Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


От османизма к нео-османизму: интегративные идеологические концепции в Османской империи и Республиканской Турции (вторая половина XIX - начало ХХХ вв.)

Работа №142477

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 Интегративные идеологические концепции в Османской империи во второй половине XIX - начале XX веков 10
1.1. Общие исторические предпосылки и этапы формирования
идеологических концепций 10
1.2. Формирование концепции османизма 14
1.3. Пресса «Новых османов» 26
1.4. Формирование концепции панисламизма 30
1.5. Формирование концепции пантюркизма 42
ГЛАВА 2 Интегративные идеологические концепции в Республиканской
Турции в XX - начале XXI веков 52
2.1. Пантюркизм в Республиканской Турции 52
2.2. Кемализм: отражение принципов интегративной концепции в
конституции Турецкой Республики 1982 года 54
2.3. Трактовка термина «нео-османизм» 56
2.4. Зарождение нового политического курса нео-османизма при Тургуте
Озале 60
2.5. Концепция нео-османизма в работах Ахмета Давутоглу 66
2.6. Концепция нео-османизма на современном этапе 73
Заключение 77
Список используемых источников и литературы 81

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время в исторической науке, а именно в истории Османской империи, особый интерес представляют ключевые интегративные политические концепции, получившие свое развитие на рубеже XIX и XX столетий, а также современный вектор развития внешней политики Турецкой Республики, который в последние десятилетия неразрывно связан с политической идеологией нео-сманизма. В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены политические доктрины османизма, панисламизма и пантюркизма, были рассмотрены положения идеологии кемализма, а также нео-османизма.
Для подробного анализа данных интегративно-политических течений и интегративно идеологических концепций в данной работе были рассмотрены следующие аспекты и темы. Во-первых, была проанализирована политика османского правительства в отношении мусульманских и немусульманских народов, проживающих на территории Османской империи в период второй половины XIX века. Также рассмотрению подлежали ключевые причины появления в среде османской интеллигенции и правительства Порты идей о формировании и развитии идей доктрины османизма. Предпринятые правительством попытки по объединению всех жителей государства под подданством султана вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности и стремление установить единое понятие османского подданства для всех жителей Османской империи приходятся именно на вторую половину XIX века. Именно в этот период усилиями многих османских государственных деятелей происходит формирование политической концепции османизма. Правительство пыталось предотвратить и остановить ряд освободительных движений среди христианских народов. Элементы османизма четко прослеживаются как во многих законодательных актах Османской империи периода Танзиматских реформ (1839-1871), так и в конституции 1876 года. Положения конституции 1876 года представляют особое значение для изучения вопроса формирования не только политической концепции османизма, но и других доктрин - кемализма и нео-сманизма в последующем столетии.
Расцвет политической идеологии панисламизма происходит с приходом к власти султана Абдул-Хамида II (1876-1908). Конец XIX - начало XX столетий сопровождался непрекращающейся борьбой христианских народов за освобождение от султанского подданства. Именно поэтому Порта взяла на вооружение во многом реакционную идейно политическую доктрину панисламизма. Данная концепция основывалась на особых представлениях о духовном единстве и родстве всех мусульман вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности. В то же время неотъемлемой частью панисламизма в понимании султана стали его представления об объединении всего мусульманского мира под властью высшего единого духовного главы, которым вполне мог выступать и сам с Абдул-Хамид II. Существенное влияние на развитие идей данного политического течения в Османской империи оказал ряд идей и воззрений мусульманского реформатора Джамал ад-Дина аль-Афгани.
В то же время многие идеи, предложенные идеологами предыдущей идеологии османизма, в том числе и конституция, оказались неактуальны и были частично или полностью забыты сторонниками панисламизма. Однако уже в 1908 году под руководством младотурецкой партии «Единение и прогресс» (тур. ittihat ve Terakki) произошла революция, которая привела к восстановлению конституции 1876 года и к последующему свержению султана Абдул-Хамида II. На смену идеологии панисламизма пришли совершенно другие воззрения, а именно - концепция пантюркизма.
Пантюркизм представляет собой особую доктрину, в основании которой заложены идеи о близком культурном и историческом родстве всех тюркоязычных народов и, как следствие, необходимость объединения этих народов. Именно политическая идеология пантюркизма считается основой того политического курса, который избрало для себя движение младотурок в начале XX века. Младотурецкое движение, которое оказалось в оппозиционном положении по отношению к султанской власти в Порте, получило свое развитие еще с 1879 года. Младотурки, находясь за рубежом, издавали за пределами империи ряд газет и журналов, в которых, в частности, публиковались работы, идеи и предложения многих сторонников пантюркистской доктрины.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенной работы, в целом можно прийти к следующим выводам. Длительный экономический и политический кризисы в Османской империи изменили отношение правящих кругов к немусульманским народам. Некогда традиционные методы сохранения целостности многонациональной империи оказались несостоятельным способом уберечь государство от распада. Для дальнейшей борьбы с национально-освободительным движением Порте требовались новые способы. Именно поэтому проблема выработки ключевых способов удержания христианских народов в составе Османской империи стала одним из главных вопросов как для реформаторского движения эпохи Танзимата, так и для конституционного движения во второй половине XIX века.
Подъем национально-освободительного движения заставил отдельных османских государственных деятелей пересмотреть свое отношение к политике Порты в отношении подвластных народов. Так, в первый этап Танзимата была выдвинута новая для того времени идея формального уравнения мусульман и немусульман в правах. В это же время были заложены основы концепции «единства» всех подданных султана вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности. Данные идеи были восприняты и развиты лидерами движения за реформы уже в период второго этапа Танзимата. На базе этих идей были сформулированы основные положения идейно-политической доктрины османизма в роли официальной интегративной концепции для сохранения целостности Османской империи.
Уже в 50-60-ые годы лидеры Танзимата предприняли ряд попыток для внедрения в законодательство положений, имеющих непосредственное отношение к политике «слияния» народов. Данная концепция была отражена в следующих правовых документах: хатт-и хумаюн от 18 февраля 1856 года, Закон об образовании Дунайского вилайета в 1864 году, Закон о приеме на государственную службу в 1867 году и т.д. Однако главным документом стал Закон об османском подданстве, принятый в 1869 году. Согласно данному закону, все жители империи объявлялись «османскими подданными». Данное событие стало важным шагом на пути создания однородного и единого общества.
Первые турецкие конституционалисты позаимствовали основные положения османизма у деятелей Танзимата и попытались использовать доктрину для борьбы с нарастающим недовольством некогда подчиненных народов империи. Благодаря Намыку Кемалю, Али-паше и Фуад-паше, а также государственным и общественным деятелям, которые входили в состав тайного общества новых османов, доктрина османизма приобрела свой окончательный вид. В тексте новой конституции 1876 года были отражены основные положения политической доктрины. Таким образом, именно конституция стала итоговым документом становления данной идейно­политической доктрины.
Однако с приходом к власти султана Абдул Хамида II вектор политики Порты сместился в консервативное русло. Абдул-Хамид II стал именно тем султаном, кто после череды во многом экспериментальных танзиматских реформ сместил политику Порты к консервативному курсу и акцентировал свое внимание на исконно исламском характере османского государства, причем во многом действия султана были направлены на отстаивание интересов именно мусульманской части населения. На смену идей османизма пришла доктрина панисламизма. Одним из первых идеологов панисламизма был Мухаммад Джемаль ад-Дин аль-Афгани, философией которого всерьез заинтересовался Абдул Хамид. Однако в последующем аль-Афгани разошелся во взглядах с султаном в вопросах панисламизма. Идеи мыслителя были шире и глубже тех идеологических установок, которые служили обоснованием политики Абдул Хамида II. Политика панисламизма султана же во многом носила агрессивный характер, о чем могут свидетельствовать печальные события, участившееся погромы и массовые беспорядки. Идеи панисламизма в Османской империи во многом утратили свое значение после смерти султана.
...


1. Аватков В.А. Неосманизм. Базовая идеологема и геостратегия в Турции // Свободная мысль. 2014. №4 С. 71-78.
2. Аватков В.А. Турция сегодня. Ключевые тенденции в политическом курсе // Свободная мысль, 2019. № 2 (1674). С. 141-146.
3. Аватков В.А. Турция: поворот на Восток // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2017. № 2. Т. 10. С. 181­186.
4. Аватков В.А., Сбитнева А.И. Политический курс современной Турции. Главные особенности внутренней и внешней политики 2019 г. // Свободная мысль, 2020. № 2 (1680). С. 115-128.
5. Аватков В.А., Томилова Ю.О. Перспективы становления Турции как ведущего игрока на африканском континенте // Вестник МГИМО Университета, 2013. № 4 (31). С. 227 - 233.
6. Ататюрк М.К. Избранные речи и выступления / Пер. с тур. под ред. проф. А. Ф. Миллера. М.:Прогресс, 1966. 439 с.
7. Богушевич О. В. Мухаммад Джемаль ад-Дин аль-Афгани как политический деятель. «Краткие сообщения Института народов Азии» № 30. М.: Наука, 1961. C. 47 - 61.
8. Вартаньян Э.Г. Идейно-политические предпосылки трагических
событий рубежа XIX-XX вв. в Османской империи: доктрины паносманизма, панисламизма, пантюркизма // Историческая
образовательная мысль. 2015. Т.7. № 3 C. 76 - 84.
9. Добаев И. П. Из истории пантюркизма: национализм против веры. М. 2011. С. 10 - 31.
10. Едемский А.Б. Неосманизм как реальность современной геополитики. // Проблемы национальной стратегии. №2(11). 2012 С. 204-208.
11. Еремеев Д.Е. Этногенез турок. М.: Наука, 1971. 272 с.
12. Желтяков А. Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции, М.: Наука, 1972. 318 с.
13. Жигульская Д.В. «Турецкий идеал» в философии Зии Гекальпа. // Идеи и идеалы. Т.13. №2, ч.2. 2021. С. 340 - 350.
14. Жуков. К. А. Политическая и интеллектуальная атмосфера Стамбула в 1911-1912 гг. По журналистским материалам А.В.Тырковой-Вильямс. // Балканистика. Алтаистика. Общее языкознание: Памяти Альбины Хакимовны Гирфановой (1957-2018)/ СПБ. 2019. С. 459-507.
15. История Османского государства, общества, цивилизации. Том 1. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, М. 2006. 602 с.
... всего 75 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ