Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Территориальная организация рынка фитнес-услуг Санкт-Петербурга

Работа №142435

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методические основы исследования 6
1.1. Понятие геомаркетинга и его сущность 6
1.2. Модели пространственного размещения объектов сферы услуг 10
1.3. Методика исследования 16
Глава 2. Особенности развития рынка фитнес-услуг на территории Санкт-Петербурга 21
2.1. Расположение и классификация объектов рынка фитнес-услуг Санкт-Петербурга 21
2.2. Основные характеристики целевой аудитории фитнес-услуг в разрезе муниципальных округов 26
Глава 3. Пространственный анализ размещения фитнес-центров на территории Санкт-Петербурга 32
3.1. Оценка особенностей размещения фитнес-клубов в Санкт-Петербурге 32
3.2. Рекомендации по выбору оптимальных локаций для размещения новых объектов фитнес-услуг на территории Санкт-Петербурга 35
Заключение 40
Список источников 42
Приложения 44


Современная рыночная экономика предполагает конкуренцию между участниками рынка за предоставление товаров или услуг потребителям. Актуальность проблемы размещения объектов сферы услуг появилась с развитием рыночных отношений, а в нынешнее время с развитием маркетинговых идей и разрастанием городов оптимальное размещение бизнеса в городском пространстве во многом способствует его успешному ведению. Геомаркетинг достаточно новое направление на российском рынке консалтинга, тем не менее, геомаркетинговые исследования способствуют развитию рынка сферы услуг за счет оптимизации выбора размещения, тем самым охватывая большое число потенциальных потребителей.
Фитнес-услуги распространены во всех городах России и с каждым годом открывается всё больше новых фитнес-клубов. В данном исследовании изучаются вопросы пространственного размещения объектов рынка фитнес-услуг с целью выявления особенностей и ключевых факторов для размещения новых фитнес-клубов.
Объектом исследования является рынок фитнес-услуг Санкт-Петербурга
Предметом исследования является территориальная организация рынка фитнес-услуг Санкт-Петербурга
Цель работы - выявить особенности размещения объектов рынка фитнес-услуг Санкт-Петербурга
Задачи исследования:
1) Изучение теоретико-методических основ размещения объектов фитнес-услуг в городском пространстве
2) Разработка методики исследования
3) Формирование базы данных объектов рынка фитнес-услуг Санкт-Петербурга и его классификация по ряду признаков (ценовая политика, наличие бассейна, групповых занятий);
4) Формирование базы данных с ключевыми социально-экономическими показателями целевой аудитории фитнес-услуг в разрезе муниципальных округов
5) Оценка особенностей размещения фитнес-клубов по ряду факторов (логистические, социально-экономические, маркетинговые)
6) Поиск свободных ниш и разработка рекомендаций по выбору оптимальных локаций для размещения новых объектов фитнес-услуг на территории Санкт-Петербурга
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав:
Первая глава работы представляет собой обзор существующих теоретико-методических основ размещения объектов сферы услуг. Проведен обзор как отечественной литературы, так и зарубежной по теме геомаркетинга и размещения объектов сферы услуг, в том числе фитнес-клубов. Рассмотрена сущность геомаркетинга сферы услуг, описаны задачи, методы, источники данных в геомаркетинговых исследованиях. Рассмотрены различные аналитические, математические, экономические и комбинированные методы и модели оценки оптимального размещения объектов сферы услуг. Также составлена собственная методика исследования рынка фитнес-услуг Санкт-Петербурга.
Вторая глава заключается в обзоре и создание базы данных фитнес-клубов Санкт-Петербурга, а также в анализе основных характеристик целевой аудитории фитнес-услуг в разрезе муниципальных округов. Составлена база данных из 253 фитнес-клубов, функционирующих в Санкт-Петербурге, и проведен пространственный анализ их размещения по ряду критериев.
Третья глава представляет собой пространственный анализ и оценку каждого фитнес-клуба в городе по ряду критериев с результатом в виде индекса оптимальности размещения. На основе этого составлена картосхема фитнес-клубов, проклассифицированных на 4 группы по степени оптимальности расположения. Вследствие этого, проведена оценка существующей картины рынка фитнес-услуг в Санкт-Петербурге. Затем на основе проведенного исследования предложены несколько вариантов размещения новых фитнес-клубов в Санкт-Петербурге.
Теоретической базой исследования послужили труды ученых, изучающих влияние и
размещение рыночных услуг с использованием различных математических и геоинформационных подходов, а именно Ковалева С. А., Имангалина А.Ф., Бредюка К.Н., G. Cliquet, D, Huff и др.
Источниками данных для исследования стали геоинформационные системы «Яндекс.Карты» и «2ГИС», а также данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Помимо этого, проведен социальный опрос населения на тему факторов выбора фитнес-клуба.
Методика исследования основана на создании базы данных фитнес-клубов Санкт-Петербурга и оценке критериев с помощью сравнительно-географического анализа, картографического, а также статистического методов на основе анализа и обобщения литературы по пространственному размещению объектов сферы услуг


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фитнес-услуги — это важный рынок сферы услуг любого города. Фитнесом занимаются люди любого возраста и повсеместно, особенно в городах. Изучение и оценка оптимальности размещения фитнес-клубов позволяет лучше понять проблемы ныне функционирующих клубов. Так, наиболее важным фактором для размещения объектов сферы услуг, в том числе фитнес-клубов, является близость к месту жительства потребителей. Современные урбанистические идеи ставят важность пешей доступности до того или иного объекта в первую очередь. Это важный фактор особенно для фитнес-клубов, которые являются объектами регулярного спроса (от 1 до 3 раз в неделю у большинства клиентов).
Также при размещении фитнес-клубов необходимо оценить количество конкурентов поблизости, в том числе конкурентов своего ценового сегмента, так как фитнес-клубы могут отличаться по цене в несколько раз. С помощью ГИС и инструментов геообработки также можно оценить транспортную доступность. Немаловажным является фактор размещения недалеко от крупных жилых комплексов, в которых проживает большая часть целевой аудитории фитнес-клубов с высокой плотностью населения.
Наличие бассейна и групповых программ в фитнес-клубах также стоить учитывать при проведении геомаркетингового исследования. Согласно проведенному соц. опросу, их наличие довольно высоко ценится среди потребителей, но их размещение требует больших площадей, что необходимо учитывать на стадии маркетинговой стратегии.
Результатом исследования рынка фитнес-услуг Санкт-Петербурга стало создание индекса оптимальности размещения фитнес-клубов в городе на основе математической модели (от 0 до 100, где 100 – наилучшее место размещения). Модель основана на методе контрольного списка, состоящего из 8 критериев, за каждый из которых можно получить определенные баллы. Наиболее весомыми критериями при оценке являются плотность населения в МО, наличие конкурентов своей ценовой категории в радиусе 1,5 и 3 км, а также наличие жилых комплексов в радиусе 1 и 2 км.
Высокая плотность фитнес-клубов зафиксирована на территории Московского района (м. Московская), Центрального район, Петроградского, а также в МО Пороховые (Красногвардейский р-н), в МО Шувалово-Озерки (Выборгский р-н) и части Калининского района. В таких местах существует высокая конкуренция, поэтому довольно сложно привлекать большое количество клиентов в конкретный фитнес-клуб. Несмотря на высокую плотность населения, открытие новых фитнес-клубов в этих локациях несёт определенные риски, которые можно снизить за счет проработанного маркетингового подхода.
Согласно предложенной модели оценки размещения фитнес-клубов в работе были разработаны 10 вариантов размещения новых объектов фитнес-услуг с рекомендациями по ценовому сегменту и наличию бассейна с групповыми программами. Каждому из потенциальных вариантов размещения также было предусмотрено значение индекса. Одними из лучших локаций в Санкт-Петербурге на момент написания работы являются территории в районе Черной Речки с индексом 82, а также зоны в МО Рыбацкое – 80 баллов и в МО Пороховые – 79 баллов. Основными преимуществами этих мест является высокая плотность населения, наличие крупных жилых комплексов в пешей доступности и малое количество конкурентов.



1. Алексеев А. И., Ковалев С. А., Ткаченко А. А. География сферы обслуживания: основные понятия и методы. Учебное пособие. — Изд-во Твер. ун-та Тверь, 1991. — 117 с.
2. Имангалин А.Ф. Пространственные модели потребительского поведения, применяемые при оценке размещения рыночных услуг // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2013. № 4. С. 62—68.
3. Имангалин А. Размещение и территориальная доступность рыночных услуг в крупных городах. Москва, 152 с.
4. Имангалин А.Ф. Факторы и типы кластеризации объектов уличной торговли в большом городе / Региональные исследования №1 (43), 2014, С. 21-28
5. Ковалева Е. И., Сафонова Н. А., Тинякова В. И. Геомаркетинг в задачах обоснования решений по реализации новой продукции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. № 5(54). 2014.
6. Прокопьева В.В. Теоретическое положение геомаркетинга в сфере услуг // Глобус: экономика и юриспруденция. 2019. №2 (32).
7. Саулиди И.Ю. Геомаркетинг и маркетинг территории: соотношение понятий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №8-2.
8. Страчкова Н.В., Лукьяненко Е.А. Геомаркетинг в контексте информатизации общественно-географических исследований: суть, этапы развития, сфера применения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2017. №3-1.
9. Тхориков Б.А., Ломовцева О.А., Герасименко О.А., Саблина О.М., Титова И.Н. Геомаркетинг - новый концепт или прикладной инструмент бизнеса? // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2020. №49.
10. Толстяков Роман Рашидович, Горбунов Игорь Николаевич Задачи и инструменты геомаркетинга // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №12.
11. Applebaum W.A. Tecnigue for Constructing a population and urban land use map // Economic Geography. 1952. Vol. 28. №3. P. 240-243.
12. Applebaum W., Cohen S.B. The Dynamics of Store trading areas and Market Equilibrium // Annals of Association of American Geographers. 1961. Vol.51, №1, pp. 73-101.
13. Batty M. Reilly's Challenge: New Laws of Retail Gravitation Which Define Systems of Central Places. EnvironmentandPlanning A, 10; 1978. Р. 185-219.
14. Christaller W. Central Places in Southern Germany / trans. C.W. Baskin (Englewood Cliffs, NJ, 1967). Firstpublishedin 1993.
15. Church R.L., Murray A.T. Business Site Selection, Location Analysis and GIS. – New Jersey, John Wiley & Sons, 2009, 314 P
16. Cliquet G. Geomarketing: Methods and strategies in spatial marketing. L.: ISTE, 2006.
17. Duggal N. Geography "Retail Location Analysis: A case study of burger king & McDonald's in Portage & Summit Counties". Ohio, 2007. 141 p.
18. Fortheringham, A.S. (1983) A New Set of Spatial Interaction Models: The Theory of Competing Destinations. EnvironmentandPlanning A. 15. pp. 15-36.
19. Huff D.L. A probabilistic analysis of shopping center trade areas // Land Economics. 1963. Vol. 39. P. 81—90.
20. Jones K.G., Mock D.R. Evaluating retail trading performances // Store Location and Store Assessment Res. N.Y.: John Wiley, 1984.
21. Losch A. The Economics of Location. 2nd ed. / trans. W.H. Woglom with the assistance of W.F. Stolpen (New Haven, CT, 1954). Firstpublishedin 1940.
22. Luce R. Individual Choice Behaviour. New York: John Wiley & Sons. 1959.
23. McFadden D. Econometric models of probabilistic choice // Structural analysis of discrete data with econometric applications. Cambridge: MIT Press, 1977.
24. Nakanishi M., Cooper. L. Parameter estimate for multiplicative interaction choice model: Least Squares Approach // J. of Marketing Res. 1974. № 11. P. 303–311.
25. Reilly W.J. The law of retail gravitation. N.Y., 1931.
26. Rust, R.T. & Donthu, N. (1995) Capturing Geographically Localized Misspecification Error in Retail Store Choice Models. J. of Marketing Research. XXXII. pp. 103-110.
27. Геомаркетинговая система Местомер[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://saint-petersburg.mestomer.com/ (дата обращения 01.05.2022)
28. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru (дата обращения 30.04.2022)
29. Сайт базы данных о недвижимости Циан [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://spb.cian.ru/ (дата обращения 01.05.2022)
30. Сайт геомаркетинговой компании SmartLoc [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://smartloc.ru/ (дата обращения 01.05.2022)
31. Яндекс.Карты [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://yandex.ru/maps/ (дата обращения 02.05.2022)
32. 2ГИС [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://2gis.ru/spb (дата обращения 02.05.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ