ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Понятие «делового дискурса» 5
1.1.1. Определение дискурса 5
1.1.2. Типы и виды дискурса 8
1.1.3. Определение делового дискурса 11
1.2. Основные характеристики делового дискурса 13
1.3. Термин и основные способы терминообразования в английском языке.. 15
1.3.1. Определение термина 15
1.3.2. Способы терминообразования в английском языке 16
1.4. Метафора как способ терминообразования 19
1.4.1. Понятие метафоры 19
1.4.2. Основные метафорические модели терминообразавания в деловом
дискурсе 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МЕТАФОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ В ДЕЛОВОМ ДИСКУРСЕ 28
2.1. Основные сферы функционирования делового дискурса как основной
критерий отбора текстового материала для анализа метафорических моделей терминообразования в деловом дискурсе 28
2.2. Анализ метафорических моделей терминообразования в отобранных
текстах 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
В последние годы дискурс широко изучается в лингвистических исследованиях, и дискурс играет большую роль в коммуникации. В данной работе анализируется понятие дискурса и категории дискурса, исследуется роль метафоры в процессе образования терминов. На примере английских деловых текстов анализируются основные закономерности образования терминов на основе метафоризации. Трудно представить себе плодотворное развитие любой области без строго научной терминологии. Терминология дает названия новым областям знаний, а также объектам, явлениям и процессам, возникающим в результате человеческой деятельности. А формирование метафор как терминов обогащает коммерческие тексты.
Актуальность данного исследования заключается в том, что пополнение терминологической системы делового дискурса происходит постоянно, поэтому знание основных моделей терминообразования очень важно в связи с возрастающей ролью термина в коммуникативных процессах. Вместе с тем современные тенденции в терминообразовании недостаточно изучены. Особый интерес вызывает изучение механизмов образования терминов на основе метафорических моделей в деловом дискурсе. Многие аспекты этой проблемы остаётся недостаточно изученными.
Цель настоящей дипломной работы - выявить и описать основные модели метафорического терминообразования в англоязычном деловом дискурсе.
В работе решается следующий ряд задач:
1) рассмотреть основные способы терминообразования;
2) дать определение понятию метафора;
3) рассмотреть способы терминообразования в деловом дискурсе;
4) сделать выборку текстов делового дискурса;
5) выявить и описать основные модели образования терминов на основе метафоризации.
Материалом исследования послужили 165 терминов на основе метафорических моделей, отобранных методом случайной выборки из журналов Harvard business review, Fortune Asia, онлайн-журнала the Slate, с сайтов американских газет Business times, The New York times, британской газеты The Guardian, индийской газеты The Economic Times, американского финансово-экономического журнала Forbes, информационного агентства The Bloomberg, телевизионного канала CNN Business, а также c информационных порталов The balance, Money under 30, The balance careers.
В работе использовались следующее методы исследования: описательно-аналитический, классификационный, метод компонентного анализа и метод количественного анализа.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Дипломная работа, общим объёмом 60 страниц, состоит из введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, списка источников и приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определяются основные цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена понятию дискурса, отношениям между дискурсом и текстом, а также одному из видов дискурса в институциональном дискурсе - деловому дискурсу. Рассматривается метафора как способ образования терминов и ее основная модель.
Вторая глава посвящена анализу функционирования делового дискурса и метафорических моделей терминообразования в текстах публичного делового дискурса.
В Заключении излагаются основные результаты и подводятся общие итоги исследования.
На основании проделанного нами исследования, мы пришли к выводу о том, что терминообразование в английском деловом дискурсе ориентируется на основные реалии жизни человека и окружающего мира.
При решении задачи понятия «деловой дискурс» в данной работе показано, что дискурс представляет собой вербальную речемыслительную деятельность и фиксируется в формах текстов (устных и письменных) в процессе коммуникативной деятельности.
Как и любой другой тип дискурса, деловой дискурс имеет свой терминологический аппарат. К ним, в частности, относятся:
а) простота и компактность выражения, и экономное использование языковых средств.
б) стандартная организация материала и частое использование клише, характерных для стиля.
в) широкое использование терминов, существительных, специальных слов и словосочетаний, а также включение в текст сокращений и аббревиатур.
Как лексическая единица, широко используемая в деловом дискурсе, термин обладает функцией выражения специальной цели, обозначая общее - конкретное или абстрактное - теоретическое понятие определенной области знаний или деятельности. В деловом дискурсе основными способами терминообразования являются: семантический, морфологический и
синтаксический способы.
В рамках решения задачи рассмотрения метафора как способ терминообразования, выявлено, что метафоры формируются на основе образного или символического переосмысления различных сфер действительности. Метафоры всегда являются образным переосмыслением предметов и явлений реального мира. А большинство метафор, используемых в английском языке, отражают представление о том, что бизнес связан с битвами, войнами, борьбой, риском и конкуренцией на рынке.
В ходе аналитической части мы вначале выделили основные сферы делового дискурса как основной критерий отбора текстового материала для анализа метафорических моделей образования терминов в деловом дискурсе.
После предварительного анализа мы определили основные виды использования делового дискурса, такие как.
• профессиональный деловой дискурс является одним из наиболее распространенных типов и встречается во внешних и внутренних деловых письмах, корпоративных документах и т. д.
• академический деловой дискурс обычно встречается в учебниках, справочниках, исследованиях по различным аспектам бизнеса, экономики и менеджмента и т. д.
• публичный деловой дискурс встречается в печатных и электронных СМИ, рекламе, новостях на деловые темы и т. д.
В работе были подробно проанализированы тексты, отобранные методом случайной выборки из этих англоязычных деловых сайтов или журналов, и из них был отобран пример терминологии, основанной на метафоре. В нашей выборке английских метафорических терминов были выявлены модели подобия, образовавшие 13 разные группы. Среди определенных нами групп терминологических метафор наиболее многочисленными являются группы «военных», «зооморфных», «основанных на символическом восприятии реалий быта людей» и «основанных на символическом восприятии организма человека» метафор.
В заключение наш вывод о том, что закономерности образования метафорических терминов, встречающихся в печатных и электронных СМИ, рекламе и новостях на деловые темы, указывают на то, что большинство из них берут свое начало в реалиях быта человека, зооморфных, организма человека, военных действий.
Метафорическая перспектива становится важным направлением в изучении делового дискурса, и в будущем исследования должны будут больше сосредоточиться на дискурсе, который непосредственно отражает реальное деловое взаимодействие, сочетая различные подходы. Изучение метафорических моделей терминообразования в деловом дискурсе,
способствует развитию теории термина.
1. Абдурахманова М. У. Термин как номинативная единица языка //
Universum: филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2020. №9(76). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://7universum.com/ru/philology/archive/item/10702 - Загл. с экрана. (Дата обращения: 24.10.2021).
2. Андреев В. И. Деловая риторика: практ. курс для твор. саморазвития делового общения, полем и оратор. мастерства. - Казань: Казан. ун-та, 1993. - 251 с.
3. Анисимова Т. А. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Краснодар, 2000. - 41 с.
4. Аристотель Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4. - М.: Мысль, 1983.
• 830 с.
5. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - 683 с.
6. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 366 с.
7. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - 2-е изд., стер. - М: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/source/worddocuments/a.htm
• Загл. с экрана. (Дата обращения: 24.11.2021).
8. Багарян А. А. Метафора в деловом дискурсе: эффект воздействия и
аттракции внимания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. №3 (164) - 2015. - С. 26-30. [Электронный ресурс] - Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-v-delovom-diskurse-effekt-vozdeystviya- i-attraktsii-vnimaniya (Дата обращения: 09.04.2022).
9. Бенвенист Э. Общая лингвистика/ Под ред. Ю. С. Степанова (1974). - М.: Прогресс, 1974. - 448 с.
10. Борботько В. Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождения): Автореф. дисс. ... д -ра. филол. наук. - Краснодар, 1998.
• 250 с.
11. Геймурова Н. К. Лингвистические особенности делового дискурса // Молодой ученый. - 2016. - №2 (106). - С. 886-891. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/106/25391/ - Загл. с экрана. (Дата обращения: 10.11.2021).
12. Глазунова О. И. Логика метафорических преобразований. - СПб., 2000.
• 190 с.
13. Горкольцев Г. А. Процессы терминообразования в английском языке на
примере сферы информационных технологий // Молодой ученый. - 2018. - №21(207). - С.204-206. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/207/50686/ - Загл. с экрана. (Дата обращения: 24.05.2021).
14. Гринев С. В. Введение в терминоведение. - М.: Московский лицей, 1993. - 304 с.
15. Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 330 с....61