Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности репрезентации языковой личности персонажа как жанровые характеристики современного романа для подростков

Работа №142671

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Понятие «языковая личность»: история и современность
1.1. Предпосылки формирования термина
1.2. Языковая картина мира: теория Й. Л. Вайсгербера
1.3. Языковая личность в концепции В. В. Виноградова
1.4. Языковая личность в концепции Г. И. Богина.
1.5. Концепция языковой личности Ю. Н. Караулова
1.6. Концепция языковой личности В. И. Карасика
1. 7. Языковая личность: проблемы и перспективы использования термина
1. 8. Лингвоперсонология: наука о языковой личности
Выводы по главе 1
Глава 2. Специфика анализа фикциональной языковой личности и ее связь с жанрами массовой литературы (подростковая женская проза и любовный роман)
2. 1. Проблематика рассмотрения языковой личности литературного героя
2. 2. Массовая литература: некоторые особенности
2. 3. Любовный роман: специфика жанра и особенности языковой личности героини
Глава 3. Анализ языковых личностей в повести Е. Неволиной «Ключик к мечте»
3. 1. Краткая информация об источнике материала и исследовательском подходе
3. 2. Эль: специфика подростковой языковой личности (вербально-семантический уровень)
Выводы к главе 3
Заключение
Литература

Начало «массовизации» в России приходится на 1990-е гг., когда отечественный рынок пополнился переводной популярной литературой и созданной по ее образцам русской. Одновременно с подобными переменами упала популярность чтения как способа проведения досуга — другими словами, общество стало менее литературоцентрично, несмотря на значительное пополнение книжного ассортимента. Освободившуюся нишу занимает кино и другие масс-медиа, что не могло не повлиять на характер популярных текстов.
С одной стороны, русская беллетристика может быть довольно злободневной, т. е. откликаться на социальные потрясения в обществе. Это обстоятельство, а также поэтика повседневности в целом (которая также выражается и в «киноотсылках») «приближают» главного героя произведения к читателю, делают персонажа более живым, провоцируют читающего на эмоциональный отклик. С другой стороны, по замечанию М. А. Черняк, любой массовому роману свойственен эскапизм, позволяющий читателю отдохнуть и отвлечься от реальных тревог, поэтому приметы современности зачастую сочетаются с абсолютно неправдоподобным сюжетом.
Примерно в это же время и на этой в России начинают издаваться т. н. любовные романы для девочек, которые до сих пор изучены очень мало. Итак, цель нашей работы — рассмотреть особенности языковой личности женской молодежной прозы на примере повести Е. Неволиной «Ключик к мечте» (2011). Объект нашего исследования — языковая личность подростка из вышеназванного произведения и ее связь с жанровыми категориями. Предмет исследования — специфика данной языковой личности. Актуальность данной работы заключается в том, что произведения подобного жанра практически не изучены с лингвистической точки зрения; новизна же как раз состоит в том, чтобы подобное исследование предпринять
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что исследование языковой личности поможет определить жанровые границы данной литературы. Практическая значимость может состоять в том, чтобы на основе такого анализа составлять списки для детского чтения.
Работа состоит из трех глав: в первой рассмотрена категория языковой личности и проблемы, с ней связанны; вторую мы посвятим теоретическому обзору проблем массовой литературы; в третьей же главе нами будет проанализированы компоненты языковой личности девочки-подростка в повести Е. Неволиной «Ключик к мечте» (2011).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение своего исследования подведем и сделаем краткие выводы.
В первой главе нами были рассмотрены история понятия языковой личности, наиболее универсальные ее концепции (лингводидактическая модель Г. И. Богина, вербально-когнитивно-мотивационная языковая личность Ю. Н. Караулова, ценностно-познавательно-поведенческая модель В. И. Карасика), а также различные аспектуальные подходы, которые также можно использовать для исследования, среди которых лингвопсихологический подход, социолингвистический, литературоведческий, лингвокогнитивный и собственно лингвистический. Мы также сделали вывод о том, что при анализе ЯЛ можно комбинировать несколько вышеперечисленных подходов.
Вторая глава отражает результат нашего теоретического рассмотрения проблематики массовой литературы, точнее, двух ее жанров — любовного романа и женской подростковой прозы. В ходе анализа теоретического материала мы выяснили, что любовный роман для подростков и конвенциональный любовный роман при некоторых сходствах все же представляют собой разные литературные образования.
В третьей главе мы на практическом материале обосновали данное утверждение, показав, что языковая личность персонажа-подростка в плановом аспекте содержит несколько отличную проблематику.



Алексеенко И. С., Гуськоянц О. Ю. Специфика интернет-опосредованной коммуникации и феномен виртуальной языковой личности // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 193 – 202.
Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37 – 67
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Электронный ресурс (URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/1.html) [дата обращения: 19.05.2020]
Богин Г. И. «Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов»: автореф. диссертации д. ф. н. Л., 1984.
Бочарова О. Формула женского счастья: Заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. Электронный ресурс (URL: http://culturca.narod.ru/Bocharova.htm) [дата обращения 20. 05. 2021]
Буренкова С. В. Комизм псевдопословиц как способ передачи витальных ценностей // Преподаватель XXI века. 2008. № 4. С. 80 – 86.
Бухина О. Л. Американская и российская детская литература начала XXI в. Разнообразие возможностей // Библиосфера. 2020. № 4. С. 80 – 88.
Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. 1997. № 22. С. 303-331.
Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. М., 2004.
Виноградов В. В. К морфологии натурального стиля. Опыт лингвистического анализа петербургской поэмы «Двойник» / Избр. труды. Поэтика русской литературы. М., 1976.
Виноградов В. В. Литературный язык // Избр. труды. История русского литературного языка. М., 1978.
Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980.
Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе / О теории художественной речи. М., 1971.
Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании //Филологические науки. 2001. № 1. С. 64 – 72.
Галиева А. М., Ибрагимова З. З. Антропологическая природа языка в лингвофилософии В. фон Гумбольдта // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Том 154, кн. 1. С. 19 – 28.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2005.
Голев Н. Д. Лингвоперсонологическаявариантивность языка // Известия Алтайского государственного университета. 2004. № 4 (34). С. 041 – 045.
Даниленко В. П. Языковая картина мира в теории Л. Вайсгербера // Филология и человек. 2009. № 1.С. 7 – 18.
Дубин Б. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы // Электронный ресурс (URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2002/5/klassicheskoe-elitarnoe-massovoe-nachala-differencziaczii-i-mehanizmy-vnutrennej-dinamiki-v-sisteme-literatury.html) [дата обращения: 19. 05. 2021]
Дубин Б. В. Словесность классическая и массовая: литература как идеология и литература как цивилизация / Дубин Б. В. Слово —письмо —литература. Электронный ресурс (URL: https://culture.wikireading.ru/60248) [дата обращения: 19. 05. 2021]
Журди Н. В. Повествовательная форма как одна из основных категорий грамматики нарратива: к вопросу о свободном косвенном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2009. № 1 (3). С. 81 – 86.
Залевская А. А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. 2003.№ 1. С. 30 – 34.
Злотникова Т. С. Гендерный и возрастной аспекты архетипа современной массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4. С. 1 – 10.
Иванкива М. В., Чарская-Бойко В. Ю. Социальная тематика в современной российской литературе для подростков: мировая традиция и национальная специфика // Детские чтения. 2015. С. 172 – 190.
Иванцова Е. В. О термине «Языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 4 (12). С. 24 – 32.
Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Электронный ресурс (URL: https://metodolog.ru/00438/00438.html) [дата обращения: 19. 05. 2021]
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
Карасик В. И. Языковая личность как предмет изучения антропоцентрической лингвистики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. №8 (62). С.109 – 115.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2010.
Колесов В. В. Язык города. М., 2009.
Константы: словарь русской культуры / Степанов Ю. С. М., 2004.
Краев В. Л. Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание. М., 1991.
Лутовинова О. В. Становление понятия «Языковая личность»: от «Языка в человеке» до «Человека в языке» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (114). С. 82 – 89.
Мельник Н. Д. Языковая личность и текст как предмет лингвоперсонологии русского языка // Сибирский филологический журнал. 2011. № 1. С.200 – 207.
Нерознак В. П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Электронный ресурс (URL: https://mykonspekts.ru/2-19815.html) [дата обращения: 17. 05. 2021]
Никандрова И. А. Языковая личность персонажа: лингвистический аспект исследования // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 2. С. 15 – 19.
Никитина Н. Е. Языковая личность: проблемы осознания ее сущности и современная лингвистическая интерпретация // Известия Белорусского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (84). С. 34 – 37.
Полетаева О. Б. Скрытая реклама как инновационная составляющая современной массовой художественно литературы // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 4 . С. 167 – 172.
Потебня А. А. Мысль и язык. М., 1989.
Ревзина О. Г. Язык писателя и литературный язык в концепции В. В. Виноградова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2015. № 6. С. 7 – 23.
Романенко Е. В. Фольклор и массовая литература как семиосферы // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. С. 214 – 222.
Романова Т.В. «Принципы истории языка» Г. Пауля через призму когнитивного подхода к анализу языка // Вестник Нижегородского университета им. Н. А. Лобачевского. 2013. №6 (2). С.192 – 195.
Русский язык: энциклопедия / под ред. Караулова Ю. Н., Ганиевой Т. А., Иванова В. В., Касаткиной Р. Ф., Лопатина В. В., Николаевой Т. М., Степанова Ю.С., Улуханова И. С., Шведовой Н. Ю., Ширяева Е. Н., Шмелева Д. Н. М., 1997.
Свиридюк Л. А.Молодежный роман как особая жанровая разновидность литературного произведения // StudiaHumanitas. № 2. Электронный ресурс (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnyy-roman-kak-osobaya-zhanrovaya-raznovidnost-literaturnogo-proizvedeniya) [дата обращения 20. 05. 2021]
Сепир Э. Речь как черта личности / Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С. 285 – 297.
Сиротинина О. Б. Основные критерии хорошей речи / Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др. / Под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. Саратов, 2001. С. 16 – 28.
Строгонова О. Л. Особенности репрезентации языковой личности-подростка: автореф. дис. М., 2011.
Седов К. Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) / Культура речевого общения (русский язык) // Электронный ресурс (URL: http://media.ls.urfu.ru/552/1496/3473/3912/2546/) [дата обращения: 17. 05. 2021.]
Хачмафова З. Р. Гендерная стратификация языка женской прозы (на материале русского и немецкого языков) // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2010. № 120. С. 186 – 196.
Хачмафова З. Р. Женская языковая личность в художественном тексте: автореф. дис. Ставрополь, 2011.
Хачмафова З. Р. Концептуализация и вербальная репрезентация действительности в языке современной женской прозы (на материале русского и немецкого языков) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №3. С. 199 – 205.
Чевтаев А. А. Повествовательность в лирике и концепция Б. О. Кормана // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 7. № 121. С.103 – 114.
Черняк М. А. Массовая литература конца ХХ начала ХХI века: технология или поэтика? //Филологический класс. 2008. № 20. С. 4 – 11.
Черняк М. А. «Новые сказки» о Золушке: типологические черты русского любовного романа рубежа XX – XXI веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. П. Герцена. 2004. Т. 4. № 7. С. 115 – 129.
Черняк М. А. «Школьные годы чудесные, или Диагноз будущего в XXI веке» // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. № 2. С. 39 – 46.
Чудинов В. А. Проблема языкового субъекта // Электронный ресурс (URL: http://chudinov.ru/problema-yazyikovogo-subekta/) [дата обращения: 15. 05. 2021]
Чурилина Л. Н. Антропоцентрический принцип в исследовании лексической структуры художественного текста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2003. № 1. С. 63 – 75.
Эко У. Роль читателя. М., 2016.
Юртаева И. А. К проблеме трансформации жанра повести // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т. 2. С. 193 – 197.

Источник
Неволина Екатерина. Ключик к мечте. М., 2011. Электронный ресурс (URL: https://booksonline.com.ua/view.php?book=67245)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ