Введение 3
Описание исследования 3
Вопросы и цели исследования 4
Значимость и актуальность исследования 6
Обзор структуры диссертации 7
Глава 1. Особенности восприятия объемно пространственной композиции и
экспонируемых объектов искусства 9
1.1 Особенности восприятия экспонируемых объектов искусства 9
1.2 Принципы восприятия объемно-пространственных форм 15
1.3. Истоки и формирование принципов музейно-выставочного дизайна 18
Глава 2. Истоки и развитие выставочного дизайна 23
2.1 Формирование принципов музейного и выставочного дизайна 23
2.2 Значимые примеры экспозиционного дизайна ХХ века 25
Фредерик Кислер. Выставка как галактика 25
Марсель Дюшан. Диалог пространства и произведений 29
Франко Альбини. Выставка как место взаимоотношений 31
Понтюс Хюльтен. Пространство как произведение искусства 35
Лина Бо Барди. Выставка как праздник 36
Глава 3. Современные тенденции выставочного дизайна. Разбор значимых
современных проектов 43
3.1 Разбор современных подходов в выставочном дизайне 43
3.2. Роль куратора дизайнера и архитектора в конструировании современного
выставочного пространства 57
3.3. Разбор удачных примеров современного выставочного дизайна 61
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Описание исследования.
Предпосылки и контекст исследования данной диссертации заключаются в том, что выставочное пространство становится все более важным элементом в восприятии современного искусства. Хотя выставки, как правило, предназначены для демонстрации произведений искусства, то, как построено выставочное пространство, также может оказать значительное влияние на взаимодействие зрителя с экспонируемыми объектами и их значениями. Таким образом, данная диссертация направлена на изучение взаимосвязи используемых подходов в работе с выставочным пространством и вовлеченностью в восприятие нарратива экспозиции.
В ней будет рассмотрено, как дизайн и планировка выставочного пространства могут повлиять на восприятие зрителем произведений искусства, и как кураторы могут использовать выставочное пространство для создания более вовлеченного восприятия. Исследование будет опираться на ряд теоретических и практических источников, чтобы глубже понять роль, которую играет выставочное пространство в формировании взаимодействия зрителя с современным искусством. В этой главе будет представлен краткий обзор текущего состояния исследований по данной теме и сформулированы исследовательские вопросы и цели, которыми руководствуется данное исследование.
Безусловно. В последние годы растет интерес к роли, которую играет выставочное пространство в восприятии современного искусства. Художественные выставки - это уже не только демонстрация произведений искусства, но и создание особой атмосферы или среды, которая может повлиять на взаимодействие зрителя с выставленными произведениями. Эта тенденция отражается в растущем внимании к дизайну выставок и кураторским стратегиям, которые используют пространство для улучшения восприятия произведений искусства зрителем. Например, использование различного освещения, звука и пространственного расположения может существенно повлиять на восприятие и взаимодействие зрителя с произведениями искусства. Кроме того, использование технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, открыло перед кураторами новые возможности для создания иммерсивных и увлекательных экспозиций.
Несмотря на растущий интерес к роли выставочного пространства в формировании зрительского восприятия современного искусства, еще многое предстоит изучить и понять в отношении того, как может быть сконструировано экспозиционное для создания более вовлеченного зрительского опыта. Цель данной диссертации - внести вклад в эту область исследований, изучив взаимосвязь между выставочным пространством и вовлеченностью на выставках современного искусства. Опираясь на ряд теоретических и практических источников, диссертация позволит глубже понять, как выставочное пространство может быть использовано в качестве инструмента для формирования взаимодействия зрителя с экспонируемыми произведениями искусства. В конечном счете, это исследование даст понимание и рекомендации, которые могут быть использованы кураторами и дизайнерами выставок для создания более вовлекающего и захватывающего выставочного опыта...
Проведенное исследование экспозиционного дизайна музеев и выставочных залов позволило рассмотреть и проанализировать теоретичесике основы, становление и современные подходы экспозиционного дизайна, его эволюцию до самостоятельного вида экспозиционной деятельности современного музея. Проанализированы значимые успешно реализованные приемы работы с выставочным пространством. Конструирование выставочного пространства в современной музейно-выставочной деятельности представляет собой архитектурные и дизайнерские находки и решения, предназначенные максимально интерактивного взаимодействия зрителя с предметами искусства и создание вовлеченного опыта.
Понятие "дизайн экспозиции" в современной музееведческой терминологии понимается как "искусство средового проектирования, использующего комплекс проектировочных, конструктивных, технологических и других средств для создания художественно образного строя выставок"
В ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что в противостоянии контейнер (выставочный дизайн) - содержание (экспонируемые объекты искусства) контейнер обретает самоценность и вступает в равный диалог с содержанием. Однако в случае удачной реализации всегда направлен на раскрытие деталей нарратива экспозиции, кураторского концепта и создание погружающей атмосферы.
При рассмотрении значимых проектов выявлено, что решение по созданию уникального выставочного дизайна и проработки пространства в большинстве случаев выигрывает подходу по применению стандартных монотипных сборно-разборных конструкций. Эксперимент выигрывает унификации и создает запоминающийся эмоционально-соматический опыт переживания выставочного пространства.
В то же время, подходы к проектированию постоянных музейных экспозиций, разрабатываемых на протяжении продолжительного временного периода, отличаются более основательным и консервативным подходом. Они учитывают комплекс факторов, которые воздействуют на процесс художественного и эстетического восприятия человека, а также его способность воспринимать определенное количество информации.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что современные экспозиционные проекты проявляют открытость к различным толкованиям и идейным интерпретациям, они предельно творческие и направлены на активное участие зрителя, стимулируют его к сотрудничеству. Однако, необходимо учитывать, что новшества, эксперименты и открытия в области создания современных выставочных экспозиций базируются на теоретических разработках и долговременно утвердившихся принципах проектирования.
Современный выставочный дизайн обладает рядом характеристик, которые обеспечивают его актуальность. Среди них можно выделить функциональность, информативность, коммуникативность, интерактивность и экспрессивность. Каждая из этих характеристик играет важную роль в формировании целостного восприятия выставочного пространства зрителем. Так, функциональность обеспечивает оптимальную организацию пространства и эффективное использование выставочной площади, информативность позволяет передавать необходимую информацию о выставке, коммуникативность обеспечивает взаимодействие зрителя с экспозицией, интерактивность стимулирует активное участие зрителя в процессе восприятия, а экспрессивность позволяет выразить идею и концепцию выставки в наиболее яркой и запоминающейся форме.
Специалисты в области дизайна и кураторы музеев и выставочных залов стремятся находить и разрабатывать собственные оригинальные подходы к созданию экспозиционных комплексов с целью привлечения посетителей с новым, современным мышлением, в котором объединяются логическое и образное мышление, интеграция понятийного и наглядного, а также формирование интеллектуального образа и чувственного моделирования.
Креативность, которая присуща современной
экспозиционно-выставочной деятельности, и внедрение новых форм и методов при разработке дизайна экспозиции направлены на качественное улучшение восприятия экспозиционного материала и задумки автора посетителями. Это позволяет создавать уникальные и запоминающиеся впечатления, активно вовлекая посетителей в процесс восприятия и интеракции с экспозицией.
Исследования показывают, что осознанное применение передовых цифровых и мультимедийных технологий в дизайне экспозиции существенно улучшает ее информационные и коммуникативные возможности. Эти технологии способствуют более глубокому раскрытию потенциала подлинных музейных объектов и предметов...
1. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 568 с.
2. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XI века. М.: НИИ культуры, 1989. 256 с.
3. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва : Медиум, 1996. 239 с.
5. Бонет Л. Дизайн выставок Рип-холдинг. М., 2006. 216 с.
6. Брайан ОДогерти. Внутри белого куба. Москва: АдМаргинем Пресс, 2015. 86 с.
7. Буррио Н. Реляционная эстетика / Постпродукция. Ad Marginem. Серия GARAGE Pro, 2016.216 с.
8. Бхаскаран Д. Дизайн и время. Арт-родник. 2007. 256 с.
9. Веселицкий О. В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций // ВМ. 2010. №1.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-isuschnost-hudozhestvennogo-proe ktirovaniya-muzeynyh-ekspozitsiy (дата обращения: 03.10.2022).
10. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Техносфера, 2005. 250 с.
11. Гельфонд A.JI. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2006. 345 с.
12. Дёмкина Д.В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ: дис. Барнаул, 2012. 156 с.
13. Дёмкина Д.В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ: дис. Барнаул, 2012. 156 с.
14. Дукельский В. Ю. Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование. 63 с.
15. Дуцев М.В. Концепция архитектуры современного центра искусств: диссертация. Нижний Новгород, 2005. 249 с...70