Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семантическая структура активных русских пословиц тематической группы «Время. Терпение» (на фоне китайских пословичных параллелей)

Работа №142542

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы117
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические вопросы паремиологии и семасиологии 7
1.1. Различие понимания терминов «пословица», «поговорка»,
«фразеологизм (ФЕ)» 7
1.2. Развитие исследования семантики пословиц в лингвистике 27
1.3 Определение тематических групп 42
Глава 2: Семантика русско-китайских пословичных параллелей тематической группы «Время. Терпение» 48
2.1. Семантическая структура тематической группы русских пословиц
«Время. Терпение» 48
2.2. Современные употребительные китайские пословичные параллели
тематической группы русских пословиц «Время. Терпение» 76
Выводы к главе 2 102
Заключение 105
Список использованной литературы 107
Научная литература 107
Словари 112
Источники 114

В современной науке о языке большое внимание уделяется проблеме семантической структуры активных русских пословиц, объединенных в группы по тематическому признаку. Одним из таких объединений является тематическая группа «Время. Терпение». Из-за различий в культуре и истории Китая и России существуют различия в семантике пословиц группы «Время. Терпение». Этим обусловлена актуальность рассмотрения русских пословиц на фоне китайских. До настоящего момента этому вопросу сопоставительной паремиологии не уделялось достаточного внимания. Анализ семантической структуры пословиц очень важен и в аспекте преподавания РКИ.
Актуальность темы определена необходимостью решения вопроса о способах сопоставления семантической структуры тематической группы русских употребительных пословиц «Время. Терпение» с китайскими пословичными соответствиями.
Семантика сыграла очень важную роль в исследовании лингвистики, поэтому многие ученые уделяют пристальное внимание проблеме семантики в своих трудах.
Важную роль в развитии русской семантики сыграл В. В. Виноградов. По Виноградову, общественно закрепленное содержание слова может быть однородным, единым, но может представлять собою внутренне связанную систему разнонаправленных отражений разных "кусочков действительности", между которыми в системе данного языка устанавливается смысловая связь (Виноградов 1977:162).
Вслед за В.В. Виноградовым все больше языковедов стали обращать свое внимание на семантические вопросы. Среди них - М. А. Кронгауз, опубликовавший книгу «Семантика» (Кронгауз 2005)
Точно так же и китайские ученые исследовали эту проблему. Юй Синь (^ ^) в своей статье впервые подробно остановился на истории семантики в трудах различных лингвистов. Среди них им упомянута самая влиятельная русская семантическая школа - Московская семантическая школа (^^. 2008).
На основе семантики ученые провели лингвокультурологический анализ многих объектов, включая фразеологический фонд языка. Например, китайский автор Чжан Чжунчжоу (Ж^^) написал диссертацию «Ш1дШ1д1^1д^^% («Семантическое исследование русских пословиц»). В его работе есть три ключевых словосочетания: русские пословицы, синтаксическая структура и семантические отношения. Наше исследование имеет ряд существенных отличий от работы Чжан Чжунчжоу. Сходство заключается в подходе к определению семантики, классификации и интерпретации пословиц. Различия: в работе вышеприведенного автора в большей степени объясняется синтаксическая структура пословиц и не уделяется особого внимания анализу лингвокультурологии, однако в нашем исследовании лингвокультурология имеет важное значение (Ж&^. 2008).
При исследовании пословицы необходимо проанализировать различные подходы к определению этого понятия, а также историю исследования паремиологических единиц. В этом отношении очень важную роль сыграла работа В. М. Мокиенко «Современная паремиология (лингвистические аспекты)». В ней широко рассматривается процесс развития паремиологии, современная паремиография славянских языков, а также история пословиц и поговорок (Мокиенко 2010).
Научная новизна работы заключается в выявлении общего и различного в семантической структуре русских активных пословиц тематической группы «Время. Терпение» и их китайских пословичных соответствий. Особое внимание уделено лингвокультурологическим коннотациям в семантической структуре русских и китайских пословиц. Это обусловлено тенденциями современного обучения РКИ и необходимостью обучать иностранных студентов с учетом сходств и различий в культуре родной страны и страны изучаемого языка.
Целью исследования является выявление семантической структуры и лингквокультурологических коннотаций русских пословиц тематической группы «Время. Терпение» на фоне пословичных параллелей в китайском языке.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть различные трактовки терминов «семантика» и «семантическая структура» в российской и китайской филологии;
2) определить содержание термина «пословица» и его отличие от терминов «поговорка» и «фразеологизм»;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей работе были проанализированы пословицы о терпении и времени в русском и китайском языках. В ходе анализа перед нами стояла задача продемонстрировать общие черты пословиц данной тематической группы в двух языках и выявить их различия.
Пословицы являются результатом человеческой изобретательности и при наличии универсальных черт обладают национально-культурным своеобразием в каждом языке. Для подтверждения этой гипотезы в работе сначала вводится понятие пословиц, затем анализируются 29 пословиц в тематической группе «Время. Терпение», и, наконец, на основе анализа языковых материалов сравниваются картины мира России и Китая.
В своей работе мы отталкивались от мысли о том, что в языке существует много общего между пословицами и поговорками, паремией и ФЕ. Но путем исследований можно обнаружить, что паремия и пословица являются синонимичными терминами, и поговорки и фразеологизмы - синонимами. Это обусловлено в структурном отношении, так как пословица - это законченная мысль и замкнутое предложение, а фразеологизм - это словосочетание. И большинство источников пословиц происходят из народа, но также и из литературы, которая является результатом опыта и мудрости людей. Более того, в результате исследования второй части теоретической базы можно прийти к выводу о том, что при анализе семантической структуры пословиц можно изучать три аспекта: денотативный, сигнификативный и коннотативный, причем третий аспект тесно связан с лингвокультурой и картиной мира.
С древних времен понятие времени и терпения, как одно из важнейших понятий в национальной культуре - не только в славянской, но и в древнекитайской, занимало важное место в сознании человека. Через анализ пословиц о времени и терпении можно понять основные характеристики национального характера, представленного той или иной нацией, а также узнать больше об образе жизни и обычаях наших предков.
В практической части исследования можно сфокусировать свое внимание на активных русских пословицах тематической группы «Время. Терпение». Всего 29 русских пословиц. В работе были рассмотрены пословичные параллели трех категорий: 1) Полные параллели (8 пословиц). 2) Относительные эквиваленты (7 пословиц). 3) Аналоги (14 пословиц). Анализ показывает, что, поскольку время и терпение являются неотъемлемыми элементами человеческой жизни, существует очень большое количество подобных пословиц. Но кроме того, из-за разницы в истории развития и образе жизни двух стран, в составе пословиц имеются разные способы выражения одного и того же смысла. Но в целом в этой тематической группе терпению и времени придается положительное значение, и все они оказывают существенное влияние на человека.
В целом, через сравнительный анализ пословиц в двух языках можно говорить о различиях в составе пословиц: элементы, выделяемые пословицами, не совсем одинаковы, что свидетельствует о различии картины мира в национальных условиях, а также о различии среды обитания человека и образа его мышления. Однако совпадение смыслов, толкование анализируемых пословиц подтверждает общность человеческой природы.


1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка (Электронный ресурс) : учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко. — 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 288 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Фразеология и паремиология: учебное пособие для бакалавриатского уровня филологического образования / Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. -М.: Флинта.Наука, 2009. - 345 с.
3. Анастасиади М. Паремиологический фонд новогреческого язык в лингвистическом исследовании. Краснодар. 2017. 26с.
4. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография (M). Избранные труды том II. М. : Языки русской культуры, 1995.
5. Бараан А.Р. Русские пословицы и поговорки книжного происхождения. ТГУ. 2016. -114 с.
6. Баранов А.Н. Добровольский Д.О. Аспекты теории фразеологии. М.: Знак, 2008. 656 с.
7. Брост С.Г. Коннотация: лингвокультурологический подход // Лингвистика, вып.
3. Вестник ЮУрГУ, № 6, 2006. С. 153-155.
8. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова//(Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 162.
9. Вознесенская И.М., Колесова Д.В., Попова Т.И., Рогова К.А., Хорохордина О.В.. Методология научного исследования в магистратуре РКИ: учебное пособие. под ред. Т.И.Поповой., 2018. С. 66.
10. Воробьев В.В. Лингвокультурология. -М.: Издательство Российского университета дружбы народов. 2006. — 330 с.
11. Григорьян Е.Л. Лексическое значение слова лексика как система. РГУ. 2002
12. Гусейнова В.К. Паремиологические единицы с компонентами хлебсоль, мед, масло в русском и азербайджанском языках. В кн.: Актуальные проблемы филологии. Материалы международной научной конференции (г. Пермь, октябрь 2012 г.). Пермь, 2012. 50-52.
13. Дронов В.В. Языковая картина мира. Русский язык за рубежом 2007/5: 5-8.
14. Евграфова Ю.А. Структура и семантика паремий русского и английского языков, содержащих социальные стереотипы о мужчине(на примере внешности). М. :МГОУ, 2017. -№ 2. -с. 1-12.
15. Зиновьева Е.И. Лингвокультурология: от теории к практике. Учебник. — СПб. :СПбГУ; Нестор-История, 2016. — 182 с....127


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ