявляет в каждый из пятых лет: «Алтайские сказки» В. В. Иванова (1921. № 1), «Простые рассказы» Б. А. Пильняка (1921. № 1), «Маленькие рассказы» А. Неверова (1922. № 3), «Автобиографические рассказы» М. Горького (1923. № 1-6). Также встречаются очерки, в том числе «Сорок три» П. Мытаря (1921. № 4) и «Смута. Бытовые очерки» А. Н. Зуева (1922. № 3-4), и дневники «С пути» Л. М. Рейснера (1921. № 4).
Учитывая огромный объем материалов, в диссертации рассматривается лишь проза, опубликованная в первые три года существования журнала, ограничиваясь малыми жанрами — рассказами. Кроме рассказов из упомянутых циклов, количество опубликованных произведений в 1921 году составит 18: «Голодающие» С. П. Подъячева (№ 1), «Чемодан» О. Д. Форш и «Крыло птицы» П. Г. Низового (№ 2), «Болящий» С. П. Подъячева, «Мокей» Н. Н. Никитина, «Волк» М. В. Шимкевича, «Золото» В. Ф. Плетнева, «Байтас» Е. А. Федорова и «Пустыня. (История одного похода)» В. Тамарина (№ 3), «Порыв» А. С. Яковлева, «Православные» и «Из недавнего прошлого» С. П. Подъячева, «Ворова мать» Н. Н. Ляшко, «В деревне на масленице» А. Веселого, «Смена» П. Г. Низового, «Четыре пуговицы» Е. Федорова, «Октябрьский рассвет. (Из записной книжки)» А. Я. Аросева и «Муки слова» А. Колбановского (№ 4), не включая «Партизаны» В. В. Иванова (№ 1) и «Страда» А. Я. Аросева (№ 2) (при переизданиях — повесть); в 1922 году — 6: «Лялька Пятьдесят» М. М. Зощенко и «Тиф» С. Т. Семенова (№ 1), «Крест» А. П. Весниной (№ 2), «Африканский брат» О. Д. Форш, «Бес» А. М. Дроздова (№ 5), «Чемер» А. П. Чапыгина (№ 6); а в 1923 году — 14: «Плюшевая головка» А. В. Сигорского, «В лесу» И. С. Соколов-Микитова (№ 2), «Волки» Б. А. Пильняка (№ 3), «Павел Великий» Н. Огнёва, «Былицы» И. С. Соколова- Микитова (№ 4), «Долг» В. В. Иванова, «Спектакль в селе Огрызове» В. Я. Шишкова, «Тюли-люли» И. М. Касаткина (№ 5), «На рыбной ловле» А. Н. Толстого, «Speranza» Б. А. Пильняка (№ 6), «Обстоятельные люди» Д. А. Крептюкова, «В будний день» Л. Н. Сейфуллиной, «Четыре дня» М. Чистяковой и «Миниатюры» И. Э. Бабеля (№ 7);
Диссертация ограничивается периодом с 1921 по 1923 год, концентрируясь на произведениях, в центре которых находится женщина — либо главная героиня, либо второстепенный, но играющий в повествовании значимую роль персонаж. В соответствии с этим принципом отобраны десять рассказов, написанных как писательницами, так и писателями.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования, можно предложить следующие выводы о специфике поэтики гендера в журнале «Красная новь» эпохи НЭПа. Типы женских персонажей, представленные в названном журнале, разделяются по семейным ролям — матери, жены и дочери, а также другие социальные роли, — работающую, неработающую женщину, то есть домохозяйку. В соответствии с их социальным статусом выделяются крестьянка, принадлежащая к низшему классу, и купчиха — к высшему классу. Кроме того, обнаруживаются некоторые женские персонажи, статус которых можно определить как верующие, а также коммунистка, если иметь в виду идеологические характеристики.
Общая судьба женских персонажей объединяет в себе трагические черты, воплощенные в персонажах-матерях, либо потерявших своих мужей или сынов из-за войны, либо переживающих голод и холод начала двадцатых годов XX века. Основным атрибутом типа персонажей-матерей становятся материнская любовь к детям.
Идея женской взаимопомощи воплощается в женских персонажах, с одной стороны, в рамках внутрисемейных отношений, с другой — женщинами, которые не являются близкими друг другу.
Тип женских персонажей, принадлежащих к низшему классу, отражает идею лояльности к высшему классу и покорности собственной судьбе. Купчиха, относящийся к высшему классу, выражает идею снисходительности, пренебрежения к бедным и враждебности к советской власти.
Еще один тип жены варьируется между женщиной, занимающей второстепенное положение по отношению к мужу, находящейся в разногласиях с мужем из-за своей веры.
Другой образ женщины — жены — воплощает некоторые черты «новой советской женщины» с ее отвращением к утомительной жизни домохозяйки, поисками любви, страсти и смысла жизни в работе.
«Новая женщина» представлена как работница-коммунистка, забастовщица, вдохновляемая идеей свободной любви и брака. Их партнерами обычно выступают мужчины, также принадлежащие к рабочему классу, или коммунисты.
Идея сексуальной свободы и независимости женского тела воплощена в другой героини-вдове, выбирающей роль свободной любовницы. Желание найти хорошего мужчину и недоверие к браку одновременно находит отражение в этом персонаже.
В перспективе открывается возможность изучения поэтики гендера в журнале «Красная новь» эпоху НЭПа в целом. Возможным для дальнейших исследований также видится исследование образа «советской женщины» в более широком контексте русской литературы двадцатых годов ХХ века.


1. Веснина А. П. Крест // Красная новь. 1922, № 2. С. 87-99.
2. Ляшко Н. Н. Ворова мать // Красная новь. 1921. № 4. С. 59-68.
3. Пильняк Б. А. Первый день весны // Красная новь. 1921. № 4. С. 27­28.
4. Подьячев С. П. «Болящий» // Красная новь. 1921. № 3. С. 3-12.
5. СейфуллинаЛ. Н. В будний день // Красная новь. 1923, № 7. С. 23­35.
6. Форш О. Д. Африканский брат // Красная новь. 1922. № 5. С. 94-99.
7. Форш О. Д. Чемодан // Красная новь. 1921. № 2. С. 15-24.
8. Чапыгин А. П. Чемер // Красная новь. 1922. № 6. С. 39-57.
9. ЧистяковаМ. Четыре дня // Красная новь. 1923. № 7. С. 73-88.
10. Яковлев А. С. Порыв // Красная новь. 1921. № 4. С. 3-20.
Литература
11. Абдуразакова Д. С. Проблема столкновения ментальностей в произведении Б. А. Пильняка «Рассказ о том, как создаются рассказы» // ПОСТУЛАТ. 2018. №. 1. С. 147-151.
12. Авраменко О. В. Гендер в советском неофициальном искусстве. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 308 с.
13. Алферова И. В. Большевистская женская печать 1920-х гг. Как средство социального конструирования «Новой советской женщины» // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2011. № 3. С. 106-111.
14. Ананьева Н. Е. Полонизмы в русских «историях жизни» (на примере произведений О. Форш «Сумасшедший корабль» и В. Войновича «Автопортрет. Роман моей жизни») // Память vs история. Образы прошлого в художественной практике современных литератур Центральной и Юго­Восточной Европы. 2018. №. 1. С. 291-301.
15. Байгушикова А. М., Маукеева А. О. Особенности художественного мира произведения Б. Пильняка «Рассказ о том, как создавались рассказы» // Филологический аспект. 2020. №. 2. С. 42-48.
... всего 82 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ