Арктика как регион сотрудничества России со странами ЕАЭС: в поисках
оптимальной модели интернационализации промышленного потенциала
на принципах государственно-частного партнерства
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОГРАММА ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ
1.1 Модель развития территориальных промышленных кластеров Арктической зоны
Российской Федерации 9
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности территориальных промышленных кластеров АЗ РФ 16
1.3 Повышение конкурентоспособности промышленности арктических регионов на основе кластерного подхода 26
ГЛАВА 2. ГЧП КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ
2.1 Концептуальная модель ГЧП как организационно-правового формата взаимодействия на
национальном и интернациональном уровнях в проекте промышленного освоения Российской Арктики 34
2.2 Перспективы применения механизмов ГЧП в промышленной кооперации стран
ЕАЭС 46
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПО ОСВОЕНИЮ АРКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ СТРАН ЕАЭС В АРКТИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ
3.1 Особенности и перспективы интернационального подхода в рамках сотрудничества
России и Беларуси (программа «Арктика-Союзное государство») 57
3.2 Оценка привлекательности и перспектив формата сотрудничества России и Беларуси в
рамках программы «Арктика-Союзное государство» для других стран-партнеров ЕАЭС 62
3.3 Разработка модели международного инновационно-промышленного арктического
кластера (на примере лесной промышленности Красноярского края) 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Арктическая зона Российской Федерации (АЗ РФ), включающая 9 регионов (Приложение 1), в ближайшее десятилетие может стать основным драйвером роста отечественной промышленности. АЗ РФ обеспечивает десятую часть валового внутреннего продукта (ВВП) страны, а к 2030 году объем ВВП от арктических проектов, осуществляющих перевозки Северным морским путем (СМП), может вырасти практически в 2 раза, то есть достичь 31,5 трлн. рублей1.
Несмотря на возникающие вызовы санкционного давления США и ЕС, освоение российского арктического шельфа продолжается, ускоряется работа над импортозамещением, совершенствуются механизмы привлечения частных инвестиций в промышленные и инфраструктурные проекты, налаживается сотрудничество с крупными неарктическими государствами, такими как Китай и Индия2. При этом процесс интернационализации Арктики с включением внерегиональных игроков развивается на условиях соблюдения национальных интересов России.
Устойчивое развитие Российской Арктики в условиях промышленной трансформации - сложная задача, реализуемая только при соблюдении эколого-социо-экономического баланса3. С одной стороны, потепление арктического климата является своеобразной платой в виде «углеродного налога», с другой - рационализирует условия для развития бизнеса: открывает доступ к новым ресурсам шельфа, расширяет возможности круглогодичного международного судоходства. К переходу на возобновляемые источники энергии (рейтинг готовности к энергопереходу - Приложение 2) уже готовы многие крупных холдинги, в которые входят предприятия, работающие в АЗ РФ в цветной и черной металлургии, нефтегазовой промышленности, энергетике, машиностроении и химической пр омышленности4.
Одним из факторов, стимулирующим внедрение ESG-практик (экологической и социальной ответственности, высокого уровня менеджмента) в арктических промышленных предприятиях, является поддержка государства, которая включает преференции для социальных и экологических проектов, поддержку и льготное финансирование проектов, предусматривающих создание замкнутых циклов производства; расширение сфер применения государственно-частного партнерства (ГЧП). Это способствует повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынке5. ESG-трансформация происходит и на региональном уровне - в стратегиях социально-экономического развития Архангельской области, Республики Саха (Якутия), Ненецкого автономного округа6.
Как лидер Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Российская Федерация заинтересована в привлечении стран-партнёров к реализации совместных масштабных проектов по промышленному освоению арктических территорий. Российская Арктика открывает всем странам Евразийского экономического союза широкую ресурсную базу для создания единого энергетического и углеводородного рынка, кроме того, обеспечивает выход в Мировой океан, позволяющий в кратчайшие сроки осуществлять грузоперевозки между Европой и Азией.
Перспективным направлением стратегического сотрудничества стран-участниц ЕАЭС является развитие кооперационных проектов промышленного освоения Российской Арктики. Следует отметить, что самый высокий уровень интеграции с Россией из всех стран ЕАЭС налажен с Беларусью в рамках Союзного государства. Развитие белорусско-российского сотрудничества в промышленном освоении Арктики может стать важным шагом по установлению баланса между уникальными ресурсами и уровнем социально-экономического развития арктических регионов. Особую роль в этом сыграет совершенствование и разработка инновационных и в то же время безопасных для окружающей среды технологий, стимулирование создания и модернизации производственных предприятий, привлечение дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры, проведение образовательных мероприятий для поиска востребованных специалистов7.
Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить следующих зарубежных авторов - основоположников кластерной теории: Savill О., Enright M.J., Porter M.E., Bergman, Feser, Egan. Роль промышленных кластеров в развитии экономической интеграции стран ЕАЭС рассматривались в работах российских исследователей: Давиденко Л. М.8, Мозговой А. И.9, Селищевой Т. А10, Шугурова М. В. 11 Модель «тройной спирали» (triple helix) развития промышленно-инновационных кластеров была разработана и описана Etzkowitz H., Leydesdorff L12. Региональное инновационное развитие в теории «тройной спирали» рассмотрены в работах отечественных авторов Клименко В. А., Дроздович Л. И., Казанцевой В. А. 13; Шкодинского С. В., Назарова А. Г.14 Необходимость перехода к модели «пятизвеньевой спирали» (The Quintuple Helix), ориентированной на эко-инновации и создание инновационных цифровых платформ, для устойчивого развития предприятий в эпоху цифровой экономики, описан в статьях E.G. Carayannis, T.D. Barth, D.F. Campbell 15....
В рамках ВКР была достигнута цель исследования - разработана модель инновационнопромышленного сотрудничества для стран ЕАЭС, представляющая создание международного арктического кластера. Так как объект моделирования - формат промышленной кооперации стран ЕАЭС - имеет достаточно сложную структуру и математическое описание его затруднительно, разработка оптимальной модели1 интернационализации проводился аналитическим путем. Критерии оптимальности данной модели промышленной кооперации представлены с помощью ESG-ренкинга, отражающего воздействие промышленной кооперации на социальное и экономическое развитие регионов при определенных внутренних условиях среды (природных ресурсов, человеческого капитала, инноваций, инвестиций, инфраструктуры) и неконтролируемых внешних (PESTEL-анализ макросреды). Фактором устойчивости данной модели выступает реализация программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации2.
Для достижения цели исследования последовательно решались поставленные задачи.
В первой главе рассмотрена структура модели территориальных арктических кластеров как формы промышленного освоения АЗ РФ. Выявлена отличительная особенность арктических промышленных кластеров - ориентированность на принципы экономики замкнутого цикла для снижения антропогенного воздействия на хрупкую экосистему Российской Арктики. Описаны типы территориальных промышленных кластеров АЗ РФ. Составлена карта действующих и планируемых кластеров в арктических регионах РФ с помощью аналитической базы данных «СПАРК». Показано, как построена система непрерывных инноваций с помощью модели «тройной спирали» в научно-производственном арктическом кластере Санкт-Петербурга.
Проанализировано нынешнее состояние внутренних факторов конкурентоспособности арктических территориальных кластеров по М. Портеру. Выявлено, что высоким потенциалом обладают такие факторы как природные ресурсы (почти третья часть добычи полезных ресурсов происходит в АЗ РФ), инновации (рост использования передовых производственных технологий) и инвестиции (наблюдаются тенденции роста инвестиций в основной капитал), средним - инфраструктура (неравномерность развития социальной, транспортной, энергетической), низким - человеческие ресурсы (продолжается отток населения).
Выявлены наиболее конкурентоспособные отрасли промышленности для каждого арктического региона. Научная достоверность полученных выводов обусловлена расчетами специфических индексов (Лафея, Балассы) и построением модифицированной матрицы конкурентоспособности продукции арктической промышленности по методике А.А. Кирилловской. В сектор «победителей» вошли Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область (древесина и целлюлозно-бумажные изделия), Красноярский край (металлы и изделия из них); в «промежуточный» сектор - Мурманская область (металлы и изделия из них), Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотский автономный округ (минеральные продукты), Красноярский край (древесина и целлюлозно-бумажные изделия), Республика Саха (Якутия) - драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, по Ненецкому автономному округу расчеты не производились, так как он является абсолютным аутлаером во внешней торговле и специализируется на оленеводстве. После соотнесения отраслей промышленности, обладающих сравнительными преимуществами с действующими и потенциальными кластерами, был сделан вывод о соответствии кластерной политики концепции умной региональной специализации. Даны рекомендации по выдвижению кластерных инициатив в некоторых субъектах АЗ РФ (к примеру, в Мурманской области - горно-металлургического кластера, в Ненецком автономном округе - агропромышленного, в Республике Карелия - машиностроительного для лесной промышленности, в Республике Коми - нефтегазового) для реализации которых необходимо привлечь в арктические регионы значительный объем инвестиций....
1. «Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь»: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 16 января 2014 г. №27 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2014. № 3.
2. «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»: Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ.
3. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ.
4. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
5. «О концессионных соглашениях»: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ.
6. «О промышленной политике в Российской Федерации»: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ.
7. «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»: Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164.
8. «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года»: Решение от 30 апреля 2021 г. № 5.
9. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации": Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. N 484.
10. «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года»: Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р.
11. «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 года № 645 (с изменениями на 12 ноября 2021 года).
12. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. N 484.
13. «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года»: Постановление от 25 декабря 2013 года N 768-ПП/20.
14. «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года»: Распоряжение от 29 декабря 2018 года N 899р-П.
15. «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»: Постановление от 11 апреля 2019 г. № 185.....124