Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности в сети Интернет 5
1.1 Определение современного понятия интернет-маркетинга 5
1.2 Основные особенности маркетинга в Интернете 8
1.3 Сравнительный анализ инструментов виртуальной рекламы 15
1.4 Проецирование инструментов традиционной рекламы в Интернет 27
Глава 2. Оценка потенциала сети Интернет как рекламной площадки 31
2.1 Анализ состояния проникновения Интернета в России 31
2.2 Ключевые факторы роста рынка виртуальной рекламы 38
Глава 3. Использование инструментов виртуального маркетинга в розничной сети 42
3.1 Общие сведения о компании ООО «Максидом», ознакомление с основными направлениями деятельности компании 42
3.2 Анализ финансовой отчетности ООО «Максидом», расчет основных финансовых показателей 45
3.3 Выявление соответствия целей метрикам Интернет-рекламы для проведения оценки эффективности рекламных кампаний 48
3.4 Оценка вклада используемых рекламных способов продвижения на результат в рамках проведения акции «Киберпонедельник» 53
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение 1. Результаты расчетов основных показателей финансовой устойчивости ООО «Максидом» на основании бухгалтерского баланса 2014 года: 65
Приложение 2. Проведения АВС-анализа ассортимента ООО «Максидом» в рамках акции «Киберпонедельник» 68
В силу нестабильной экономической ситуации в России на внутреннем и внешнем рынках снизились темпы развития предпринимательской деятельности. Поэтому для успешного функционирования фирмы необходимо предпринимать меры по сохранению прочных позиций на рынке, повышению конкурентоспособности, привлечению новых клиентов и продвижению продукции предприятия. Добиться необходимых результатов в бизнесе возможно только при умелом использовании маркетинговых коммуникаций. Кроме этого, в новых условиях экономики одной из главных задач бизнеса является оптимизация затрат, в том числе и рекламных расходов. По этой причине каждое современное предприятие пытается найти способы продуктивного использования имеющихся каналов продвижения и перераспределять средства рекламного бюджета в пользу наиболее эффективных. Для запуска рекламной кампании в Сети требуется существенно меньше финансовых вложений. Главным образом, по этой причине выбранная тема данной ВКР является актуальной.
Современная тенденция на рекламном рынке свидетельствует о том, что использование традиционных способов продвижения становится менее популярно, тогда как растут объемы использования современных способов продвижения в интернете ввиду активного развития электронной коммерции и способности оценивать их эффективность. Маркетинг в интернете представляет собой уникальную коммуникационную систему без территориальных и национальных границ. С каждым годом численность российских пользователей в Сети только увеличивается и на данный момент составляет 70.5% всего населения. Таким образом, обуславливается тот факт, что аудитория интернета уже сравнима со многими традиционными СМИ, а по интенсивности использования всемирная сеть во много превосходит другие каналы распространения информации. Становится сложно найти участника бизнеса, который не использует инструменты виртуального маркетинга в своей деятельности или хотя бы не имеет собственного сайта. Именно поэтому интернет-маркетинг и реклама сегодня по праву признаются неотъемлемой частью бизнеса и позволяют сэкономить средства без потери эффективности.
Цель работы: выявить основные преимущества использования виртуальных способов продвижения по сравнению с традиционными видами и оценить потенциал виртуального-маркетинга в России
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Выявить преимуществ маркетинговой деятельности в интернете по сравнению с традиционным маркетингом;
2. Проанализировать перспективы роста виртуального маркетинга в России;
3. Оценить эффективность каналов размещения рекламных сообщений в рамках проведения определенного маркетингового мероприятия в крупной розничной сети;
4. Оценить возможность использования инструментов виртуального маркетинга для управления структурой продаж на примере ООО «Максидом».
Объектом исследования является рекламная деятельность коммерческой организации, осуществляемая на базе сети интернет.
Предмет исследования– оценка потенциала виртуального рынка рекламы.
Методологическая база работы включает в себя логический и ситуационный анализ работы зарубежных и отечественных ученых-экономистов в области маркетинговой деятельности, основные положения экономической науки. Кроме этого были применены научные методы познания: сравнительный анализ, синтез, обобщение. Был использован инструмент исследования АВС-анализ.
Теоретическую основу работы составляют научные труды Молчанова Н. Н., Аренкова И.А., Веселова С.В., классиков маркетинга: Котлера Ф., Друкера П., а также учебные пособия специалистов в области интернет-маркетинга: Успенского И.В., Вирина И.В.
На основе реализации поставленных целей и задач была выстроена структура и логика работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены основополагающие теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности в сети интернете, выделены ее преимущества и недостатки перед традиционным маркетингом. Также был проведен сравнительный анализ инструментов виртуального маркетинга и были выявлены онлайн-аналоги традиционных способов продвижения. Во второй главе раскрыт потенциал виртуальной рекламной площадки в России. В третьей главе идет речь об эффективности использования разных каналов размещения рекламы.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
1. Виртуальная маркетинговая деятельность обладает рядом преимуществ, благодаря которым всё больше компаний воспринимают интернет-среду в качестве ключевого элемента стратегии продвижения своих товаров и услуг. Основополагающим аспектом являются низкие расходы на коммуникации и возможность запуска рекламной кампании с меньшими финансовыми вложениями. Благодаря особенностям виртуальной среды, реклама, размещаемая на просторах всемирной паутины, обладает удивительной гибкостью. Действующие рекламные кампании поддаются мгновенной корректировке, не требующей приостановки проводимых мероприятий, а также дополнительных вложений. Особенность онлайн-рекламы заключается в возможности определения целевой аудитории посредством настройки подробного таргетинга, за счет чего достигается наибольшая отдача от каждого взаимодействия с клиентом. Несомненно, стоит отметить большой охват аудитории в силу отсутствия географических границ Всемирной паутины. Кроме этого, неоспоримым преимуществом маркетинга в сети Интернет является возможность более точной оценки эффективности рекламных мероприятий, по сравнению с другими рекламными площадками.
Также, горизонт виртуальной маркетинговой деятельности расширяется в силу наличия уникальных форматов размещения рекламных сообщений, таких как поисковая оптимизация, продвижение в социальных сетях и контекстная реклама.
2. На сегодняшний день по численности интернет-пользователей Россия занимает шестое место в мире и первое место по всей Европе. Темпы роста российской онлайн-аудитории начинают постепенно снижаться из-за приближения к пиковым значениям проникновения. Основными катализаторами роста интернет-аудитории являются увеличение интенсивности использования россиянами мобильных устройств и увеличение доли пользователей среднего и старшего возраста. Кроме этого, государство занимает активную позицию в отношении улучшения качества связи на всей территории РФ, поэтому главной целью Минкомсвязи является обеспечение цифрового равенства для всех регионов, вне зависимости от их удалённости и численности населения. По этой причине, российская аудитория интернет-пользователей обладает огромным потенциалам и в ближайшем будущем будет демонстрировать активные темпы роста.
Использование рекламных методов в сети Интернет достигло 30% от общего объема рекламы, таким образом, единственным конкурентом виртуальной площадке является лидер среди традиционных СМИ - телевизионная реклама. Однако, современный тренд развития на российском рынке рекламы свидетельствует о том, что в скором времени объёмы вложений в виртуальную рекламу превзойдут продвижение на ТВ. Также необходимо отметить, что из-за кризисной экономической обстановки объем рынка рекламы в целом продемонстрировал сокращение, так как предприятия в новых условиях экономики распределяют рекламные бюджеты преимущественно на те инструменты онлайн продвижения, которые показывают наибольшую эффективность, чтобы избежать неоправданных вложений.
Между тем, сегмент рекламы в сети Интернет по итогам 2015 стал единственным направлением рекламных инвестиций, объём которого возрос. Основным драйвером роста виртуальных форм продвижения стала контекстная реклама.
3. Для рационального распределения рекламного бюджета необходимо оценивать эффективность каналов привлечения клиентов. Каждая рекламная кампания должна иметь четко определенные цели проведения, потому что в соответствие с ними из множества показателей, которые зависят от специфики деятельности фирмы, выбираются ключевые. По результатам проведенной оценки рекламных площадок можно комплексно представить организацию рекламной онлайн-кампании и определить векторы ее совершенствования для достижения желаемых результатов бизнеса в целом. Так, в результате анализа ключевых показателей эффективности по итогам проведения акции в интернет-магазине крупной розничной сети были выявлены каналы продвижения, которые внесли наибольший вклад в достижение поставленных целей. Контекстная реклама оказалась наиболее привлекательным инструментом, поспособствовавшим как увеличению продаж компании, так и привлечению новых клиентов.
4. Одним из факторов, в значительной степени определяющих размер прибыли, получаемой предприятиями розничной торговли, является ассортиментная структура продаж. Наибольший интерес для бизнес-единиц представляют товары с наивысшей торговой наценкой. Между тем, в случае использования традиционных рекламных методов продвижения, отсутствует возможность значительного влияния на формирование структуры продаж. Виртуальная реклама является уникальным инструментом, позволяющим отслеживать, какие именно группы товаров реализуются посредством того или иного канала онлайн-продвижения, и на основе полученной информации даёт основу для определения такой структуры рекламного бюджета, которая бы обеспечила максимально возможный объём валовой прибыли.
1. Аренков И.А. Теория и методология принятия маркетинговых решений на принципах бенчмаркинга :монография/ И.А.Аренков. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 264 с.
2. Алехин В.В., Удодова А.Н. Теоретические аспекты и особенности оценки эффективности сбытовой деятельности с использованием инструментов интернет-маркетинга/ В.В.Алехин, А. Н. Удодова//Путь в науку. Горизонты экономической науки. Под общ.ред. О.С. Белокрыловой, В.В. Вольчика. – 2015. – С. 140-145
3. Быстрова О.Ю. Анализ особенностей интернет-маркетинга как коммуникационной среды/ О.Ю. Быстрова, А.А. Копкова//Вестник Костромского государственного технологического университета. Экономические науки.-Изд-во: Костромской государственный технологический университет.-2011. №1.- С.53-55
4.
5. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учеб.пособие. 6-е изд., стереот /М.А. Вахрушина. — М.: Омега-Л, 2010. - 399 с.
6. Веселов С.В. Маркетинг в рекламе. Часть 1. Рекламный рынок и его изучение. М.: Издательство международного института рекламы, 2002, С. 352
7. Вирин Ф.Ю. Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов. М: Эксмо, 2010, С.160
8. Герасименко О.А. Применение метода АВС-Анализа в управлении товарными запасами / Герасименко О.А. Фоменко А.С. // Экономика и Управление: Анализ тенденций перспективы развития. ООО «Центр развития научного сотрудничества». – 2015. № 20. – С. 173-176
9. Гиляровская, Л.T. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.T. Гиляровская.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 360 с.
10. Друкер П., Управление: Задачи, Обязанности , практика. N. Y., „Harper & Row”, 1973, С. 586
11. Егорян Л.Б. Антикризисные меры: оценка эффективности интернет-рекламы через систему целей и ключевых результатов (OKR и KPI) / Л.Б. Егорян// Транспортное дело России. – 2015.№1. – С.49-52
12. Исаева А.В. Перспективы роста рынка электронной коммерции//Финансовая Аналитика: проблемы и решения// - Изд-во: ООО "Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ". –М.-2016. №4.-С.16-23
13. Котлер Ф., Армстронг Г., Основы маркетинга. Профессиональное издание, 12-е изд. М: Пер. с англ. – М. :ООО «И.Д. Вильямс», 2009, С. 923
14. Котлер Ф. Маркетинг от А доЯ: 80 концепций, которые должен знать каждый
15. Лукичева Т.А.Маркетинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. А. Лукичёва, Н. Н. Молчанов, И. В. Воробьева [и др.] ; под ред. Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 370 с.
16. Молчанов, Н. Н. Маркетинг инноваций: учебник и практикум для академическогобакалавриата / Н.Н. Молчанов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 527 с.
17. Огилви Д. Огилви о рекламе / Дэвид Огилви; Пер. а англ. — Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 568 с.
18. Успенский И.В. Интернет-маркетинг. Учебник. СПб.: СПГУЭиФ, 2003, С.240
19. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Дамир Халилов: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2013, С.187
20. Шумаков Н.В. Современная интернет-реклама: тенденции развития и эффективность//Молодой ученый. Экономические науки. - Изд-во: ООО «Издательство Молодой ученый» - 2016. № 2. – С. 639-644
21. Эванс Дж., Берман Б. «Маркетинг». Пер. с англ. – М: Сирин, 2002, С.431
22. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12369
23. URL: http://www.internetworldstats.com/top20.htm
24. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/
25. URL: https://www.ama.org/AboutAMA/Pages/Definition-of-Marketing.aspx
26. URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id5354
27. URL: http://www.cossa.ru/news/244/98946/
28. URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6210
29. URL: http://www.seonews.ru/events/chto-krizis-sdelal-s-byudzhetami-na-internet-reklamu-v-segmente-smb/
30. URL: http://www.seonews.ru/events/effektivna-li-bannernaya-reklama-na-sayt/
31. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151
32. URL: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015
33. URL: http://convertmonster.ru/blog/kontekstnaja-reklama-blog/bannernaja-reklama-google-adwords-za-5-minut/
34. URL: http://www.cossa.ru/articles/234/44881/
35. URL: https://roem.ru/12-12-2014/107868/reklamnye-videokampanii-instrukcii-po-primeneniyu/
36. URL:https://newretail.ru/novosti/retail/diy_riteylery_narashchivayut_torgovye_ploshchadi_v_krizis8955/
37. URL: http://iq-adv.ru/internet-reklama/videoreklama-na-youtube.php
38. URL: http://adindustry.ru/outdoor-advertising
39. URL: http://www.elitarium.ru/analiz-preimushhestv-reklamy-pr-lichnyh-prodazh-dostizhenie-marketingovyh-celej/
40. URL: http://rekmala.ru/kontekstnaya-reklama-ili-seo-prodvizheniye
41. URL: http://adindustry.ru/doc/1125
42. URL: http://oborot.ru/article/882/24
43. URL: http://adindustry.ru/internet-advertising
44. URL: http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/rossiyskiy-e-commerce-rynok-v-pervoy-polovine-2016-goda/
45. URL: http://www.maxidom.ru/news/novosti-kompanii/privlekatelnyy-rabotodatel-2014/
46. URL: http://infoline.spb.ru/diy-retailer-russia-top/ - Рейтинг DIY RETAIL RUSSIA TOP
47. URL: http://www.retail.ru/articles/88576/
48. URL: http://www.forbes.ru/profile/maksidom
49. URL: http://www.diynews.ru/pressa.aspx?PressaID=3785
50. URL: http://oborot.ru/article/882/24
51. URL: http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/obzor-rynka-internet-torgovli-otdelochnyx-i-stroitelnyx-materialov/
52. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/01/28/625779-internet-auditoriya-rossii-rastet-schet-mobilnih-ustroistv
53. URL: http://2018.minsvyaz.ru/#c-c1
54. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12610
55. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/01/28/625779-internet-auditoriya-rossii-rastet-schet-mobilnih-ustroistv
56. URL: http://deeo.ru/seo/post/internet-reklama-ili-bigbord-v-tsentre-moskvy-chto-vybrat-sravnenie
57. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/01/22/625025-krupneishie-kanali-teryayut
58. URL: http://adindex.ru/news/tendencies/2016/03/21/132615.phtml
59. URL: http://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/pokupatelnaya-sposobnost-rossiyan-za-polgoda-snizilas-na-20percent-1000758387