Введение 3
Глава 1. Возникновение феномена «общество потребления» 6
Глава 2. «Общество потребление» как результат раннего и зрелого капитализма 16
Глава 3. Потребительское общество в Древнем Риме 27
Глава 4. Формирование сатиры как жанра 39
Глава 5. «Смеющаяся» сатира Горация 47
Глава 6. «Бичующая» сатира Ювенала 65
Заключение 81
Список литературы 82
«Общество потребления» - это термин, введенный для обозначения общества, возникшего в конце XIX начале ХХ вв. в результате социальных, экономических, а также культурных явлений, которые окончательно стабилизировались в развитых странах во второй половине ХХ века. Впервые термин «общество потребления» ввел немецкий социальный психолог, философ и психоаналитик Эрих Фромм. Популярность этого понятия связана с работой «Общество потребления» французского социолога и культуролога Ж. Бодрийяра. «Общество потребления» существовало как в Новое время, так и в Древнем Риме, у которого есть много схожих черт благодаря раннему и зрелому капитализму. Так, «общество потребления» неоднократно описывалось в римское время поэтами, писавшими в жанре сатиры (прежде всего - Горацием и Ювеналом). Именно сатира дала возможность писать про римское общество как ориентированное на потребление и получение чувственных удовольствий. Предметом настоящего исследования стало «общество потребления» с точки зрения того, как его описывали в жанре сатиры древнеримские поэты.
Цель исследования, проводимого на материале текста сатириков, - провести параллели между древнеримским и современным обществом в области потребительского поведения и выделить в описании римского общества те черты, которые подходили бы под современное описание «общества потребления».
Для достижения этой цели были поставлены несколько задач: дать обзор экономическим процессам, приведших к т.н. раннему капитализму; соотнести их с описанием в художественных текстах, рассматриваемых в работе; проследить описания потребительского поведения в произведениях сатириков на протяжении нескольких веков (от периода раннего принципата в сатирах Горация до времен империи при жизни Ювенала) и выявить хронологические закономерности как в сфере литературоведческих особенностей произведений, так и объективных данных по экономике этих периодов.
Отправной точкой для исследования послужила литература выдающихся мыслителей Х1Х-ХХ вв., писавших про «общество потребления» - испанский философ Х. Ортега-и-Г ассет, немецкий социолог Э. Фромм, американский экономист Т. Веблен и др. В своих работах Э. Гидденс, П. Стирнс, Д. Миллер, Ф. Джеймсон, В. Бек, М. Фезерстоун рассматривали потребительский стиль жизни человека. Ж. Бодрийяр и Р. Бококв поднимали проблему социологии потребления. К аналогичной проблеме обращались В.И. Ильин, В.В. Радаев, Я.М. Рощина. Подробно раскрывают тему раннего и зрелого капитализма в своих работах немецкий историк Э. Мейер («Экономическое развитие древнего мира» и «Рабство в древности»), немецкий экономист К. Каутский в «Происхождение христианства» и В. Зомбарт в «Буржуа», «Евреи и хозяйственная жизнь», а также российский ученый и экономист В.Ю. Катасонов в работе «От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму».
В области биографий и творчества поэтов-сатириков одним из основных источников послужили исследования В.С. Дурова: в своей работе «Жанр сатиры в римской литературе» он подробно описывает творчество Горация и Ювенала. Также материалом послужили сборники сатир древнеримских поэтов: собрание сочинений Квинта Горация Флакка в переводе М. Дмитриева и сборник сатир Децима Юния Ювенала в переводе Д. С. Недовича (сатиры 18) и Ф. А. Петровского (сатиры 9-16). Работа велась как с использованием бумажных носителей, так и с привлечением электронных источников.
Исследование обладает новизной, поскольку предлагает обзор и анализ древнеримский сатир через призму феномена «общества потребления», возникшего лишь в XX в. Работа представляется актуальной, так как ее предмет находится на пресечении изучения социологии и филологии.
Настоящая работа имеет следующую структуру. За введением следует теоретическая часть, посвященная обществу потребления в римской сатире. Она состоит из шести глав. В первой - дается краткое объяснение появления общества потребления, ее основные особенности и функции....
Таким образом мы убедились, что «общество потребления», возникшее в результате капитализма в начале XIX - середине XX вв. в Новое время, несомненно имеет общие черты с обществом Древнего Рима и дает нам право назвать римское общество - «обществом потребления». Рассмотренные произведения показывают, что ориентация человека на потребление и получение удовольствия в Древнем Риме представляло собой важную часть устройства общества. Это было не разумное потребление для удовлетворения самых базовых потребностей, а потребление, которое ориентировалось на роскошь, искания чувственных удовольствий, направленное на обогащение и показное расточительство. Все это было связанно с умственной и моральной деградация римской элиты - по причине ее праздного существования, поскольку та прибыль и капитал, которые получала элита, шли на потребление и наслаждение. По причине сложившейся ситуации в древнеримском обществе появилась и активно развивалась сатира.
Поэтому, сатира, рожденная специфической культурной и общественной ситуацией, представляла собой жанр, который позволял поэту в непринужденной или обличительной форме поговорить на самые разные актуальные темы. Широта содержания, первоначально запланированная как стилевая отличительная черта этого жанра, как позволила показать творческую индивидуальность автора, так и гибко реагировать на специфику социальной ситуации.
«Смеющаяся» сатира Г орация и «обличающая» сатира Ювенала смогли показать то, как внутри одного жанра можно по-разному раскрывать проблему. «Общество потребления» со своими отличительными чертами - страстью к деньгам, накоплением богатств, погоней за ложными благами, отсутствием меры в желаниях, исканиями чувственных удовольствий и расточительностью - активно раскрывалось в сатирах данных поэтов.
1. Аверинцев С.С. Римский этап античной литературы / С.С. Аверинцев // Поэтика древнеримской литературы. - М.: Наука, 1989. - 522 с.
2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебное пособие для вузов / И.В. Алешина. - М.: Фаир-Пресс, 2000. - 384 с.
3. Альбрехт М. История римской литературы: 2 т. / пер. с нем. А. И. Любжина. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2004. - 704 с.
4. Анпеткова-Шарова Г.Г. Античная литература / Г.Г. Анпеткова-Шарова, Е.И. Чекалова. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1980. - 223 с.
5. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А.В. Ахутин. - М.: Наука, 1988. - 208 с.
6. Ашин, Г.К. Доктрина «массового общества» / Г.К. Ашин. - М.: Политиздат, 1971. - 191 с
7. Ашин, Г.К. Миф об элите и «массовом обществе» / Г.К. Ашин. -М.: Международные отношения, 1966. - 160 с.
8. Бархударов Л.С. Язык и перевод / Л.С. Бархударов. - М.:
Международные отношения, 1975. - 240 с.
9. Белл, Д. Массовая культура и современное общество / Д. Белл. - М.: «Америка», 1965. - 275 с.
10. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - Москва: Республика: Культурная революция, 2006. - 268 с.
11. Бокщанин А.Г. Социальный кризис Римской империи в I веке н. э. / А.Г. Бокщанин. - М.: Издательство Московского Университета, 1954. - 239 с.
12. Большая советская энциклопедия. Том 1-66 / Глав. ред. О.Ю. Шмидт, Т. 16. - М.: Большая сов. энциклопедия, 1929. - 864 с.
13. Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк. Поэзия и время. - Саратов: Изд- во Сарат. ун-та, 1993. - 376 с.
14. Брандес М.П. Стиль и перевод / М.П. Брандес. - М.: Высшая школа, 1988. -127 с
15. Брокатов А.М. Античная литература. - М.: Знание, 2014. - 162 с....84