Введение 4
Постановка задачи 5
Обзор 6
Обзор аналогов 6
Приложение Яндекс.Оо для бизнеса 6
Описание используемых инструментов 8
Сбор требований и проектирование 10
Детали реализации 12
Реализация создания, изменения и просмотра информации об автомобилях 12
Реализация закрепления лимитов на автомобиль за сотрудниками 14
Реализация лимитов на объем залитого топлива 16
Реализация возможности оплаты топлива с лимита на автомобиль 16
Реализация функциональности добавления информации
об автомобилях в отчеты Заправок 18
Тестирование и внедрение разработанной системы 20
Тестирование 20
Внедрение 21
Заключение 23
Список литературы 24
На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к автоматизации различных сфер жизни человека. Все больше компаний предлагают и продают свои услуги через интернет. С этим связано увеличение общего объема рынка доставки еды и заказа такси. По данным РБК, объем рынка заказа такси вырос с 644 млрд рублей в 2020 году до 820 млрд рублей в 2021 году, а объем рынка доставки еды — с 290 млрд рублей в 2020 году до 613 млрд рублей в 2021.
Несколько лет назад в приложение Яндекс.Он был добавлен сегмент B2B (business-to-business). В нем для корпоративных клиентов, помимо заказа такси и еды, доступны также Яндекс.Заправки — сервис, позволяющий оплачивать топливо на заправках, не выходя из машины, и Яндекс.Драйв — сервис аренды автомобилей. Данный сегмент рынка во многом отличается от сегмента B2C (business-to-consumer) и имеет свою специфику. Юридическим лицам, помимо качества используемых сервисов, важна также финансовая отчетность, возможность изменять тарифные планы и управлять корпоративной оплатой, — как персонально для отдельных сотрудников, так и массово для подразделений и департаментов. Такие требования к приложениям, призванным решать описанные задачи, делают особенно важными их надежность и скорость работы. Необходимо обеспечить приватность данных компаний и их сотрудников, а также обезопасить клиентов от мошенничества.
Приложение Яндекс.Go для бизнеса становится все более востребованным, а одним из самых активно развивающихся его разделов является сервис Заправок. Валовая стоимость услуг (GMV) и количество активных клиентов сервиса в месяц (MAU) непрерывно растет.
Данная работа посвящена разработке и развитию сегмента B2B сервиса Яндекс.Заправки. Перед автором была поставлена задача создать Автопарк — программную систему, позволяющую вести учет автомобилей компании, управлять ими и назначать на них лимиты, а также интегрировать описанную систему в личный кабинет пользователя и добавить информацию об автомобилях в отчеты Заправок.
В результате проделанной работы автором были получены следующие результаты:
1. Проведен сбор и анализ требований к реализуемой системе, выявлены ее ожидаемые свойства и разработана архитектура программной системы.
2. В системе реализованы следующие возможности для пользователей приложения Яндекс.Ое для бизнеса:
• Управление парком автомобилей компании и закрепление за ними параметров ограничений на использование сервиса Ян- декс.Заправки.
• Ограничение на количество залитого топлива при использовании сотрудниками корпоративного счета для заправки служебных автомобилей.
• Просмотр данных о заправленных автомобилях в отчетах.
3. Разработанная программная система протестирована двухуровневой системой тестов и внедрена в эксплуатацию, как часть приложения Яндекс.Ое для бизнеса.
В результате автором были внесены изменения в 5 микросервисов, а тестовое покрытие составило 100%. Временные затраты на разработку, отладку и внедрение — порядка 800 часов.
Реализованная в рамках данной работы программная система уже используется реальными пользователями приложения Яндекс.Ое. В первые недели после полного внедрения системы, Автопарк начали использовать десятки клиентов, а уже через несколько месяцев — более сотни. Справка о внедрении прилагается.