ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Отдельные аспекты проявления материального значения
процессуального поведения 6
§ 1. Материально-правовые последствия непривлечения лица к участию в деле
6
§ 2. Материально-правовые последствия представления подложных доказательств 10
§ 3. Материально-правовое значение заключения мирового соглашения 14
Глава 2. Материально-правовое значение предъявления искового заявления и
заявления ходатайства о принятии обеспечительных мер 16
§ 1. Материально-правовые последствия предъявления искового заявления . 16
§ 2. Предъявление искового заявления как способ прекращения гражданско- правовых отношений 28
§ 3. Материально-правовые последствия, вызванные принятием
обеспечительных мер 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Библиографический список: 48
Любое субъективное частное право подлежит защите. Как правило, защита субъективного права происходит в специально созданных государственных органах, осуществляющих правосудие - судах. Деятельность судов по разрешению споров о защите субъективных гражданских прав составляет предмет цивилистического процесса.
Поскольку процессуальное право представляет собой право публичное, гражданский процесс в определенном смысле является заранее определенной процедурой, то есть последовательностью совершаемых участниками гражданских процессуальных отношений действий, порядок совершения которых регламентирован процессуальным законодательством. Кроме того, специфика процессуальных отношений состоит в наличии суда как обязательного участника таких отношений. Таким образом, гражданское процессуальное законодательство призвано определить совокупность прав и обязанностей и порядок совершения процессуальных действий для суда и остальных участников процесса - лиц, участвующих в деле, свидетелей, экспертов и других участников судопроизводства.
Как уже было сказано выше, отправной точкой процессуальной деятельности является обращение за защитой нарушенного материального права. Любое материальное право, непосредственно содержащее в себе совокупность прав и обязанностей управомоченного субъекта, может быть нарушено (то есть стеснено или иным образом поставлено под сомнение другим лицом), что является основанием для его защиты.
Процессуальное законодательство в качестве критерия обращения в суд за защитой предполагаемого права устанавливает наличие интереса в судебной защите такого права (законного интереса). Следовательно, отправной точкой процессуальной деятельности, переводящей материальные, бесспорные правоотношения, в процессуальную, направленную на разрешение спора о праве, плоскость, является обращение заинтересованного лица в судебный орган путем подачи искового заявления.
В свою очередь, переход материального правоотношения в процессуальную плоскость наделяет субъектов материального правоотношения новым статусом - набором специальных процессуальных инструментов, необходимых для достижения целей каждого из участников судопроизводства. К примеру, участвующие в деле лица вправе заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, истец вправе поддерживать иск или отказываться от него, ответчик вправе иск признать или настаивать на отсутствии оснований для его удовлетворения, стороны праве совместно ликвидировать возбужденный спор о праве путем подписания мирового соглашения и т.д. При первом приближении все процессуальные действия направлены на достижение сугубо процессуального результата, прямо указанного в законе. Так, приведенные выше примеры отказа истца от иска или заключения сторонами мирового соглашения ведут к аналогичному результату - прекращению спора о праве и, как следствие, прекращению производства по такому спору, о чем прямо упомянуто в законе (ст. 150 АПК РФ, ст. 220 ГПК РФ), признание иска ответчиком - разрешению спора о праве в пользу истца, что также приводит к исчерпанию возбужденного спора.
Вместе с тем, несмотря на то, что субъекты материального правоотношения участвуют в разрешении спора о праве и реализуют свои права и обязанности путем совершения процессуальных действий для достижения определенного и, казалось бы, очевидного результата, за мотивами и последствиями такого поведения не всегда может стоять достижение только процессуальный результат.
В настоящей работе будет предпринята попытка проанализировать отдельные аспекты тех или иных процессуальных действий и постараться доказать, что процессуальное поведение вполне способно нести в себе последствия материально-правового характера и отражаться не только на правах и обязанностях внутри процесса, но и выходить за него рамки. Первая глава посвящена иллюстративному анализу отдельных аспектов материальноправового значения совершения процессуальных действий на конкретных примерах для общего понимания проблематики, во второй главе сделан акцент на детальное исследование материально-правовых последствий таких процессуальных действий как предъявление искового заявления и связанного с ним предъявления ходатайства о принятии мер по обеспечению иска, включая анализ материально-правовой природы таких последствий, судебной практики, доктринальных подходов.
...
Задача настоящей работы заключалась в том, чтобы на конкретных примерах обосновать тезис: процессуальные действия могут иметь
материальное значение.
Наиболее эффективным и прогрессивным образом идея материального значения процессуального поведения может показать себя при взыскании убытков за предъявление искового заявления и заявления о принятии обеспечительных мер, на что и был сделан акцент в настоящей работе. Если последняя имеет нормативное закрепление в процессуальном законодательстве, а судебная практика высших судов выработала критерии применения ответственности за наложение необоснованных обеспечительных мер, то случае же с предъявлением искового заявления ситуация несколько иная.
В связи с этим судебной практике, прежде всего на уровне Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, следует сформировать критерии, по которым лицо, предъявившее необоснованное исковое заявление, должно быть привлечено к ответственности.
Во-первых, должна наличествовать очевидная цель причинения вреда путем использования процессуальных прав - иными словами, необходимо установить злоупотребление процессуальным правом на подачу иска, использование его не по своему назначению, а исключительно с намерением причинить вред другому лицу. Мотивы и цели в российском праве не являются существенными факторами для привлечения к ответственности, однако представляется, что в случае ответственности за предъявление необоснованного иска они должны приобретать юридическое значение.
Во-вторых, необходимо установление прямого умысла - недобросовестный истец должен заведомо осознавать, что его исковое заявление не имело шансов на то, чтобы суд поддержал его и удовлетворил. Недопустимы ситуации, при которых привлеченный к ответственности за предъявление необоснованного иска истец заблуждался или ошибался в своих мотивах.
В-третьих, необходимо наступление последствий как репутационного, так и материального характера, вызванных предъявлением необоснованного иска.
Указанные обстоятельства надлежит доказывать ответчику, к которому был предъявлен необоснованный иск. Однако это не означает, что истец должен быть освобожден от дачи пояснений относительно мотивов своего процессуального поведения, добросовестность которого поставлена под вопрос.
К сожалению, рассматриваемая проблематика не находит должного отклика ни в российской доктрине, ни в судебной практике. Удалось обнаружить сравнительного мало исследований (все они приведены в библиографическом списке и упоминаются по ходу работы), посвященных концепции материального значения процессуального поведения; суды не склонны применять ее положения часто и развивать эту доктрину за рамки предписаний закона. Остается надеяться, что идея привлечения к деликтной ответственности на основании предложенных критериев рано или поздно получит свое развитие в науке, суды продолжат развивать принцип недопустимости злоупотребления процессуальными правами и распространят его, в том числе, и на запрет предъявления необоснованных исков, а также станут более уверенно применять потенциально удачные нормы о привлечении к ответственности за наложение необоснованных обеспечительных мер: в настоящий момент решения в пользу пострадавших от обеспечительных мер ответчиков сравнительно редки.
Желательно, чтобы правоприменительная практика творчески подошла к положениям процессуального законодательства и перестала воспринимать их как императивную инструкцию. На примере материального права (права гражданского, отношений в сфере несостоятельности, корпоративного права) можно убедиться в эффективности методов борьбы со злоупотреблениями путем установления негативных последствий за проявление подобного поведения. В процессуальных отношениях стороны допускают злоупотребления, как минимум, не реже, однако методов борьбы с такими злоупотреблениями значительно меньше, что нельзя назвать удовлетворительным исходом.
1. Абдулов, И.В. Процессуальные средства защиты интересов ответчика от обеспечительных мер в арбитражном процессе / И.В. Абдулов // Вестник Арбитражного суда Московского округа. - 2016 - № 2. - С. 76-81.
2. Абушенко, Д.Б. Проблемы взаимовлияния судебных актов и юридических фактов материального права в цивилистическом процессе: монография. / Д.Б. Абушенко. - Тверь, 2013. - 53 с.
3. Дьячук, М. Обеспечительные меры в арбитражном процессе: на что обратить внимание / М. Дьячук // Юридический справочник руководителя. - 2022. - № 10. - С. 34-51.
4. Платонова, Н. В. К вопросу о материально-правовом значении процессуального поведения (комментарий к Определению Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2017 г. по делу № 307-ЭС17-1144) / Н. В. Платонова // Арбитражный и гражданский процесс. - 2018. - № 4. - С. 35 - 40.
5. Платонова, Н.В. Возмещение вреда, причиненного предъявлением необоснованного иска: к вопросу о материально-правовом значении процессуального поведения / Н. В. Платонова // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2018. - № 6. - С. 98 -123.
6. Платонова, Н.В. Сокрытие участником процесса фактических обстоятельств дела как основание возникновения деликтного обязательства / Н. В. Платонова // Закон: журнал для деловых людей. - 2022. - № 7(Июль).
• С. 71-78.
7. Платонова, Н.В. Обязанность продавца вступить в дело на стороне покупателя: некоторые аспекты применения статьи 462 Гражданского кодекса Российской Федерации / Н.В. Платонова // Арбитражные споры: информационно-аналитический журнал. -2018. - № 3 (83), Июль - Сентябрь.
• С. 102-112.
8. Платонова, Н.В. Материально-правовое значение процессуального
поведения (постановка проблемы): выпускная квалификационная работа / Н. В. Платонова; науч. рук. Ю. Ю. Петрова; рецензент А. А. Ференс-Сороцкий. Санкт-Петербургский государственный университет. Кафедра гражданского процесса. - СПб. 2015. - 78 с.
9. Панов, Г. Обеспечительные меры как инструмент в корпоративных войнах / Г. Панов // Корпоративный юрист. - 2007. - № 3. - С. 27-34.
10. Рехтина, И.В., Болоньев, М.А. Отдельные аспекты ответственности за злоупотребления процессуальными правами / И.В. Рехтина, М.А. Болоньев // Арбитражный и гражданский процесс. -2014. - № 9. - С. 75-82.
11. Тай, Ю.В., Будылин, С.Л. Обеспечительные меры. Как нам обустроить Россию?! / Ю. В. Тай, С. Л. Будылин // Вестник гражданского процесса. - 2020. - Т. 10, № 4. - С. 89-130.
12. Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 по делу № А55- 18249/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств» // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 по делу № А56- 44387/2006 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение ВС РФ от 20.12.2018 по делу № А40-135360/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
... всего 31 источник