ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования концепта 8
1.2. Понятие языкового сознания и языковой картины мира 8
1.2 Дух народа как картина мира в языке 17
1.3. Концепт как составляющая национального мировоззрения 18
1.4. Идеальная сущность: чувственные и умственные образы 21
Выводы 24
Глава 2. Слова ПОДВИГ и ЖЕРТВА в словарях и в текстах НКРЯ 26
2.1. Анализ лексикографического описания слов ПОДВИГ и ЖЕРТВА 26
2.1.1. Подвиг 26
2.1.2. Жертва 30
2.2. Анализ контекстов употребления (по данным НКРЯ) 34
2.2.1. Подвиг 35
2.2.2. Жертва 40
Выводы 50
Глава 3. Анализ контекстов употребления слов, реализующих концепты
подвиги ж ерт ва в романе Д. Гранина 52
3.1. Концепт подвиг, контексты реализации 52
3.2. Концепт жертва: контексты реализации 62
Выводы 79
Заключение 80
Использованная литература 82
Источники 82
Справочная литература 82
Научная литература 83
Мировосприятие определяется как система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации1.
Данное исследование направлено на изучение принципиально важных для русского национального сознания концептов «подвиг» и «жертва» в художественном тексте участника Великой Отечественной войны Д. Гранина и соотнесенность данных Национального корпуса русского языка2 (а именно, публицистикой 2000-2021 годов) с выявленными в художественном тексте значениями и коннотациями.
Термин «концепт», введенный в философию Абеляром в связи с анализом проблемы универсалий, Ю. С. Степанов определяет следующим образом: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека»3. Концепты «подвиг» и «жертва» присутствуют в мировой литературе, начиная с древних времен и заканчивая современностью.
Представления современного русского человека о подвиге и жертве тесно связаны с героизмом участников Великой Отечественной войны.
Действительно, солдаты того времени, защищая родную землю, жертвовали жизнью, здоровьем, личным благополучием.
Актуальность исследования. «Жертва» и «подвиг» являются национально значимыми концептами для русского народа как народа-победителя в Великой Отечественной войны.
Исследовательской базой работы выступили работы «Язык и философия культуры» В. фон. Гумбольдта4, «Философия имени» С.Н. Булгакова5, труды В. В. Колесова6, «Национальные образы слова» Г. Гачева7.
Объект исследования — концепты в современном художественном тексте.
Предмет исследования — лексика, интерпретирующая понятия «подвиг» и «жертва» в современном художественном тексте.
Цель работы - исследовать экспликацию концептов «подвиг» и «жертва» в современном художественном тексте на фоне их экспликации в современном публицистическом тексте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) на основе анализа научной литературы определить особенности формирования концептов «подвиг» и «жертва» в русском языке;....
Концепт является «первосмыслом»1. В «язык как систему» входят слова, образующие в каждом данном языке свою очень сложную систему, схемы или правила построения различных языковых единств - все это, конечно, социальное, а не индивидуальное, хотя и базируется на реальной «речи» членов данного коллектива2.
Анализ романа Д. Гранина «Мой лейтенант» и контекстов корпусных художественных текстов за последние два десятилетия (НКРЯ) позволяет дать анализ экспликации концептов «жертва» и «подвиг» в современных русских художественных текстах.
Смысл слова «подвиг» в большинстве случаев заключается в совершении сложного поступка в сложной ситуации, героическом и полном мужества. Это первый концепт слова, которое эксплицирует концепт. Ассоциативно слово подвиг связано представлением о мужестве, героизме, отваге, войне, жертве. В современных русских художественных текстах концепт «подвиг» эксплицируется в описаниях мужественнго и героического поступка в условиях войны (чрезвычайно сложных условиях), что предполагает соотнесение с концептом жертвы, т.е. данные концепты взаимосвязаны.
Концепт «жертва» означает «подвергнуться насилию, травмам, добровольному посвящению». Но, анализируя тексты, мы можем сделать вывод, что в современном русском художественном тексте концепт «жертва» предполагает гибель в условиях войны (чрезвычайно сложных обстоятельствах) во имя жизни и свободы Родины.
1. Апресян Ю.Д. О языке толкований и семантических примитивах // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. Т. 53. № 4. 1994. С. 27-40.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного
описания//Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37-67.
3. Арнольд И.В. Современные лингвистические теории взаимодействия системы и среды // Вопросы языкознания. М., 1991. № 3. С. 118-126.
4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.-341 с.
5. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. Антология / Под. общ. ред. д. ф. н., проф. В. П. Нерознака. М., 1997. С. 267-279.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: автореф. дисс. ... доктора филол. наук. Воронеж, 1998. 41 с.
7. Бикертон Д. Введение в лингвистическую теорию метафоры // Теория метафоры: Сборник / Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз./ Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс. С. 284-306.
8. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 25-36.
9. Булгаков С. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. Философия имени. Икона и ик онопочитание. М: Искусство; СПб: Инапресс, 1999. С. 13-175.
10. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.
11. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1990.
12. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные труды по русскому языку. М., 1959. С. _-_.
13. Водяха А.А. Эмоциональная рамка высказывания // Эмотивный код языка и его реализация: кол. монография / ВГПУ. Волгоград: Перемен а, 2003.
14. Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского гос. технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17, вып. 2. Краснодар, 2003. С. 268-276.
15. Гачев Г. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский. Бол гарский. Киргизский. Грузинский. Армянский. М.: Советский писатель, 1988. 233 с.....65