Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №14245

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1. 1. Родительская компетентность: понятие, сущность,особенности 8
1.2. Особенности воспитания культуры безопасности старших дошкольников 14
1.3. Возможности дошкольного образовательного учреждения по повышению компетентности родителей в вопросе воспитания культуры безопасности у старших дошкольников 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Выявление уровня компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности 35
2.2. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности в процессе проведения мероприятия «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»
2.3. Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


Актуальность повышения компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности детей дошкольного возраста, является одним из приоритетных направлений развития образования во всем мире.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что педагогическая компетентность рассматривается с позиций системного, деятельностного, культурологического и других подходов. Данная категория тесно связана с такими понятиями, как педагогическая культура, психолого-педагогическая культура, педагогическая подготовленность, мастерство и пр.
Современные ученые трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т. В. Бахуташвили, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и др.); единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева); интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюкова, В. В. Селина). Автор статьи склоняется к последнему подходу, позволяющему наиболее полно и точно раскрыть сущностные характеристики педагогической компетентности.
Для понимания сущности педагогической компетентности родителей в воспитания культуры безопасности у старших дошкольников, раскрытия ее содержания и выделения показателей необходимо иметь представление о самой структуре педагогической компетентности.
Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально¬ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е. П. Арнаутова, Т. В. Бахуташвили, О. С. Нестерова, М. А. Орлова, В. В. Селина и др.).
Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.
Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что для него не имеет приоритетного значения информация, которая носит вероятностный характер. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н. А. Едимская, М. А. Котик, Л.А. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и учреждения дошкольного образования. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Современные исследования показывают, что практика взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи нуждается в изменении, обществу и семье нужна большая открытость и признание партнерских прав родителей.
Объектом нашего исследования стало компетентность родителей в вопросах воспитания культуры безопасности.
Предмет исследования: повышение компетентности родителей в воспитании культуры безопасности старших дошкольников.
Цель исследования: организовать работу по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать и раскрыть понятие «родительская компетентность».
2. Проанализировать особенности воспитания культуры безопасности старших дошкольников.
3. Выявить и раскрыть уровень компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности.
4. Провести педагогическое исследование повышения компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников.
Гипотеза: работа по повышению родительской компетентности в вопросе воспитания культуры безопасности у старших у старших дошкольников будет эффективной, если она будет проводится целенаправленно, организовано, систематически и будут применяться разнообразные формы и методы: групповое собрание с родителями, тематические консультации, «дни открытых дверей», «круглый стол», педагогические беседы с родителями, папки-передвижки и т.п.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учителями начальной школы, ретроанализ собственной педагогической деятельности; методы самооценки и экспертной оценки; методы математической статистики, изучение Приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, нормативных документов Министерства образования и науки РФ, областного Управления образования и науки, Программы развития общего образования в Белгородской области на 2011-2016 годы, «Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области».
Методологическая база исследования составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке, как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о реализации синергетического подхода в разработке миссии и программы развития конкретного дошкольного образовательного учреждения; выводы педагогики дошкольного образования о повышении компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности.
Практическая база исследования МАДОУ детский сад №47 «Лесовичок» города Старый Оскол Белгородской области, родители старшей дошкольной группы в количестве 20 человек.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и включает две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и практическая база исследования; дана структура ВКР.
В первой главе «Теоретическое изучение повышения компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников» рассмотрены родительская компетентность: понятие, сущность, особенности; особенности воспитания культуры безопасности старших дошкольников; возможности дошкольного образовательного учреждения по повышению компетентности родителей в вопросе воспитания культуры безопасности у старших дошкольников.
Во второй главе «Педагогическое исследование повышения компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников» рассмотрены выявление уровня компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности; разработано и проведено мероприятие с родителями в вопросах воспитания культуры безопасности «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»; разработаны методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников.
Объем работы составляет 68 листов машинописного текста.
Список использованной литературы состоит из 35 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики - проблеме повышения компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников.
Целью нашего исследования было провести работу по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников.
Для реализации цели исследования мы решали ряд задач: родительская компетентность: понятие, сущность, особенности; особенности воспитания культуры безопасности старших дошкольников; возможности дошкольного образовательного учреждения по повышению компетентности родителей в вопросе воспитания культуры безопасности у старших дошкольников.
В процессе нашего исследования мы пришли к такому убеждению, что проблема самого изучения повышений компетентности родителей в вопросах воспитаний культуры безопасности у старших дошкольников, определяются в компетентности и различной исследовательской позиции к определению феномена педагогического компетентного родителя в современной литературе, родительской компетентностью трактуется как готовность и способности родителей, на основе знания, умения, навыков и опытов в области воспитания детей, целенаправленно создавать эмоциональную. Комфортную и развивающую общение с ребенком, обеспечивая ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности в реальности.
Кроме того, многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности у дошкольников. В итоге родители выбирают непродуктивные тактики воспитания, что приводит к конфликтам в семье, проблемам социализации детей, психологическим травмам. В этой связи выбор задач родительского образования определяется целями осмысления и преодоления в сознании родителей типичных проблем семейного воспитания.
В первой главе исследования научно-методическое дано обоснование проблемы повышения компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников.
Согласно поставленным задачам, была раскрыта педагогическая компетентность родителей, особенность воспитания культуры безопасности старших дошкольников, возможности дошкольного образовательного учреждения по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников.
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечением психологической педагогической поддержки семьи и повышений компетентности родителей в вопросе развития и образования ребенка, охраны и укреплений их здоровья.
Состоянием здоровья подрастающих поколений вызывают особую озабоченность государства и общества в целом. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физическое и психическое здоровье ребенка, в том числе их эмоционального благополучия, а так же обеспечение психологической и педагогической поддержки семьи и повышений компетентности родителя (законного представителя) в вопросе охраны и укрепления здоровья ребенка.
Развитие ребенка - дошкольника осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах - в семье и в учреждении дошкольного образования, родитель и педагогический работник - педагог одних и тех же детей, и результаты воспитания могут быть успешными тогда, когда родители и педагог станут союзниками.
Для решения задач настоящего исследования и проверки гипотезы было организовано педагогическое исследование по выявлению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности. В процессе педагогического исследования была проанализирована деятельность дошкольной образовательной организации по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности в МАДОУ ДС № 47 "Лесовичок" с родителями старших дошкольников.
Исследование состояло из трех этапов - констатирующего, формирующего и контрольного.
Констатирующий этап исследования показал, что у родителей преобладает средний уровень знаний, что показывает необходимость проведения различных мероприятий с родителями по повышению компетентности в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников.
В связи с этим мы наметили конкретную работу, направленную на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников. Эту работу мы провели на формирующем этапе исследования.
На формирующем этапе исследования в МАДОУ ДС № 47 "Лесовичок" с родителями старших дошкольников нами была организованна система мероприятий, направленная на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников, в ходе которых применялись игровые упражнения.
Сравнительный анализ уровня компетентности родителей на констатирующем и контрольном этапах исследования показывает, что после проведения формирующего этапа исследования, уровень компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности вырос. Мы убедились, что проведенная нами работа дала положительные результаты, что подтверждает ее эффективность.
На основании проведенного нами педагогического исследования нами были разработаны методические рекомендации, направленные на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы - достигнута, задачи решены, гипотеза (работа по повышению родительской компетентности в вопросе воспитания культуры безопасности у старших у старших дошкольников будет эффективной, если она будет проводится целенаправленно, организовано, систематически и будут применяться разнообразные формы и методы: групповое собрание с родителями, тематические консультации, "дни открытых дверей", "круглый стол", педагогические беседы с родителями, папки-передвижки и т.п.) доказана.
Мы не претендуем на полноту исследования, но заявленная тема актуальна и требует продолжения исследования.



1. Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО¬ПРЕСС», 2007. - 144 с.
2. Алова Н.Н. Структура педагогической культуры преподавателя профессионального лицея. // Современные проблем науки и образования. - 2013. - №2. - С.13.
3. Арнаутова Е.П. Городская программа «Московская семья - компетентные родители» / Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая. - М., 2007. - 146 с.
4. Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса. // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 25.
5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова.- М.: «Сфера», 2002. - 120 с.
6. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие / В.П. Дуброва. - Минск, 2006. - 179 с.
7. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 64 с.
8. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. Пособие / О.Л. Зверева. - М., 2008. - 149 с.
9. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: Монография / О.Л. Зверева. - М.: 2011. - 98 с.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М., 2004. - 126 с.
11. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС / А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 384-386.
12. Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое обучение педагогике: концептуальная модель // Российский научный журнал. - 2011. - №2. - С. 98-107.
13. Косолапова Л.А. Взаимно переходы практика - теория и теория- практика как механизм формирования профессиональных и социальных компетенций студентов. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №1. - С. 26.
14. Лебедева К.М. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №6. - С. 84¬93.
15. Лебедева К.М. Сформированность педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного общеобразовательного учреждения как актуальная педагогическая проблема К.М. Лебедева. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - С. 179.
16. Майер А.А. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией / А.А. Майер. // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5. - М., - 2013. - С. 54-104.
17. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду / Н.М. Метенова. - М.: «Издательство Скрипторий», 2008. - 104 с.
18. Мошкин В. Н. Воспитание культуры личной безопасности / В.Н. Мошкин // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания. Дошкольная педагогика. -2013. - № 10. - С. 6-11.
19. Мошкин В. Н. Воспитание культуры личной безопасности / В.Н. Мошкин // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания. - Барнаул: АГИИК. - 2009. - С. 45-47.
20. Никонова Л.Е. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию культуры дошкольников / Л.Е. Никонова. - Минск.: - 2004. - 176 с.
21. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Л.Ф. Островская.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
22. Пелихова А.В. Педагогическое сопровождение семьи в обеспечении социальной безопасности ребенка дошкольного возраста / А.В. Пелихова. - Челябинск, 2011. - 97 с.
23. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей / С.С. Пиюкова. Автореф. дис. канд. пед. Наук. - Самара, 2002. - 105 с.
24. Пляскина Е.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации / Е.В. Пляскина - Троицкое.: РМК, 2013. - 60 с.
25. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Д. Равен. - М.: 2008. - 132 с.
26. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово». 2005. - 720 с.
27. Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. Наук / В.В. Селина. - В. Новгород. 2009. - 98 с.
28. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. М.: «Аркти», 2005. - 101 с.
29. Тимофеева Л. Л. Дошкольная педагогика / Л.Л. Тимофеева. // Сентябрь. - 2012. - С. 61- 67.
30. Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. - 120 с.
31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012. - М.: Легион, 2013. - 208 с.
32. Харчев А.Л. Современная семья и ее проблемы / А.Л. Харчев. - М.: 2007. - 127с.
33. Хрусталькова Н.А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально - замещающей семьи. Автореф. дис. канд. пед. Наук / Н.А. Хрусталькова. - Саранск, 2009. - 326 с.
34. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / С.В. Чиркова. - М.: ВАКО, 2009. - 320 с.
35. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына. - СПБ.: "Речь", 2005. - 215с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ