Влияние российских газовых корпораций на энергетическую политику Европейского Союза и стран Ближнего Востока: перспективы сотрудничества и трансформация повестки
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли и места российских газовых корпораций в энергетической политике стран Европейского Союза и Ближнего Востока 18
1.1 Теоретические подходы к изучению газовых корпораций как политических акторов 18
1.2. Особенности энергетической политики Европейского Союза и государств Ближнего Востока 29
1.3 Значение российских газовых корпораций в энергоструктуре стран Европейского Союза и Ближнего Востока 54
Глава 2. Анализ влияния российских газовых корпораций на энергетическую повестку стран Европейского Союза и Ближнего Востока 83
2.1 Трансформация энергетической повестки стран Европейского Союза 83
2.2 Перспективы сотрудничества российских газовых корпораций в странах
Ближнего Востока 108
2.3 Проблемы и перспективы развития и международного влияния российских газовых корпораций в условиях изменения глобальной энергетической повестки 119
Заключение 132
Список использованных источников и литературы 135
Постановка проблемы. Произошедшая в 21 веке трансформация мировой энергетической системы вызвала реакцию каждого региона. Произошло упрочение ранее существовавшего раскола между государствами- экспортёрами и странами-импортёрами. Слом энергетических связей, закладывавшихся и развивавшихся в течение многих десятилетий, требует глубокой экспертизы и решительных действий со стороны российских газовых корпораций, которые сейчас оказались в авангарде политических событий. Более того, сами газовые корпорации превратились в полноценные политические субъекты, с действиями которых вынуждены считаться национальные государства и даже наднациональные объединения. Без газовых корпораций мировой политический диалог более не представляется возможным. Данные обстоятельства обусловили выбор темы для написания исследовательской работы.
Актуальность исследования объясняется следующими факторами:
Во-первых, энергетика всегда являлась наиболее политизированной областью экономики. В течение последних нескольких лет геополитический фактор стал всё более существенно отражаться на мировой энергетической стабильности. Это влияние по большей части носит негативный характер, учреждая политические приоритеты выше принципов экономической прагматичности и целесообразности.
Во-вторых, в 21 веке наблюдается интенсификация борьбы за мировые энергетические ресурсы. Все государства, обладающие энергетическими ресурсами, либо самостоятельно, либо в лице своих энергетических ТНК, априори вынужденно становятся участниками геополитической игры. Особую роль здесь приобретает регион Ближнего Востока, в первую очередь, как территория с колоссальным запасом энергетического сырья, а также как потенциальное пространство для проведения газотранспортных магистралей в другие регионы, нуждающиеся в энергоресурсах.
В-третьих, событийный 2022 год наиболее болезненно отразился именно на российской энергетической отрасли, поскольку беспрецедентное санкционное давление со стороны Европейского Союза и стран Большой семёрки было нацелено в первую очередь на российские энергоресурсы.
Наконец, сам топливно-энергетический комплекс России сейчас нуждается в усовершенствовании методов своей деятельности, более глубоком прорабатывании механизмов реагирования на возникающие политические риски. С одной стороны, перед газовой отраслью открываются новые возможности и новые рынки, происходит своеобразная «проверка на прочность», позволяющая укрепить отношения с теми государствами, которые выбрали самостоятельный путь развития и не поддержали санкционное давление. С другой стороны, разрыв прежних энергетических отношений и потеря традиционных рынков сбыта ведёт к экономическим и репутационным издержкам газовых корпораций. Особую значимость приобретает вопрос энергетической независимости России.
Для исследования был выбран российский газовый концерн «Газпром» - вертикально интегрированная корпорация, которая осуществляет полный цикл работы с газом и нефтью. Уникальность ПАО «Газпром» заключается в том, что он является совместным проектом государства и частного бизнеса, воплощая своим примером успешность в координации действий такого тандема. Наконец, именно «Газпром», являясь структурообразующим звеном российского топливно-энергетического комплекса, в определённой степени выступает инструментом имплементации внешней политики России и гарантом её стабильности и безопасности. Поэтому любые действия концерна на международной арене наделены большей политической правомерностью и легитимностью, отражая политические амбиции России в целом.
Необходимо подчеркнуть, что на настоящий момент «Газпром» - одна из немногих российских компаний, которые присутствуют практически во всех странах мира, территории которых представляют для них интерес. Деятельность «Газпрома» играет важную роль в реализации всей энергетической стратегии России и позволяет Правительству страны реализовывать большое количество национальных проектов и инициатив на международном уровне. При этом важно отметить, что зачастую именно «энергетическая карта» используется в качестве политического давления на оппонентов...
Российский газовый концерн «Газпром», несмотря на все потрясения и политизированные претензии со стороны стран Западного блока, по-прежнему является одной из ведущих мировых транснациональных газовых корпораций. Голос «Газпрома» в мировых энергетических процессах проявляется практически во всех мировых регионах, и 2022 год наиболее ярко продемонстрировал укрепление позиций концерна, его возможности преодоления кризиса и воздействие на энергетическую политику влиятельных регионов мира.
В первую очередь, наибольшая зависимость от действий «Газпрома» в исследуемый период наблюдалась у государств Старого Света. Говоря о сотрудничестве с Европейским Союзом - приходится признать, что в 2022 году действительно произошёл серьёзный разрыв всех исторически сложившихся долгосрочных связей в энергетической отрасли. Новая политика «Газпрома» (введение оплаты в рублях за газовые поставки от недружественных государств) привела к разработке нового энергетического законодательства ЕС, усиленному поиску новых поставщиков, разработке альтернативных источников энергии. При этом Евросоюз готов даже отказываться от своих традиционных принципов и мириться с требованиями новых экспортёров.
Следует признать, что действия концерна сами являлись ответным жестом на санкционные практики ЕС. Переориентация рынков сбыта - длительный и затратный процесс для стран-участниц, однако он уже начался. У части европейских государств связи с «Газпромом» на конец 2022 года находятся на минимальном уровне - среди них Болгария, Дания, Литва, Норвегия, Мальта, Нидерланды, Польша, Финляндия, Чехия, Эстония. Другой блок европейских стран пока поддерживает относительно устойчивый диалог с «Газпромом», однако имеют определённые планы по замене российского поставщика и ищут новых партнёров для снижения своей зависимости - Германия, Бельгия, Хорватия. Спорные и противоречивые высказывания звучат от представителей Греции, Латвии, Румынии, Словении.
В то же время некоторые участницы Евросоюза не спешат отказываться от стратегического и проверенного годами партнёрства с «Газпромом» - экономический прагматизм возобладал у Венгрии, Австрии, Испании, Италии, Словакии и Франции. Отдельные контакты с другими европейскими странами также продолжили существовать и лишь укрепились - это связи с Сербией, Боснией и Герцеговиной.
Не отрицая значимости сотрудничества с частью стран-участниц ЕС, необходимо подчеркнуть, что общая линия поведения европейского объединения закладывается сообща всеми еврокомиссарами Брюсселя. Страны-участницы вынуждены имплементировать требования Брюсселя в свои национальные законодательства, поэтому о стратегическом партнёрстве «Газпрома» с единым европейским блоком речи быть не может. В ближайшей перспективе - 2023 году, даже если и удастся восстановить диалог и контакты с ЕС, эффективное энергетическое партнёрство уровня 2010-ых годов вернуть уже не представляется возможным.
Обратная ситуация наблюдается в регионе Ближнего Востока - «Газпром» имеет схожее видение энергетических отношений со странами этого региона, что обуславливает экспортный характер экономик как ближневосточных стран, так и России.
Проблемы в отношениях могут быть вызваны лишь усилением конкуренции между «Газпромом» и газовыми компаниями государств Ближнего Востока. Освободившийся газовый рынок Евросоюза является потенциальным камнем преткновения в отношениях сторон. Тем не менее, ослабление связей представляется очень маловероятным - ближневосточные государства не спешат увеличивать добычу и продажу «голубого топлива» в ущерб собственным экономическим интересам. Вместе с тем, газовые мощности (добычи, обработки, транспортировки) ближневосточных стран также ограничены, определённая часть имеющихся газовых поставок уже законтрактована для Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому противоречия, связанные с разделением рынков сбыта, представляются маловероятными. Кроме того, между Ближним Востоком и Россией наблюдается устойчивый энергетический диалог в рамках международных площадок - нефтяной ОПЕК и газового ФСЭГ...