Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая репрезентация ситуаций обманутого ожидания

Работа №142600

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы72
Год сдачи2023
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ И ЭФФЕКТА ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ 6
1.1 Стереотипизация и ее аспекты 6
1.1.1 Термин «стереотип». Подходы в области стереотипизации 6
1.1.2 Классификации стереотипов 10
1.1.3 Мотивы стереотипизации. Отношения Свой-Чужой 11
1.1.4 Функции стереотипа 14
1.2 Эффект обманутого ожидания 17
1.2.1 Внутренний контекст как когнитивная база осмысления выражений 17
1.2.2 Теория «обманутого ожидания» 19
1.2.3 Экспектации и их значение при построении когнитивных репрезентаций. 22
1.2.4 Вероятностное прогнозирование: механизм конструирования воспринимаемого объекта 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ 30
2.1 «Обманутое ожидание» как следствие нарушения стереотипов 30
2.2 «Обманутое ожидание», не связанное со стереотипами 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ИСТОЧНИКИ ПРИМЕРОВ 71



Когнитивная наука занимается изучением возможностей и границ познавательного процесса, отношений между знанием и реальностью, субъектом и объектом познания. Она также занимается всеобщими предпосылками познавательного процесса и процессами формирования картины мира индивида. Данная наука интегративна и является объектом исследования философов, психолингвистов, лингвистов и других. Взаимодействуя с психологией, когнитивная лингвистика заимствует из нее понятия концептуальных и когнитивных моделей. Язык представляет собой важнейшее звено при накоплении и сохранении опыта взаимодействия человека с миром, или знания; он отражает познание. Поэтому речемыслительные процессы и процессы, которые связаны с познанием окружающего мира, когнитивные лингвисты изучают на материале их репрезентаций в языке.
Для данной работы наиболее важным является направление, которое исследует проблемы функционирования человеческих знаний. Эти проблемы включают эффект обманутого ожидания и неизменно следующую за ним эмоцию удивления. Исследование показывает на языковом материале, что такие ситуации имеют непосредственную связь с познавательными процессами, с тем, что человек получает новую информацию и, как следствие, возникают противоречия с уже хранящимися в памяти знаниями.
Настоящая работа посвящена языковой репрезентации ситуаций обманутого ожидания.
Актуальность исследования состоит в том, что оно выполнено в рамках когнитивной лингвистики и прагматики и связано с такими психолингвистическими феноменами как феномен удивления, экспектации, вероятностное прогнозирование. Также актуальность обусловлена вниманием исследователей к стереотипам, нарушение которых приводит к эффекту обманутого ожидания.
Новизна работы состоит в исследовании способов реализации эффекта обманутого ожидания в языке. Данная область ранее не получала полного отображения и количество исследований в ее рамках сравнительно невелико. К тому же, данное исследование рассматривает обманутые ожидания не как стилистический прием, нарушающий предположения читателя, а как следствие экспектаций и стереотипов персонажа.
Объектом исследования являются стереотипы и ситуации обманутого ожидания.
Предметом исследования стало выражение обманутого ожидания различными языковыми средствами в корпусе BNC, а также в произведениях современной художественной литературы.
Цель работы состоит в анализе разноуровневых языковых репрезентаций ситуаций обманутого ожидания на основе корпуса BNC и произведений художественной литературы.
Указанная цель определила комплекс исследовательских задач:
1)сделать обзор теоретических источников по ключевой тематике исследования
2)проанализировать понятия обманутого ожидания, стереотипов, экспектаций и вероятностного прогнозирования
3)рассмотреть, с помощью каких средств выражаются ситуации обманутого ожидания
4)изучить, всегда ли обманутое ожидание связано с нарушением стереотипов
5)систематизировать полученные примеры, исходя из того, связано обманутое ожидание со стереотипами или нет
6)рассмотреть эмоциональную реакцию индивида на воспринимаемый объект
Для решения задач исследования применялся комплекс методов: метод лингвистического описания, метод сплошной и произвольной выборки; метод прагмакогнитивного и прагмалингвистического анализа; контекстуальный анализ.
Материалом данного исследования послужили примеры ситуаций обманутого ожидания из произведений современных англоязычных писателей и корпуса BNC. Главными маркерами таких ситуаций являются глаголы expect и think и существительное expectation(s).
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования при анализе текста с позиций прагматики и когнитивной лингвистики.
Теоретическая значимость состоит в том, что данная работа способствует дальнейшему развитию анализа области обманутого ожидания, экспектаций и вероятностного прогнозирования.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области:
1)стереотипизации (У. Липпман, Е. Бартминьский, Н.А.Рождественская, П.Н.Донец)
2)внутреннего контекста (Р.Стернберг, Ф. Унгерер, Г.Й. Шмит)
3)обманутого ожидания (Р.Якобсон, И.В. Воскресенский, А.В. Умеренкова) Ключевые понятия, рассмотренные в данном исследовании: стереотип, эффект обманутого ожидания, внутренний контекст, вероятностное прогнозирование и феномен удивления.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы, который состоит из 43 источников, включает исследования, послужившие теоретической базой данной выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению феномена обманутого ожидания в языке. Её цель заключалась в том, чтобы исследовать разноуровневые языковые репрезентации ситуаций обманутого ожидания на основе произведений современной художественной литературы и Британского корпуса. В ходе исследования удалось прийти к выводу, что обманутое ожидание может выражаться с помощью различных языковых средств – лексических, морфологических и синтаксических. Среди лексических средств находятся глаголы и существительные со значением ожидания, среди морфологических — прилагательные в сравнительных оборотах, а среди синтаксических — конструкции с противительными союзами и сравнительные конструкции.
Работа также направлена на исследование понятий, связанных с этим феноменом: эмоции удивления, стереотипа и внутреннего контекста. Было выяснено, что удивление является эмоциональной реакцией экспериенцера на информацию, которая является значимой и неожиданной и которая сопровождает ситуацию обманутого ожидания.
Важно было понять, что является причиной обманутых ожиданий индивида. В результате удалось выявить, что ожидания могут основываться на стереотипе и, чаще, на внутреннем контексте. Исследование установило, что контекст связан с кодированием, хранением и извлечением информации и будет определять эмоции, а также внешний контекст усвоения знаний. Следовательно, экспектации могут формироваться вследствие предыдущего контакта индивида с реальным миром. Опыт может основываться на предыдущем знакомстве с человеком или с его семьей. Также у индивида может не быть опыта и это влияет на экспектации.
Анализ ситуаций обманутого ожидания показал, что обычно индивид (персонаж) не осознает влияние стереотипа, но также встречаются ситуации, в которых герой признает связь с конкретным стереотипом.
Было установлено, что обманутое ожидание вызывает в основном негативные эмоции. Однако также выделены и две другие группы ситуаций: вызывающие положительные эмоции или не вызывающие никакой эмоциональной реакции.
Что касается перспективы дальнейшего исследования данной проблематики, в последнее время в связи с общим интересом к интернет-коммуникации стали появляться работы, исследующие эффект обманутого ожидания на совершенно новом материале, это направление представляется весьма интересным и перспективным.
Кроме того, в исследованном материале отмечен целый ряд конфликтных ситуаций, обусловленных обманутыми ожиданиями одного из участников коммуникации. Этот аспект также заслуживает внимания и дальнейшего исследования.



1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - Воронеж: МОДЭК,2005. — С. 431.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Л.,1981. — С. 59-108
3. Артановский С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. - М., 1979. — С.11- 40
4. Белявская Е.Г. Концептуальный анализ языка: Современные направления исследования: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т языкознания; Мин-во образ. и науки РФ. ТГУ им. Г.Р. Державина. М.; Калуга: Изд-во «Эйдос», 2007. — С. 63.
5. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике [сост. и отв. ред. С. М. Толстая]. - Москва : Индрик, 2005. — С. 527
6. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. М.: Смысл; Академия, 2006. Т. 1. — С. 355.
7. Воскресенский И.В. Эффект обманутых ожиданий в понимании текста // Психолингвистические исследования слова и текста. – Тверь, 2001. — С. 134.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест 1998. — С. 123.
9. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. М.: Лабиринт, 2003. — С. 47-354.
10. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Академия, 2007. — С. 14.
11. Донгак С. Б. Обманутое ожидание как стилистическая проблема (к постановке вопроса) // Речевое общение (Теоретические и прикладные аспекты речевого общения). Специализированный вестник. Красноярск, 2000. No 3. — С. 110–117.
12. Донец П. Н. К типологии стереотипов // Социальная власть языка. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 183-188.
13. Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь / пер. с англ. Н. Н. Марчук : в 2 т. –16 Т. 1. А–О. – М. : Вече : АСТ, 2001. – С. 544.
14. Карасик В.И. Определение и типология концептов // Этнокультурная концептология: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Элиста, 2006. — С. 17.
15. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. -М., 2002. — С. 448.
16. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — С. 134.
17. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопр. психологии. – 1986. – No 4. – С. 69–76.
18. Рябов О.В. Образ врага в гендерном дискурсе отечественной историософской публицистики периода Первой мировой войны // Социальная история-2002. — P. 166-168.
19. Садохин А.П. Основы этнологии — учебное пособие. — М. : Юнити-Дана, 2012. — С. 354
20. Сазонова Т.Ю. Внутренний когнитивный контекст идентификации слова // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования. -Тверь: ТГУ. 1998. — С. 86.
21. Сазонова Т.Ю. Моделирование процессов идентификации слова человеком: психолингвистический подход: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — С. 169.
22. Сорокина, Н. В. Методическая типология стереотипов как компонент содержания обучения иностранным языкам в вузе / Н. В. Сорокина // Язык и культура. – № 3 (23), 2013. — С. 125.
23. Умеренкова А.В. Вероятностное прогнозирование и эффект обманутого ожидания // Теория языка и межкультурная коммуникация: Межвуз. сб. науч. тр. Курск: КГУ, 2006. — С. 282.
24. Шихирев П.Н. Социальные стереотипы // Рос. социологич. энцикл. / под ред. Г. В. Осипова. – М.: Норма-Инфра-М, 1998. — С. 538
25. Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М. Л. Гаспаров (сост.). М.: Прогресс, 1987. — С. 464.
26. Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences. American Psychologist, 22(10), 1967 — P. 817–829.
27. Farley J., Majority - Minority Relations. (Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2004). — P. 18-19.
28. Grimes-Maguire, R & Keane, M.I. Evidence of Muddy Knowledge in Reaching for the Stars: Creating Novel Endings to Event Sequences. Proceedings of the twenty-Sixth Annual Conference of the Cognitive Science Society. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 2004. — P. 253.
29. Hall S. The West and the Rest: Discourse and power // S. Hall, B. Gieben (eds.). Formations of modernity. Cambridge , 1992. — P. 276-332.
30. Langacker R., Schiffer S. & Steel S. (Eds.). Cognition and representation. Boulder, Colorado. 1988. — P. 38.
31. Lippman W. Public opinion. N.Y., 1922. — P. 88-90. .
32. Nisbett R., Ross L. Human Inference: strategies and shortcomings of social Judgment. - N.Y.: Prentice-Hall, 1980. — P. 293.
33. Pastor, Silvia & Fuentes, Milton. Heterostereotypes. In: The Encyclopedia of Cross- Cultural Psychology, 2013. — P. 5.
34. Pickering М. Op.cit. P. 16.
35. Pickering М. Op.cit. P. 79.
36. Schank, R.C. & Abelson, R.P. Scripts, Plans, Goals and Understanding: An Inquiry into Human Knowledge Structures. Hillsdale, NJ: Lawrence Erl-baum Associates, 1977. — P. 143.
37. Schneider D.J. Modern Stereotype research: Unfinished Business // Stereotypes and stereotyping. Macrae C.N, Stangor C., Hewstone M. (eds.). N.Y-L., 1996. — P. 419.
38. Sternberg R.J. Cognitive psychology. Fort Worth etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1996. — P. 126.
39. Stroebe W., Insko C.A. Stereotype, Prejudice, and Discrimination: Changing Conceptions in Theory and Research // D.Bar-Tal, C.F.Graumann, A.W.Kruglanski, W.Stroebe (eds). Stereotyping and Prejudice: Changing, 1989. — P. 10
40. Tajfel H. Social Stereotypes and Social groups - In: Turner J.C., Giles H. (eds.) // Intergroup behaviour. - Oxford: Basil Blackwell, 1981. — P. 144-167.
41. Triandis H. C., Vassiliou V. Frequency of contact and stereotyping // Journal of personality and social psychology. – 1967. – Vol. 7. – № 3. – P. 316–328.
42. Ungerer F. & Schmid H.-J. An introduction to cognitive linguistics. -
London; New York: Longman, 1996. — P. 400.
43. Vinacke E. Stereotypes as social concepts. - J. Soc. PsychoL, 1957, V. 46. — P. 229-243.

ИСТОЧНИКИ ПРИМЕРОВ
1. Atkinson K. Shrines of Gaiety. — Doubleday, 2022. — 416 p.
2. Atkinson K. When Will There Be Good News? — Little, Brown and Company, 2008. — 400 p.
3. Burr S. Wake. — William Morrow, 2022. — 368 p.
4. Cleeves A. Heron’s Cry. — Minotaur Books, 2021. — 382 p.
5. Cleeves A. Silent Voices. — Minotaur Books, 2010. — 320 p.
6. Cleeves A. The Crow Trap. — Pan MacMillan, 1999. — 560 p.
7. Cleeves A. The Darkest Evening. — Minotaur Books, 2020. — 384 p.
8. Cleeves A. The Rising Tide. — Minotaur Books, 2022. — 381 p.
9. Fox K. Watching the English. Hidden Rules of English Behaviour. — Hodder & Stoughton, 2005. — 424 p.
10. Galbraith R. The Cuckoo’s Calling. — Mulholland Books, 2013. — 456 p.
11. Griffiths E. A Dying Fall. — Houghton Mifflin Harcourt, 2013. — 391 p.
12. Griffiths E. A Room Full of Bones. — McClelland & Stewart, 2012. — 352 p.
13. Hill S. The Benefit of Hindsight. — The Overlook Press, 2020. — 304 p.
14. Hoffman D. Bergan Ronald. London: Virgin, 1992. — 288 p.
15. Iglesias G. The Devil Takes You Home. — Mulholland Books, 2022. — 320 p.
16. James P.D. The Private Patient. — Faber & Faber, 2008. — 416 p.
17. Jones J.M. Vladimir. — Avid Reader Press / Simon & Schuster, 2022. — 238 p.
18. Kennedy L. Trespasses. — Riverhead Books, 2022. — 304 p.
19. Kuang R.F. Babel. — Harper Voyager, 2022. — 544 p.
20. Lapena S. Not a Happy Family. — Pamela Dorman Books, 2021. — 349 p.
21. Lodge D. Nice work. — Secker & Warburg, 1988. — 277 p.
22. McDermid. Darker Domain. — Harpercollins, 2008. — 371 p
23. Egan J. The Candy House. — Scribner, 2022. — 352 p.
24. O’Farrell M. The Marriage Portrait. — Knopf, 2022. — 352 p.
25. Penny L. All the Devils Are Here. — Minotaur Books, 2020. — 439 p.
26. Penny L. The Madness of Crowds. — Minotaur Books, 2021. — 448 p.
27. Prose N. The Maid. — Ballantine Books, 2022. — 304 p.
28. Shafak E. The Island of Missing Trees. — VIKIN, 2021. — 368 p.
29. Young I. Enigma Variations: A Memoir of Love and War. Edinburgh: Mainstream Publishing, 1990. — 200 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ