ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГИБРИДНАЯ СРЕДА
1.1. Подходы к исследованию гибридной среды. Мета- и медиа культура для определения
характера контекстуальной коммуникации 11
1.2. Цифровая среда: информация, заключенная в код. Проблема определение термина 17
ГЛАВА 2. НА ГРАНИЦЕ РЕАЛЬНОГО И ВИРТУАЛЬНОГО
2.1. Условие границы: Экран в разрезе идей 26
2.2. Принципы цифровой структуры и роль дизайнера в проектировании гибридных систем 33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА «ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЭЗИС — ПРИНЦИПЫ
ПРЕЗЕНТАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
3.1. Дизайн-бриф 41
3.2. Разработка метода / Виртуальный поэзис 45
3.3. Реализация проекта: разработка основных элементов дизайна 61
3.4. Апробация метода 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Глоссарий 74
II. Тематические и стилистические аналоги 77
III. Предпроектное исследование 84
Несмотря на стремительное обновление окружающего нас мира и происходящих в нем процессов, с 60-х годов двадцатого века по-прежнему актуальна проблема определения медиа как средства выражения дизайнерской мысли. А именно создание современных иерархических структур
между формой и содержанием средствами пропорции, композиции, цвета, материала.
История человечества складывалась таким образом, что именно форма появлявшихся в употреблении технологий (алфавит, печатный станок, телевизор, колесо) меняла коммуникативную
ситуацию и дробила внутреннюю жизнь общества (Маклюэн М., 2019, с. 222-229). Коммуникация, в широком смысле, есть движение информации. В контексте современного общества, все
больше функционирующего в виртуальной реальности, одной из основных задач дизайна становятся расширение пространства коммуникации, гибридизация (совмещение) разных темпоральных пространств в едином коммуникативном и семиотическом (знаковом) поле.
Где пролегают границы между цифровой и реальной средой? Этим вопросом задаются исследователи и практики на протяжении последних десятилетий активного развития медиа. Концепция интерпретации «общей» среды как гибридного пространства, кажется, в наибольшей
степени учитывает основные характеристики исследуемого феномена. Но тогда сразу же возникает новое неизвестное: какой именно частью сознания (восприятия) определяется то место,
в котором пролегает условная граница между пространствами? Попытки выяснить, отвечает ли
за считывание образа сознательное усилие, подсознательный опыт или коллективный интеллект,
красной нитью проходят в текстах современных исследователей. В этом контексте получает развитие проблема переориентации чувств с визуального на гаптическое1
восприятие (Эльзессер Т.,
Хагенер М., 2021, с. 235).
Следовательно, возникает вопрос, как создавать новые формы презентации смыслов и изображения, ориентируясь на материал и «чувственную поверхность» объектов? Как экстраполировать принципы дигитального дизайна в методы расширения реальных пространств посредством
дизайнерских объектов? Если в современности ценна информация и важна скорость её передачи,
то в каких формах её наиболее эффективно передавать? Эти и другие вопросы собраны в едином
проблемном поле исследования с целью создать возможности для расширения дизайн-практик
в контексте «новых» медиа.
1 Гаптическое восприятие можно описать как процесс, при котором происходит сцепление зрения и осязания,
«ощупывание взглядом поверхности»
4
Идея «поэзиса» как призмы для исследования и в дальнейшем способа конструирования проекта
предлагает ключ к восприятию характера современности. Одно из значений poiesis (от древнегреческого: ποίησις) означает «делать». Другое значение соответствует понятию поэзии, как особому способу организации речи; привнесению в речь дополнительной меры (измерения). Если
метафорически прояснять это понятие, то можно говорить как об особом способе высвечивания
сторон потаенных и незнакомых в уже известном. Способность включать в поле зрения «то, что
прежде казалось невидимым, что хранилось в тайных, наполовину забытых чуланах» – так говорят о поэтической речи современный философы.
Идея поэзиса коррелирует с такими практиками, как дискурсивность, «мозаичное» восприятие,
дивергентное мышление. Характер этих практик находится в прямой взаимосвязи с «природой»
цифровой среды, которую невозможно игнорировать в силу того, что она является неотъемлемой
составляющей нашего времени и прямым образом его обуславливает.
Информация и знание в значении закрепившейся в сознании человека системы представлений,
претендующих на объективность, являются ценным ресурсом, который посредством дизайнязыка может расширять границы видимого. В качестве одного из основных положений
данного научного исследования было решено выдвинуть изучение специальных возможностей
переведения знания в графические формы и пространственные объекты и принципы
проектирования перформативной презентации в пределах гибридной среды.
Дизайн-язык, обладая в ряду своих основополагающих характеристик символичностью и визуальностью, оказывается способен преодолевать барьеры, неизбежно ограничивающие возможности других языков. Указанные особенности данного типа языка тем более интересны в пределах
настоящей работы, что позволяют выделить у дизайн-языка специальную функцию – синтезировать опыт. Особо актуальным становится вопрос создания альтернативного способа репрезентации знаний в пространстве. Для этого, в свою очередь, важно создавать новые контексты и прецеденты взаимодействия с «новым».
Согласно точке зрения легендарного теоретика М. Маклюэна, для понимания влияний технологий от них необходимо дистанцироваться (Маклюэн М., 2019). Именно теоретическое дистанцирование посредством категоризации, формирования определений, систематизации и, наконец,
концептуализации помогает дизайнеру отчетливее распознавать предмет, с которым он работает
В рамках исследования «Виртуальный поэзис: принципы презентации научных исследований» мной был проведен анализ характера современной культуры в ракурсе возможностей
дизайн-проектирования условий, способствующих осуществлению эффективной коммуникации. Главной характеристикой актуальных интеракций была обозначена гибридность. Данное
понятие подразумевает сочетание разных культурных контекстов, динамичное взаимодействие
с ними и особый подход к созданию смыслов и их считыванию аудиторией. Так называемая
гибридная среда в значительной степени является закономерным следствием тех изменений,
которые привнесла цифровая среда в способы коммуникации людей и восприятия ими окружающего мира.
С целью комплексно исследовать и описать феномен гибридной среды мной было выдвинуто
предположение о том, что и самому исследователю необходимо мыслить «гибридно», уподобляясь предмету рассмотрения. Исходя из выдвинутого предположения, ключевой стратегией
исследования было решено выбрать именно междисциплинарный подход, который сочетает
в себе «мозаичное восприятие» и способ формирования текста по принципу имплозивной мозаики. В первой главе в качестве центральной и смыслообразующей была принята концепция
мета-модернизма как, на мой взгляд, наиболее целостно определяющая характер времени. Если
допускать ее правдивость, то «маятник, раскачивающийся между двумя крайностями» (Ван ден
Аккер Р., 2021, с.12) позволяет исследователю и дизайнеру конструировать проект «на грани»
между дисциплинами и ролями.
Вырабатываемый мной в данном исследовании непривычный в значении “нешаблонный”
взгляд на время и пространство, а также мотивированные им способы их конструирования основаны на положениях о мета-модернизме, предполагающих нелинейную организацию истории
и допущение некоторой множественности явлений.
Гибридной среде свойственно располагать различными способами взаимодействия между
культурными единицами или объектами дизайна и аудиторией. По той причине, что цифровая
68
среда значительно расширила возможности каждого отдельно взятого человека, который теперь
способен участвовать в разного рода событиях, а также глобально увеличила степень доступности информации, позицию «автора» теперь зачастую может занять кто угодно за счет того, что
способов распространения цифровых данных становится все больше, а сами они стремительно
упрощаются. Данное положение определенно способствует проектированию коммуникативных
систем, открытых к «соавторству» и рассчитанных на соучастие со стороны аудитории.
Идея исследования, именуемая «виртуальным поэзисом», предполагает креативный подход
к организации структур дизайн-систем. Если учитывать, что дизайн, согласно одному из авторитетных определений, является способом конструирования знаковых продуктов, способных
вызвать ситуацию впечатления (Лола Г., 2019, с. 44), то метафорическое, аллегорическое и иносказательное измерения проекта играют принципиально значимую роль в ходе разработки.
Идея «поэзиса» направляет внимание на высвечивание потаенных и ранее не применявшихся
подходов к решению той или иной практической задачи, которые могут быть обнаружены на
периферии сферы дизайна или в других областях человеческой деятельности.
Феномен границы как в философском аспекте его понимания, так и в практическом применительно к области дизайна рассмотрен во второй главе. Граница может пролегать между условной
цифровой средой с содержанием виртуальной реальности и реальным миром с материальными
объектами. Она также может выполнять роль предела проектирования, то есть быть границей,
очерчивающей содержание сообщения, закладываемого автором. В любом из случаев, граница – это
феномен, помогающий определить условия функционирования того или иного дизайн-предмета.
История живописи, кинематограф и графический дизайн неотрывно связаны с понятием
экрана или «рамки» как репрезентирующей поверхности для передачи смыслов. Экран является как пространством для действия, так и формальным ограничением, обуславливающим их.
Отталкиваясь от этого, во второй главе исследования экран рассматривается как граница и представлен в ретроспективе его трансформаций и потенциальных преобразований посредством
современных технологий в предполагаемом будущем. В качестве одной из гипотез выдвигается
идея о возможном исчезновении экрана как такового и его полном растворении в реальном пространстве посредством технологий дополненной реальности и искусственного интеллекта.
Помимо экскурса в историю развития экрана и осмысления феномена границы вторая глава
содержит тексты о структуре цифровой среды, именуемой «цифровой пространственностью»,
69
с точки зрения развития темы гибридности. Влияние цифровой структуры может быть осмысленно зрителем по-новому через обращение к опыту восприятия художественного произведения
в рамках сферы современного искусства. Внедрение структурообразующих свойств цифровой
среды в методы проектирования коммуникативных дизайн-проектов принципиально важно
в условиях гибридной среды, поскольку провоцирует зрителя прибегать к непривычной оптике
и вырабатывать новое видение....
Барбук, Ричард. Интернет-революция. Пер. с англ. Е. Мариничева, Л. Левкович-Маслюк.
М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 128 с.
2. Барт, Ролан. Camera lucida, Комментарий к фотографии. Пер. с франц. М. Рыклин.
М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2021. 192 с.
3. Барт, Ролан. Сай Твомбли. Пер. с франц. В. Кислов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2020. 72 с.
4. Брехт, Бертольт. Теория радио, 1927–1932. Пер. с нем. Е. Кацева, наследники, С. Ташкенов.
М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 64 с.
5. Буркхардт, Мартин. Краткая история цифровизации. Пер. с нем. Н. Андреев. М.: Ад Маргинем Пресс, ABCdesign 2021. 184 с.
6. Данн, Энтони, Рэби, Фиона. Спекулятивный мир: дизайн, воображение и социальное визионерство. Пер. с англ. Л. Аношкина. М.: Strelka Press, 2017. 264 с.
7. Дженкинс, Генри. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. Пер. с англ.
А. Гасилина. М.: Рипол классик, 2019. 384 с.
8. Добрицына, Ирина. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
9. Кантор, Сибил Гордон. Альфред Барр и интеллектуальные истоки музея современного искусства. Пер. с англ. А. Захаревич, А. Глебовская. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного
искусства «Гараж», 2019. 392 с.
10. Клиффорд, Джон. Иконы графического дизайна. Пер. с англ. А. Захарова. М.: Эксмо, 2015. 240 с.
11. Ковадонга, О’Ши. Феномен ZARA. Пер. с англ. В. Агеева. М.: Эксмо, 2020. 240 с.
12. Ловинк, Герт. Критическая теория интернета. Пер. с нидерл. Д. Лебедев, П. Торкановский.
М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. 304 с.
13. Лола, Галина. Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования.
СПб.: ИПК Береста, 2019. 264 с.
14. Лоренц Я., Сколник Л., Бергер К., Дизайн выставок: практическое руководство. –
М.: АСТВ: Астрель, 2008.
71
15. Маклюэн, Герберт Маршалл. Понимание медиа: Внешние расширения человека. Пер. с англ.
В. Николаева. М.: Кучково поле, 2019. 464 с....31