Фактор евроскептицизма в современном партийно-политическом развитии Франции
|
Введение
Глава 1. Особенности французского евроскептицизма………………...…….12
1.1. Терминология евроскептицизма…………………………………………..12
1.2. Причины зарождения и распространения антиевропейских настроений во Франции
Глава 2. Партийно-политическое измерение современного французского евроскептицизма
2.1. Правление Николя Саркози…………………………………………..........23
2.2. Правление Франсуа Олланда……...……………………………………….28
2.3. Правление Эммануэля Макрона…………………………………………...36
2.4. Рост евроскептицизма во французском обществе……………….…….....45
2.4.1. Исследование опросов общественного мнения
2.4.2. Электоральный успех крупнейших политических партий
Заключение
Источники и литература
Глава 1. Особенности французского евроскептицизма………………...…….12
1.1. Терминология евроскептицизма…………………………………………..12
1.2. Причины зарождения и распространения антиевропейских настроений во Франции
Глава 2. Партийно-политическое измерение современного французского евроскептицизма
2.1. Правление Николя Саркози…………………………………………..........23
2.2. Правление Франсуа Олланда……...……………………………………….28
2.3. Правление Эммануэля Макрона…………………………………………...36
2.4. Рост евроскептицизма во французском обществе……………….…….....45
2.4.1. Исследование опросов общественного мнения
2.4.2. Электоральный успех крупнейших политических партий
Заключение
Источники и литература
Актуальность работы. Вопросы евроскептицизма, необходимости экономического и политического существования Франции в рамках Европейского союза крайне важны и злободневны для современного французского общества. В 2018 г. количество выданных иммигрантам разрешений на временное проживание в стране возросло на 3,3% по сравнению с 2017 г. и составило более 250 000. Прямо пропорционально росту миграционного кризиса увеличивается недовольство граждан как наднациональными властями ЕС, так и его структурой в целом, ведь пребывание в Союзе, в зоне действия Шенгенского соглашения, непосредственно влияет на контроль за потоком беженцев, поступающих во Францию. В связи с этим наблюдается рост популярности леворадикальных, праворадикальных партий, выступающих за переориентацию, реформацию Евросоюза, выход из его отдельных органов, либо за полный выход Франции из его состава. Показательной в данном контексте является победа Национального фронта на выборах в Европейский парламент 2014 г. — французские граждане предпочли, чтобы их интересы на наднациональном уровне представляла партия, открыто выступающая против интеграции в ЕС.
Нельзя не отметить и влияние Брексита на рост евроскептических настроений во Франции. Выход Великобритании из Евросоюза дополнительно акцентировал внимание властей, политиков, граждан, СМИ на данной проблеме. Важно отметить, что меры по ослаблению влияния наднациональных европейских институтов начали предлагать не только представители радикальных партий и движений, но и политики более умеренного толка. Например, Франсуа Фийон, член Республиканцев, кандидат от партии на президентских выборах 2017 г., заявил о необходимости реформирования Европейского суда по правам человека и возможного выхода Франции из Конвенции о защите прав человека и основных свобод . После его высказывания эксперты и СМИ заговорили о первых шагах к Фрекситу (Frexit). Антиевропейские настроения в ЕС также дополнительно подогреваются общей антиглобалистской риторикой президента США Дональда Трампа. На данном фоне, ввиду усиления влияния националистических партий, майские выборы в Европарламент рассматриваются многими как некий судьбоносный момент для Европы. При условии успешных совместных действий евроскептики смогут влиять на формирование бюджета ЕС, тормозя его рассмотрение и принятие. То же самое касается и важных для них законопроектов. Усложнится процедура согласования и назначения членов Еврокомиссии и председателей комитетов Европарламента. Во главе наиболее значительной фракции националистических евроскептических партий на выборах в Европарламент — «Европа наций и свободы» — стоит французское «Национальное объединение» Марин Ле Пен. По данным социологического опроса центра Ipsos, на конец февраля 2019 г. за коалицию Э. Макрона из либеральных партий готовы проголосовать 23% французов, в то время как «Национальному объединению» предпочтение отдают 21% жителей Франции .
Цель работы. Цель работы состоит в том, чтобы путём анализа политической арены Франции, а именно периода администраций Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона, определить место и роль евроскептицизма в современном партийно-политическом развитии данного государства.
Задачи работы. Для того, чтобы реализовать цель работы, необходимо поэтапно выполнить следующие поставленные задачи:
1. Изучить термин «евроскептицизм» — его возникновение, значения, трактовки;
2. Установить причины зарождения и распространения евроскептических идей во Франции;
3. Проанализировать динамику евроскептических настроений во Франции в течение трёх администраций: Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона:
• Изучить программные документы их предвыборных президентских кампаний, обсуждаемые и принятые законодательные акты, политические заявления и публикации;
• Исследовать и сравнить результаты опросов общественного мнения на темы политики Евросоюза, выхода из его состава (учитывая влияние фактора Брексита), а также электоральный успех евроскептических партий в рамках обозначенного периода трёх администраций. Определить уровень и динамику евроскептицизма в обществе.
Объектом курсовой работы является общественно-политическое развитие Франции.
Предмет исследования — проявления евроскептицизма на политической арене Франции и среди её граждан.
Хронологические рамки работы: основная часть исследования затрагивает период с 2007 г. по апрель 2019 г.
Анализ источниковой базы. Работа основывается на источниковой базе, позволившей изучить тему с различных сторон. Во-первых, это официальные документы Евросоюза: Конвенция о применении Шенгенского соглашения , Договор о функционировании Европейского Союза , законодательные акты, устанавливающие порядок миграционного контроля и экономического устройства. Они позволили проанализировать структуру ЕС и определить причины, которые могли спровоцировать евроскептические настроения во Франции, вызвать недовольство устройством и функционированием органов наднациональной власти. Во-вторых, это политические программы президентов Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона, а также данные об их законодательных инициативах с ресурсов Правительства , Государственного и Конституционного совета Франци. С помощью этой базы удалось комплексно рассмотреть политические установки и действия каждого из трёх президентов в отношении ЕС. В-третьих — данные крупных исследовательских центров, в их числе Pew Research Center (США), ELABE (Франция), TNS Sofres (Франция); данные, предоставляемые официальным сайтом Европейской комиссии, а также информация о результатах национальных и региональных выборов с официальных ресурсов Министерства внутренних дел, Сената и Национальной ассамблеи Французской Республики позволили определить актуальный уровень евроскептицизма среди французских граждан.
В качестве литературной базы использовались, прежде всего, труды отечественных и зарубежных учёных, историков, философов, связанные тематикой как Европейского союза, Европы в целом, так и евроинтеграции в частности. Среди них стоит отдельно выделить работы П. Копецки и К. Мудде, А. Зэрбияка и П. Таггарта , посвящённые терминологии и типологии евроскептицизма. Среди исследований по специфике французского евроскептицизма, проблем евроинтеграции и активности евроскептических партий на современном этапе использовались работы М. Юдиф и М. Жерар, Ж. Сапира, C. Леконт. Из отечественных специалистов данной темы стоит отметить П. П. Тимофеева, О. Е. Трофимову, А. Н. Смирнова, Н. К. Арбатову и А. М. Кокеева. Также в ходе работы широко использовалась информация из статей политологов, экономистов; материалов французских, российских, англоязычных и прочих иностранных СМИ — во многом, с целью отслеживания и анализа публичных высказываний политических деятелей (преимущественно Франции) относительно ЕС.
Методы исследования. Методологическую базу исследования составляют историко-генетический и хронологический методы, а также методы источникового анализа. Первые дают возможность проведения комплексного анализа рассматриваемых явлений с учетом меняющейся исторической обстановки путем последовательного рассмотрения событий. Так, это позволяет структурировано и комплексно изучить причины зарождения и распространения евроскептических идей во Франции. Также этот метод помогает проанализировать и сравнить динамику евроскептических настроений во Франции в течение администраций Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона: изучить программные документы их предвыборных президентских кампаний, обсуждаемые и принятые законодательные акты, политические заявления и публикации. В свою очередь, методы источникового анализа, такие как выявление источников, их отбор, а также критика происхождения и содержания источников, позволяют сформировать обширную эмпирическую базу, подходящую тематике исследования. Данный метод, в частности, используется для изучения и сравнения результатов опросов общественного мнения на темы политики Евросоюза, выхода из его состава, а также электорального успеха евроскептических партий в рамках обозначенного периода трёх администраций. Для решения поставленных задач также используются историко-сравнительный (для выявления общего и отличного в евроскептических настроениях трёх разных периодов) и историко-типологический методы.
Степень изученности темы и научная новизна. Современный западноевропейский евроскептицизм и различные его аспекты регулярно выступают объектом исследований как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, теоретическая сторона евроскептицизма, а именно вопросы терминологии, типологии и классификации этого понятия, рассмотрены в работах П. Копецки и К. Мудде, А. Зэрбияка и П. Таггарта .М. Юдиф и М. Жерар анализируют результаты европейских выборов 2014 года во Франции контексте усиления евроскептических тенденций и радикально правых партий. Экономист Ж. Сапир пишет о кризисе валютной зоны евро, который является одной из важнейших причин недовольства политикой Брюсселя и устройством ЕС. Также среди исследуемых аспектов современного евроскептицизма наиболее часто встречаются вопросы национальной идентичности, евроинтеграции, политики партий-евроскептиков: работы C. Леконт, Ф. Хартлеба, Р. Хармсена и М. Шпиринга.
Среди российских исследователей тематики французского евроскептицизма следует выделить П. П. Тимофеева , занимающегося как историей и формированием антиевропейских настроений во Франции, так и политическим прогнозированием относительно их будущего развития. О. Е. Трофимова изучает проблемы французской интеграции и сохранения национальных республиканских интересов в рамках Евросоюза.Г. В. Томский анализирует позиции французских учёных экономистов относительно будущего устройства ЕС. Тем не менее, стоит отметить, что большая часть отечественных работ касается евроскептицизма на наднациональном уровне, то есть рассматривает его в общеевропейских масштабах, а не в рамках одного государства. Так, А. Н. Смирнов рассматривает популярность евроскептицизма и эволюции программных установок правых и правоцентристских партий ЕС через призму консерватизма и связывает это с востребованностью консервативной идеологии в современной Европе. Многие исследования посвящены тематике евроинтеграции, среди них стоит отметить работы Е. А. Сидоровой, М. В. Стрежневой , совместную монографию Н. К. Арбатовой и А. М. Кокеева. Таким образом, специфика работы состоит в том, что она посвящена проблематике евроскептицизма в рамках Франции, её научная новизна заключается в подробном изучении современной эволюции и состояния антиевропейских настроений в стране, взаимоотношений Франции и ЕС — в период трёх президентских администраций Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона.
Структура работы. Поставленные задачи исследования обуславливают его структуру. Первая глава является вводной частью работы и её базисом — в ней изучается история возникновения, а также терминология, типология, базовые идеи понятия евроскептицизма. Вторая часть первой главы посвящена выявлению причин зарождения и распространения евроскептических настроений на территории современной Франции. Вторая глава занимает центральную и важнейшую часть исследования: в ней производится анализ позиций, действий и публичных высказываний в отношении Европейского Союза глав трёх президентских администраций — Николя Саркози, Франсуа Олланда и Эммануэля Макрона. Кроме этого, вторая глава изучает уровень евроскептицизма во Франции на сегодняшний день через опросы общественного мнения и электоральный успех партий, в том числе партий-евроскептиков. В заключении на основании проделанной работы делаются выводы об актуальной роли евроскептицизма в современном партийно-политическом развитии Французской Республики.
Нельзя не отметить и влияние Брексита на рост евроскептических настроений во Франции. Выход Великобритании из Евросоюза дополнительно акцентировал внимание властей, политиков, граждан, СМИ на данной проблеме. Важно отметить, что меры по ослаблению влияния наднациональных европейских институтов начали предлагать не только представители радикальных партий и движений, но и политики более умеренного толка. Например, Франсуа Фийон, член Республиканцев, кандидат от партии на президентских выборах 2017 г., заявил о необходимости реформирования Европейского суда по правам человека и возможного выхода Франции из Конвенции о защите прав человека и основных свобод . После его высказывания эксперты и СМИ заговорили о первых шагах к Фрекситу (Frexit). Антиевропейские настроения в ЕС также дополнительно подогреваются общей антиглобалистской риторикой президента США Дональда Трампа. На данном фоне, ввиду усиления влияния националистических партий, майские выборы в Европарламент рассматриваются многими как некий судьбоносный момент для Европы. При условии успешных совместных действий евроскептики смогут влиять на формирование бюджета ЕС, тормозя его рассмотрение и принятие. То же самое касается и важных для них законопроектов. Усложнится процедура согласования и назначения членов Еврокомиссии и председателей комитетов Европарламента. Во главе наиболее значительной фракции националистических евроскептических партий на выборах в Европарламент — «Европа наций и свободы» — стоит французское «Национальное объединение» Марин Ле Пен. По данным социологического опроса центра Ipsos, на конец февраля 2019 г. за коалицию Э. Макрона из либеральных партий готовы проголосовать 23% французов, в то время как «Национальному объединению» предпочтение отдают 21% жителей Франции .
Цель работы. Цель работы состоит в том, чтобы путём анализа политической арены Франции, а именно периода администраций Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона, определить место и роль евроскептицизма в современном партийно-политическом развитии данного государства.
Задачи работы. Для того, чтобы реализовать цель работы, необходимо поэтапно выполнить следующие поставленные задачи:
1. Изучить термин «евроскептицизм» — его возникновение, значения, трактовки;
2. Установить причины зарождения и распространения евроскептических идей во Франции;
3. Проанализировать динамику евроскептических настроений во Франции в течение трёх администраций: Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона:
• Изучить программные документы их предвыборных президентских кампаний, обсуждаемые и принятые законодательные акты, политические заявления и публикации;
• Исследовать и сравнить результаты опросов общественного мнения на темы политики Евросоюза, выхода из его состава (учитывая влияние фактора Брексита), а также электоральный успех евроскептических партий в рамках обозначенного периода трёх администраций. Определить уровень и динамику евроскептицизма в обществе.
Объектом курсовой работы является общественно-политическое развитие Франции.
Предмет исследования — проявления евроскептицизма на политической арене Франции и среди её граждан.
Хронологические рамки работы: основная часть исследования затрагивает период с 2007 г. по апрель 2019 г.
Анализ источниковой базы. Работа основывается на источниковой базе, позволившей изучить тему с различных сторон. Во-первых, это официальные документы Евросоюза: Конвенция о применении Шенгенского соглашения , Договор о функционировании Европейского Союза , законодательные акты, устанавливающие порядок миграционного контроля и экономического устройства. Они позволили проанализировать структуру ЕС и определить причины, которые могли спровоцировать евроскептические настроения во Франции, вызвать недовольство устройством и функционированием органов наднациональной власти. Во-вторых, это политические программы президентов Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона, а также данные об их законодательных инициативах с ресурсов Правительства , Государственного и Конституционного совета Франци. С помощью этой базы удалось комплексно рассмотреть политические установки и действия каждого из трёх президентов в отношении ЕС. В-третьих — данные крупных исследовательских центров, в их числе Pew Research Center (США), ELABE (Франция), TNS Sofres (Франция); данные, предоставляемые официальным сайтом Европейской комиссии, а также информация о результатах национальных и региональных выборов с официальных ресурсов Министерства внутренних дел, Сената и Национальной ассамблеи Французской Республики позволили определить актуальный уровень евроскептицизма среди французских граждан.
В качестве литературной базы использовались, прежде всего, труды отечественных и зарубежных учёных, историков, философов, связанные тематикой как Европейского союза, Европы в целом, так и евроинтеграции в частности. Среди них стоит отдельно выделить работы П. Копецки и К. Мудде, А. Зэрбияка и П. Таггарта , посвящённые терминологии и типологии евроскептицизма. Среди исследований по специфике французского евроскептицизма, проблем евроинтеграции и активности евроскептических партий на современном этапе использовались работы М. Юдиф и М. Жерар, Ж. Сапира, C. Леконт. Из отечественных специалистов данной темы стоит отметить П. П. Тимофеева, О. Е. Трофимову, А. Н. Смирнова, Н. К. Арбатову и А. М. Кокеева. Также в ходе работы широко использовалась информация из статей политологов, экономистов; материалов французских, российских, англоязычных и прочих иностранных СМИ — во многом, с целью отслеживания и анализа публичных высказываний политических деятелей (преимущественно Франции) относительно ЕС.
Методы исследования. Методологическую базу исследования составляют историко-генетический и хронологический методы, а также методы источникового анализа. Первые дают возможность проведения комплексного анализа рассматриваемых явлений с учетом меняющейся исторической обстановки путем последовательного рассмотрения событий. Так, это позволяет структурировано и комплексно изучить причины зарождения и распространения евроскептических идей во Франции. Также этот метод помогает проанализировать и сравнить динамику евроскептических настроений во Франции в течение администраций Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона: изучить программные документы их предвыборных президентских кампаний, обсуждаемые и принятые законодательные акты, политические заявления и публикации. В свою очередь, методы источникового анализа, такие как выявление источников, их отбор, а также критика происхождения и содержания источников, позволяют сформировать обширную эмпирическую базу, подходящую тематике исследования. Данный метод, в частности, используется для изучения и сравнения результатов опросов общественного мнения на темы политики Евросоюза, выхода из его состава, а также электорального успеха евроскептических партий в рамках обозначенного периода трёх администраций. Для решения поставленных задач также используются историко-сравнительный (для выявления общего и отличного в евроскептических настроениях трёх разных периодов) и историко-типологический методы.
Степень изученности темы и научная новизна. Современный западноевропейский евроскептицизм и различные его аспекты регулярно выступают объектом исследований как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, теоретическая сторона евроскептицизма, а именно вопросы терминологии, типологии и классификации этого понятия, рассмотрены в работах П. Копецки и К. Мудде, А. Зэрбияка и П. Таггарта .М. Юдиф и М. Жерар анализируют результаты европейских выборов 2014 года во Франции контексте усиления евроскептических тенденций и радикально правых партий. Экономист Ж. Сапир пишет о кризисе валютной зоны евро, который является одной из важнейших причин недовольства политикой Брюсселя и устройством ЕС. Также среди исследуемых аспектов современного евроскептицизма наиболее часто встречаются вопросы национальной идентичности, евроинтеграции, политики партий-евроскептиков: работы C. Леконт, Ф. Хартлеба, Р. Хармсена и М. Шпиринга.
Среди российских исследователей тематики французского евроскептицизма следует выделить П. П. Тимофеева , занимающегося как историей и формированием антиевропейских настроений во Франции, так и политическим прогнозированием относительно их будущего развития. О. Е. Трофимова изучает проблемы французской интеграции и сохранения национальных республиканских интересов в рамках Евросоюза.Г. В. Томский анализирует позиции французских учёных экономистов относительно будущего устройства ЕС. Тем не менее, стоит отметить, что большая часть отечественных работ касается евроскептицизма на наднациональном уровне, то есть рассматривает его в общеевропейских масштабах, а не в рамках одного государства. Так, А. Н. Смирнов рассматривает популярность евроскептицизма и эволюции программных установок правых и правоцентристских партий ЕС через призму консерватизма и связывает это с востребованностью консервативной идеологии в современной Европе. Многие исследования посвящены тематике евроинтеграции, среди них стоит отметить работы Е. А. Сидоровой, М. В. Стрежневой , совместную монографию Н. К. Арбатовой и А. М. Кокеева. Таким образом, специфика работы состоит в том, что она посвящена проблематике евроскептицизма в рамках Франции, её научная новизна заключается в подробном изучении современной эволюции и состояния антиевропейских настроений в стране, взаимоотношений Франции и ЕС — в период трёх президентских администраций Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона.
Структура работы. Поставленные задачи исследования обуславливают его структуру. Первая глава является вводной частью работы и её базисом — в ней изучается история возникновения, а также терминология, типология, базовые идеи понятия евроскептицизма. Вторая часть первой главы посвящена выявлению причин зарождения и распространения евроскептических настроений на территории современной Франции. Вторая глава занимает центральную и важнейшую часть исследования: в ней производится анализ позиций, действий и публичных высказываний в отношении Европейского Союза глав трёх президентских администраций — Николя Саркози, Франсуа Олланда и Эммануэля Макрона. Кроме этого, вторая глава изучает уровень евроскептицизма во Франции на сегодняшний день через опросы общественного мнения и электоральный успех партий, в том числе партий-евроскептиков. В заключении на основании проделанной работы делаются выводы об актуальной роли евроскептицизма в современном партийно-политическом развитии Французской Республики.
В работе был проведён комплексный анализ проблемы современного французского евроскептицизма. Во-первых, в ходе выполнения поставленных задач, была изучена история возникновения, а также терминология, типология, базовые идеи данного понятия. Термин «евроскептицизм» является достаточно объёмным, содержит в себе множественные значения. Он может употребляться для того, чтобы показать совершенно разные оттенки отношения к Европейскому союзу — от лёгкой критики его политических действий до аргументов в пользу выхода из его состава. Согласно Оксфордскому словарю, евроскептик — это человек, противостоящий растущей власти Европейского союза . Эту трактовку следует рассматривать в качестве основной в контексте данного исследования. В работе евроскептицизм, прежде всего, определяется следующими критериями: проявления гражданами и политическими силами ЕС недовольства по отношению к экономическим, социальным, политическим, бюрократическим действиям, функциям и устройству Евросоюза.
Во-вторых, были выявлены причины зарождения и распространения евроскептических настроений в современной Франции. Они сводятся к трём ключевым проблемам: миграционный кризис, экономическая политика ЕС и бюрократическая система ЕС. Наднациональные институты ЕС оказались совершенно не способны решить вопрос распределения беженцев (который на фоне волны в 2014-2018 гг. стал как никогда актуальным), что усугубило ситуацию в странах-членах, в частности, во Франции. Кроме того, власти Евросоюза отказались принципиально менять подход к миграционной политике. Сложившаяся ситуация, определяемая Шенгенской зоной и Дублинскими соглашениями, облегчает незаметное проникновение террористических группировок на территорию Европы. Все эти факторы активно способствуют распространению евроскептицизма. Важно отметить, что с каждым годом приток беженцев как во Францию, так и в Европейский союз увеличивается, а, значит, вместе с тем растёт и недовольство наднациональными властями, неизбежно растёт евроскептицизм. Зависимость экономики Франции от действий центрального банка, отсутствие возможности для стран ЕС непосредственно участвовать в принятии важных экономических решений в области денежной политики на наднациональном уровне — также одни из важнейших поводов для недовольства среди евроскептиков. Единый курс евро требует одинаковой экономической обстановки в странах-членах валютной зоны. По мнению евроскептиков, соблюдать условия равного развития в 19-ти совершенно разных государствах, отличающихся друг от друга как экономически, политически, так и культурно, невозможно. Также евроскептики критикуют евро за то, что он не смог стать международной резервной валютой и составить серьёзную конкуренцию доллару. У членов еврозоны отсутствует важная политическая, символическая связь между национальной валютой и государством. Наконец, провал идеи Конституции Европейского Союза во Франции в 2005 году показал наличие во французском обществе сильной оппозиции идее общеевропейского единства. Французы оказались не готовы предоставить больше полномочий наднациональным структурам, что в очередной раз подтвердило их сильное недовольство и недоверие по отношению к органам власти Союза и его бюрократической системе.
В-третьих, был произведён анализ позиций и деятельности в отношении Европейского Союза трёх президентских администраций — Николя Саркози, Франсуа Олланда и Эммануэля Макрона. Предвыборные позиции Н. Саркози в отношении Европейского Союза и его реальные действия на политической арене носили скорее слабую степень евроскептицизма. С одной стороны, Саркози, называя себя «убеждённым европейцем», явно выступал за укрепление единства, экономической мощи ЕС, за совместную политическую деятельность стран-членов. На это указывает и его поддержка единой европейской стратегии в сфере сельского хозяйства, деятельность по созданию общеевропейского документа о функционировании Союза взамен Конституции, который усилил властные полномочия Брюсселя на наднациональном уровне, и активное участие в оказании экономической помощи Греции, инициативы по выведению из кризисной ситуации валютной зоны евро. С другой стороны, Президент был озабочен вопросами безопасности, защищенности границ ЕС в целом и Франции как его части. Его предвыборные предложения, а также действия на посту председателя Европейского совета предполагали достаточно сильное ужесточение миграционного контроля. На его недовольство миграционной политикой и устройством границ Европы указывало и нежелание впускать в состав Союза Турцию.
Предвыборную программу и действия Франсуа Олланда на политической арене в период президентского срока можно с уверенностью классифицировать как проевропейские. Ратификация Договора о бюджетной стабильности, невыгодного для Франции, но важного для финансового поддержания еврозоны в кризисной ситуации; активная помощь правительству Греции в долговом кризисе; публичная критика идей Брексита и попытки предотвратить выход Великобритании из ЕС; открытая миграционная политика, направленная на упрощение въезда и условий пребывания мигрантов во Франции и Евросоюзе — эти и многие другие инициативы Ф. Олланда позволяют охарактеризовать его как устойчивого еврофила. Несмотря на ряд разногласий, его администрация во многом выступала совместно с Германией по вопросам развития Союза, в том числе Олланд и Меркель вместе продвигали идеи установления налога Тобина на финансовые транзакции для стран-членов. Также весьма важным проевропейским жестом Президента Франции являлась инициатива о ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.
Эммануэля Макрона, безусловно, можно отнести к еврофилам. Его предвыборные идеи всецело касались сохранения и развития Европейского союза. Главной проблемой ЕС он считал слабую экономическую политику, именно поэтому предлагал целую серию мер по наращиванию общеевропейской финансовой мощи. Заняв должность Президента Франции, Э. Макрон взял на себя роль борца за европейскую интеграцию и развитие ЕС. Тем не менее, многие проевропейские инициативы Макрона были отвергнуты его коллегами: это, в первую очередь, его экономические предложения, в особенности идея о расширении бюджета ЕС и властных полномочий еврозоны, а также предложение по созданию транснациональных списков кандидатов для европейских выборов 2019 года. Кроме того, Макрон, несмотря на его стремление организовать Европейский совет безопасности и усилить защиту внешних границ Шенгенской зоны, активно продвигает идею совместного распределения беженцев по странам ЕС и высказывается против резких действий по борьбе с нелегальной иммиграцией. Эта позиция стала причиной формирования конфликтных отношений Президента Франции с Италией, Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией и Австрией. Также стоит отметить, что программная статья Макрона «За возрождение Европы», отразившая его главные идеи относительно будущего устройства ЕС, не произвела какого-либо значительного резонанса в европейском обществе и СМИ. Текст был встречен достаточно индифферентно или подвергся критике, что связано, прежде всего, с открытым противостоянием Президента Франции с националистическими и правыми силами ЕС, а также с тем, что многие упомянутые им в статье инициативы ранее уже были отвергнуты Союзом.
В-четвёртых, был исследован уровень антиевропейских настроений во Франции на сегодняшний день через опросы общественного мнения и электоральный успех политических партий, в том числе партий-евроскептиков. Проведённый анализ опросов показал, что мнение французских граждан достаточно сильно разнится в зависимости от конкретных предложений в сфере европейской политики. Согласно исследованию агентства Elabe, опубликованному в октябре 2018 г., 38% опрошенных французов считает, что принадлежность Франции к Евросоюзу имеет больше минусов, чем плюсов . Также любопытны результаты исследования относительно европейской политики Э. Макрона. 64% французов не верят в способность Эммануэля Макрона значительно изменить функционирование и политическую ориентацию Европейского Союза, что на 3% больше по сравнению с исследованиями конца мая 2018 г. При этом, как показывает опрос, французы в целом игнорируют проевропейские инициативы Президента. Так, политический проект Эммануэля Макрона в отношении Европейского Союза плохо известен более чем для 3 французов из 4. 76% французов заявляют, что плохо понимают европейскую стратегию Эммануэля Макрона, из которых 53% «довольно плохо» и 23% — «очень плохо». Таким образом, в случае, когда речь заходит об отношении к ЕС, подавляющее число проявляет своё недовольство его деятельностью . Вместе с тем, французы, очевидно, не считают, что Фрексит решит данную проблему. Интересно, что большинство граждан поддерживает идею об организации референдума, однако при этом то же большинство отмечает, что проголосует на нём против выхода из Евросоюза. Электоральные результаты партий-евроскептиков показывают, что французы не готовы предоставить им власть на национальном и региональном уровне. Тем не менее, успех Национального фронта на выборах в Европарламент 2014 г., а также высокие показатели намерения проголосовать за партию Марин Ле Пен по предварительным опросам перед европейскими выборами 2019 г. (21,5%) , говорят о стремлении граждан добиться реформирования ЕС на наднациональном уровне. Это позволяет нам сделать два важных вывода. Во-первых, французы не готовы полностью покинуть ЕС. Они выражают заинтересованность в изменении или отказе от Шенгенских соглашений, расширении демократических элементов в управлении Союзом, в особенности в области политики ЕЦБ, в усилении безопасности границ. Однако граждане выступают за сохранение евро в качестве национальной валюты, что скорее всего связано с опасениями за состояние экономики страны, которая, в отличие от британской, сильнее завязана на существовании в рамках ЕС. Также, в целом, народ выступает за то, чтобы Франция осталась в структурах последнего. Во-вторых, в референдуме большая часть граждан, судя по всему, видит возможность обозначить свою позицию — заявить власти, что они выступают не против, а именно за сохранение страны в составе Евросоюза.
Таким образом, вышеперечисленные выводы, сделанные на каждом из этапов исследования, позволили прийти к общему заключению и реализовать цель работы — определить место и роль евроскептицизма в современном партийно-политическом развитии Франции. Антиевропейские настроения на сегодняшний день достаточно распространены на территории данного государства и вызваны объективными миграционными, экономическими и бюрократическими проблемами Европейского Союза. Евроинтеграция вызывает сомнения и опасения у большинства французских граждан, однако их общественный евроскептицизм сложен и носит двойственный характер. С одной стороны, на национальном и региональном уровне во Франции на протяжении последних десяти-пятнадцати лет в структурах власти доминируют проевропейские позиции, поэтому страна следует общему курсу усиления власти Брюсселя, усиления процессов экономической и политической интеграции и консолидации. Три последних президентских администрации характеризуются достаточно высокой степенью еврофилии, в особенности это касается правления Ф. Олланда и Э. Макрона. С другой стороны, во французском обществе существует евроскептический запрос на реформирование устройства ЕС, на пересмотр принципов взаимоотношений Франции и Брюсселя. Стремления граждан сводятся, преимущественно, к следующим пунктам. Во-первых, изменения в экономической структуре Евросоюза — создание институтов, которые ограничат власть Европейского центрального банка и расширят полномочия стран-членов, задействовав их в управлении валютной зоной, с целью наладить экономику Союза и упрочнить позиции евро. Во-вторых, изменения в территориальной структуре ЕС — усиление контроля за его внешними границами путём укрепления общей системы вооружений, а также ужесточения Шенгенских соглашений (вплоть до полного выхода Франции из Шенгенской зоны) с целью борьбы с миграционной волной и террористической угрозой. В-третьих, изменения в политической структуре Евросоюза — демократизация его отдельных органов и институтов, например, проведение выборов на крупные должности через народное голосование; с целью устранить бюрократию и наладить диалог между наднациональной властью и гражданами ЕС. Данные требования крайне важны и актуальны для французских граждан, и именно с ними придётся считаться современным политическим силам Французской Республики.
Во-вторых, были выявлены причины зарождения и распространения евроскептических настроений в современной Франции. Они сводятся к трём ключевым проблемам: миграционный кризис, экономическая политика ЕС и бюрократическая система ЕС. Наднациональные институты ЕС оказались совершенно не способны решить вопрос распределения беженцев (который на фоне волны в 2014-2018 гг. стал как никогда актуальным), что усугубило ситуацию в странах-членах, в частности, во Франции. Кроме того, власти Евросоюза отказались принципиально менять подход к миграционной политике. Сложившаяся ситуация, определяемая Шенгенской зоной и Дублинскими соглашениями, облегчает незаметное проникновение террористических группировок на территорию Европы. Все эти факторы активно способствуют распространению евроскептицизма. Важно отметить, что с каждым годом приток беженцев как во Францию, так и в Европейский союз увеличивается, а, значит, вместе с тем растёт и недовольство наднациональными властями, неизбежно растёт евроскептицизм. Зависимость экономики Франции от действий центрального банка, отсутствие возможности для стран ЕС непосредственно участвовать в принятии важных экономических решений в области денежной политики на наднациональном уровне — также одни из важнейших поводов для недовольства среди евроскептиков. Единый курс евро требует одинаковой экономической обстановки в странах-членах валютной зоны. По мнению евроскептиков, соблюдать условия равного развития в 19-ти совершенно разных государствах, отличающихся друг от друга как экономически, политически, так и культурно, невозможно. Также евроскептики критикуют евро за то, что он не смог стать международной резервной валютой и составить серьёзную конкуренцию доллару. У членов еврозоны отсутствует важная политическая, символическая связь между национальной валютой и государством. Наконец, провал идеи Конституции Европейского Союза во Франции в 2005 году показал наличие во французском обществе сильной оппозиции идее общеевропейского единства. Французы оказались не готовы предоставить больше полномочий наднациональным структурам, что в очередной раз подтвердило их сильное недовольство и недоверие по отношению к органам власти Союза и его бюрократической системе.
В-третьих, был произведён анализ позиций и деятельности в отношении Европейского Союза трёх президентских администраций — Николя Саркози, Франсуа Олланда и Эммануэля Макрона. Предвыборные позиции Н. Саркози в отношении Европейского Союза и его реальные действия на политической арене носили скорее слабую степень евроскептицизма. С одной стороны, Саркози, называя себя «убеждённым европейцем», явно выступал за укрепление единства, экономической мощи ЕС, за совместную политическую деятельность стран-членов. На это указывает и его поддержка единой европейской стратегии в сфере сельского хозяйства, деятельность по созданию общеевропейского документа о функционировании Союза взамен Конституции, который усилил властные полномочия Брюсселя на наднациональном уровне, и активное участие в оказании экономической помощи Греции, инициативы по выведению из кризисной ситуации валютной зоны евро. С другой стороны, Президент был озабочен вопросами безопасности, защищенности границ ЕС в целом и Франции как его части. Его предвыборные предложения, а также действия на посту председателя Европейского совета предполагали достаточно сильное ужесточение миграционного контроля. На его недовольство миграционной политикой и устройством границ Европы указывало и нежелание впускать в состав Союза Турцию.
Предвыборную программу и действия Франсуа Олланда на политической арене в период президентского срока можно с уверенностью классифицировать как проевропейские. Ратификация Договора о бюджетной стабильности, невыгодного для Франции, но важного для финансового поддержания еврозоны в кризисной ситуации; активная помощь правительству Греции в долговом кризисе; публичная критика идей Брексита и попытки предотвратить выход Великобритании из ЕС; открытая миграционная политика, направленная на упрощение въезда и условий пребывания мигрантов во Франции и Евросоюзе — эти и многие другие инициативы Ф. Олланда позволяют охарактеризовать его как устойчивого еврофила. Несмотря на ряд разногласий, его администрация во многом выступала совместно с Германией по вопросам развития Союза, в том числе Олланд и Меркель вместе продвигали идеи установления налога Тобина на финансовые транзакции для стран-членов. Также весьма важным проевропейским жестом Президента Франции являлась инициатива о ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.
Эммануэля Макрона, безусловно, можно отнести к еврофилам. Его предвыборные идеи всецело касались сохранения и развития Европейского союза. Главной проблемой ЕС он считал слабую экономическую политику, именно поэтому предлагал целую серию мер по наращиванию общеевропейской финансовой мощи. Заняв должность Президента Франции, Э. Макрон взял на себя роль борца за европейскую интеграцию и развитие ЕС. Тем не менее, многие проевропейские инициативы Макрона были отвергнуты его коллегами: это, в первую очередь, его экономические предложения, в особенности идея о расширении бюджета ЕС и властных полномочий еврозоны, а также предложение по созданию транснациональных списков кандидатов для европейских выборов 2019 года. Кроме того, Макрон, несмотря на его стремление организовать Европейский совет безопасности и усилить защиту внешних границ Шенгенской зоны, активно продвигает идею совместного распределения беженцев по странам ЕС и высказывается против резких действий по борьбе с нелегальной иммиграцией. Эта позиция стала причиной формирования конфликтных отношений Президента Франции с Италией, Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией и Австрией. Также стоит отметить, что программная статья Макрона «За возрождение Европы», отразившая его главные идеи относительно будущего устройства ЕС, не произвела какого-либо значительного резонанса в европейском обществе и СМИ. Текст был встречен достаточно индифферентно или подвергся критике, что связано, прежде всего, с открытым противостоянием Президента Франции с националистическими и правыми силами ЕС, а также с тем, что многие упомянутые им в статье инициативы ранее уже были отвергнуты Союзом.
В-четвёртых, был исследован уровень антиевропейских настроений во Франции на сегодняшний день через опросы общественного мнения и электоральный успех политических партий, в том числе партий-евроскептиков. Проведённый анализ опросов показал, что мнение французских граждан достаточно сильно разнится в зависимости от конкретных предложений в сфере европейской политики. Согласно исследованию агентства Elabe, опубликованному в октябре 2018 г., 38% опрошенных французов считает, что принадлежность Франции к Евросоюзу имеет больше минусов, чем плюсов . Также любопытны результаты исследования относительно европейской политики Э. Макрона. 64% французов не верят в способность Эммануэля Макрона значительно изменить функционирование и политическую ориентацию Европейского Союза, что на 3% больше по сравнению с исследованиями конца мая 2018 г. При этом, как показывает опрос, французы в целом игнорируют проевропейские инициативы Президента. Так, политический проект Эммануэля Макрона в отношении Европейского Союза плохо известен более чем для 3 французов из 4. 76% французов заявляют, что плохо понимают европейскую стратегию Эммануэля Макрона, из которых 53% «довольно плохо» и 23% — «очень плохо». Таким образом, в случае, когда речь заходит об отношении к ЕС, подавляющее число проявляет своё недовольство его деятельностью . Вместе с тем, французы, очевидно, не считают, что Фрексит решит данную проблему. Интересно, что большинство граждан поддерживает идею об организации референдума, однако при этом то же большинство отмечает, что проголосует на нём против выхода из Евросоюза. Электоральные результаты партий-евроскептиков показывают, что французы не готовы предоставить им власть на национальном и региональном уровне. Тем не менее, успех Национального фронта на выборах в Европарламент 2014 г., а также высокие показатели намерения проголосовать за партию Марин Ле Пен по предварительным опросам перед европейскими выборами 2019 г. (21,5%) , говорят о стремлении граждан добиться реформирования ЕС на наднациональном уровне. Это позволяет нам сделать два важных вывода. Во-первых, французы не готовы полностью покинуть ЕС. Они выражают заинтересованность в изменении или отказе от Шенгенских соглашений, расширении демократических элементов в управлении Союзом, в особенности в области политики ЕЦБ, в усилении безопасности границ. Однако граждане выступают за сохранение евро в качестве национальной валюты, что скорее всего связано с опасениями за состояние экономики страны, которая, в отличие от британской, сильнее завязана на существовании в рамках ЕС. Также, в целом, народ выступает за то, чтобы Франция осталась в структурах последнего. Во-вторых, в референдуме большая часть граждан, судя по всему, видит возможность обозначить свою позицию — заявить власти, что они выступают не против, а именно за сохранение страны в составе Евросоюза.
Таким образом, вышеперечисленные выводы, сделанные на каждом из этапов исследования, позволили прийти к общему заключению и реализовать цель работы — определить место и роль евроскептицизма в современном партийно-политическом развитии Франции. Антиевропейские настроения на сегодняшний день достаточно распространены на территории данного государства и вызваны объективными миграционными, экономическими и бюрократическими проблемами Европейского Союза. Евроинтеграция вызывает сомнения и опасения у большинства французских граждан, однако их общественный евроскептицизм сложен и носит двойственный характер. С одной стороны, на национальном и региональном уровне во Франции на протяжении последних десяти-пятнадцати лет в структурах власти доминируют проевропейские позиции, поэтому страна следует общему курсу усиления власти Брюсселя, усиления процессов экономической и политической интеграции и консолидации. Три последних президентских администрации характеризуются достаточно высокой степенью еврофилии, в особенности это касается правления Ф. Олланда и Э. Макрона. С другой стороны, во французском обществе существует евроскептический запрос на реформирование устройства ЕС, на пересмотр принципов взаимоотношений Франции и Брюсселя. Стремления граждан сводятся, преимущественно, к следующим пунктам. Во-первых, изменения в экономической структуре Евросоюза — создание институтов, которые ограничат власть Европейского центрального банка и расширят полномочия стран-членов, задействовав их в управлении валютной зоной, с целью наладить экономику Союза и упрочнить позиции евро. Во-вторых, изменения в территориальной структуре ЕС — усиление контроля за его внешними границами путём укрепления общей системы вооружений, а также ужесточения Шенгенских соглашений (вплоть до полного выхода Франции из Шенгенской зоны) с целью борьбы с миграционной волной и террористической угрозой. В-третьих, изменения в политической структуре Евросоюза — демократизация его отдельных органов и институтов, например, проведение выборов на крупные должности через народное голосование; с целью устранить бюрократию и наладить диалог между наднациональной властью и гражданами ЕС. Данные требования крайне важны и актуальны для французских граждан, и именно с ними придётся считаться современным политическим силам Французской Республики.
Подобные работы
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ПАРТИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ (НА ПРИМЕРЕ ПАРТИЙ ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ, АВСТРИИ И ШВЕЙЦАРИИ)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Фактор Брекзита в общественно-политическом развитии Великобритании
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ ПАРТИЙ «ДВИЖЕНИЕ ПЯТИ ЗВЕЗД» И «ЛИГА» В УКРЕПЛЕНИИ ПОЗИЦИИ ЕВРОСКЕПТИЦИЗМА В ИТАЛИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Региональный сепаратизм во Франции: причины и последствия
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Основные тенденции распространения евроскэнтузиазм и евроскептицизм в современной Европе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИТАЛИИ: НОВАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТИТУТЫ
Диссертации (РГБ), международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Евроскептицизм в процессе развития европейской интеграции 1970 — 201Ое гг
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВЫЙ ПОПУЛИЗМ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ (2015-2021)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Евроскептицизм и его проявления в правых партиях Франции 1993-2020 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2021



