Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ТРАДИЦИОННОМ ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ПЯТЬ ЖЕНЩИН, ПРЕДАВШИХСЯ ЛЮБВИ» ИХАРА САЙКАКУ И «СВЕРСТНИКИ» ХИГУТИ ИТИЁ)

Работа №14267

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1030
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Историко-культурные особенности формирования моральных ценностей японского традиционного общества 16
1.1 Традиция в понимании японцев 16
1.2 Японский национальный характер 23
1.3 Социокультурные традиционные ценности Японии 31
Глава П. Ихара Сайкаку: эпоха и произведение«Пять женщин, предавшихся любви» о традиционных ценностях и их месте в системе отношений японского общества 43
2.1 Эпоха Ихара Сайкаку: Япония XVП века 43
2.2 Произведение Ихара Сайкаку и морально-этические ценности того времени 51
Глава Ш. Хигути Итиё: эпоха и произведение«Сверстники» о традиционных ценностях и их влиянии на развитие японского общества 57
3.1 Эпоха Хигути Итиё: Япония во второй половине Х1Х века 57
3.2 Хигути Итиё и ее произведение в свете моральных ценностей Японии второй половины Х1Х века 60
Заключение 66
Библиографический список 71

Актуальность темы исследования обусловлена пристальным вниманием к изучению культурных и духовных традиций Востока, в общем,и Японии - в частности, к её духовно-нравственным ценностям. Японская культура, ее моральные ценности представляют интерес для исследования в силу национально-этнической самобытности и особой религиозной и культурной идентичности этой страны. Все общественные процессы, так же как и поведение человека, в рамках японских социальных и культурных традиций рассматриваются и оцениваются с этических и религиозных позиций. Нормы морали и духовные ценности, оставаясь актуальными и востребованными с древнейших времён и до наших дней, выполняют очень важную регулирующую функцию в японской культуре и поэтому имеют определяющее значение для мировоззрения японцев. Именно они (т.е. нормы морали и духовные ценности) обеспечивают стабильность и устойчивость японской цивилизации на протяжении всей истории этой страны . Без внимательного изучения духовно-нравственных ценностей невозможно понять и смысл внутреннего содержания различных проявлений японской культуры и невозможно выстраивание, и налаживание нормального общения между представителями западной и восточной цивилизаций. Японское общество, несомненно, интересно для изучения в силу уникального сочетания в нём истинно восточных и традиционно западных ценностей .
Начиная со времен великого путешественника Марко Поло и до сегодняшнего дня интерес Японии не только угасает, но, наоборот, увеличивается из года в год. Сам Марко Поло, никогда не бывавший в Японии («он достиг лишь Китая и прожил в нём около 17-лет» ), описал её по рассказам китайцев. Страну, расположенную на Японских островах,Марко
Поло называл Чипунгу. Написанная в 1298 году с его слов «Книга» - один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии. Именно его сообщения о Японии послужили толчком к дальнейшему исследованию этой страны. Вот что он писал о стране Чипунгу: «Это очень большой остров, лежащий в открытом море. Жители этой страны имеют белый цвет кожи, они красивы и учтивы, поклоняются идолам, независимы и никому не подчиняются» . Лишь спустя несколько столетий европейцы открыли для себя эту страну. К середине XVI в. достоверные сведения об этой стране, собранные португальскими и голландскими купцами и, особенно, христианскими миссионерами, достигли Европы. Миссионеры, прибывшие на эти острова с целью распространения христианства, начали изучать традиции, обычаи, обряды, культуру и историю Японии. Португальцы Луиш Фрош и Франсиско Ксавье, итальянец Алесандро Валиньяно, англичанин Уильям Адамс - были удивительно точны в своих наблюдениях, им удалось подметить типично японские черты характера. Их понятия о чести, чувстве собственного достоинства вызывает восхищения, а учтивость и добропорядочность говорили о хорошем воспитании. Иезуит Алесандро Валеньяно отмечал воспитанность и благородство японцев - качества, выраженные у них более чем у любого другого народа. Далее он говорил, что традиции японцев настолько самобытны, что понять этих людей бывает нелегко: «То, что в Европе воспринимается как вежливость и достоинство, здесь представляется оскорбительным и вызывающим и может расцениваться как обида» . Все эти наблюдения не потеряли своей актуальности и в наши дни. Многие отличительные черты японцев не изменились с течением времени, поэтому то, что было отмечено первыми исследователями, ещё и сегодня представляет научный интерес для изучения национального менталитета этого народа.
Актуальность анализа формирования и развития нравственных ценностей в литературном творчестве заключается в том, что в нем показаны моральные ценности в своем развитии. Художественное творчество - это огромная и важная веха на пути развития культуры. Оно отображает всю сложность и многоплановость процесса формирования и развития культурных и социальных систем, то есть показывает сложность перехода из одного состояния в другое, происходящее под влиянием изменения самой господствующей системы ценностей, поэтому так важно использовать литературный текст в историческом исследовании. В японской художественной литературе представлена вся палитра проблем, нравственных феноменов и изменений в обществе и культуре, которые происходили на протяжении столетий, и, поэтому, соответствующий анализ литературных источников позволит еще глубже исследовать нравственные феномены традиционного японского общества. Литературное произведение как некая проекция культуры содержит в себе большую часть моделей поведения, которые присущи носителям морально-этических норм и культурных ценностей, и создается под влиянием социокультурных причин развития общества в целом и нравственных феноменов в частности. Таким образом, можно сказать, что литературное творчество - это некая концентрация неповторимой японской культуры и истории, японского менталитета.
Степень изученности проблемы.
В зарубежной и отечественной научной литературе исследованию традиционной культуры Японии уделяется большое и пристальное внимание.Во второй половине XIX в. изучение этой страны стало складываться в комплексную науку - японоведение. В начале ее формирования значительный вклад в нее внесли американские и английские ученые во главе с У. Гриффисом (1843-1928) и Б. Чемберленом(1850-1935), которые открыли для Запада исторические и географические особенности, литературные произведения, культурную уникальность Японии.
Большое значение рассматриваемая проблема имела в рамках русской школы японоведения Х1Хвека, главной особенностью которой было наличие преимущественного внимания к вопросам истории, культуры, этнографии, языка. Труды исследователей имели, в большей степени, описательный характер. Этим отличаются работы М. И. Венюкова , И. Ф. Крузенштерна .
У истоков советской школы изучения истории и культуры Японии стояли А. Гальперин , А.Е. Глускина , Н.И. Конрад , заложившие основы большинства современных направлений отечественного японоведения, раскрывавшие основные закономерности развития японского общества. Исследованию японского искусства, литературы, языка посвящены работы таких ученых, как М.В. Воробьев , К.А. Попов , на основе собранного этнографического и археологического материала.
Позже получили развитие исследования властных отношений, политических процессов, демократических преобразований и проблем политико-культурной преемственности. В этом направлении работают Д.В. Петров , В.В. Рамзес и многие другие. На современном этапе политическая культура Японии рассматривается в контексте взаимовлияния политики и религии, взаимодействия политики и искусства. Так, в контексте диалога религии и политики рассматривают политические традиции Я.Б. Радуль- Затуловский .В историческом направлении по проблеме формировании японской национальной культуры работают Л.Д. Гришелева , И.Д. Ладанов , А.Н. Мещеряков и другие авторы. Анализ соотношения духовно¬культурного и политического осуществляют в своих трудах Е.В. Верисоцкая , В.В. Овчинников . Теорию модернизации японского общества обосновывают С.Б. Маркарьян , Э.В. Молодякова .Отражению культурных фактов, морально-нравственных феноменов в литературных произведениях и возможности их истолкования в рамках культурного и исторического процесса посвящены работы Ю.С. Румак .
Таким образом, исследованию проблем формирования и развития моральных ценностей и их роли в традиционном обществе посвящены многие научные труды, но нами была предпринята попытка сравнить преобладавшие в японском обществе той эпохи официальные подходы к моральным ценностями неофициальный взгляд на них через мнение отдельных писателей изучаемого исторического периода.
Объектом исследования является японская культураXVП-XIXвеков.
Предмет исследования - морально-этические ценности традиционного японского общества как историко-культурная ценность.
Географические рамки исследования включают в себя территорию Японии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XVIIвека до конца Х1Х века. В процессе работы приходилось обращаться к более поздним или к более ранним периодам японской истории, что было необходимо для изучения формирования и распространения моральных ценностей в традиционном японском обществе.
Цель данного исследования - изучить основные традиционные японские ценности и выяснить их роль в японском обществе данного исторического периода, используя художественные тексты японской прозы.
Задачи исследования заключаются в следующем:
-рассмотреть историко-культурные особенности формирования основных моральных ценностей традиционного японского общества.
- изучив представление о моральных ценностях традиционного японского общества в XVII веке, проанализировать их раскрытие в произведении Ихара Сайкаку «Пять женщин, предавшихся любви».
- проанализировав изменение представлений о традиционных моральных ценностях японского общества в Х1Хвеке, найти их отражение в произведение японской писательницы Хигути Итиё «Сверстники».
Характеристика источниковой базы исследования. Наиболее ранними источниками по исследуемой теме являются - «Кодзики» (яп. «Записи о деяниях древности») и «Нихонги» (яп. «Анналы Японии») - летописно¬мифологические своды, основа учения и ритуалов синтоизма. «Кодзики» - крупнейший памятник древне японской литературы, собрание мифов, легенд, древних песен и исторических хроник. Работа по написанию этого мифологического и героического эпоса была окончена около 712 г. Этот источник содержит и космогонические мифы и мифы о богах-прародителях, о сотворении Японии (страны Ямото), цикл мифов о героических подвигах героев и Божественных предках, а также описывается деятельность их потомках на Земле, рассказывается о происхождении отца легендарного вождя японского племени Ямото - первого императора Японии Дзимму. Содержатся здесь и исторические предания о вожде союза японских племён Одзин и некоторые исторические события до начала VII века. Центральным мифом в произведении является история рождения богини солнца Аматэрасу, от которой якобы происходит несменяемая династия японских императоров.Главной задачей этого литературного памятника было показать божественное происхождение страны, народа и ее правителей, и их связь с богами. «Нихонги» - один из древнейших письменных памятников Японии. Но в отличии от «Кодзики», где собраны мифы и сказания о богах, «Нихонги» - это подробная хроника жизни страны, в которой приводится генеалогия императоров, которые управляли страной до конца VII века. Настойчиво проводя идею об особой роли правителей, имеющих божественное происхождение, и «Кодзики» и «Нихонги» учили японцев больше думать об императоре и государстве, нежели о себе и своих близких. Тем самым, созидались такие моральные ценности традиционного японского общества как сплоченность народа вокруг правителя, послушание и коллективизм, уважение и лояльность по отношению к старшим и вышестоящим. И, таким образом, создавалось патриархальное устройство японского общества.
Представляет большой интерес такой источник, как «Бусидо. Путь воина» - свод правил и норм, регламентирующих поведение воина - самурая в бою, в обществе, наедине собой. Первоначально он формировался только как кодекс воина, но благодаря включению в него различных морально-этических, эстетических правил i Другим источником по самурайской этике является такой трактат, как «Хагакуре. Кодекс чести самурая» -произведение Ямамото Цунэтомо, писателя-самурая, жившего в серединеXVП- началеXVШ веков - наиболее авторитетный трактат, посвященный бусидо, который он провозглашает как «Путь смерти», тем самым призывая самураев быть готовыми умереть в любой момент во имя сохранения своего доброго имени, своей воинской чести. Появился этот трактат в противовес чрезмерно изысканным вкусам японской знати, жившей в эпоху автора, - как само отрицание существовавших тогда ценностей, тем самым бросая вызов мнению большинства, отказываясь от позиции просто стороннего наблюдателя. В этом произведении собраны многочисленные истории, рассказывавшие о воинском долге, доблести на поле боя, ответственности и совести, терпимости и сострадания, о стремлении к самосовершенствованию в профессиональной и духовной сферах. И также затрагиваются вопросы выстраивания отношений в семье, даются рекомендации по воспитанию детей. Несмотря на то, что в этом трактате даны правила поведения самурая на все случаи жизни, - это не просто сборник наставлений, - это скорее некая методика постижения мира и обретения мудрости. По словам ЮкиоМисимы:
«В этой книге отразилась великая свобода людей, жизнь которых жестко регламентирована социальной моралью...»
Еще один литературный источник, который использовался при написании исследования, - это«Записки у изголовья» Сэй Сенагон - классическое японское произведение хэйанской эпохи (1Х-Х11вв.)и принадлежит к жанру «дзуйхицу» (буквально - «вслед за кистью»), то есть к жанру дневниковых записок, эссе. «Записками у изголовья» назывались тетради для личных заметок,дневников. Произведение было написано в 986¬1000 гг. Сама автор состояла в свите императрицы Садако - она и стала одним из центральных персонажей произведения, которое содержит и бытовые сцены, и описание погоды и природы, и стихи, и описание дворцовых праздников, и философско-поэтические рассуждения автора. Таким образом, это и другие похожие произведения - настоящая энциклопедия обычаев и нравов той эпохи и неисчерпаемой источник информации о культуре, обычаях, жизни Японии того времени.
Наибольшее внимание при подготовке данного исследования уделялось такому произведению, как«Пять женщин, предавшихся любви» Ихара Сайкаку (XVПв.) - произведению японского классика эпохи «Эдо». Ихара Сайкаку - крупнейший писатель эпохи позднего феодализма в Японии, периода«Токугава»(1600-1868) - другое название эпохи «Эдо». Уже после смерти писателя его произведения были отнесены к жанру «укиё- дзоси» (яп. «повести об изменчивом мире» или «повести из нашей жизни»). Этот жанр был известен и ранее и включал незатейливые рассказы о горожанах. Благодаря творчеству Сайкаку он достиг необыкновенной художественной высоты.Великолепный мастер короткой новеллы, он воссоздал пестрый и шумный мир средневекового города. Перед читателем открывались двери буддийских храмов, императорских дворцов и «веселых домов».Его главные герои - отцы семейств и проститутки, чистые сердцем девушки и беспутные развратники, трудолюбивые ремесленники и сметливые приказчики.Но где бы ни происходило действие его новелл, всюду речь идет о любви, ради которой герои способны жертвовать жизнью, о страсти и чувственных наслаждениях.Среди множества замечательных творений мастера, относящихся к любовному циклу, особое место принадлежит книге «Пять женщин, предавшихся любви» (1686), представляющей собой цикл новелл о судьбах женщин, старавшихся активно проявлять свои чувства.Настойчивая тенденция Сайкаку показать силу стремления человека к личной свободе, к свободному чувству противоречила строгим догмам буддийской и конфуцианской морали.Как подлинный новатор, Сайкаку сумел раздвинуть границы «дозволенного» и положил начало новому жанру «косёку-моно» (яп. «повести о любви»), подняв его до уровня настоящей литературы.
Вместе с названным произведением Ихара Сайкаку в исследовании использовалась еще одна литературная работа - «Сверстники» Хигути Итиё . Это социально-психологическая повесть японской писательницы конца Х1Х века о странном, порой страшном и удивительном мире квартала «красных фонарей», о жизни подростков, живших в этих кварталах и о выборе ими жизненного пути. Она написала всего несколько повестей до своей ранней смерти от болезни. Её творчество - одновременно последний штрих в традиционной японской литературе XVII-XIX вв. и заря новой литературы.Содержание повести - это некий образец искусства превращать самый обыкновенный жизненный материал в высокохудожественное произведение. Действие повести разворачивается в так называемых «весёлых кварталах». Фасад этой жизни- артисты, изящные искусства, наряды. Но изнанка - сутенёрство и проституция. Поэтому вызывают сожаление будущие судьбы именно детей - лавочных мальчиков, разносчиков, маминых дочек, над головами которых нависла страшная обреченность и безысходность, в том числе и «благодаря» боязни нарушить сыновий и дочерний долг. Ещё ничего не решено, а одновременно предрешено все и обжалованию не подлежит: один пойдёт по стопам отца служить святыням, другая - по стопам сестры - в куртизанки.
В японской литературе исследуемого периода, в частности, в двух произведениях литераторов - Ихара Сайкаку и Хигути Итиё - моральные ценности получили раскрытие и обоснование, и представлены наиболее рельефно на примере такого чувства, как любовь,сыновий долг, уважение и почтение к старшим. Эти моральные ценности авторы трактуют весьма широко - идя, иногда, вразрез с теми взглядами, которые господствовали в японском общественном мнении той эпохи. Возможность соотнести официальный взгляд на мораль, а также, мнение известных японских писателей того времени на моральные ценности традиционного общества, для нас представляла определенный интерес. Поэтому мы и предприняли попытку использовать данные работы как источники изучения морально¬этических ценностей определенного исторического периода.
Методология и методы исследования. Методологической базой исследования выступают идеи цивилизационного подхода, основанного на том, что основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация, понимаемая как целостная общественная система. Цивилизационный подход применим для изучения истории любой страны, потому что ориентирован на познании истории общества с учётом специфики изучаемой страны. Этот подход позволяет широко использовать историко-сравнительный метод исследования, так как он не отвергает единства человеческой истории. Также в этом подходе большое значение для понимания исторического процесса отводится духовно-нравственным факторам культуры, религии, менталитету народов.
Основу работы составляют традиционные исторические методы исследования. Прежде всего, это наиболее распространенный, универсальный метод исторического исследования - историко-генетический, включающий характеристику единичного, особенного и общего . Этот метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. Но ему также присущи и определенные недостатки - например, объективная реальность может рассматриваться несколько односторонне - основное внимание может быть обращено на развитие и изменение и не учитываться устойчивость некоторых явлений. Также метод может, иногда, приводить к выпячиванию неповторимого и индивидуального, и не обращать внимание на общее и закономерное, что может привести к затруднениям в сопоставление и сведение воедино результатов отдельных исследований. Поэтому, вместе с этим методом использовался историко-сравнительный метод, который позволяет изучать общественно-историческое развитие в широком пространственном и временном диапазонах. Сравнение - важный и самый широко распространенный метод научного познания - на основе сходства одних признаков сравниваемых объектов делается заключение о сходстве других признаков. Таким образом, метод позволяет раскрыть сущность исследуемых явлений на основе имеющихся фактов: выявлять общее и повторяющиеся, с одной стороны, и качественно отличное - с другой. Этот метод в исследование сочетается с историко-типологическим методом. Социальная и культурная жизнь - это постоянный динамический процесс и представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состояний другими, и имеет свои непохожие стадии.
Выделение этих стадий как раз и возможно при помощи историко-типологического метода. Также, на определенных этапах исследования, был использован нетрадиционный исторический метод - метод искусствоведческого анализа литературных произведений. Произведения художественной литературы - очень важный источник для понимания духа времени, знания обстоятельств, сопутствовавших тем или иным историческим событиям. Они способствуют реконструкции определенных исторических типов поведения, мышления, восприятия и доносят до исследователя определенные первопричины общественного сознания, что способно существенно обогатить историческое знание.
Научная новизна исследования состоит в том, что мы впервые использовали сравнительный анализ официальной позиции на моральные ценности, распространенной в японском обществе изучаемой эпохи и неофициальную позицию, то есть мнение писателей, живших в изучаемый нами период истории Японии.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе ВУЗа при изучении проблем традиционной культуры Японии.
Апробация работы. Одна из частей работы (Ихара Сайкаку: эпоха и произведение «Пять женщин, предавшихся любви» о традиционных ценностях и их месте в системе отношений японского общества) и выводы исследования излагались автором в выступлении на форуме «Белгородский диалог - 2017» в рамках работы секции «Проблемы истории и культуры традиционного Востока» (Белгород, 19 апреля 2017 г.)
Структура работы представлена Введением, тремя главами,Заключением и библиографическим списком.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История Японии полна драматических и переломных страниц. Такими являются XVII век и конец XIX века - противоречивые и сложные эпохи в истории Японии, в развитии общественной жизни этой страны. В то время противоречия феодального общества крайне обостряются, происходят столкновения между силами, пытающимися сохранить старые, средневековые порядки и устои и теми, кто стремился к преобразованиям. В ХУП веке новая городская культура находится на подъеме и благодаря этому появляются произведения, обладающие не только художественной, но и исторической ценностью и в которых авторами сделана попытка художественного познания окружающей их действительности. В Японии, в это время, религиозные и этические учения, такие как буддизм и неоконфуцианство, по- прежнему определяют многие аспекты духовной и общественной жизни страны. Но своеобразной реакцией на эти учения, которые сводили к нулю всякое личностное начало, стало появление в литературе XVII века нового типа городской повести, в которой пристальное внимание оказывается личности человека, его индивидуальности, а также среде и материальным условиям, окружающих человека и воздействующих на формирование его личности. Тем самым начали закладываться условия появления и развития новых литературных жанров, которые получат свое развитие в последующие века, особенно в XIX веке, характеризующимся интенсивным становлением реализма. На его развитие не могли не оказать своего влияния революционные преобразования, происходившие в Японии в конце XIX столетия, когда реставрация Мэйдзи заложила основы современной социокультурной системы страны.
В ходе исследовательской работы была предпринята попытка изучить и осмыслить основные моральные ценности и их роль в традиционном японском обществе, проведя анализ содержания художественных текстов японской прозы.В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- наиболее ценные моральные качества японцев можно анализировать как результат влияния на процесс духовного становления народа различных религиозных учений и систем -синтоизма,буддизма, конфуцианства. Например, конфуцианство принесло идею о том, что основное в морали - это верность, которая понималась как чувство долга перед старшими и вышестоящими. Отсюда - стремление жертвовать собой ради общества, так как общий успех важнее личной выгоды, поэтому для японцев так важна верность общему делу, верность фирме, корпорации, государству. Можно сказать, что конфуцианское учение о правильном поведении стало в Японии учением об истинных принципах морали и этики. Национальная религия японцев - синтоизм, также учит человека больше думать о государстве, нежели о себе, призывает всегда помнить об исключительности и избранности Японии и японцев. При этом синтоизм привил японцам особую чуткость к природной красоте, смирение и покорность по отношению к разрушительным силам природы, что очень перекликается с буддийским учением о бренности и непостоянстве бытия. Буддизм также, на протяжении столетий, воспитывал в японцах склонность к самоотречению и терпеливому перенесению страданий.Можно утверждать, что религиозное начало на протяжении многих веков было основой жизни всего традиционного общества Японии. Религиозные институты не только сообщали вероучительные истины, но и предписывали принципы морали, социальные и государственные концепции. Религиозное начало и сегодня занимает важное место в жизни японцев, присутствуя в ней в виде общественного мнения, коллективного сознания. Япония по-прежнему остается страной устойчивых традиций,без знания которых невозможно до конца понять национальный характер и особенности менталитета японского народа;
-утверждение перечисленных ценностей нашло отражение в произведениях японской классической литературы, например, в повести«Пять женщин, предавшихся любви» Ихара Сайкаку, главными героями в которых становятся «простые» люди и их сложные и многообразные взаимоотношения, а основным нравственным феноменом - чувство любви, трактовка, которого у автора очень широка и широка настолько, что порой идет вразрез с устоявшимися нормами морали своего времени. В его произведении очень хорошо отражены сложность и противоречивость, которые были свойственны духовной жизни той эпохи. Бурная и сложная, переломная эпоха, внутренне очень противоречивая, которая характеризовалась, прежде всего, интересом к личностному началу, борьбой за признание индивидуальности. Очень важное место в произведение Ихара Сайкаку занимает изображение силы человеческого духа, способности человека преодолевать самого себя и различные жизненные обстоятельства, стойкость человека и верность его своим идеалам. Для писателя очень важно показать эмоциональный мир человека, силу его страстей и могущество чувственных влечений. Но настойчивая тенденция Ихара Сайкаку показать силу стремления человека к личной свободе, к свободному чувству вступает порой в противоречие со строгими нормами и догмами официальной морали, с государственной идеологией;
- Хигути Итиё, автор другого литературного источника, писавшая свои произведения в жанре психологической повести с элементами романтизма, описывает «простых» людей уже своей эпохи, своего поколения. Автор знает жизнь этих людей, глубоко ее чувствует и правдиво, тонко ее передает. Содержание повести «Сверстники» представляет собой проникновенную зарисовку душевной жизни детей-подростков живущих в «веселом» квартале Токио - Ёсивара. Писательница показывает всю окружающую их жизнь, существование всех тех, кто живет и выживает в этом квартале и благодаря ему. А социальный смысл повести заключается в правдиво показанной, нависающей над головами этих подростков обреченности, в показе постепенно складывавшейся неумолимой и мрачной судьбы. Согласно канонам жанра, в котором писала свои произведения автор, главные герои должны быть олицетворением, средоточием духовных богатств и высоких идеалов-ценностей, но у Хигути Итиё они и сами подвергаются скептическому переосмыслению, а также и сами представления о ценностях пронизаны этим всеразъедающим скепсисом, завершая картину удушающего материализма, меркантилизма и морального оскудения. Но несмотря на то, что герои произведений Ихара Сайкаку и Хигути Итиё не идеальные персонажи героических эпосов или куртуазные придворные времен Сэй Сенагон, а самые обычные горожане со всеми своими достоинствами и недостатками, - их совсем не хочется осуждать за часто «недостойное» поведение, наоборот, им сочувствуешь, их жалеешь, им сострадаешь, их любишь.
Многие исследователи считают, что Япония - это страна, «где чтят традиции и высоко ценят стабильность, при этом сохраняя способность к принятию и трансформации нового» . Можно утверждать, что моральные ценности японцев: трудолюбие, послушание и почтение к старшим и вышестоящим, трепетное отношение к природе, ярко выраженное чувство прекрасного, коллективизм, готовность японцев поступиться личными интересами ради групповых и общественных, традиционное уважение авторитета, стремление быть покровительствуемым и многие другие, - все это результат влияния на внутренний мир человека религиозных и культурных факторов. Моральные ценности играли огромную роль в традиционном японском обществе, важны моральные ценности для японцев и в наши дни. Как писал Бердяев Н.А.: «В истории обязательно сочетаются консервативный (связь с духовным прошлым и усвоение из него наиболее священного) и творческий (динамический импульс продолжения истории) моменты, что обеспечивает внутреннею связь с прошлым и творческий поиск. А отсутствие одного из этих элементов, уничтожает сущность истории» . Такое плодотворное сочетание творческого начала и консервативного подхода - наиболее яркая черта и очень точная характеристика Японии. Моральные ценности, традиции представляют собой главную составляющую особенности японской культуры, менталитета японцев. Такое правильное сочетание современного развития с многовековыми традициями позволило Японии энергично развиваться и, при этом, иметь опору в духовной сфере и культуре в целом, позволяло японцам чувствовать связь времен. Таким образом, моральные ценности являются стержнем японского общества, что не мешает приспосабливать их к современным условиям и сочетать западные заимствования с национальными традициями.



1. Бусидо. Путь воина. - М.: Центрполиграф, 2016. - 160 с.
2. Кодзики: Записи о деяниях древности [Электронный ресурс]. -
URL:http://mreadz.com/new/index.php?id=5475
3. Конституция 1889 [Электронный ресурс]. - URL:www.aikidoka.ru/traktat/
4. Конфуций. Я верю в древность. - М.: Республика, 1995. - 384 с.
5. Нихонги: Анналы Японии [Электронный ресурс].- URL:
http://mreadz.com/new/index.php?id=5475
6. Норинага, М. Тама кусигэ / Мотоори Норинага // Мир по-японски: Эстетические и этические ценности в японской литературе. - СПб.: Северо¬запад, 2000. - 568 с.
7. Сайкаку, И. Пять женщин, предавшихся любви [Электронный ресурс]. -
URL:http://litrus.net/book/read/95772
8. Сад плененных сердец. Классическая любовная проза Востока: Пер. с араб., перс., урду., малайск,, кит., санскрит., япон. - М.: Правда, 1989. - 608 с.
9. Свод молитв и религиозных церемоний 1875 г. [Электронный ресурс]. - URL:www.aikidoka.ru/traktat
10. Сэнзаки, Н.Плоть и кость дзэн / Нёгэн Сэнзаки, Пол Репс // Сборник старинных текстов. - Калининград: Российский Запад, 1992. - 192 с.
11. Хигути, И. Сверстники[Электронный ресурс].-
URL:http://royallib.com/book/itiyo_higuti/sverstniki.html
12. Цунэтомо, Я. Хагакуре. Сокрытое в листве. Кодекс чести самурая /Ямамото Цунэтомо. - М.: Центрполиграф, 2016. - 319 с.
II. Литература
1. Арутюнов, С.А. Современный быт японцев / С.А. Арутюнов. - М.: Наука,
1968. - 232 с.
2. Арутюнов, С.А. Япония: народ и культура / С.А. Арутюнов, Р.И. Джарылгасинова. - М.: Восточная литература, 1991. - 163 с.
3. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с.
4. Венюков, М.И. Очерки Японии / М.И. Венюков. - СПб.: Типография Императорской АН, 1869. - 449с.
5. Верисоцкая, Е.В. Об особенностях развития национальных культур России и Японии в XVII-XIX вв.: религиозно-нравственные аспекты (постановка проблемы) / Е.В. Верисоцкая // Известия Восточного института. - 1997. - № 5. - С. 187-212.
6. Верисоцкая, Е.В. Эволюция либеральных взглядов в японском обществе в 1870-1880-х годах / Е.В. Верисоцкая.- Владивосток: Дальневосточное отд. института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, 1990. - 302 с.
7. Воробьев М.В. Древняя Япония: историко-археологический очерк / М.В. Воробьев. - М.: Восточная литература, 1958. - 183 с.
8. Востокова, А. Страна Восходящего Солнца. От древности до наших дней / А. Востокова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
9. Гальперин, A.JI. Русская историческая наука о зарубежном Дальнем Востоке в XVII в., середине XIX в./ А.Л. Гальперин // Очерки по истории русского востоковедения. - М.: Институт востоковедения АН СССР, 1956. - 659 с.
10. Галич, Ю.Н. Изменения в Основном законе об образовании Японии и морально-патриотическое воспитание в высшей школе / Ю.Н. Галич // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 11. - С. 16-21.
11. Герасимова, М.П. Киотский альбом: история, культура, традиции / М.П. Герасимова. - М.: Мысль, 2002. - 200 с.
12. Глускина, А.Е. Заметки о японской литературе и театре: древность и средневековье / А.Е. Глускина. -М.: Наука, 1979. - 296 с.
13. Горегляд, В.Н. Классическая культура Японии: Очерки духовной жизни / В.Н. Горегляд.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. - 352 с.
14. Горегляд,В.Н. Японская литература VIII—XVI веков: Начало и развитие традиций / В.Н. Горегляд.- Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2001. - 400с.
15. Горелов, А.А. История мировых религий / А.А. Горелов. - М.: Флинта,
2005. - 360 с.
16. Григорьева, Т.П. Красотой Японии рожденный / Т.П. Григорьева. - М.: Восточная литература, 1993. - 460 с.
17. Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция / Т.П. Григорьева. - М.: Наука, 1979. - 240с.
18. Груздева, М.В. Воспитание позитивных качеств национального характера в Японии / М.В. Груздева //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2016. - № 2. - С.36¬44.
19. Гришелева, Л.Д. Формирование японской национальной культуры: конец XVI - начало XX веков / Л.Д. Гришелева.- М.: Наука, 1986. -305 с.
20. Гуревич, П.С. Культурология. Учебник для ВУЗов / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2003. - 534с.
21. Дил, У. Япония. Средние века и начало Нового времени / УильямДил. - М.: Вече, 2011. - 464 с.
22. Дьяконова Е. Главные произведения японской литературы [Электронный ресурс]. - URL: http://arzamas.academy/materials/714
23. Завадский, Е.В. Японское искусство книги XVII-XIX веков / Е.В. Завадский. - М.: Искусство, 1986. - 221 с.
24. Игнатович, А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории / А.Н. Игнатович. - М.: Наука, 1988. - 209 с.
25. Иноземцев В. Старая экономика в новом столетии: опыт и уроки / В. Иноземцев // Мировая экономика и международные отношения. - 2000.- № 12. - С. 115-119.
26. Киященко, Н.И.Современные концепции эстетического воспитания: Теория и практика / Н.И. Киященко. - М.: ИФРАН, 1998. - 185с.
27. Кин, Д. Японская литература XVII-XIX столетий / Дональд Кин. - М.: Наука, 1978. - 432 с.
28. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - М.: Наука, 1987. - 441 с.
29. Кожевников, В.В. Очерки древней истории Японии / В.В. Кожевников. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1998. - 204 с.
30. Конрад, Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии VII-XVI веков / Н.И. Конрад. - М.: Искусство, 1979. - 198 с.
31. Конрад,Н.И. Очерки японской литературы / Н.И. Конрад. - М.: Художественная литература, 1973. - 462 с.
32. Конрад, НИ. Японская литература в образцах и очерках / Н.И. Конрад. - М.: Наука, 1991. - 562 с.
33. Крузенштерн, И.Ф. Первое российское плавание вокруг света / И.Ф. Крузенштерн. - М.: Дрофа, 2007. - 312 с.
34. Кудро, Н.М. Проблема ценностно-духовного наполнения современного профессионального образования: изучение опыта Японии / Н.М. Кудро // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 27. - С. 65-86.
35. Кузнецов, Ю.Д. История Японии / Ю.Д. Кузнецов, Г.Б. Навлицкая, И.М. Сырицын. - М.: Высшая школа, 1988. -432 с.
36. Ладанов, И.Д. Японцы. Этнопсихологические очерки / И.Д. Ладанов, В.А. Пронников. - М.: Наука, 1996. -348 с.
37. Латышев, И.А. Семейная жизнь японцев / И.А. Латышев. - М.: Наука,
1985. - 287 с.
38. Латышев, И.А. Япония, японцы и японоведы / И.А. Латышев. - М: Алгоритм, 2001. - 832 с.
39. Лепешев, Д.В. Аналитический обзор философии воспитания и проблем суицида в Японии / Д.В. Лепешев, Р.К. Аккалиев // Современные векторы развития науки в Казахстане: теория и опыт: сб. научных трудов Международной научно-практическойконф. Кокшетау, 1 окт. 2013 г. - Кокшетау, 2013. - С. 67-75.
40. Лещенко, Н.Ф. Исторические корни японской философии бизнеса / Н.Ф. Лешенко // Япония 2000: консерватизм и традиционализм. - M.: Восточная литература, 2000. - С. 193-210.
41. Лобанов, И.Н. Художественные традиции Японии:их интерпретация и ценность в современном мире / И.Н. Лобанов // Ценности и смыслы. 2011. - № 1. - С.93-107.
42. Маркарьян, С.Б. Образ жизни и ценностные ориентации японцев в преддверии XXI века/ С.Б. Маркарьян. - М.: Восточная литература, 1999. - 275 с.
43. Маркарьян, С.Б. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции / С.Б. Маркарьян. - М.: Наука, 1990. - 248 с.
44. Маркарьян, С.Б. Япония в интернационализирующемся мире: социокультурный аспект / С.Б. Маркарьян // Япония и современный мировой порядок. - М.: Восточная лит. - 2002. - C. 135-150.
45. Мещеряков, А.Н. Быть японцем. История, поэтика и сценография японского тоталитаризма / А.Н. Мещеряков. - М.: Наталис, 2009. - 276с.
46. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблема синкретизма) [Электронный ресурс]. - URL:
http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000021/
47. Мещеряков, А.И. Древняя Япония: культура и искусство / А.И. Мещеряков. - М.: Наука, 1991. - 247 с.
48. Мисима Ю. Хагакуре Нюмон [Электронный ресурс]. - URL: http://royallib.com/book/hagakure nyumon.html
49. Митико, И. Образ Японии в России в период Эдо (XVII-XIX вв.) / Икута Митико // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. - 2005. - № 9. - С. 107-127.
50. Михайлова, Ю.Д. Общественно-политическая мысль Японии: 60-80-е годы XIX века / Ю.Д. Михайлова. - М.: Наука, 1991. - 85с.
51. Молодяков, В.Э. Консервативная революция в Японии: идеология и политика / В.Э. Молодяков. - М.: Восточная литература,1999. - 120с.
52. Молодякова, Э.В. Японское общество: Книга перемен / Э.В. Молодякова, С.Б. Маркарьян. - М.: Институт востоковедения РАН, 1996. - 252 с.
53. Николаева, Н.С. Образы Японии: очерки и заметки / Н.С. Николаева.- М.: Восточная литература, 2009. - 206 с.
54. Николаева, Н.С. Японские сады / Н.С. Николаева. - М.: Искусство, 1975.
- 245 с.
55. Овчинников, В.В. Ветка сакуры: Рассказ о том, что за люди японцы / В.В. Овчинников. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 222 с.
56. Петров, Д.В. Япония наших дней / Д.В. Петров. - М.: Знание, 1979. - 301 с.
57. Пинус, Е.М. Городская литература Японии XVII в. и вопросы развития литературного метода / Е.М. Пинус // Вестник Ленинградского университета. - 1960. - № 14. - С. 51-60.
58. Попов, К.А. Законодательные акты средневековой Японии / К.А. Попов.
- М.: Наука, 1984. -187 с.
59. Пронников, В.А. Японцы: этнографический очерк / В.А. Пронников. - М.: Восточная литература, 1983. - 270 с.
60. Радуль-Затуловский, Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии / Я.Б. Радуль-Затуловский. - М., JI.: Издательство АН СССР,
1947. - 254 с.
61. Рамзес, В.Б. Японский калейдоскоп / В.Б. Рамзес. - М.: Восточная литература, 2006. - 212 с.
62. Ратти О. Секреты самураев. Боевые искусства феодальной Японии / О. Ратти, А. Вестбрук. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с.
63. Румак (Федукина), Ю.С. Традиции гендерных отношений в японской культуре: средние века/ Ю.С. Федукина// Перспективы общественного развития в эпоху столкновения цивилизаций: сб. науч. работ: в 2 ч. - Саратов: Научная книга, 2007. - Ч.1. - С. 192-197.
64. Редько, Т.И. Творчество Ихара Сайкаку: к вопросу о новаторстве в японской литературе XVII века / Т.И. Редько. - М.: Наука, 1980. - 173 с.
65. Рыбалко, С.Б. Японский костюм второй половины XIX - первой трети XX столетия: иконография войны / С.Б. Рыбалко // «Белые пятна» российской и мировой истории. - 2012. - № 2-3. - С. 52-70.
66. Сайкаку И. [Электронный ресурс]. - URL: http://iapanlit.liveiaurnal.com/7917.html
67. Салимова, К. Педагогика народов мира. История и современность / Кадрия Салимова, Нана Додде. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 350с.
68. Светлов, Г.Е. Путь богов: синто в истории Японии / Г.Е. Светлов. - М.: Мысль, 1985. - 240 с.
69. Светлов, Г.Е. Традиционные верования Японии / Г.Е. Светлов // Религии в XX веке: Локальные и синкретические культы. - 1991. - С. 189-190.
70. Сила-Новицкая, Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика / Т.Г. Сила-Новицкая. - М.: Наука, 1990. - 206 с.
71. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
72. Сусов, И.П. Языкознание в Японии / И.П. Сусов // История языкознания: Учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. -С. 176-241.
73. Сычева, Е.С. Традиционные ценности в современной массовой культуре Японии / Е.С. Сычева // Вестник МГИМО. - 2014. - № 2 (35).- С. 260¬263.
74. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. -
590 с.
75. Цед, Н.Г. Дух самурая - дух Японии / Н.Г. Цед. - СПб.: Нева; М.: Олма- Пресс, 2000. - 256 с.
76. Ямагучи, М. Импрессионизм как господствующее направление японской поэзии / Майчи Ямагучи. - СПб.: Ориенталист, 1913. - 110 с.
77. Япония в XIX веке [Электронный ресурс]. - URL:
http://worldhis.ru/yaponiya
78. Япония и японцы в XIX веке [Электронный ресурс]. - URL: http://19centur.ru/far-east/-19-japon.html
79. Япония XVII-XIX вв. История «Мирного государства» эпохи Эдо [Электронный ресурс]. -http://jamato.ru/istoriya-yaponii/10-mirnoe- gosudarstvo-epokhi-edo-17-19-vek


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ