ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы применения информационных технологий 5
1.1 Место информационных технологий в учебном процессе 5
1.2 Понятие и функции компьютерных технологий как средств обучения 10
1.3 Информационные ресурсы сети Интернет в обучении школьников 21
2 Опытно экспериментальная работа по внедрению новых информационных технологий на уроках географии
2.2.1 Состояние проблемы использования новых информационных технологий учителям средних общеобразовательных школ (из опыта работы МБОУ «СОШ № 45» г. Белгорода и МАОУ «СОШ № 40 г.Старый Оскол)
2.2 Подготовка и апробирование уроков географии с применением новых информационных технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 522
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 564
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всем направлениям. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей ускоряет процесс обучения и его эффективность.
Одной из особенностей современной образовательной системы является поиск оптимального соответствия между сложившимися традициями и введением инноваций, обусловленных постоянным уплотнением и модернизацией содержания образования, его вариативностью. Прежде всего, исследования проводятся в области интенсификации педагогического процесса (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Г.А. Бордовский, А.А. Вербицкий, А. М. Данилов, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына и др.). Значительное количество работ посвящено изучению роли педагога в повышении целенаправленности обучения, эффективности усвоения знаний; исследованию факторов, влияющих на познавательную деятельность учащихся; мотивации учения; активизации учебной деятельности через увеличение самостоятельной работы учащихся и использование активных форм обучения; увеличение роли аудиовизуальных средств обучения [3].
Актуальность данной работы заключается в том, что в современном образовании одним из главных инструментов, открывающих путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонентов изучения географии.
Необходимо помнить, что учащиеся в большинстве своем обладают
необходимыми IT-компетенциями (IT - информационные технологии) и вполне могут выполнять самостоятельные творческие задания, разнообразные практические работы и тому подобные виды урочной деятельности с помощью школьных компьютеров [8].
Объект исследования: новые информационные технологии в учебно-воспитательном процессе школы.
Предмет исследования: способы применения новых информационных технологий на уроках географии в общеобразовательной школе.
Цель работы: изучить особенности применения новых информационных технологий в обучении географии.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Определить место, функции новых информационных технологий в обучении школьников.
2. Рассмотреть понятие новые информационные технологии, их особенности в обучении географии.
3. Изучить состояние проблемы использования новых информационных технологий учителями средних общеобразовательных школ (из опыта работы МБОУ СОШ №45 г. Белгорода и МАОУ СОШ №40 г.Старый Оскол)
4. Апробировать ряд уроков географии с применением новых информационных технологий.
Методы исследования:
1. Теоретические методы, включающие изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования, их обобщение и сравнение.
2. Эмпирические методы: собеседование; обобщение передового педагогического опыта, анкетирование.
Современное образование требует изменения подходов к обучению. Прежде всего, следует добиться максимальной активизации и визуализации обучения. Этому способствует применение различных технических средств, позволяющих сократить время изложения нужной информации и современные технологии в образовании, облегчающие подачу материала.
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.
Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Различия между новыми информационными технологиями и информационными технологиями можно проследить в этапах развития ИТ. В качестве средства обучения компьютер может выступать помощником и учителя, и ученика. Для учителя он - автоматизированный классный журнал, средство проведения опросов и обработки результатов обучения, инструмент для подготовки к урокам и для проведения демонстраций и лабораторных практикумов. Для учащегося - средство выполнения заданий, для обоих - инструмент моделирования реального мира.
Состояние проблемы использования новых информационных технологий в обучении географии мы рассмотрели на базе МБОУ «СОШ № 45» г. Белгорода и МАОУ «СОШ № 40» г. Старый Оскол. Мы рассмотрели, как в данных общеобразовательных учреждениях, используются современные новые технологии и каково к ним отношение учителей в школе. После анализа заполнения анкеты можно прийти к выводу что больше половины учителей на данный момент по разным причинам не готовы применять новые информационные технологии в своей педагогической деятельности. Так например около (35%) учителей считают что: меньше времени и сил требуется для работы по известному и привычному, отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты. В большей степени идет применение новых информационных технологий в школе № 40 г. Старый Оскол. А МБОУ «СОШ № 45» г. Белгорода следует обратить внимание на техническое оснащение и стараться использовать НИТ на различных этапах урока.
Нами в рамках исследования было разработано и апробировано десять уроков географии с использованием новых информационных технологий.
1. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» // Вопросы образования. 2007.
2. Ажгибков Т.Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в высших учебных заведениях / Т.Н. Ажгибкова, В.В. Здерев, М.Л. Лебедева // Инновации в образовании. - 2004.- №2.- С. HI- 123
3. Байкова Э.Г. Практикум по теории и методики обучения географии в школе /Э.Г. Байкова, О.А. Хлебосолова. - Воронеж, 2005
4. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004. - 80с.
5. Баранов А.С. О возможностях использования средств MS Offise в обучении географии // География в школе. - 2013 №7. - с. 64 - 65.
6. В помощь учителю. Серия: Тестовый контроль. География 9 класс. Редактор тестов, тематические тесты. 9 класс. Издательство «Учитель».
7. В помощь учителю. Серия: Дидактический и раздаточный материал. География 7-8 классы. Многовариантные.
8. Дынько И.П. Использование компьютерных технологий на уроках естествознания в V классе // География в школе. - 2005 №3. - с. 38 -41.
9. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. - Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2002. - 110 с.
10. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
11. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно -коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
12. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании /И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003.-58с.
13. Иванова М.Б. Подготовка учителя к использованию ИКТ в преподавании географии: [геоинформационно - коммуникативные технологии]/ М.Б. Иванова, Г.И Котельникова // Информатика и образование. - 2004.- №12.- С. 31-34
14. Интерактивные модели [Электронный ресурс]. - URL: http://bongeo.ru/p153aa1.html (дата обращения 16.03.2017)
15. Интерактивный комплект SMAR BOARD [Электронный ресурс]. - URL: http:// Interlink.ru ( дата обращения 25.03.2017)
16. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии // География в школе. - 2005 №2. - с. 38 - 43.
17. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. - 2014 №5. - с.47 - 54.
18. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.
19. Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников /Н.В. Огородникова //География и экология в школе XXI век. -2006. -№3.-С.55-61
20. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе /Л.М. Панчешникова. - М.: Просвещение, 1997.-63с.
21. Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.
22. Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании// Вопросы Интернет - образования. № 18. 2004.
23. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования. -М.: Народное образование,2000. -351с.
24. Масько Л.Г. Коллекция физкультминуток [Электронный ресурс]. - URL: www.it-n.ru (дата обращения 2.02.2017)
25. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 141с.
26. Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 3).
27. Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 - 80с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 5).
28. Современный урок географии. Часть 3: Методические разработки уроков в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа- пресс, 2002 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 6).
29. Современный урок географии. Часть 5. Методические разработки уроков по курсу "География России". 8 класс / Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2003 - 96с. ("География в школе. Библиотека журнала". Вып. 8).
30. Современный урок географии. Часть 6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны / Под ред. И.И.
Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2003 - 112с. ("География в школе. Библиотека журнала". Вып. 9).
31. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой - №30-31 / 2001.-85с.
32. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно -методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
33. Филатова Н.Б. Компьютер на уроке географии // География в школе. - 2011 № 2с. 51 - 53.
34. Хотинская Г.И. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов. - МГУС. Ин-т экономики сервиса. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 128с