Экспрессивные синтаксические конструкции в текстах литературных рецензий (на материале рецензий сайта Российской литературной премии «Национальный бестселлер»)
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. Особенности жанра рецензии 10
1.1. Литературная рецензия как жанр публицистики 10
1.1.1. Рецензия как один из жанров публицистического текста 10
1.1.2. Литературная рецензия как особый жанр 14
1.2. Российская литературная премия «Национальный бестселлер» 17
1.2.1. История премии «Национальный бестселлер» 17
1.2.2. Особенности рецензий Большого жюри 18
ВЫВОДЫ 20
Глава II. Вопросы изучения и описания категории экспрессивности на синтаксическом уровне в лингвистической науке 21
1.1. Понятие экспрессивности в языке 21
1.1.1. Соотношение понятий «эмоциональность», «эмотивность», «оценочность», «экспрессия» и «экспрессивность» 21
1.1.2. Категория экспрессивности 24
1.1.3. Экспрессивные средства языка 26
1.2. Проблемы изучения и описания экспрессии на уровне синтаксиса 30
1.2.1. Описание экспрессии на синтаксическом уровне 30
1.2.2. Синтаксическая экспрессия в разговорном стиле литературного языка 33
1.2.3. Синтаксическая конструкция как основное понятие экспрессивного синтаксиса 35
ВЫВОДЫ 43
Глава Ш. Особенности функционирования экспрессивных синтаксических конструкций в текстах литературных рецензий 45
1.Структурно-грамматические особенности экспрессивных синтаксических конструкций в текстах рецензий 45
1.1. Одиночные конструкции 47
1.1.1. Вставные конструкции 47
1.1.2. Вопросно-ответные конструкции в монологической речи 48
1.1.3. Парцеллированные конструкции 49
1.1.4. Лексический повтор с синтаксическим распространением 50
1.1.5. Сегментированные конструкции 51
1.1.6. Цепочки номинативных предложений 51
1.1.7. Экспрессивно-стилистическое словорасположение 52
1.2. Фрагменты, включающие несколько конструкций 52
2. Функционирование конструкций экспрессивного синтаксиса в текстах литературных рецензий 57
2.1. Одиночные конструкции 57
2.1.1. Вставные конструкции 57
2.1.2. Вопросно-ответные конструкции в монологической речи 59
2.1.3. Парцеллированные конструкции 60
2.1.4. Лексический повтор с синтаксическим распространением 61
2.1.5. Сегментированные конструкции 61
2.1.6. Цепочки номинативных предложений 62
2.1.7. Экспрессивно-стилистическое словорасположение 62
2.2. Фрагменты, включающие несколько экспрессивных конструкций 63
3. Нерегулярные экспрессивные синтаксические элементы 67
3.1. Эмотивные высказывания 68
3.2. Окказиональные экспрессивные конструкции 71
4. Экспрессивные синтаксические конструкции в аспекте авторской модальности 76
ВЫВОДЫ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Актуальность данного исследования определяется несколькими факторами.
Во-первых, тем, что лингвистика в рамках современной научной антропоцентрической парадигмы, в первую очередь, интересуется языком как средством отображения в нем речевого субъекта. В классических работах по синтаксису основные теоретические вопросы рассматривались в рамках формального и структурно-семантического подходов, которые в большей степени ориентированы на изучения текста в отрыве от пишущего (говорящего). Формально-структурный аспект изучения синтаксических явлений находит свое отражение в работах как исследователей начала XX века (М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, А. А. Шахматов), так и в трудах современных синтаксистов (В. А. Белошапкова, Н. С. Валгина). Однако в последние десятилетия формально-структурный подход заменяется семантико-стилистическим, который напрямую связан со спецификой изучения говорящего (пишущего) субъекта. В современном языкознании одним из важнейших направлений исследования синтаксиса (шире – грамматики) является системное изучение семантико-стилистических категорий на уровне синтаксиса.
Изучение экспрессии на синтаксическом уровне – новое направление, сформировавшееся в русле семантической лингвистической парадигмы. Экспрессия в синтаксисе предполагает обращение к категории субъективной модальности, изучение субъективной структуры повествования (работы Е. В. Падучевой, Н. Д. Арутюновой, В. В. Виноградова, О. Есперсена и др.).
Кроме того, актуальность исследования подтверждается интересом современных лингвистов к изучению публицистических текстов. В современной общественной жизни постоянно происходят различные социальные изменения, которые, прежде всего, фиксируются в текстах СМИ. Как отмечает Григорий Яковлевич Солганик, публицистика – летопись современности, «так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским и т.д.». Публицистический текст находится в центре внимания современных исследователей, поскольку в публицистическом стиле в большей степени заметно изменение в функционировании русского языка (работы Г. Я. Солганика, А. Н. Васильева, В. Г. Костомарова и др.).
Публицистический стиль представлен в целом ряде жанров, среди которых для данного исследования был выбран жанр рецензии, в частности, литературной рецензии. Александр Алексеевич Тертичный определяет рецензию как «жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.» (в основе – определение Ю. А. Крикунова). Основная задача любой рецензии – «выразить отношение рецензента к исследуемому произведению», а также отметить в рецензируемом произведении те особенности, которые незаметны «непосвященному».
Материалом исследования послужили литературные рецензии, помещенные на сайте Российской литературной премии «Национальный бестселлер».
Методом сбора материала является метод сплошной выборки: анализируются все представленные на сайте рецензии в период с 2009 по 2016 гг.
Предпочтение отдавалось текстам определенных авторов: профессиональных литературных критиков, писателей, поэтов и филологов, поскольку их письменная речь отличается большим многообразием выразительных средств, в частности, использованием конструкций экспрессивного синтаксиса.
Теоретической базой нашего исследования явились: в области исследования основных вопросов синтаксиса и стилистики – работы Г. А. Золотовой, Н. Ю. Шведовой, В. В. Виноградова; в области изучения экспрессии и эмоциональности в языке – труды Е. М. Галкиной-Федорук, Н. А. Гастилене, В. И. Шаховского и др.; в рамках изучения экспрессивного синтаксиса – исследования Г. Н. Акимовой, А. П. Сковородникова, И. В. Арнольд и др.; в области исследования жанра литературной рецензии – работы А. А. Тертичного, А. Г. Башкатовой, Г. Н. Немца и др.
Цель данной работы – описание экспрессивных синтаксических конструкций в аспекте модальной структуры текстов литературных рецензий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описать проблемы изучения понятия экспрессивности на синтаксическом уровне;
2. определить объем и специфику понятия «конструкция экспрессивного синтаксиса»;
3. выделить в текстах литературных рецензий синтаксические конструкции, обладающие экспрессией;
4. провести структурно-семантический анализ экспрессивных синтаксических конструкций, выявленных в текстах рецензий;
5. описать выделенные конструкции в функционально-семантическом аспекте с учетом специфики жанра рецензии;
6. описать структуру и функцию нестандартных экспрессивных синтаксических элементов;
7. проследить участие конструкций экспрессивного синтаксиса в формировании модального плана рецензии.
Объектом данного исследования являются экспрессивные синтаксические конструкции, а предметом – их функционирование в жанре литературной рецензии.
В качестве основных методов анализа материала выступают:
1. описательный метод: для характеристики выделенных конструкций экспрессивного синтаксиса;
2. метод стилистического анализа, в рамках которого конструкция анализируется в ближайшем контексте и по отношению к целому тексту;
3. метод функционально-семантического анализа – для определения функций конструкций в тексте.
Гипотеза данного исследования может заключаться в следующем: экспрессивные синтаксические конструкции участвуют в формировании модального плана текста литературных рецензий, который связан с реализацией авторского замысла в «эссеизированной» части рецензии.
Настоящее исследование ведется в русле современных лингвистических концепций, сформированных в рамках коммуникативного подхода к тексту: литературная рецензия рассматривается как способ коммуникации между автором и читателем, результатом которой является появления у читателя особого мнения о художественном произведении, сформированного под воздействием оценки, данной рецензентом. Особое внимание в этом случае уделяется понятию модальности – выражения отношения автора рецензии к литературному тексту.
Описание конструкций экспрессивного синтаксиса ведется с учетом достижения исследований, в которых данный вопрос уже получил теоретическое описание и практический анализ. Однако в нашей работе материал позволяет уточнить вопросы, касающиеся участия экспрессивных синтаксических конструкций в создании модального плана рецензии: конструкции экспрессивного синтаксиса формируют интеллектуальную оценку художественного текста.
В данной работе поднимается вопрос изучения авторского «я» через язык, текст, уделяется внимание языковой личности – автору литературной рецензии. Все вышесказанное позволяет говорить о научной новизне данного исследования.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы может заключаться в том, что она вносит вклад в дальнейшую разработку теории экспрессивного синтаксиса с опорой на связь конструкций экспрессивного синтаксиса и модального плана литературной рецензии. Кроме того, в настоящем исследовании была предпринята попытка выделения нерегулярных экспрессивных элементов, описания их структуры и функции в тексте рецензии.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по синтаксису современного русского языка и при подготовке обучающих материалов для практических занятий по русскому языку по дисциплинам, связанным с анализом и интерпретацией публицистического текста.
Экспрессивность является семантико-стилистической категорией языка, которая показывает способность языковых единиц выражать эмоции и субъективную оценку. Экспрессивность обладает воздействующей функцией и актуализируется в тексте. Синтаксическая экспрессивность характеризуется усилением прагматической и грамматической информации, заложенной в предложении или во всем тексте.
Изучение синтаксической экспрессивности включает рассмотрение и описание конструкций экспрессивного синтаксиса. Экспрессивные синтаксические конструкции реализуют интенцию автора в определенном контексте. В связи с этим, анализ конструкций выходит на уровень модальности текста. Так как ряд синтаксических конструкций, реализующих экспрессию в тексте, открыт, особое внимание привлекают не одиночные конструкции, а отдельные фрагменты текста, в которых сосредоточено несколько конструкций.
Следующий уровень формирования модальности текста – нерегулярные экспрессивные элементы. Отсутствие закрепленных форм для выражения экспрессивного содержания не позволяет использовать здесь термин «конструкция экспрессивного синтаксиса»; такие элементы квалифицируются как эмотивные высказывания и окказиональные экспрессивные конструкции.
Структура рецензии является многоаспектной. Сегодня литературная рецензия адресована и доступна широкому кругу читателей. В связи с этим, текст рецензии выполняет сразу несколько функций. В рецензию включается фактологическая информация, лишенная авторской оценки, которая помещена в формальную (рамочную) часть рецензии. К фактической информации добавляется авторское отношение к художественному тексту и общая оценка, состоящая из эмоциональной и интеллектуальной оценки, которая находится в неформальной (оценочной) части. Интеллектуальная оценка сформирована конструкциями экспрессивного синтаксиса, эмоциональная оценка строится на использовании эмотивных высказываний. Оценка, которая дается литературному произведению, является двуплановой. Модальная структура текста усложняется: фактическая информация, помещенная в текст рецензии, уже отобрана и представлена с точки зрения автора рецензии; интеллектуальная оценка оказывается экспрессивно окрашенной; а эмоциональная оценка актуализируется целым спектром синтаксических структур.
Литературная рецензия как жанр предполагает особый творческий подход, присутствие автора. Однако усложнение модальной структуры в эмоциональном аспекте приводит к принципиальному господству субъекта речи в тексте. Такой текст ориентирован на читателя, которому предлагается согласиться с эмоциями и впечатлениями рецензента. По сути, автор рецензии убеждает читателя в правоте своей оценки, но именно эмоциональной оценки. Особое место здесь занимают высказывания, содержащие информацию о личности самого автора рецензии: о его интересах и убеждениях вообще. А вопросы, выходящие за рамки рецензируемого текста, задаваемые автором рецензии, призваны напрямую воздействовать на читателя. Таким образом, функция воздействия – основная функция публицистических текстов – здесь также находит реализацию в модальном поле автора рецензии: автор воздействует на читателя, создавая образ, имидж себя, в первую очередь. Самым важным в тексте рецензии является фигура рецензента, его творческое и профессиональное «я», которое лучше всего реализуется в многоаспектной литературной рецензии.
Модальная многоаспектность публицистического текста сегодня отвечает требованию времени: короткие, сжатые, эмоционально насыщенные формы с ярким авторским началом воспринимаются как убедительные и хорошо запоминаются. Таким образом, рецензент, выполняя свою непосредственную работу – авторитетно оценивать текст художественного произведения, привлекает внимание публики и к своей личности. Яркое личностное начало текста литературной рецензии оказывается необходимым условием для успешного функционирования в условиях современного публицистического пространства.
1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высшая школа, 1990. 168 с.
2. Акимова Г.Н. Экспрессивные свойства синтаксических структур // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. Л.: ЛГУ, 1988.
3. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. М.: Высшая школа, 1984. 212 с.
4. Арнольд И.В. Интерпретация художественного текста: типы выдвижения и проблемы экспрессивности // Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. М.: Флинта, Наука, 2002.
5. Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип: структура и значение. М.: Русский язык, 1983. 197 с.
6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.
7. Балли Ш. Французская стилистика. М.: УРСС, 1961.
8. Башкатова А.Г. Литературная рецензия в контексте современных тенденций развития культуры: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2013.
9. Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису. М: УРСС, 2004.
10. Береговская Э.М. Экспрессивный синтаксис. Текст: учебное пособие к спецкурсу. Смоленск: СГПИ им. К.Маркса, 1984. 92 с.
11. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003.
12. Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М.: Русский язык, 1978.
13. Васильев Л. М. К вопросу об экспрессивности и экспрессивных связях // Славянский филологический сборник. 1962. Вып. 9. С. 107–118.
14. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Академия наук СССР, 1963.
15. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Наука, 1980.
16. Востоков В.В. Об экспрессивных, эмоциональных и субъективно–модальных значениях в предложении // Лингвистический сборник. 1977. Вып. 9. С. 160–167.
17. Галкина–Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. М.: Наука, 1958. С. 103–124.
18. Гастилене Н.А. Экспрессивность как одна из языковых функций // Сборник научных трудов МГЛУ им. М.Тореза. 1972. Вып. 65. С. 160–167.
19. Гашкова М. Г. О зарождении теории экспрессивности в современном языкознании // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. Вестник №4. С. 23–26.
20. Гринфельд В.А. Формат литературной рецензии в современной общественно–политической прессе // Вестник Санкт–Петербургского Университета. 2015. Вып. 3. С. 190–202.
21. Загоровская О.В. О семантических различиях образных и экспрессивных единиц языка // Экспрессивность на разных уровнях языка. Новосибирск: НГУ, 1984. С. 74–80.
22. Золотова Г.А. О перспективах синтаксических исследований // АН СССР. Серия язык и литература. 1986. Т. 45. №6.
23. Золотова Г.А. Синтаксис и стилистика. М.: Институт русского языка АН СССР, 1976.
... Всего источников –69
Содержание магистерской диссертации, - Экспрессивные синтаксические конструкции в текстах литературных рецензий (на материале рецензий сайта Российской литературной премии «Национальный бестселлер»)
Выдержки из магистерской диссертации, - Экспрессивные синтаксические конструкции в текстах литературных рецензий (на материале рецензий сайта Российской литературной премии «Национальный бестселлер»)