Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семантическое поле тревоги в русскоязычной литературе первой трети XX века

Работа №142521

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты феномена тревоги в психологии и
философии 7
1.1 Смысл тревоги 7
1.2 Понятие тревоги в экзистенциальной философии 10
Глава 2. Теоретическое обоснование изучения языка тревоги 16
2.1 Концептуализация тревоги 16
2.2 Первичность цели в метафорах тревоги 23
2.3 Как работает «модель» чтения 25
2.4 Ментальные модели персонажей 27
2.5 Текст как медиум языка тревоги 30
Глава 3. Язык тревоги в «Египетской марке» Мандельштама и
«Зависти» Олеши 36
3.1 Системы метафор в «Египетской марке» и «Зависти» 36
3.2 Метафорическое значение пространства 45
3.3 Жертвоприношение и физиологические метафоры 54
3.4 Поэтика травмы 57
3.5 Метафоры смерти в «Египетской марке» 60
Заключение 65

Тревога является объектом изучения многих областей знаний, в том числе философии, психологии и литературы. Эта тема может быть изучена как внутри одной дисциплины, так и на стыке нескольких. Проявления тревоги с начала XX века можно заметить чуть ли не во всех сферах искусства. В литературе этот феномен приобретает особое выражение, поскольку способом реализации тревоги в художественном тексте является непосредственно слово, таким образом, становится возможным воспроизведение особого состояния мыслей и мироощущения человека, испытывающего это чувство. Данная работа посвящена исследованию проявлений тревоги в поэтике русского модернизма, в литературе, отражающей переживания глобальных исторических событий.
Актуальность данной работы выражена в поиске истоков тревоги в начале XX века, в периоде, когда для культуры этот глобальный феномен, захвативший исследования сейчас, был скорее скрытым и менее обсуждаемым, чем в наше время. Таким образом, становится возможным говорить о языке тревоги, что означает закрепление за свойствами этого языка в исследуемых произведениях характерных особенностей. Выявлением этих особенностей в «Египетской марке» и «Зависти» занимается данная выпускная квалификационная работа. За счет рассмотрения тревоги со стороны нескольких дисциплин, становится возможным разговор о ее природе и проявлениях.
Объектом исследования данной работы служат причины и способы проявления тревоги в русскоязычной литературе первой трети XX века. Предметом исследования является поэтика повести «Египетская марка» Осипа Мандельштама и романа «Зависть» Юрия Олеши.
Работа ставит целью проследить причины появления тревоги и способы выражения этого чувства в поэтике произведений. Не менее важной целью работы, а возможно и более значимой является изучение роли метафор и метафорических концептов в реализации этого феномена в текстах. Еще одной целью работы становится поиск схожих особенностей в поэтике исследуемых произведений, касающихся непосредственно изображения и передачи чувства беспокойства. В частности, особый интерес представляет детальное изучение героев произведений, их характера, ценностей и способа мышления, до какой степени это позволяет сделать текст и научный материал. В работе выдвигается предположение, что разделение концептуализации тревоги в русском языке на явную и скрытую обусловлено ее нейрофизиологическими аспектами и является основой для изображения этого состояния в художественном тексте. Еще одно из немаловажных предположений, выдвигаемых в процессе работы, заключается в том, что существуют метафорические концепты, наполняющие человеческое мышление, устную и письменную речь, которые способны запечатлеть и передать тревогу. Работа предполагает, что тревога, получившая значительное место в искусстве и культуре XX века вывела на первый план определенные структурные метафоры, реализованные в «Египетской марке» и «Зависти». Выдвигается гипотеза, что метафорические концепты, замеченные в тексте, могут быть связаны с причинами тревоги героев повести и романа, обусловленными глобальными историческими событиями, влияющими на жизнь этих героев как представителей «уходящего века».
Методы исследования работы включают семантический и лингвостилистический анализ, применение теорий когнитивной поэтики. Среди методологических особенностей данной работы также можно указать анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и различные другие методы познания. Научной базой работы являются статьи и книги в области когнитивной поэтики, когнитивной лингвистики и теории метафоры таких авторов как Дж. Лакофф и М. Джонсон, М. Брун, К. Оутли, М. Тернер. Среди использованных научных работ важную роль играет статья в области В. А. Успенского в области лексикологии. Работа опирается на воззрения психолога Ролло Мэй о тревоге и его книгу «Смысл тревоги», на философские труды С. Кьеркегора и М. Хайдеггера, посвященные этому феномену. Выбор данного методологического материала обусловлен тем, что в онтологиях данных мыслителей тревога приобретает актуальное XX веку значение, а именно, рассматривается как неотъемлемый аспект бытия человека, поэтому применение экзистенциальной философии к изучению героев произведений может быть особенно плодотворно. Используются теории Ю. М. Лотмана, Р. Барта. Непосредственно в практической части задействован материал из книг, посвященных филологическому и литературоведческому анализу авторства таких современных исследователей как А. К. Жолковский, О. А. Лекманов, М. Н. Липовецкий, с разных сторон рассматривающих проблемы интересующих произведений, также используются и многие другие статьи и диссертации современных ученых.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выводы данной выпускной квалификационной работы стоит привести как в отношении теоретической части, так и в отношении практической. Стоит заметить, что вывод для первой части первой главы демонстрируется по большей части в содержании второй главы. Также необходимо подчеркнуть, что теоретическая составляющая, описанная в первой главе, несет в себе терминологический аппарат, использованный во второй главе работы. Далее приведены выводы, касающиеся первой части первой главы в отдельности:
• Тревога является реакцией на опасность, которая угрожает сущностным основам личности
• Тревога лишена объекта и маркирует возможности движений бытия человеческого существования, при этом будучи выраженной в характерном эмоциональном состоянии
• Стоящая на первом месте в культуре необходимость повышения своего социального статуса и зависимость от других людей являются наиболее важными причинами тревоги, раскрывающимися в XX веке
• В философии Серена Кьеркегора понятия свободы и выбора сопровождаются понятием тревоги, в корне которого лежит страх перед смертью
• Место тревоги в феноменологии Мартина Хайдеггера во многом обусловлено концепцией Кьеркегора, и указывает на конфронтацию свободы и зависимости существования человека от мира других людей
Выводы по второй части теоретической главы:
• «Метафорический концепт» Лакоффа и Джонсона содержит принципы «вещественной коннотации» Успенского
• Вещная коннотация существительного «тревога» в русском языке схожа с вещной коннотацией существительного «страх», однако «тревога» также заимствует «вещные коннотации» или «метафорические концепты» у нескольких «источников»
• Метафорическая концептуализация тревоги в русском языке разделена на две части, где вещная коннотация «спрут» направлена на выражение состояния, а язык тревоги направлен на изображение мыслей
• «Цель» в метафорах тревоги первична по отношению к «источнику», что доказывается тем, что «цель» будет распознана даже в отсутствие ее упоминания в поэтической метафоре
• Язык тревоги способен быть реализован ну уровне «схем» в сознании читателя
• Знания об эмоциональном состоянии героев произведений читатель получает благодаря процессу «отзеркаливания», в основе которого лежит эмпатия
• Психологические точки зрения в тексте также способствуют «заражению» чувством
Наиболее важные следствия работы, касающиеся первой главы, посвященной методологии работы смогли быть обнаружены и продемонстрированы во второй главе, благодаря применению теоретических знаний на практике, а именно в ходе лингвостилистического анализа произведений и применения теории когнитивного подхода к метафоре Дж. Лакоффа и М. Джонсона, теории двунаправленности в метафоре М. Бруна и модели чтения К. Оутли к тексту, а также распространения философского концепта тревоги у Кьеркегора и Хайдеггера на исследуемые художественные тексты. Среди выводов, касающихся применения теорий к тексту стоит отметить следующие:
• Системные метафоры в «Египетской марке» и «Зависти» мотивно связаны с тревогой
• Метафорические концепты, замеченные в тексте, связаны с причинами тревоги героев повести и романа, обусловленными глобальными историческими событиями, влияющими на жизнь этих героев как представителей «уходящего века»...


1. Аксенова А. А. Пространство в романе Юрия Олеши «Зависть» / А. А. Аксенова - М: ЛитРес: Самиздат, 2020. - 68 с.
2. Афанасьева А.С. Система мотивов в произведениях Ю. Олеши 20-х гг. // Вестник ТГПУ. Серия: История, филология. - 1997. - Вып. 1. - С. 40­44.
3. Барт Р. Нулевая степень письма / Р. Барт // Нулевая степень письма: Пер. с фр. / Под ред. Г. К. Косикова - М.: Академический Проект, 2008. - 431 с. - (Философские технологии). - С. 51-114.
4. Берковский, Н. О прозе Мандельштама / Н. Берковский. // Мир, создаваемый литературой. - М. : Советский писатель, 1998. - С. 260-301.
5. Большой психологический словарь: словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Прайм -Еврознак, 2006. - 672 с.
6. Высоцкая Ю. С. Бытие как творчество в «Египетской марке» О. Мандельштама (к вопросу о стилевом своеобразии повести) // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2014. №5. URL: https://eyberleninka.ru/artiele/n/bytie-kak-tvorchestvo-v- egipetskoy-marke-o-mandelshtama-k-voprosu-o-stilevom-svoeobrazii- povesti (дата обращения: 21.04.2022).
7. Высоцкая Ю. С. Значимое отсутствие: метафоры пустоты в прозе О. Мандельштама («Египетская марка») [электронный ресурс] // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/znachimoe - otsutstvie-metafory-pustoty-v-proze-o-mandelshtama-egipetskaya-marka (дата обращения: 20.04.2022).
8. Гаспаров, М. Поэт и общество: две готики и два Египта в поэзии О. Мандельштама / М. Гаспаров. // «Сохрани мою речь». - 2000. - Вып. 3 ч. 1. - С. 25-41.
9. Жиличева Г. А. Природа художественности романа Ю. К. Олеши «Зависть» // Сибирский филологический журнал. 2004. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-hudozhestvennosti-romana-yu-k- oleshi-zavist (дата обращения: 20.04.2022).
10. Жолковский К. А. Блуждающие сны и другие работы. / К. А. Жолковский. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. - 428 стр.
11. Калинина Е. Роль вещей в романе Ю.Олеши «Зависть» / Е. Калинина // Актуальные проблемы литературоведения. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 88­91.
12. Камильянова, Ю. М. Столкновение идеи в повести Ю. К. Олеши «Зависть» / Ю. М. Камильянова. // Поэтика русской прозы ХХ века. - Уфа, 1995. - С. 110-115.
13. Кьеркегор, Серен. Страх и трепет/ Пер. с дат. - Изд. 2-е, дополненное и
исправленное. - М.: Культурная революция, 2010. - (Классики
современности). - 488 с.
14. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
15. Лекманов, О. Семинар "Египетская марка" / О. Лекманов. - Видео : электронный // Эшколот : [сайт]. - URL: https://eshkolot.ru/zapisi/43059 (дата обращения: 12.04.2022)....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ