Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Перспективы создания Единого цифрового рынка в Европейском Союзе: проблема регулирования участия иностранных ИТ ТНК

Работа №142606

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Единый цифровой рынок Европейского Союза: теоретический и исторический аспекты 8
1.1. Европейская концепция информационного общества 8
1.2. «Цифровой» суверенитет и «цифровая» сила ЕС 13
1.3. Стратегия Единого цифрового рынка ЕС: основные цели и опоры 20
Глава 2. Иностранные ИТ ТНК в Едином цифровом рынке ЕС: ключевые проблемы и механизмы регулирования 28
2.1. Антимонопольные расследования Еврокомиссии: стремление к правовой стандартизации 28
2.2. Необоснованный геоблокинг: проблема и пути решения 35
2.3. Персональные данные как стратегический ресурс «цифрового» суверенитета в условиях доминирования цифровых платформ 38
Глава 3. Подходы к формированию Единого цифрового рынка ЕС: прогнозы и оценки перспектив развития 47
3.1. Европейский дискурс о «цифровом» суверенитете и будущем реализации проекта ЕЦР 47
3.2. Трансатлантическое технологическое сотрудничество: текущие препятствия для выработки общей позиции 52
3.3. Оценка перспектив развития ЕЦР 57
Заключение 67
Список источников и литературы 70


Актуальность исследования. Информационные технологии трансформируют международные экономические отношения. Цифровые преобразования глобальной экономики создали политические проблемы регулирования информационной сферы. Это побуждает Европейский Союз к углублению интеграционных процессов, которые все труднее контролировать на фоне неустойчивых и трудноуправляемых цифровых технологий. Стимулом для цифровой интеграции становится стремление к обеспечению цифровой независимости, что актуально для каждого международного актора в современной региональной политике. Начало цифровой интеграции Европейского Союза демонстрирует обеспокоенность, прежде всего, повышенным влиянием американских технологических корпораций, которые стремительно завоевывают европейский рынок. Они создают ряд проблем, которые все труднее решать государствам-членам ЕС по одиночке. Поэтому возникает потребность в единой цифровой политике, которая, как предполагается, должна способствовать более эффективному решению проблем, создаваемых иностранными компаниями на европейском рынке.
Цель магистерской диссертации – определить перспективы развития Единого цифрового рынка ЕСв контексте вмешательства в него иностранных ИТТНК.
Для этого были поставлены следующие задачи:
• Изучить эволюцию развития информационного общества в Европе;
• Дать определение понятию «цифровой» суверенитет и «цифровая» сила;
• Изучить Стратегию ЕС по созданию ЕЦР и определить его основные опоры;
• Рассмотреть текущие препятствия в реализации ЕЦР касательно деятельности иностранных ИТ ТНК и текущие механизмы регулирования;
• Проследить европейский дискурс об идее «цифрового» суверенитета и будущем проекта ЕЦР;
• Определить перспективы трансатлантического сотрудничества и основные препятствия на пути к диалогу;
• Представить оценку деятельности Еврокомиссии по реализации цифровой политики и дать рекомендации для будущего развития ЕЦР.
Объект исследования – единый цифровой рынок ЕС, в котором осуществляют деятельность иностранные ИТ ТНК.
Предмет – политика институтов Евросоюза по отношению к иностранным ИТ ТНК.
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографии. В Главе 1 рассматривается история формирования информационного общества в Евросоюзе и определяется теоретическая основа исследования. В Главе 2 анализируются основные проблемы в ЕЦР в контексте доминирования иностранных ИТ ТНК. В Главе 3 дается оценка текущего состояния дел и исследуются перспективы будущего развития проекта ЕЦР. В Заключении подводятся итоги исследования и формулируются общие выводы.
Новизна. Научная новизна исследования состоит в политико-правовом анализе проблем влияния иностранных информационных ТНК на формирующийся ЕЦР Евросоюза. Исследование нацелено на анализ внешнего влияния на ЕЦР, которое еще недостаточно изучено в современных исследованиях. Результатом работы будет понимание механизмов реагирования Еврокомиссией на проблемы в рамках проекта ЕЦР и понимание перспектив дальнейшей политики Евросоюза по регулированию участия иностранных ИТ ТНК.
Методология. Методологическое основание исследования: используются общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, методы логики и выделения причинно-следственных связей) и специально-научные методы исследования дисциплин права, политологии и международных отношений (контент-анализ, дискурс-анализ, анализ правовых документов, системно-функциональный подход, методы прогнозирования).
Анализ источников и литературы. В работе использован широкий спектр работ российских и зарубежных исследователей, включая монографии, научные статьи, диссертации, нормативно-правовые акты и новостные статьи. В первой главе исследования рассматривается история становления информационного общества в Европе, положившая основу будущей цифровой политики Евросоюза. Далее определяются теоретические аспекты работы, а именно концепция «цифрового суверенитета» Пьера Белланжеи «цифровой силы» Жана-Кристофа Ноэля. Они отражают сущность проекта ЕЦР во внешнем измерении и цифровой политики Евросоюза. Сквозь призму этих теорий анализируется подход Евросоюза к регулированию деятельности иностранных ИТ ТНК, осуществляющих несоответствующие духу проекта ЕЦР деятельность. Затем рассматривается начало формирования Единого цифрового рынка в Евросоюзе. Исследования, касающиеся становления Единого цифрового рынка и его рассмотрения в контексте реализации «цифрового» суверенитета представлены прежде всего работами российских исследователей Красавиной В. А., Гаврилова Е. О, Зиновьевой Е. С. и др.
Во второй части работы анализируется деятельность иностранных информационных ТНК в европейском цифровом пространстве. В данной работе под «иностранными ИТ ТНК» подразумеваются зарубежные компании, деятельность которых основана на информационных и телекоммуникационных технологиях. Синонимично в работе употребляются термины «иностранные технологические ТНК», «зарубежные технологические компании», «иностранные информационные ТНК» и др. Для определения текущих проблем ЕЦР в контексте участия иностранных ИТ ТНК анализируются документы Еврокомиссии и других институтов ЕС касательно антиконкурентных практик, геоблокинга и защиты персональных данных. По каждой проблемы были проанализированы решения Еврокомиссии в отношении дел по злоупотреблениям американских компаний Google, Facebook, Amazon, Microsoft. Это кейсы стали предпосылками для формирования новых политик и ограничений для иностранных технологических ТНК. Научные статьи, которые анализируют деятельность Еврокомиссии и вышеупомянутые проблемы ЕЦР, представлены как российскими, так и зарубежными исследователями.
В последней части работы рассматривается европейский дискурс о «цифровом» суверенитете ЕС, который включает в себя рассмотрение позиций как американских официальных лиц, так и европейских лидеров и институтов ЕС. Также рассматривается потенциал трансатлантического сотрудничества и перспективные направления кооперации ЕС и США в сфере конкурентного права и управления цифровыми платформами. Исследуются перспективы развития ЕЦР, место «цифрового» суверенитета в цифровой политике ЕС и «цифровая» сила американских и китайских ИТ гигантов. С этой целью были проанализированы доклады мозговых центровECFR, SWPи других, мнения российских и зарубежных экспертов, а также материалы экспертов аналитического центра Валдай о текущем состоянии и перспективах ЕЦР.
В целом, степень разработанности темы достаточно невысокая. В современных исследованиях в основном рассматриваются правовые аспекты реализации ЕЦР Евросоюза. Недостаточно представлены политические аспекты регулирования участия американских ТНК в Евросоюзе, которые представляют анализ конфликта интересов Евросоюза и зарубежных негосударственных игроков на европейском рынке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования и на основании поставленных задач можно сделать следующие выводы.
Европейское информационное общество и цифровая экономика базируются на государственном регулировании информационных технологий путем балансирования интересов государства, бизнеса и гражданского общества. Этот подход связан с повышенными рисками глобализации, а именно с увеличением влияния негосударственных акторов. Насущные проблемы информатизации и стремление к объединению национальных рынков приводят ЕС к идее создания Единого цифрового рынка (ЕЦР). Это позволяет Евросоюзу обеспечить справедливую конкуренцию и соблюдение прав граждан, а также стать глобальным лидером в сфере информационных технологий. Создание ЕЦР происходит посредством правовой гармонизации информационного пространства, а также идентификации ключевых проблем участия иностранных ИТ ТНК.
Идея Евросоюза объединить национальные цифровые рынки обусловлена рядом фактором, среди которых приоритетное место отведено концепции «цифрового» суверенитета, суть которого заключается в способности самостоятельно определять свою цифровую политику с целью снижения технологической зависимости от влияния негосударственных акторов в лице ТНК. Также важное место занимает концепция «цифровой» силы как способности использовать технологии для влияния на других акторов международных отношений. Стремление стать лидером в контроле над цифровыми технологиями и обеспечить информационную независимость связано стремительным завоеванием иностранными ИТ ТНК европейского цифрового рынка.
Зарубежные технологические ТНК злоупотребляют своим доминирующим положением на ЕЦР Евросоюза. В связи с этим Еврокомиссия проводит антимонопольные расследования, направленные на устранение последствий антиконкурентных практик, не соответствующих Стратегии ЕЦР. Они направлены на выявление нарушений и введение новых правовых норм. Расследования по нарушению антимонопольного законодательства являются частноправовой практикой, но их необходимо рассматривать с учетом публичного интереса. Он выражается в том, что Еврокомиссия выносит политические решения в русле стратегии поддержания и усиления «цифрового» суверенитета Евросоюза и увеличения «цифровой» силы посредством распространения международных технологических стандартов. «Цифровой» суверенитет обеспечивается путем регуляторной стратегии, гарантией соблюдения европейских ценностей и оказанием поддержки европейским компаниям. Цифровая политика ЕС – это заявка на «цифровой» суверенитет. Целью Евросоюза является увеличение экономических преимуществ европейских технологических ТНК и сотрудничество в сфере создания международно-правовых норм регулирования деятельности зарубежных технологических ТНК. Антиконкурентные практики и необоснованный геоблокинг препятствуют трансграничной торговле, тем самым замедляя развитие проекта ЕЦР Евросоюза, а чрезмерная концентрация персональных данных в руках американских технологических ТНК сокращает «цифровой» суверенитет ЕС, в связи с чем растет необходимость ограничить это доминирование.
Дискурс о «цифровом» суверенитете занимает важное место в речах европейских политиков. Подчеркивается, что Евросоюзу необходимо систематизировать подход к регулированию деятельности зарубежных технологических ТНК, создав правовые стандарты и усилив международное сотрудничество. Поэтому контроль над внешним влиянием на европейском рынке становится одной из ключевых задач в реализации проекта ЕЦР. В дискурсе прослеживается стремление к трансатлантическому сотрудничеству, а также выражаются опасения по поводу возрастающей «цифровой» силы китайских ИТ ТНК.
Евросоюз осознает, что необходимо усиление как трансатлантического сотрудничества в тех сферах, которые представляют угрозу для ЕЦР, так и воздействия на сами иностранные ИТ ТНК и рынки третьих стран. Для реализации «цифрового» суверенитета необходимо регуляторное лидерство, то есть необходимо продолжать пользоваться «эффектом Брюсселя». США обеспокоены китайской экспансией европейского рынка, в связи с чем выражают заинтересованность в институциональном сотрудничестве с ЕС. А американские ТНК могут быть заинтересованы в сотрудничестве только при срабатывании «эффекта Брюсселя», то есть глобального распространения европейских цифровых стандартов и практик. Дискриминационный характер интерпретаций антимонопольных решений Еврокомиссии вызывает опасения со стороны США, а Brexit ослабляет «цифровую» силу ЕС и создает новые вызовы для сотрудничества в информационной сфере.




1. A Digital Single Market Strategy for Europe: Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, Brussels, the European Commission, 2015, May, 6, COM (2015) 192 final, 20 p., URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A52015DC0192 (дата обращения: 20.03.2022)
2. A European strategy for data (COM/2020/66) // European Commission. 2020. February 19. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52020DC0066&from=IT (дата обращения: 27.04.2022)
3. A New Start for Europe: My Agenda for Jobs, Growth, Fairness and Democratic Change Political Guidelines for the next European Commission Opening Statement in the European Parliament Plenary Session Jean-Claude Juncker Candidate for President of the European Commission Strasbourg, 15 July 2014 https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/juncker-political-guidelines-speech_en.pdf (дата обращения: 22.03.2022)
4. Antitrust: Commission accepts commitments by Disney, NBCUniversal, Sony Pictures, Warner Bros. and Sky on cross-border pay-TV services. 7 March 2019. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_19_1590 (15.05.2022)
5. Antitrust: Commission fines Valve and five publishers of PC video games € 7.8 million for “geo-blocking” practices. 20 January 2021. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_170 (дата обращения: 15.05.2022)
6. Antitrust: Commission sends Statement of Objections to Amazon for the use of non-public independent seller data and opens second investigation into its e-commerce business practices https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_2077 (дата обращения: 11.04.2022)
7. AT.40099 GoogleAndroidhttps://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52019XC1128(02) (дата обращения: 11.04.2022)
8. Commission adopts Decision in the Microsoft case. Number 2 — Summer 2004. URL: https://ec.europa.eu/competition/publications/cpn/2004_2_44.pdf (дата обращения: 30.04.2022)
9. Commission Staff Working Document. Impact Assessment Report. Accompanying the document Proposal for a Regulation of the European Parliament and the Council on contestable and fair markets in the digital sector (Digital Markets Act). Brussels, 15.12.2020. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52020SC0363 (дата обращения: 22.04.2022)
10. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. 2030 Digital Compass: the European way for the Digital Decade. 9.3.2021. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/communication-digital-compass-2030_en.pdf (дата обращения: 03.05.2022)
11. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Coordinated Plan on Artificial Intelligence. Brussels, 7.12.2018. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52018DC0795 (дата обращения: 05.05.2022)
12. Competition policy for the digital era. A report by Jacques Crémer, Yves-Alexandre de Montjoye, Heike Schweitzer. 2019. URL: https://ec.europa.eu/competition/publications/reports/kd0419345enn.pdf (дата обращения: 02.05.2022)
13. Competition: EU-US launch Joint Technology Competition Policy Dialogue to foster cooperation in competition policy and enforcement in technology sector. 7 December 2021. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_6671 (15.05.2022)
14. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012E%2FTXT (дата обращения: 12.04.2022)
15. Contribution to Growth: European Digital Single Market Delivering improved rights for European citizens and businesses. May 2019. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2019/638395/IPOL_STU(2019)638395_EN.pdf(дата обращения: 30.04.2022)
16. Digital Services Act: Commission welcomes political agreement on rules ensuring a safe and accountable online environment. 23 April 2022. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_2347 (дата обращения: 29.04.2022)
17. Digital single market for Europe. Council of the European Union. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/digital-single-market/ (29.04.2022)
18. Digital sovereignty for Europe. BRIEFING EPRS Ideas Paper URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2020/651992/EPRS_BRI(2020)651992_EN.pdf (дата обращения: 01.05.2022)
19. EU-US Trade and Technology Council: strengthening our renewed partnership in turbulent times. 16 May 2022. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_3034 (дата обращения: 10.05.2022)
20. EU-US Trade and Technology Council. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2021/june/tradoc_159642.pdf (дата обращения: 10.05.2022)
21. Excellence and trust in artificial intelligence. URL:https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/excellence-trust-artificial-intelligence_en (дата обращения: 03.05.2022)
22. Growing The Trans-Atlantic Digital Economy Catherine A. Novelli Speech at the Lisbon Council in Brussels Tuesday, 02 June 2015. URL: https://lisboncouncil.net/wp-content/uploads/2020/08/Novelli-Lisbon-Council-Speech.pdf (дата обращения: 30.04.2022)
23. Growth, Competitiveness, Employment – The Challenges and Ways Forward Into the 21st Century – White Paper. 1993-12-05. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/4e6ecfb6-471e-4108-9c7d-90cb1c3096af/language-en (дата обращения: 20.03.2022)
24. Macron, E. Discours du Président de la République, à la Pnyx, Athens, 7 September 2017. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/09/11/discours-du-president-de-la-republique-emmanuel-macron-a-la-pnyx-athenes-le-jeudi-7-septembre-201 (дата обращения: 07.05.2022)
25. Procedures in Article 102 Investigations. URL: https://ec.europa.eu/competition-policy/antitrust/procedures/article-102-investigations_en#:~:text=Article%20102%20of%20the%20Treaty,position%20on%20a%20particular%20market. (дата обращения: 16.04.2022)
26. Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation) URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32016R0679 (дата обращения: 29.04.2022)
27. Regulation (EU) 2018/302 of the European Parliament and of the Council of 28 February 2018 on addressing unjustified geo-blocking and other forms of discrimination based on customers' nationality, place of residence or place of establishment within the internal market. URL: https://www.seldia.eu/images/pdf/CELEX_32018R0302_EN_TXT.pdf (дата обращения: 22.04.2022)
28. Report from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions on the first short-term review of the Geo-blocking Regulation. Brussels, 30.11.2020. URL: https://ec.europa.eu/newsroom/dae/document.cfm?doc_id=71398(дата обращения: 22.04.2022)
29. Report from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Report on Competition Policy 2017 https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52018DC0482 (дата обращения: 10.04.2022)
30. Shaping Europe's digital future. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/shaping-europe-digital-future_en (дата обращения: 29.04.2022)
31. Start-ups, Killer Acquisitions and Merger Control – Background Note. 10-12 June 2020. URL: https://one.oecd.org/document/DAF/COMP(2020)5/en/pdf (дата обращения: 12.05.2022)
32. The Commission’s decision in the Microsoft Internet Explorer case and recent developments in the area of interoperability. Number 1 — 2010. URL: https://ec.europa.eu/competition/publications/cpn/2010_1_12.pdf (дата обращения: 29.04.2022)
33. The Digital Economy and Society Index (DESI) 2021. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi (дата обращения: 07.05.2022)
34. The Geopolitics of Technology. Thierry Breton. 27 July 2021. URL: https://ec.europa.eu/commission/commissioners/2019-2024/breton/announcements/geopolitics-technology_en (дата обращения: 10.05.2022)
35. The use of Facebook users’ data by Cambridge Analytica and the impact on data protection European Parliament resolution of 25 October 2018 on the use of Facebook users’ data by Cambridge Analytica and the impact on data protection (2018/2855(RSP)). URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2018-0433_EN.pdf (дата обращения: 30.04.2022)
36. Reding, V. Digital Sovereignty: Europe at a Crossroads. URL: https://institute.eib.org/wp-content/uploads/2016/01/Digital-Sovereignty-Europe-at-a-Crossroads.pdf(дата обращения: 28.04.2022)

II. Литература
37. Билотта, Н. Что стоит за цифровым налогом: вызовы борьбы Европейского союза за технологический суверенитет// Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2020. – Т. 15. – № 4. – С. 30-47.
38. Вершинская О. Н. Существующие Модели построения информационного общества // Информационное общество, 1999. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/1f41ce7df933b2dfc32568c50027cde3 (дата обращения: 18.03.2022)
39. Володенков С.В. Трансформация современных политических процессов в условиях цифровизации общества: ключевые сценарии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2020. – Т. 13, No 2. – С. 6–24.
40. Гаврилов Е.О. Цифровой суверенитет в условиях глобализации: философский и правовой аспекты // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия Гуманитарные и общественные науки. – Т. 4, No 2 (14)– 2020. – С. 146– 152.
41. Гонтарь Л. Защита персональных данных в условиях развития цифровых платформ: международные концепции и решения. 16 марта 2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/cybercolumn/zashchita-personalnykh-dannykh-v-usloviyakh-razvitiya-tsifrovykh-platform-mezhdunarodnye-kontseptsii/(дата обращения: 27.04.2022)
42. Данилин И.В. Влияние цифровых технологий на лидерство в глобальных процессах: от платформ к рынкам? //Вестник МГИМО-Университета. № 13(1). 2020с. 100-116.
43. Данилин И.В., Мамедьяров З.А. Роль глобальных платформ в стимулировании цифровой трансформации: компетенционный и инновационный аспекты//Вестник МГИМО-Университета. № 13(3). 2020 с. 267-282.
44. Дисэн Г. Станет ли ЕС технологической колонией? 03.03.2020. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/stanet-li-es-tekhnologicheskoy-koloniey/(дата обращения: 04.05.2022)
45. Ерофеева Е. В., Котова Д. А., Позднякова А. Э. Многоликие антиконкурентные практики на цифровых рынках // Правоведение. 2019. Т. 63, No 4. С. 598–624.
46. Зиновьева Е. Данные – это новая нефть. Цифровая стратегия ЕС как заявка на глобальное лидерство. 27.02.2020. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/dannye-eto-novaya-neft/(дата обращения: 26.04.2022)
47. ЗиновьеваЕ. С. Цифровой суверенитет Европейского Союза / Современная Европа. - 2021. - № 2. - С. 40-49.
48. Иванова Н.И.Развитие цифровых технологий и новые задачи государственной антимонопольной политики // Политические исследования. No 1. 2022. С. 53-66.
49. Иванченко В. Единый цифровой рынок ЕС: глобализация и регионализация в одном пакете. 26.01.2016. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/viktoriia-ivanchenko/2280/ (дата обращения: 20.03.2022)
50. Кадомцев А.«Цифра» раздора - борьба за регулирование IT-индустрии обостряет противоречия Европы и Америки. 27.02.2020. URL: https://interaffairs.ru/news/show/25515(дата обращения: 03.05.2022)
51. Красавина В.А. Единый цифровой рынок: Европа в гонке за лидерами рынка ИТ-услуг // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. No 4. С. 679–692.
52. Луценко Л. М. Концепции информационного общества и социальная функция информации // Ценности и смыслы. №5 (8). 2010. С. 136-152
53. Мартиросян А. Реалии цифрового суверенитета в современном мире. 2021. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2483(дата обращения: 03.05.2022)
54. Панцерев, К. А. Информационное общество: эволюция концепции в исторической перспективе / К. А. Панцерев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. – 2010. – № 1. – С. 65-72.
55. Ревенко Н. С. Европейский союз на пути к единому цифровому рынку // Мир новой экономики. 2016. №2. С. 7-15
56. Ревенко, Л. С., РевенкоН. С.Международная практика реализации программ развития цифровой экономики: примеры США, Индии, Китая и ЕС// Международные процессы. – 2017. – Т. 15. – № 4(51). – С. 20-39.
57. Романова Т. А. Дискурс о суверенитете Европейского Союза: содержание и последствия // Современная Европа. 2021. №5. С. 32-44.
58. Саруханян С. Стратегия ЕС по данным: барьеры и цифровая трансформация. 12.01.2021. URL:https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/strategiya-es-po-dannym/(дата обращения: 26.04.2022)
59. Сытник А. Н. Цифровизация и «большие данные» в международных отношениях: теоретические, методологические и прикладные аспекты: Дисс. … канд. полит. наук. СПб., 2021. URL: https://disser.spbu.ru/files/2021/disser_sytnik.pdf(дата обращения 17.03.2022).
60. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М: Эксмо, 2016 — 208 с.
61. Autolitano, S., Pawlowska, A. Europe's quest for digital sovereignty: GAIA-X as a case study. IAIPapers. 2021. URL: https://www.iai.it/en/pubblicazioni/europes-quest-digital-sovereignty-gaia-x-case-study (дата обращения: 08.05.2022)
62. Bellanger P. Souveraineté numérique et ordre public //Archives de philosophie du droit. – 2015. – №. 58. – p. 285-296.
63. Bendiek A.,Stürzer I. Advancing European Internal and External Digital Sovereignty. 11.03.2022. URL: https://www.swp-berlin.org/en/publication/advancing-european-internal-and-external-digital-sovereignty#:~:text=EU%20Sovereignty%20in%20the%20Digital,technological%20sovereignty%E2%80%9D%20and%20digital%20sovereignty (дата обращения: 17.05.2022)
64. Burwell F., Propp K. The European Union and the search for digital sovereignty: Building “Fortress Europe” or preparing for a new world?. June 22, 2020. URL: https://www.atlanticcouncil.org/in-depth-research-reports/issue-brief/the-european-union-and-the-search-for-digital-sovereignty/ (дата обращения: 13.05.2022)
65. Cater L.The EU has introduced a new ‘digital’ ID. Here’s what it means for you. June 3, 2021 URL: https://www.politico.eu/article/eu-europe-digital-id/#:~:text=%22Every%20time%20an%20app%20or,in%20a%20speech%20last%20September. (дата обращения: 04.05.2022)
66. CiniM, Czulno P. Digital Single Market and the EU Competition Regime: An Explanation of Policy Change // Journal of European Integration, № 44:1. 2022. pp. 41-57
67. CirianiS.,Lebourges M., The Market Dominance of US Digital Platforms: Antitrust Implications for the European Union. April 20, 2018. P. 1-24
68. Erixon F., Lamprecht P.The Next Steps for the Digital Single Market: From Where do We Start? Policy Brief No 2/2018. URL: https://ecipe.org/publications/the-next-steps-for-the-digital-single-market-from-where-do-we-start/ (дата обращения: 07.05.2022)
69. Franke U. Europe needs a change in mindset on technology and geopolitics.03.08.2021. URL: https://ecfr.eu/article/europe-needs-a-change-in-mindset-on-technology-and-geopolitics/(дата обращения: 09.05.2022)
70. Franke U., TorreblancaJ. I. Geo-tech politics: Why technology shapes European power. 15.07.2021 URL: https://ecfr.eu/publication/geo-tech-politics-why-technology-shapes-european-power/(дата обращения: 01.05.2022)
71. Gallagher R., Drozdiak N.Europe Overly Dependent on Outside Technology, EU Memo Warns. September 30, 2019. URL: https://finance.yahoo.com/news/eu-officials-call-technology-push-050000174.html (дата обращения: 10.05.2022)
72. Gorwa, R. What is Platform Governance?//Information, Communication & Society № 22 (6). 2019. P.1-29
73. Hobbs C. «Europe’s digital sovereignty: From rulemaker to superpower in the age of US-China rivalry». 30 July 2020. URL: https://ecfr.eu/publication/europe_digital_sovereignty_rulemaker_superpower_age_us_china_rivalry/ (дата обращения: 08.05.2022)
74. How can Europe step up its digital game? // ECFR. Video. 7.06.2016 URL: https://ecfr.eu/video/how_to_step_up_europes_digital_game/ (дата обращения: 23.04.2022)
75. Kovalevskaia N.V., Tikhotskaia M.A., Shevchenko Y.N. «Digital Geopolitics» in the Regional Context: Challenges and Prospects of the European Union on its Way towards Information Sovereignty // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. – 2022. – № 1. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37196 (дата обращения: 01.05.2022)
76. Microsoft faces EU antitrust complaint about its cloud computing business. March 17, 2022. https://www.reuters.com/technology/microsoft-faces-eu-antitrust-complaint-about-its-cloud-computing-business-2022-03-17/ (03.05.2022)
77. Noël J.C. What is Digital Power? Études de l’Ifri, Ifri, November 2019. URL:https://www.capgemini.com/wp-content/uploads/2019/11/Digital_Power_English_Jean-Christophe-Noel2019.pdf (дата обращения: 24.03.2022)
78. Pannier A. Europe in the Geopolitics of Technology: Connecting the Internal and External Dimensions Briefings de l'Ifri, April 9, 2021. URL: https://www.ifri.org/en/publications/briefings-de-lifri/europe-geopolitics-technology-connecting-internal-and-external (дата обращения: 12.05.2022)
79. Reda, J. Geoblocking: At Odds with the EU Single Market and Consumer Expectations. In: Szczepanik, P., Zahrádka, P., Macek, J., Stepan, P. (eds) Digital Peripheries. SpringerSeriesinMediaIndustries. Springer, Cham. 2020. 300 p.
80. Ringhof J., Torreblanca J. I. The geopolitics of technology: How the EU can become a global player. 17.05.2022. https://ecfr.eu/publication/the-geopolitics-of-technology-how-the-eu-can-become-a-global-player/ (18.05.2022)
81. Simonelli F., Geo-blocking: Unjustified barrier to the digital single market or legitimate commercial practice? 09 Jul 2015. URL: https://www.ceps.eu/ceps-events/geo-blocking-unjustified-barrier-to-the-digital-single-market-or-legitimate-commercial-practice/ (дата обращения: 22.04.2022)
82. Soesanto S. Europe’s digital power: from geo-economics to cybersecurity. 18.04. 2017. URL: https://ecfr.eu/publication/europes_digital_power_from_geo_economics_to_cybersecurity7274/ (дата обращения: 12.05.2022)
83. Tambini, D.,Moore, M.Digital Dominance: The Power of Google, Amazon, Facebook and Apple.2018. 341 p.
84. Vernofstadt G. Europe’s Missing Champions. Mar 1, 2019. URL: https://www.project-syndicate.org/onpoint/europe-s-missing-champions-by-guy-verhofstadt-2019-03 (дата обращения: 06.05.2022)
85. Wolford B. What is GDPR, the EU’s new data protection law? URL: https://gdpr.eu/what-is-gdpr/ (дата обращения: 20.04.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ