Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕСТА ПАМЯТИ ВО ФРАНЦИИ И КВЕБЕКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Работа №142580

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Национальная идентичность, коллективная память 10
и места памяти 10
§1. Нация и национальная идентичность во Франции и в Квебеке 10
§2. Коллективная память и места памяти 23
Глава 2. Места памяти и их роль в формировании национальной идентичности 34
§1. Места памяти во Франции 34
§2. Места памяти в Квебеке 55
§3. Французско-квебекские общие места памяти 71
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 81
I Источники 81
II. Литература 85


Актуальность темы исследования
Одной из наиболее важных форм самоидентификации личности является национальная идентичность – осознание и ощущение людьми своей принадлежности к определенной нации. Именно на основании этого формируются затем определенные внутри- и внешнеполитические модели поведения.
В наше время национальная идентичность многих стран и сообществ сталкивается с новыми вызовами. На нее оказывают влияние как интеграция на региональном уровне, так и тенденции к регионализации, небывалый приток мигрантов во многих странах (в том числе во Франции и Канаде), угроза международного терроризма и многие другие факторы. Глубокие общественные потрясения заставляют людей задуматься над тем, что их объединяет как нацию, на чем основано единство, принадлежность к той или иной группе и чему они противопоставляют себя. В условиях глобализации, многократно увеличенных информационных потоков, более тесного общения с представителями других народов и государств вопросы идентичности выходят в центр научных и политических дискуссий.
При этом определенные памятники истории и культуры, официальные и неофициальные символы, образы являются наглядными воплощением коллективной памяти и духа нации. Можно предположить, что и они в свою очередь, став местами памяти, влияют на формирование идентичности новых поколений. Однако остается вопрос, что именно делает их местами памяти и каким образом они конструируют идентичность. В настоящем исследовании сделана попытка ответить на эти вопросы.
Объектом исследования является национальная идентичность.
Предметом исследования является влияние мест памяти во Франции и в Квебеке на формирование национальной идентичности французов и квебекцев соответственно.
Цель исследования состоит в выявлении факторов влияния мест памяти на идентичность нации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть содержание понятий «национальная идентичность», «коллективная па-мять», «места памяти»,
• дать обзор основных исследовательских подходов к трактовке данных понятий,

• рассмотреть существующие места памяти во Франции и в Квебеке и выделить те из них, которые оказывают наибольшее влияние на формирование идентичности,
• выявить основные нарративы коллективной памяти, содержащиеся в данных местах памяти,
• соотнести нарративы с ключевыми особенностями национальной идентичности во Франции и в Квебеке.
В процессе исследования были использованы следующие методы: при рассмотрении теоретических концепций исследования коллективной памяти, национальной идентичности и мест памяти был применен дескриптивный метод. При работе со статистическими данными и данными социологических опросов был использован качественный и количественный сравнительный анализ. При исследовании деятельности органов государственной власти и общественных организаций были использованы институциональный, функциональный и сравнительный анализ. Для сравнения механизмов формирования национальной идентичности во Франции и в Квебеке был применен сравнительно-сопоставительный метод.
В целом процесс формирования идентичности рассматривается в работе с точки зрения теории конструктивизма. Национальная идентичность понимается не как данность, но как результат воспитания в определённом обществе. Конструирование истории представляет собой процесс отбора событий прошлого для обеспечения преемственности идентичности. Исторические события при этом объединяются в более крупные нарративы, которые, в свою очередь, воплощаются в местах памяти. Данные нарративы позволяют понять, благодаря чему те или иные места стали местами памяти и оказывают влияние на конструирование идентичности нации.
Источниковая база исследования
В ходе исследования были привлечены ныне действующие и исторические французские и квебекские законодательные акты. Так, например, были проанализированы Версальский эдикт (1787 г.), Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Конституция Французской Республики (1958 г.), Акт о Союзе (1840 г.), Акт о канадском мультикультурализме (1985 г.) и другие.
В процессе работы над темой были изучены статьи по вопросу национальной идентичности в таких периодических изданиях различной политической направленности, как LeMonde, LeFigaro, LeLibération, Valeurs actuelles,материалы с информационного сайта Fdesouche и в таких канадских изданиях, как LaPresse и LeDevoir. Данные издания были отобраны с целью наиболее широко, сбалансированно и представительно осветить весь политический спектр печати во Франции и в Квебеке.
Кроме того, были проанализированы статистические данные, касающиеся демографии, вероисповедания, положения национальных языков, а также данные социологических опросов по вопросам идентичности.
Также в работе использованы информационные материалы с официальных сайтов исполнительной и законодательной власти Франции, Канады и Квебека и Французско-квебекской комиссии по общим местам памяти.
Состояние научной разработки темы
Теоретические работы, затрагивающие тему настоящего исследования, можно условно разделить на три группы: во-первых, это исследования в области коллективной памяти; во-вторых, работы, посвященные проблемам идентичности и механизмам ее формирования и, в-третьих, издания, рассматривающие проблематику мест памяти в отдельных регионах. В данном исследовании представлена попытка обобщить накопленный материал и выявить взаимосвязи между этими тремя составляющими и применить концепцию мест памяти для анализа национальной идентичности.
Разработка проблем формирования идентичности начинается с середины XXв. В зарубежной научной литературе проблема идентичности имеет определенную традицию исследования. В настоящей работе наиболее пристальное внимание уделено теоретическим работам конструктивистов по этому вопросу.
Классическими работами по проблеме национальной идентичности являются труды Э. Геллнера, Б. Андресона, Э. Хобсбаума и Т. Рэйнджера. Одним из наиболее влиятельных исследований является книга Б. Андерсона «Воображаемые сообщества», где впервые о нации говорилось как о мифе, идеологической конструкции, которая целенаправленно конструируется.
Обобщающая работа У.Б.Азизова «Конструктивизм в международных отношениях» посвящена интерпретации взглядов известных конструктивистов Н. Онуфа, Ф. Кратохвила и А. Вендта с точки зрения их применения к исследованию международной тема-тики. Конструктивисты обращают внимание на взаимосвязь формирования идентичности и конструирования социальной реальности, а также рассматривают эти процессы с точки зрения теории речевых актов.
Что касается российских исследований по вопросам идентичности, следует отметить, что они ведутся в основном в одном русле с изучением этничности и национализма. Среди российских исследователей можно выделить таких известных ученых как И.С. Семененко и В.А. Тишков
Непосредственно французской национальной идентичности посвящен ряд статей, например, Т.Ю. Загрязкиной «Французская национальная идентичность: миф или реальность?» В статье рассмотрены работы французских историков и исследователей, внесших вклад в формирование чувства национальной идентичности, а также их влияние на недавно организованные во Франции дебаты об идентичности.
Изучению идентичности в Канаде также посвящен ряд статей, например, О.И. Зазнаева, О.В. Головкиной и др. Особое внимание в них уделено политике мультикультурализма и двуязычия в Канаде и канадского опыта построения общества в условиях политики принятия мигрантов. Однако наибольший интерес для нас представляли работы, посвященные именно квебекской идентичности. В этом смысле очень любопытной представляется статья Э. Лаксер, Р. Карсон и А. Кортвег, в которой проведен анализ существующих позиций по вопросу идентичности в провинции с точки зрения этно-гражданской концепции нации.
Наиболее полно раскрывают специфику отношений между современной Францией и Квебеком статьи Ю.Г. Акимова, в которых прослеживается история зарождения их «особых» отношений, а также анализируются причины взаимного интереса сторон.
Из исследований в области коллективной памяти невозможно не отметить основополагающие работы социологов М. Хальбвакса и Э. Дюркгейма. Среди более современных работ выделяются теоретические статьи таких исследователей, как А. М. Тьесс, Ф.Б.Шенк, Л.Ликата, Дж.К.Олик, посвященные влиянию коллективной памяти наро-да на национальную идентичность.
Особый интерес представляет сборник статей под редакцией Х. Анхайера и Ю. Исара, в котором приведены работы, рассматривающие различные аспекты взаимосвязи и взаимовлияния наследия, коллективной памяти и идентичности.
Настоящее исследование во многом опирается на концепцию «мест памяти», разработанную французским историком и философом Пьером Нора. Главной работой, посвященной анализу мест памяти во Франции, можно считать коллективную семитомную монографию под редакцией самого Пьера Нора «Leslieuxdemémoire» («Места памяти»).
Однако в своем исследовании Нора делает акцент на символической роли изучаемых «мест памяти» в становлении и развитии французской культуры и французского общества в целом. Он рассматривает их с точки зрения истории, предлагает новую модель, новую хронологию написания истории, однако не исследует связь между местами памяти и национальной идентичностью, что является целью настоящего исследования. Пьер Нора однозначно относит те или иные памятники, символы, образы к тому или другому типу памяти. С нашей же точки зрения, многие из них содержат в себе более чем один слой коллективной памяти. Раскрывая символическую составляющую важнейших для страны мест памяти, мы получаем возможность более глубоко исследовать и прослеживать становление и развитие национальной идентичности и ее трансформацию.
Исследование двух сходных сообществ (Франции и Квебека) позволяет нам выделить ключевые моменты в анализе мест памяти и их роли в формировании национальной идентичности, обобщить опыт, накопленный при их рассмотрении и сформулировать модель, по которой станет возможным анализ идентичности других стран и регионов при помощи концепции мест памяти. Кроме того, общность языка помогает сравнить два совершенно различных по своей истории и политической роли сообщества, ведь именно язык лежит в основе конструирования нарративов памяти, лежащих в основе всех значимых для нации мест памяти.
Работа состоит из двух глав. В первой рассмотрены такие понятия, как «национальная идентичность», «коллективная память» и «места памяти» и их взаимосвязь. Во второй главе анализируются места памяти во Франции и в Квебеке, оказывающие влияние на формирование французской и квебекской идентичности соответственно, а также сотрудничество правительств Франции и Квебека в области выявления и охраны общих для данных сообществ мест памяти.
Апробация
По результатам настоящего исследования была опубликована статья в интернет-журнале «Politica Externa», они также прошли апробацию на международной научно-практической конференции «Межкультурный диалог в современном мире» и по итогам которой была опубликована статья в сборнике материалов конференции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время вопрос определения национальной идентичности стоит довольно остро во многих странах. Национальная идентичность конструируется на осознании общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. Особенную роль в формировании такого чувства общности играет коллективная память. Осознание людьми общности прошлого, единообразное восприятие событий истории (как положительно эмоционально окрашенных, так и болезненных) обеспечивают формирование единых нормативных установок, правил поведения в обществе, что способствует развитию чувства сплоченности и часто выделяет критерии для противопоставления «мы-они».
В отличие от истории, память всегда воспринимает события прошлого через призму настоящего, придавая отдельным фактам символические значения, которые могут меняться с течением времени. Коллективные воспоминания обычно касаются героических или, наоборот, нравственно травмирующих политических событий истории, ее позитивно или негативно окрашенных эпизодов. Память связывает воспоминания с конкретными образами, объектами и находит своё выражение в «местах памяти».
Поскольку коллективная память – это основополагающее ядро представлений нации о самой себе, на примере смены «мест памяти» можно изучать изменение исторического самосознания и коллективной идентичности народа. Нарративы, которые заключены в каждом таком месте, являются одновременно причинами, по которым они создаются, сохраняются, реставрируются, поддерживаются или уничтожаются, и, в то же время, позволяют понять, благодаря чему они оказывают влияние на конструирование идентичности общества.
Среди важнейших мест памяти выделяются как нематериальные (официальные и неофициальные эмблемы, символы, девизы, образы, выдающиеся личности и даты), так и материальные (памятники истории и культуры), которые окружены для нынешних поколений символической аурой. Они призваны создавать представления общества о самом себе и своей истории. С нашей же точки зрения многие из них содержат в себе более чем один слой коллективной памяти. Раскрывая символическую составляющую важнейших для страны мест памяти, мы получаем возможность более глубоко исследовать и прослеживать становление и развитие национальной идентичности и ее трансформацию.
В настоящем исследовании сделана попытка проанализировать национальную идентичность при помощи концепции мест памяти. При этом стояла цель выявить, благодаря чему места памяти оказывают влияние на идентичность народа.
В первой главе были рассмотрены такие базовые понятия, как «национальная идентичность», «коллективная память», «места памяти» и проанализированы основные исследовательские подходы к их трактовке.
Во второй главе представлены избранные места памяти во Франции и в Квебеке, которые, на наш взгляд, наиболее ярко демонстрируют свое влияние на формирование идентичности. При этом каждое из мест мы постарались рассмотреть с точки зрения содержащихся в нем нарративов, множественных слоев идентичности, благодаря которым оно продолжает оставаться актуальным в современном обществе и продолжает оказывать влияние на многогранную идентичность (или идентичности).
Исследование двух общностей (Франции и Квебека) позволяет нам сформулировать модель, по которой станет возможным анализ идентичности других стран и регионов при помощи концепции мест памяти.
Среди нарративов, встречающихся во французских местах памяти, можно выделить следующие: монархическую историю, республиканские и демократические идеалы, католицизм и светскость, противостояния с внешними противниками, такими как Англия и Германия. Можно предположить, что в будущем появится еще один слой идентичности – борьба с международным терроризмом, которая всё жестче напоминает о своей актуальности в виде новых мест памяти, связанных с недавними трагическими событиями. Несмотря на то что официально во Франции признается именно гражданское понимание нации как сообщества, разделяющего общие республиканские ценности, наследие и историю, на наш взгляд, во французском обществе до сих пор доминируют гражданско-политическая и этническо-культурная идентичность.
После анализа различных материальных и нематериальных мест памяти в Квебеке можно выделить несколько различных типов коллективной памяти, содержащихся в них. К ним относятся воспоминания о принадлежности к французской культуре и приверженность французскому языку, католические ценности, память о первых французских мореплавателях и исследователях Канады, память о завоевании (и в целом нарратив противостояния англичанам и всему английскому) одновременно с признанием тесных связей с британской монархией, и, наконец, не всегда простые отношения с коренными народами. Большинство из них конструирует этно-культурную идентичность квебекцев, а некоторые из них, такие как язык и религия, могут быть истолкованы двойственно: и в этническом, и в гражданском понимании.
Можно сделать вывод, что несмотря на кажущееся несходство этих двух франкоговорящих сообществ, в них обоих присутствует как гражданское, так и этническое пони-мание национальной идентичности. При этом во Франции места памяти (и, в особенности, преимущественно нематериальные места памяти) конструируют первый тип идентичности, тогда как в Квебеке они же в силу исторического развития формируют второй тип.
Во Франции большинству политических и общественных деятелей подчеркивание этнического компонента видится представляющим угрозу социальному миру в стране и адаптации прибывающих мигрантов. В то же время в федеральной Канаде политическое и гражданское толкование идентичности жителями Прекрасной провинции воспринимается как вызов территориальному единству страны, а этническое и культурное многообразие официально признано в рамках политики мультикультурализма.
Исходя из анализа роли мест памяти в формировании идентичности, можно предположить, что, обратив более пристальное внимание на популяризацию тех мест, которые конструируют гражданскую/этническую составляющую, можно способствовать формированию национальной идентичности в желательном ключе.
На примере деятельности Французско-квебекской комиссии по общим местам памяти можно увидеть, как обе стороны, формально придерживаясь одних целей – выявление, охрана, изучение и популяризация общего культурного и исторического наследия – достигают отчасти разных внутри- и внешнеполитических целей. Для Квебека это возможность лишний раз подчеркнуть свой особый статус в составе Канадской федерации, а для Франции – развитие отношений с бывшей колонией можно объяснить стремлением укрепить авторитет на международной арене, а также способствовать продвижению французского языка и культуры за пределами Франции.
Таким образом, часто заключая в себе множественные нарративы коллективной памяти, места памяти являются сложносоставным феноменом и способствуют как формированию национальной идентичности внутри сообщества, так и помогают в позиционировании на международной арене и определении внешнеполитических целей.



Нормативно-правовые акты

1. Рекомендация 1735 (2006). О понятии «нация». URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=0900001680630e5d (дата обращения: 23.03.2017)

2. Canadian Multiculturalism Act, 1985. URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/C-18.7/page-1.html#h-1 (датаобращения: 27.03.2017)

3. Charte de la langue française. Art. 73. URL: http://legisquebec.gouv.qc.ca/fr/pdf/cs/C-11.pdf (дата обращения: 08.04.2017)

4. Constitution de la République française. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/connaissance/constitution.asp (дата обращения: 11.04.2016)

5. Constitution de 1848, IIe République. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-constitution/les-constitutions-de-la-france/constitution-de-1848-iie-republique.5106.html (датаобращения: 11.04.2016)

6. Décret 190-2005, 9 mars 2005// Gazette Officielle du Québec, 23 mars 2005, 137e année, no 12 P. 963 URL: http://www2.publicationsduquebec.gouv.qc.ca/dynamicSearch/telecharge.php?type=1&file=43917.PDF (датаобращения: 08.04.2017)

7. Édit de Versailles (7 novembre 1787). URL: http://huguenotsweb.free.fr/histoire/edit1787.htm (датаобращения 29.03.2017)

8. Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l’Etat. URL: www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000508749 (дата об-ращения: 03.08.2014)

9. Original Declaration of the Rights of Man and of the Citizen (1789 1791) URL: http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/flagship-project-activities/memory-of-the-world/register/full-list-of-registered-heritage/registered-heritage-page-6/original-declaration-of-the-rights-of-man-and-of-the-citizen-1789-1791/ (датаобращения: 11.04.2016)

10. Renvoi relatif à la sécession du Québec//Jugements de la Cour suprême du Canada URL: https://scc-csc.lexum.com/scc-csc/scc-csc/fr/item/1643/index.do (датаобращения: 08.04.2017)

11. The Union Act, 1840 URL: http://www.solon.org/Constitutions/Canada/English/PreConfederation/ua_1840.html (да-таобращения: 08.04.2017)



Материалыпериодическойпечати

1. Catholiques et tentation identitaire : deux visions, un débat/Jean-Pierre Denis // La Vie. 04.01.2017 URL: http://www.lavie.fr/culture/essais/catholiques-et-tentation-identitaire-deux-visions-un-debat-04-01-2017-78940_680.php (датаобращения: 07.04.2017)

2. Deux courants catholiques se déchirent sur l’identité nationale et l’immigration/ Cécile Chambraud // Le Monde. 06.01.2017. URL: http://www.lemonde.fr/religions/article/2017/01/06/deux-courants-catholiques-se-dechirent-sur-l-identite-nationale-et-l-immigration_5058453_1653130.html(дата обращения: 07.04.2017)

3. Enlever notre nom/Dufour C. // Le Devoir, 14 juin 2008URL: http://www.ledevoir.com/non-classe/194015/enlever-notre-nom (датаобращения: 27.03.2017)

4. François, le pape qui fait scandale/ Laurent Dandrieu// Valeurs Actuelles. 07.01.2017
URL: http://www.valeursactuelles.com/societe/francois-le-pape-qui-fait-scandale-58595 (дата обращения: 07.04.2017)

5. House passes motion recognizing Québécois as nation// Canadian Broadcasting Corporation November 27, 2006 URL: http://www.cbc.ca/news/canada/house-passes-motion-recognizing-quebecois-as-nation-1.574359 (датаобращения: 27.03.2017)

6. L’abbé Grosjean répond à Dalil Boubakeur : «Ces églises, c’est notre identité !» //Fdesouche. 20.06.2015 URL: http://www.fdesouche.com/619991-labbe-grosjean-repond-dalil-boubakeur-ces-eglises-cest-notre-identite(дата обращения 29.03.2017)

7. Les peuples autochtones et la souveraineté du Québec // Faits et causes. Une perspective juridique sur l’actualité URL: http://www.faitsetcauses.com/2014/04/10/les-peuples-autochtones-et-la-souverainete-du-quebec/ (датаобращения: 08.04.2017)

8. L’identité nationale, un chantier toujours en construction/ Jean-Baptiste de Montvalon// Le Monde. 15.11.2016
URL: http://www.lemonde.fr/idees/article/2016/10/13/l-identite-nationale-ou-l-invention-des-francais_5013087_3232.html#c2xo5V26g3QSGwIV.99 (дата обращения: 27.03.2017)

9. L'identité nationale française existe pour 82% de sondés//L’Express, 05.02.2010
URL: http://www.lexpress.fr/actualite/politique/l-identite-nationale-francaise-existe-pour-82-pourcent-de-sondes_846941.html(дата обращения: 27.03.2017)

10. Mélenchon attaqué sur l'identité nationale par le PCF et le NPA/Marc de Boni//Le Figaro. 28.09.2016. URL: http://www.lefigaro.fr/politique/le-scan/couacs/2016/09/28/25005-20160928ARTFIG00337-melenchon-attaque-sur-l-identite-nationale-par-le-pcf-et-le-npa.php (дата обращения: 27.03.2017)

11. Sarkozy célèbre l'héritage chrétien/ Charles Jaigu // Le Figaro 03.03.2011 http://www.lefigaro.fr/politique/2011/03/03/01002-20110303ARTFIG00729-sarkozy-celebre-l-heritage-chretien.php (датаобращения: 07.04.2017)

12. Transformer des églises en mosquées va dans le sens de la laïcité républicaine. //Le Monde. 13.07.2015
http://www.lemonde.fr/idees/article/2015/07/13/transformer-des-eglises-en-mosquees-va-dans-le-sens-de-la-laicite-republicaine_4680930_3232.html?xtmc=dalil_boubakeur&xtcr=20 (дата обращения 29.03.2017)

13. Un expert de l'ONU fustige le ministère de l'Immigration// Le Nouvel Observateur. 11 juin 2007URL: http://tempsreel.nouvelobs.com/politique/20070611.OBS1378/un-expert-de-l-onu-fustige-le-ministere-de-l-immigration.html (дата обращения: 27.03.2017)

14. Un texte très inquiétant/ Bock-Coté M. // La Presse, 29 May 2008 http://vigile.quebec/Un-texte-tres-inquietant (датаобращения: 27.03.2017)
15. Zapirain B. Une héroïne en Nouvelle-France. 28 février 2012 // Il neige au Quebec URL: https://ilneigeauquebec.wordpress.com/2012/02/28/une-heroine-en-nouvelle-france/ (да-таобращения: 08.04.2017)

Статистические материалы

1. Le catholicisme en France. Note d’analyse du pôle d’opinion corporate. Institut CSA Mars 2013. http://www.jeunes-vocations.catholique.fr/download/1-19178-0/note-d-analyse-la-catholicisme-en-france-csa.pdf (датаобращения: 07.04.2017)

2. Les français et l’indentité nationale. Sondage de l’Institut CSA. Octobre 2009 URL: http://www.csa.eu/multimedia/data/sondages/data2009/opi20091029-les-francais-et-l-identite-nationale.pdf (датаобращения: 11.04.2016)

3. L’identité du Québec en 2011 : les attachements, l’identité et la diversité//Association d’études canadiennes. 2010 URL: https://acs-aec.ca/fr/recherche-sociale/identite-valeurs/?limit=all&start=0&csort=&order= (дата обращения: 10.04.2017)

4. National Household Survey: Data tables. Statistics Canada 2011.
URL: http://www12.statcan.gc.ca/nhs-enm/2011/dp-pd/dt-td/Rp-eng.cfm?LANG=E&APATH=3&DETAIL=0&DIM=0&FL=A&FREE=0&GC=0&GID=0&GK=0&GRP=0&PID=105399&PRID=0&PTYPE=105277&S=0&SHOWALL=0&SUB=0&Temporal=2013&THEME=95&VID=0&VNAMEE=&VNAMEF= (датаобращения: 08.04.2017)

Справочные материалы, атласы, энциклопедии

1. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Современный литератор, 2005. 976 с.

2. Современныйфилософскийсловарь. М.:Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998. С. 634–642.

3. L'Encyclopédie du patrimoine culturel de l'Amérique française URL: http://www.ameriquefrancaise.org/fr/#.WOj8pvmLTIU (датаобращения: 08.04.2017)




Информационные ресурсы Интернет
1. Aujard P. Discrimination raciale à l’embauche, Adecco et Garnier (L'Oréal) condamnés.07.07.2007 URL: http://www.emploi-stage-environnement.com/20070707-discrimination-raciale-embauche-Adecco-Garnier-Loreal.php (датаобращения: 11.04.2016)
2. Indigenous and Northern Affaires Canada. URL: http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100014642/1100100014643 (дата обращения: 23.03.2017)

3. Hansard; 39th Parliament, 1st Session; No. 087; November 27, 2006 URL: http://www.parl.gc.ca/HousePublications/Publication.aspx?DocId=2544166&File=0&Language=E&Mode=1&Parl=39&Pub=hansard&Ses=1#Int-1798655 (датаобращения: 27.03.2017)

4. Ernest Renan. Qu'est-ce qu'une nation?: conférence faite en Sorbonne, le 11 mars 1882 byErnest Renan. URL: https://archive.org/details/questcequunenat00renagoog (датаобращения: 21.04.2016)

5. Déclaration de M. Nicolas Sarkozy, Président de la République, sur l'identité nationale, à La Chapelle en Vercors le 12 novembre 2009. URL: http://discours.vie-publique.fr/notices/097003251.html (дата обращения: 27.03.2017)

6. Fiche de synthèse n°5 : Le Congrès du Parlement URL: http://www2.assemblee-nationale.fr/decouvrir-l-assemblee/role-et-pouvoirs-de-l-assemblee-nationale/les-institutions-francaises-generalites/le-congres-du-parlement(датаобращения: 11.02.2017)

7. Historique. La Commission franco-québécoise sur les lieux de mémoire communs (CFQLMC).http://www.cfqlmc.org/la-commission/historique (датаобращения: 08.04.2017)

8. La devise du Québec // Justice Québec URL: http://www.drapeau.gouv.qc.ca/devise/devise.html (датаобращения: 08.04.2017)

9. Laforge L.«Les 850 ans de Notre-Dame», émission Des racines et des ailes sur France 3, 13 février 2013. URL: http://www.france3.fr/emissions/des-racines-et-des-ailes (дата обращения 20.04.2016)

10. Les armoiries du Québec // Justice Québec URL: http://www.drapeau.gouv.qc.ca/armoiries/armoiries.html (датаобращения: 08.04.2017)

11. Mémoires Amérique française. URL: http://www.memoires-ameriquefrancaise.com/ (датаоб-ращения: 08.04.2017)

12. Sur les pas de Jacques Cartier : de Saint-Malo au Québec // Office de Tourisme de Saint-Malo. URL: http://www.saint-malo-tourisme.com/files/ot-stmalo/files/fichiers/Pratique/sur_le_pas_de_jacques_cartier.pdf(дата обращения: 08.05.2017)


II. Литература
Книги и брошюры
1. Азизов У.Б. Конструктивизм в международных отношениях: интерпретация Николаса Онуфа, Фридриха Кратохвила и Александра Вендта. СПб.: Алетейя, 2015. 160 с.
2. Акимов Ю.Г. Очерки ранней истории Канады // Монография. СПб.: Изд-во ВИРД, 1999. 321 с.

3. Акимов Ю.Г. Современное канадское общество // Учебное пособие. СПб.: Изд-во Петро-полис, 2000. 88 с.

4. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001г.
5. Геллнер Э. Нации и национализм. (Gellner Ernest.NationandNationalism, Oxford, 1983). М., Прогресс. 1991 г.
6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.— (История социологии в памятниках)
7. Крылов Д., Бетаки В., Великсон Б., Кассель Е. Франция. М.: Эксмо, 2008.640 c.
8. Маркузе Г. Одномерный человек.(пер. с англ. А.А. Юдина). М.: АСТ, 2009. 331 с.
9. Рикёр П. Память, история, забвение. М., 2004.
10. Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003. 544 с.
11. Устинова О.В. Отражение языковой картины мира в лексической системе канадских вариантов французского и английского языков. URL: http://dlib.rsl.ru/loader/view/01005565729?get=pdf(дата обращения: 27.03.2017)

12. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999
13. AuziasD., LabourdetteJ.-P., Champagne Ardenne 2011, Petit Futé,‎ 2011.

14. Cultures and Globalization: Heritage, Memory & Identity. The Cultures and Globalization Series Vol. 4. Ed. by Anheier H. K., Isar Y. R. SAGE Publications, London.2011. 416 p.

15. De Québec à l’Amérique française. Histoire et mémoire. Textes choisis du deuxième colloque de la Commission franco-québecoise sur les lieux de mémoire communs. Québec, Les Presses de l’Université Laval, 2006. 403 p.

16. Erlande-BrandenburgA., Rose, C. [Ill.] Notre-Dame de Paris. Paris, 2015.

17. GadyA. Versailles: la fabrique d'un chef-d'oeuvre. Paris, Versailles 2011 238 p.
18. Halbwachs. Les cadres sociaux de la mémoire. URL: http://www.uqac.uquebec.ca/zone30/Classiques_des_sciences_sociales/index.html (дата обращения 29.11.2015)
19. Hobsbawm E.J. Nations and Nationalism since 1780. Programme, myth, reality. 2nd edition; Cambridge: Cambridge University. 2004. P.1
20. Hobsbawm E., Terence Ranger: The Invention of Tradition. Cambridge University Press, Cambridge 1992
21. Le tourisme de mémoire, brochure du ministère de la Défense, septembre 2013 URL: http://www.cheminsdememoire.gouv.fr/sites/default/files/editeur/Le%20tourisme%20de%20m%C3%A9moire%20vo2013.pdf (датаобращения 11.04.2016)
22. Les lieux de mémoire. Édition publiée sous la direction de Pierre Nora. Collection Bibliothèque des Histoires, Gallimard. V.1-3. 1984-1992

23. Nora P. Présent, Nation, Mémoire. Paris: Gallimard, 2011.

24. Richard B.Les emblèmes de la République. CNRS Éditions,‎ 2012. 430 p.

25. Tétu de Labsade F. Le Québec. Un pays, une culture. 2e édition revue et augmentée, Montréal : Boréal, 2001, 575 p.
26. Wawro G. (2003). The Franco-Prussian War: the German conquest of France in 1870–1871. Cambridge University Press.327p.

Статьи

1. Акимов Ю.Г. «Голлистская атака» или «Война с ветряными мельницами»: Франция, Квебек и «остальная Канада в 1960-е гг. // Канадский ежегодник. Выпуск 17. М. 2013. С. 17-42.

2. Акимов Ю.Г. «Истинный север, сильный и свободный»: фактор северности в формирова-нии канадской национальной идентичности // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. №1. С. 197-201.

3. Акимов Ю.Г. Шарль де Голль и становление «особых отношений» Франции и Квебека // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2014. Вып. 2. С. 146-152.

4. Батырев Д.Н. Нация и идентичность. К проблеме определения понятий // Новые техноло-гии. Сборник научных трудов МГТУ. Вып. 3 Макоп. 2007.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/natsiya-i-identichnost-k-probleme-opredeleniya-ponyatiy(дата обращения 08.05.2017)
5. Боберо Ж. Светскость: французская исключительность или универсальная ценность? / Пер. с фр. Татьяны Голиченко. URL: http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/403/35532 (да-та обращения: 11.04.2016)
6. Головкина О.В. Канадский мультикультурализм как основа национальной идентичности Канады // Вестник ВолГУ. Серия 4. Вып. 9. 2004. С.44-53.
7. Дмитриенко Д. Вспоминаем по команде. Раз, два, три! URL: http://saint-juste.narod.ru/Hopa.html (дата обращения 29.11.2015)
8. Емельянова Т.П. Коллективная память в контексте обыденного политического сознания// Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/4/Emelianova_Collective-Memory/ (дата обращения 21.04.2015)
9. Загрязкина Т.Ю. Французская национальная идентичность: миф или реальность? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. №1 С. 39-54.
10. Зазнаев О.И. Канадская национальная идентичность: Проблемы формирования // Ученые записки Казанского ун-та. Гуманитарные науки, 2012, Т. 154. К.1. С. 226-233.
11. Иванов А. Все оплакивали музей, и никто решительно не плакал о религии. URL: http://ruskline.ru/history/2014/09/18/vse_oplakivali_muzej_i_nikto_reshitelno_ne_plakal_o_religii/ (дата обращения 10.04.2015)
12. Кочетков В.В. Национальная и этническая идентичность в мире// Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18 Социология и политология. 2012 №2. С. 144-162.
13. Лапкин В.В., Семененко И.С., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. Политические исследования. 2010. № 3. С. 40-59.
14. Мохова И.М. Иммиграционный фактор http://www.iimes.ru/?p=10423 (дата обращения: 27.03.2017)
15. Николаева Н.С. Формирование государственной системы охраны памятников во второй четверти XIX века (сравнительный анализ:Франция и Россия) // Изв. Рос.гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 80. С. 261-270.
16. Ницше Ф. Несвоевременные размышления: «О пользе и вреде истории для жизни»/ Сочинения в 2-х томах, Т. 1, М. 1990. С. 162.
17. Нора П. Всемирное торжество памяти //Неприкосновенный запас, 2005. №2-3(40-41).
18. Ремизов М. Национализм и конструктивизм // Агентство политических новостей. 29.04.2010. URL: http://www.apn.ru/publications/article22685.htm (дата обращения: 15.05.2017)
19. Репина Л.П. Историческая память и История историков // Исторические записки 13 (131) С. 165.
20. Рикер П. Повествовательная идентичность.
URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/pov_ident.php (дата обращения: 28.03.2017)
21. Семененко И.С. Политика идентичности и идентичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст // Полис. Политические исследования. 2016. №4. С.8-28.
22. Тихоцкая М.Теракты в Париже как «место памяти» // PoliticaExterna. 20.12.2015.URL: http://politicaexterna.ru/2015/12/jesuis/ (дата обращения: 27.03.2017)
23. Тихоцкая М.А. «Места памяти» и их роль в коллективной памяти народа: на приме-ре Франции // Межкультурный диалог в современном мире: материалы международной конференции в Санкт-Петербургском государственном университете. СПб.,2016. С. 126-137.
24. Тишков В.А. О нации и национализме. Полемические заметки// Этнос и политика. С. 140-143.
25. Тьесс А.-М. Использование национальной истории в политических целях: на примере современной Франции/Пер. с фр. М.Ф. Черныша// Социологический журнал. 2010. № 1. С. 92-103.
26. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память//Неприкосновенный запас. 2005, №2-3(40-41).URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html (дата обращения: 29.11.2015)
27. ШенкФ.Б. Концепция "Lieux de mémoire".URL: http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/02-11.htm(дата обращения 29.11.2015)
28. Bataille des Plaines d'Abraham // Commission des Champs de bataille nationaux Plaines d’Abraham URL: http://bataille.ccbn-nbc.gc.ca/fr/bataille-des-plaines-d-abraham/la-bataille.php (дата обращения: 08.04.2017)
29. Binette A. Faire la souveraineté du Québec avec les autochtones // Le Devoir. 14 février 2017. URL: http://www.ledevoir.com/politique/quebec/491604/faire-la-souverainete-du-quebec-avec-les-autochtones (дата обращения: 08.04.2017)
30. Deschênes G. La devise «Je me souviens» // Encyclopédie de l’Agora URL: http://agora.qc.ca/documents/quebec_-_etat--3la_devise_je_me_souviens_par_gaston_deschenes (дата обращения: 08.04.2017)
31. Drouilly P.Le référendum du 30 octobre 1995 : une analyse des résultats. URL: http://www.pum.umontreal.ca/apqc/95_96/drouilly/drouilly.htm (дата обращения: 08.05.2017)
32. Église de Saint-Eustache, Saint-Eustache (Québec) // Gouvernement du Canada URL: https://www.canada.ca/fr/nouvelles/archive/2015/06/eglise-saint-eustache-saint-eustache-quebec-.html?_ga=1.220061593.1270568013.1491408411 (дата обращения: 08.04.2017)
33. François E. Auf der Suche nach dem europäischen Gedächtnis/Akademische Causerie am 27. November 2008.URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjh_Ou0tKTMAhVIOJoKHflfCrsQFggbMAA&url=https%3A%2F%2Fedoc.bbaw.de%2Fopus4-bbaw%2Ffiles%2F670%2F11_Francois.pdf&usg=AFQjCNEmj-5hWHbBCDs59If3zioQ39vV5g&bvm=bv.119745492,d.bGs (дата обращения 11.04.2016)
34. Godin R. Parlement de Québec : lieu de mémoire.URL: http://www.ameriquefrancaise.org/fr/article-482/Parlement_de_Qu%C3%A9bec_:_lieu_de_m%C3%A9moire.html#.WOavRG-LTIV (дата-обращения: 08.04.2017)
35. Laforge L. «Les 850 ans de Notre-Dame», émission Des racines et des ailes sur France 3, 13 février 2013. URL: http://www.france3.fr/emissions/des-racines-et-des-ailes (дата обращения 20.04.2016)
36. Lavabre M.-C. Usage et mesusage de la notion de memoire // Critique Internationale. 2000. Vol. 7. P. 48–57.
37. Laxer E., Carson R., Korteweg A. Articulating minority nationhood: cultural and political dimensions in Québec’s reasonable accommodation debate // Nations and Nationalism 20 (1), 2014, p. 133-153.
38. Les peuples autochtones et le referendum de 1995 au Québec : Les questions qui se posent/ Jill Wherrett. Février 1996.URL: http://www.bdp.parl.gc.ca/content/lop/ResearchPublications/bp412-f.htm#A.
39. Licata L., Mercy A. SocialpsychologyofCollectivememory, dans Wright, J. D. (Ed.)//TheInternationalEncyclopediaofthesocialandbehavioralsciences. URL: http://www.sciencedirect.com/science/referenceworks/9780080430768(датаобращения 29.11.2015)
40. Licata L., Klein O., Gély R., Mémoire des conflits, conflits de mémoires: une approche psychosociale et philosophique du rôle de la mémoire collective dans les processus de réconciliation intergroupe//Social Science Information, 2007, №46(4).P. 563-589.
41. Olick J.K., Robbins J. Social memory studies: From "collective memory" to the historical sociology of mnemonic practices//Annual Review of Sociology.1998. Vol. 24, P. 105-140.
42. Olick J.K. Collective memory: The two cultures//Sociological Theory, 1999.Vol. 17, № 3,‎ P. 333-348.
43. Poirier, Jean. Origine du nom de la ville de Montréal// Revue d'histoire de l'Amérique française 461. 1992. P. 37–44.
44. Un parc dans la ville// Commission des Champs de bataille nationaux Plaines d’Abraham.URL: http://www.ccbn-nbc.gc.ca/fr/histoire-patrimoine/histoire-site/parc-dans-ville/#creation (дата обращения: 08.04.2017)
45. Wilson R. Collective memory, group minds and the extended mind thesis//Cognitive Processing. 2005. Vol. 6. № 4. P. 227-236.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ