Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние дефектов речи на коммуникацию (психолингвистическое исследование на материале русского языка)

Работа №142576

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Обзор речевых расстройств 6
1.1 Общая характеристика дефектов речи 6
1.2 Косноязычие (дислалия) и лепетание 7
1.2.1 Функциональная дислалия
1.2.2 Органическая (механическая) дислалия
1.3 Дизартрия 10
1.4 Расстройства голоса 11
1.5 Заикание 11
ГЛАВА 2. Коммуникация 15
2.1 Язык и речь 15
2.2 Коммуникация: определение понятия 15
2.3 Коммуникация и общение 18
2.4 Восприятие речи 25
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование влияния речевых дефектов на коммуникацию 34
3.1 Цель, гипотезы и задачи исследования 34
3.2 Участники исследования 35
3.3 Методика исследования 35
3.4 Описание опросника 36
3.5 Обработка результатов 37
3.6 Интерпретация результатов 38
3.7 Результаты исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 2 49


Ключевую роль в жизни каждого человека играет коммуникация. Она способствует успешному достижению целей во всех сферах жизни. Одним из ключевых аспектов коммуникации является речь – важное условие и средство коммуникации. Совершенная речь имеет огромное значение для людей речевых профессий, связанных с общением. Владение основными элементами правильной речи ведет к успешной реализации поставленных перед человеком целей и задач, к числу таких элементов можно отнести культуру речи, включающую дикцию – четкость произношения, орфоэпию – нормы произношения, владение голосом, умение стилистически и логически строить высказывания. Нарушение одного из вышеприведенных элементов ведет к затруднению в общении или, в некоторых случаях, к невозможности коммуникации вообще. В данной работе будет рассмотрено нарушение произносительной сферы у взрослых, виды нарушений произношения, последствия наличия речевых дефектов, их влияние на акт коммуникации.
В практической части работы будут представлены результаты опроса двух групп испытуемых: людей с филологическим образованием и людей с образованием в иной сфере. Опрос составлен автором настоящей работы с опорой на «Хрестоматию по логопедии» под редакцией Л.С. Волковой и профессора В.И. Селивестрова и сборник упражнений «Речевые нарушения у взрослых и их преодоление» С.Е. Большаковой.
Цель проведенного исследования.
Выявить степень влияния различных дефектов речи на восприятие этих дефектов с учетом стиля речи (официально-деловой и разговорный) и сферы профессиональной деятельности опрашиваемого (люди с филологическим образованием и люди с образованием в иной сфере).
Актуальность проблемы.
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в раскрытии его социальной значимости.
Речь является одним из аспектов коммуникации и важным фактором на пути к успешной социализации человека . Красивая правильная речь является одним из залогов в достижении высокого социального статуса и качественного развития способностей человека, успешной самореализации в обществе.
Однако речь не может быть идеальной - её качество зависит от многих факторов, как медицинских, так и социальных.
Данная работа поможет обратить внимание общества на проблемы людей, испытывающих трудности в речевом общении.
Наша страна неуклонно идёт по пути строительства социального общества, в котором главное место отводится человеку, его жизненным приоритетам, реализации его возможностей и интересов.
В рамках реализации стоящей перед государством задачи, разрабатывается большое количество социально значимых программ: экономических, образовательных, социальных, способных решать проблемы гражданского общества. В этой связи важным представляется вопрос выявления тех областей, которые ещё нуждаются в решении определённых проблем.
Данная работа поможет рассмотреть вопрос о наличии у людей с дефектами речи проблем, связанных с поиском своего места в гражданском обществе, и определить необходимость помощи таким людям с точки зрения их социальной адаптации.
Практическая значимость.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в области влияния речевых дефектов на ход и исход акта коммуникации.
Объект исследования: люди с филологическим образованием, обладающие теоретическими знаниями в изучении языков, и люди, образование и/или сфера деятельности которых с этим не связана, и которые данными знаниями не обладают.
Предмет исследования: дефект речи в коммуникации.
Задачи исследования:
- теоретический анализ литературы по теме исследования;
- определение основных понятий и терминов, используемых в работе;
- разработка методики для проведения исследования;
- обработка полученных данных и формулировка основных выводов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гипотеза о том, что существует определенное влияние дефектов речи на восприятие подтвердилась. Исходя из этого, можно утверждать, что существует и определенное влияние дефектов речи на коммуникацию.
Гипотеза о том, что существуют определенные отличия в восприятии дефектов речи у людей с филологическим образованием и наличием теоретических знаний в области изучения языков и у людей, которые такими знаниями не обладают, не подтвердилась.
Гипотеза о том, что степень влияния речевого дефекта варьируется в зависимости от стиля речи (официально-деловой и разговорный) подтвердилась.
Результаты, подтверждающие основную гипотезу, не просто свидетельствуют о наличии определенного влияния на восприятие участниками опроса, но и демонстрируют наличие выраженного влияния.
Полученные результаты позволяют заключить, что дефекты речи действительно влияют на коммуникацию, так как восприятие сообщения адресантом – один из важнейших компонентов коммуникации.



1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1966.
3. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 2005.
4. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
5. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
6. Волкова Л. С., Селивестров В. И. Хрестоматия по логопедии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.
8. Кабрин В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования : учебно-методическое пособие. – Томск, 2002.
9. Козловская Г.Ю. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность // Лекции по дисциплине «Психолингвистика». – М.: 2014.
10. Кочергина Е.С. Расстройства темпа, ритма и плавности речи // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн.2: Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия / Под ред. Л.С. Волковой и др. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.
11. Кулиш Л.Ю. Психолингвистические аспекты восприятия устной речи (зависимость восприятия от речевых характеристик говорящего). Дисс…докт. филол. наук. – Киев,1984. – 435с.
12. А. Куссмауль. Косноязычие и лепетание. – Киев.: 1879, [Электронный ресурс] URL: http://www.logoped.info/dyslalia/kus.shtml (дата обращения: 11.05.18).
13. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - №4 (7). – С. 169-172.
14. Лауткина С. В. Логопсихология: учебно-методическое пособие. – Витебск.: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007.
15. Левина Р.Е., Миронова С.А., Тугова Н.А. Преодоление заикания у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
16. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.
17. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006.
18. Максаков А.И. Восприятие детьми произношения в своей и чужой речи. Авт. дисс.. канд. пед. наук. – М., АПН СССР НИИ дефектологии, 1970. – 19с.
19. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1967.
20. Михайлов В.Г. Теоретические основания соотношения акустических и перцептивных параметров звучащей речи и способы их описания. Авт. дисс... докт.филол. наук. М., 1993. – 40с.
21. Неткачев Г. Д. Заикание. – М.: 1909. [Электронный ресурс] URL: http://stuttering.su/node/39. (дата обращения: 17.05.18).
22. Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации: учебно-методическое пособие для студентов. – Улан-Удэ.: ВСГТУ, 2004.
23. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1973.
24. Первезенцева О. А. Задачи исследования восприятии речи на современном этапе // Преподаватель XXI век. – 2011. -№2. –С. 310-317. –с.312. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-issledovaniya-vospriyatiya-rechi-na-sovremennom-etape (дата обращения 17.05.2018).
25. Рау Е.Ю. Влияние особенностей темпоритической организации речи заикающихся дошкольников на процесс их коммуникации. Специальное образование. УГПУ - 2015, №1. – С. 59-65.
26. А.Ребер. Оксфордский толковый словарь по психологии. [Электронный ресурс] URL: https://vocabulary.ru/termin/prosodicheskie-harakteristiki.html (дата обращения 24.05.2018).
27. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
28. Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
29. Хватцев М. Е. Общее учение о косноязычии. – М.: 1959. [Электронный ресурс] URL: https://poisk-ru.ru/s45347t7.html (дата обращения: 11.05.2018).
30. Чупров Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие). – М.: Репринт РЕМ, 2012.
31. Little Graham R. A. Theory of Perception. - February 1999 [Электронный ресурс]. URL: http://www.grlphilosophy.co.nz/ paper1.htm (дата обращения 22.05.2018).
32. McQueen James M., Cutler Anne. Cognitive Processes in Speech Perception // Trends in Cognitive Sciences. – 2006. -№10(12). – р. 533-534.
33. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. [Электронный ресурс] URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения 11.05.2018).
34. Дизартрия. [Электронный ресурс] URL: http://logopedia.by/?p=250 (дата обращения: 13.02.18).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ