Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическая база исследования и идентичность Грузии 5
1.1. Идентичность Грузии с точки зрения конструктивизма 6
1.1.1. Основные аргументы конструктивизма, «идентичность» и «секьюритизация» 6
1.1.2. Формирование грузинской идентичности 10
1.2. Влияние идентичности Грузии на её внешней политике 11
1.2.1. Дискурс «Историческая территория Грузии» 11
1.2.2. Дискурс «Грузия как часть Европы» 12
ГЛАВА 2. Европейский Союз в Грузии: интересы обеих сторон и история отношении 13
2.1. Геополитическое значение Грузии и цель расширении ЕС 13
2.1.1. Восточное партнёрство 19
2.2. Сотрудничество ЕС и Грузии 25
2.2.1. Сотрудничество в экономических и социальных сферах 25
2.2.2. Сотрудничество в политических и военных сферах 29
ГЛАВА 3. Влияние ЕС на Российско-грузинские отношения 33
3.1. С независимости от СССР (1991) до Революции роз (2003) 34
3.2. В течение Югоосетинского конфликта и во время Пятидневной Войны (2008) 41
3.3. В последнее время (Во время операции России на территории Украине) 44
Заключение 47
Список источников и литературы 49
С распадом Советского Союза было также объявлено об окончании холодной войны. Однако в последующие годы борьба за власть на постсоветском пространстве продолжалась. В таких регионах, как Украина, страны Балтии и Кавказа, где до сих пор сохраняется вышеупомянутая напряженность, продолжается соперничество между Россией, пытающейся обеспечить безопасность границ, и ЕС и НАТО, проводящими политику расширения. В этом контексте важным стал анализ российско-грузинских отношений. Следует принять во внимание, что хотя российско-грузинская война 2008 года длилась пять дней, ее последствия были продолжительными. Можно даже сказать, что эта война вызвала наибольшую напряженность, подобную тому, что произошло на Украине.
Война 2008 года, в ходе которой Россия впервые после холодной войны применила жесткую силу в своих усилиях по восстановлению, стала предвестником подобных интервенций на Украине и в Сирии в последующие периоды. Хотя война между Россией и Грузией была недолгой, ее последствия будут ощущаться еще долгие годы.
В этот период Россия не гнушалась использовать жесткие инструменты для защиты своего ближнего окружения в ситуациях, угрожающих ее безопасности. Кроме того, Грузия действовала в надежде попасть под защиту США и европейских государств в сфере безопасности и даже отправляла с этой целью войска во многие поддерживаемые Европой военные миссии.1 2
Хотя причиной изменения российской политики на Кавказе считается политические цели, российская безопасность также входит в число факторов, вызвавших 2 это изменение.
Расширение НАТО и ЕС воспринимается Россией как геополитическая угроза, а также ставит под угрозу важную роль России в многополярном мире, а значит, и саму многополярную структуру.
На основании всего этого можно указать, что присутствие Европейского Союза в регионе играет важную роль в российско-грузинских отношениях.
Целью выпускной квалификационной работы является оценить степень влияния политики ЕС на динамику российско-грузинских отношений.
Задачами данного исследования являются следующие:
1) показать ключевые мотивы внешней политики Грузии и указать процесс изменении внешнеполитического дискурса Грузии;
2) предоставить информацию о политике расширения ЕС и дать описание партнерства Грузия-ЕС;
3) описывать основные этапы руссо-грузинских отношениях в постсоветском пространстве и анализировать роль ЕС в руссо-грузинских отношениях.
Объектом моего исследования является российско-грузинские отношения. Предметом исследования является основные этапы сотрудничество Грузии и ЕС, которые влияли на российско-грузинские отношения.
Актуальность данного исследования основывается на следующих положениях:
1) процесс интеграции Грузии в ЕС. Связи ЕС и Грузии существуют уже более 25 лет, и сегодня они теснее, чем когда-либо. ЕС является крупнейшим торговым партнером Грузии, и с 2016 года отношения основываются на Соглашении об ассоциации между ЕС и Грузией, которое обеспечивает основу для политической ассоциации и экономической интеграции между ЕС и Грузией.3
2) противоречие с Россией. У Грузии много внутренних и внешних проблем. Но, самой острой проблемой являются отношения с Россией. Это самая главная тема национальной безопасности и, соответственно, внешней политики Грузии.4
3) Расширение ЕС. Политика расширения ЕС приняла свою нынешнюю форму, изменяясь параллельно процессу углубления Союза и новой волне расширения. Особенно последняя волна расширения, в которой участвуют страны Центральной и Восточной Европы, стала новаторским шагом в принятии нынешней формы политики расширения.5
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников, приложений....
Именно национальные интересы формируют внешнюю политику, и определение нации во многом зависит от идентичности и от того, какими другими нациями себя считает нация.
Учитывая, что до Средневековья Европа имела только географическое значение, политическая коннотация термина «Древняя Европа» не имеет особого смысла. Кроме того, формирование идентичности и внешней политики, основанной на идее о том, что для того, чтобы считаться законным и оправданным, необходимо быть европейцем, — это уже не то поведение, которое нам нужно в современном мире. Формируя национальную внешнюю политику такой страны, как Грузия, где география, культура и разные миры соседствуют друг с другом, правильнее делать это на более самостоятельной и рациональной основе. Поиск Грузией партнеров в процессе определения своей внешней политики создает риск того, что международные интересы этих партнеров станут более доминирующими в этом регионе. Это может вызвать конфликт интересов между Грузией и всеми региональными государствами, особенно Россией (которая на самом деле не в пользу грузинского народа) и снижение тенденции к примирению в регионе.
В этом исследовании мы обсудили, как идентичность играет важную роль в формировании внешней политики Грузии. Проекты, осуществляемые совместно с ЕС и «имеющие поддержку Европы», важны на этапе выстраивания Грузией своей российской политики. Как поясняется в этом исследовании, поддержка Евросоюзом Грузии косвенно влияет на российско-грузинские отношения. Тот факт, что Грузия, определяя собственную внешнюю политику, принимает решения по оси своего партнерства с Европейским Союзом, который не является региональной державой, заставляет ее игнорировать собственные реалии и меньше нуждаться в примирении, продолжая отношения с Россия.
Возможность Грузии, чей исторический партнер, сосед и внутренние районы находятся на стороне ее исторического соперника, и эта экспансионистская политика Европейского Союза - вот те моменты, которые Россия принимает во внимание при разработке своей политики в отношении Грузии. Не только европейская идентичность, но и институциональное (и, возможно, военное) присутствие ЕС, столь стратегически близкое к России (через идентичность), играет решающую роль в российско-грузинских отношениях.
Вдобавок ко всему этому политика, созданная и реализуемая при поддержке Европейского Союза, который является внешним игроком, ставит под угрозу суверенитет грузинского государства.
Эффективность Европейского Союза в регионе приводит к игнорированию региональных интересов и вредит развитию и продолжению отношений между Россией и Грузией в их естественном русле.
1. Government’s Structural Reforms Launched, Civil Georgia Report (13 February 2004) URL: www.civil.ge (дата обращения: 27.05.2022)
2. ‘Saakashvili vows Improvements with Drastic Measures,’ Civil Georgia Report URL: www.civil.ge (Дата обращения: 28.05.2022)
3. ALPTEKIN, G. 2008 Rusya-Gurcistan Sava§i ve Sava§ Sonrasi Buyuk ve Bolgesel Guglerin Tepki ve Politikalari / G. ALPTEKIN URL: https://dergipark.org.tr/tr/pub/rusad/issue/67783/1030621 (дата обращения: 15.05.2022).
4. Avrupa Birligi’nin Geni§lemesi URL: https://www.ab.gov.tr/avrupa-birliginin- genislemesi 109.html (дата обращения: 15.05.2022).
5. Beachain, D. O. Coene, F. Go West: Georgia's European identity and its role in domestic politics and foreign policy objectives. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/nationalities-papers/article/abs/go-west- georgias-european-identity-and-its-role-in-domestic-politics-and-foreign-policy- objectives/AB309EDA6F4E1E4D25C97F00DCFF7973 (дата обращения: 15.05.2022)
6. BTI 2020 Country Report Georgia URL: https://www.btiproject.org/content/en/downloads/reports/country_repor t_2020_GEO.pdf (дата обращения: 17.05.2022)
7. Civil Georgia Report, ‘National Security Concept Finalised’ (15 May 2005) URL: www.civil.ge (дата обращения: 27.05.2022)
8. Civil Georgia Report, ‘Putin: Military Presence in Georgia not important for Russia’ URL: www.civil.ge (Дата обращения: 27.05.2022)
9. Ensuring Further Ties With EU Will Be Government’s Strategic Goal URL: https://agenda.ge/en/news/2020/4003 (дата обращения: 17.05.2022)
10. EU Report: Georgia successfully delivering on its reform commitments URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP 17 4462 (дата обращения: 27.05.2022)
11. European Union and Georgia: Stronger Together // URL: https://eu4georgia.eu/eu-and- georgia/ (дата обращения: 15.05.2022).
12. Georgia, Moldova Formally Apply For EU Membership Amid Russia's Invasion Of Ukraine URL: https://www.rferl.org/a/georgia-moldova-eu-applications/31734092.html (Дата обращения 27.05.2022)
13. Gert, K. West German Ostpolitik and German Question / K Gert // Journal of Peace Research -1991 № 28
14. Interview with Baramidze by Ken Stier, Eurasia Insight URL: www.eurasianet.org (дата обращения: 27.05.2022)
15. Jawad, P. Europe's new neighborhood on the verge of war: what role for the EU in Georgia? (PRIF Reports, 74). URL: https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar- 284699 (дата обращения: 17.05.2022)...69