Введение 2
ГЛАВА 1. Проблема амплуа. История вопроса 5
1.1. Истоки амплуа 5
1.2. Амплуа во времена театра Актера 10
1.3. Режиссерский театр и амплуа 13
ГЛАВА 2. А.Н. Островский и система амплуа 17
2.1. Теоретические взгляды драматурга 17
2.2. Комедия «Свои люди сочтемся»(1850) 20
2.3. «Бедность не порок» (1854) 27
2.4. «Доходное место» (1857) 35
2.5. «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) 43
2.6. «Горячее сердце» (1869) 53
2.7. «Волки и овцы» (1875) 63
2.8. Психологическая драма «Бесприданница»(1878) 70
Заключение 84
Список использованной литературы 86
Данная работа посвящена преломлению в творческом сознании А.Н. Островского системы амплуа — одного из важнейших и наиболее устойчивых в профессиональной театральной практике средств характеристики и типизации.
Актуальность исследования. Обращаясь к тому или иному виду искусства, можно обнаружить «специальные» и — на первый взгляд — довольно узкие категории, которые являются важнейшими механизмами творческого процесса. Изучение подобных феноменов представляется плодотворным, поскольку позволяет наиболее полно раскрыть авторский замысел, а также проследить диалог с традицией предшествующих культурных эпох. В круг подобных явлений, на наш взгляд, входит система театральных амплуа.
Амплуа на протяжении значительного отрезка истории русского профессионального драматического театра, в том числе в так называемую «эпоху Островского», была непременным элементом, организационным механизмом театра. Такое пограничное положение категории амплуа, применяющейся и в сфере театрального искусства, и в литературе, повлекло за собой необходимость применения в данном исследовании междисциплинарного подхода, методик разных гуманитарных наук.
В целях создания объемной картины анализируемого явления в качестве объекта исследования выбраны следующие пьесы Островского: «Свои люди
• сочтемся», «Бедность не порок», «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Волки и овцы» и «Бесприданница». Предметом исследования является система амплуа и ее применение в творчестве драматурга.
Цель данной работы заключается в том, чтобы определить значение системы амплуа для Островского как художника, выявить функционирование данной категории в сознании драматурга и в его драматургии.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• проследить историю бытования системы амплуа в театральной мысли, показать разноголосицу взглядов на это явление театральной жизни, проблемный характер этого феномена;
• рассмотреть взгляды Островского на проблему сценического амплуа;
• раскрыть специфику функционирования системы амплуа на материале пьес разных жанров и периодов в творчестве Островского.
Научная новизна предлагаемого исследования обусловлена тем, что в науке отсутствуют обобщающие работы по данной проблеме. Ценными для осмысления феномена и истории амплуа оказались диссертации А.Н. Голубовского и Н.В. Пахомовой, подходы к изучению данной проблемы Ю.М. Барбоя, работа о генезисе режиссуры С.В. Владимирова, а также актерские мемуары. Много интересных выводов об использовании амплуа Островским содержится в трудах А.И. Журавлевой.
Таким образом, в ходе настоящего исследования было показано, что взгляды
А.Н. Островского на систему амплуа формировались в условиях
непосредственной включенности в театральную систему, которая была
основана на амплуа. Драматург творил в то время, когда сценической формой
был театр Актера, в котором деление ролей и исполнителей на амплуа имело
структурно-организационную функцию.
Проблема амплуа занимала существенное место в сознании Островского.
Драматург выступал за сохранение системы амплуа, стремился
проблематизировать это явление, подтверждение чему можно найти в его
переписках, статьях и речах. Островский вводит в свои пьесы героев из
актерской среды и вкладывает в их речи суждения об амплуа, отражающие
состояние и актуальные вопросы современной ему театральной сцены.
Драматург полагал амплуа свойством, внутренне присущим театру, в
особенности комедийным жанрам.
Вместе с тем применение амплуа или отказ от него в произведениях
Островского тесно связаны с решением конкретной художественной задачи и
выполняют определенные функции. Уже в первых пьесах драматурга
наблюдается существенное расхождение между каноническим амплуа и его
конкретной реализацией в произведении — ролью, и данный прием несет в
себе важнейшую семантическую нагрузку. В сатирических комедиях
использование амплуа соответствует утрированному изображению
действующих лиц и обстоятельств и способствует усилению сатирического
эффекта. При этом отступление от амплуа является средством выделения
конкретного — обычно центрального - героя из изображаемой среды.
Героям народных комедий характеристики-амплуа даны в целях придания той
меры условности, которая в соответствует фольклорным принципам
представления персонажей (герой, злодей и т.д.). Вынесение за скобки данной
техники в психологический драме «Бесприданница» также объясняется
жанровой природой этого произведения и целями, который ставил перед
собой драматург, но ни в коем случае не говорит об изменении взглядов на феномен амплуа или полного отказа от его применения. Достаточно
проанализировать пьесы, созданные после драмы («Сердце не камень»,
«Красавец мужчина» и др.), где мы снова встречаем узнаваемые типы.
В театре Островского довольно редко встречаются амплуа в их
каноничном, чистом виде, особенно в связи с центральными героями.
Драматург привносит в амплуа новые, не присущие им до этого черты.
Некоторые типы ролей в его произведениях (высокий герой, старуха)
переживают существенные мутации, отдаляясь от образца. Драматург
старается актуализировать наполнение понятия «амплуа», привнести в него
новые черты, и это позволяет вдохнуть жизнь в созданные им типы,
максимально приблизить их к современной действительности.
Большой энциклопедический словарь / Гл. ред.: Прохоров А.М.. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М., С.-Пб.: Большая Рос. Энцикл., Норинт, 1997. -
1456 c.
2. Муратова К.Д. Библиография литературы об Островском, 1847-1917.-
Л., 1974. - 284 с.
3. Пави П. Словарь театра. Перевод с фр. Под ред. К. Разлогова. М., 1991.
- 522 с.
4. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. / гл. науч. ред. Н.Д.
Тамарченко. – М. : Изд-во Кулагиной — Intrada, 2008. - 357 с.
5. Театральные термины и понятия: Материалы к словарю / Сост. С. К.
Бушуева, А. П. Варламова, Н. А. Таршис, ред. А. П. Варламова, А. В.
Сергеев. - СПб., 2005. Вып. 1. - 250 с.
Критическая литература:
1. Аверкиев Д.В. О драме. - СПб, 1878. - 388 с.
2. Аксенов И.А., Бебутов В.М., Мейерхольд В.Э. Амплуа актера. М.,
1922. - 14 с.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977. -
89
208 с.
4. Аникст А.А. Теория драмы в России. От Пушкина до Чехова. -
М., 1972. - 642 с.
5. Антропов Л.Н. Театральные заметки // «Заря». - 1869. - № 1. - С.
174-180; № 5. С. 183-193.
6. Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам
А.Н. Островского. - М., 1993. - С. 11.
7. Барбой Ю.М. К теории театра. СПб: СПбГАТИ, 2008. - 237 с.
8. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. - Л.,
1988. - 201 с.
9. Байнова Т.С. Елагин “Стат”. Реформы театрального дела 1766 г. и
их влияние на балетную труппу // Вестник АРБ, 2008 №2 (20). С.
159-175.
10. Белинский В.Г. Петровский театр. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.,
1952. Т. 2.
11. Бентли Э. Жизнь драмы. - М., 2004. - 406 с.
12. Берков В.П. Русская народная драма XVII — XX вв. - М.,
1953. - 356 с.
13. Билинкис Я.С. Человек без нравственных ограничений (Опыт
А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты») /
Я.С. Билинкис // Анализ драматического произведения: межвуз.
сб. / под ред. проф. В.М. Марковича. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та,
1988. С. 212-226.
14. Боборыкин П.Д. Театральное искусство. СПб, 1872. - 406 с.
15. Богданов В.П. «Крапивенное семя»: чиновничество и российская саморефлексия // Диалог со временем. 2011. Вып. 37. С. 101-125....91