Ведение...........................................................................................................................................3
Глава 1. Актуальность и проблематика реформирования ООН в современном мире............7
1.1. История создания и необходимость реформирования системы Организации Объединенных Наций в XXI веке................................................................................................7
1.2. Дискуссии о роли ООН и перспективах развития Организации......................................12
1.3. Попытки реформирования Организации Объединенных Наций.....................................18
Глава 2. Вклад Германии в деятельность ООН.........................................................................24
2.1.Финансовый аспект вклада Германии в работу организации............................................24
2.2. Участие Германии в миротворческих миссиях Организации Объединенных Наций....33
Глава 3. Позиция и политика Германии в отношении реформы СБ.......................................44
3.1. Современная внешняя политика ФРГ в ООН....................................................................44
3.2. Реформа Совета Безопасности: позиция и политика Германии.......................................51
3.3. Перспективы ФРГ в качестве постоянного члена СБ ООН..............................................61
Заключение...................................................................................................................................70
Список использованных источников и литературы..................................................................75
Актуальность темы исследования определяется целым рядом факторов. В первую очередь, на сегодняшний день развитие Организации Объединенных Наций как механизма надгосударственного управления остается приоритетной задачей для всего мирового сообщества. Окончание XX века, принесшее с собой развал Советского Союза и окончание Холодной войны, ознаменовано окончанием сложившейся к тому периоду биполярной системы международных отношений. Произошло структурное изменение мироустройства, появилились новые акторы. Вместе с этим стала очевидной необходимость реформенных действий в системе ООН. Однако, несмотря на несмолкающие спорты о необходимости реформы, на сегодняшний день она по-прежнему не осуществлена в полной мере.
ООН не просто накопила большой опыт, но формально занимает центральное место в иерархии международных институтов. Это универсальная организация, сфера ответственности которой охватывает практически все области межгосударственных отношений и человеческой деятельности, а решения ее Совета Безопасности обязательны для государств-членов. Но говорить о том, что ООН стала ядром формирующегося мирового правительства, не совсем правомерно. В последние десятилетия она оказалась неспособна предотвратить ряд кровопролитных конфликтов. Это ставит фундаментальный вопрос о причинах недостаточной эффективности ООН как надгосударственного органа. Уступает ли она место другим организациям, или проблема в ее недостаточной реформированности, что объясняется противоречиями государств-членов в условиях неясности в отношении нового мирового порядка? Способна ли ООН адаптироваться к решению насущных глобальных проблем, и если да, то на каких началах? Так, на сегодняшний день не теряют своей важности вопросы реформирования ООН, а также дальнейших перспектив развития Организации. Об этом ведется речь в докладах Генеральных Секретарей уже на протяжении последних двух десятилетий.
Кроме того, в рамках внешней политики Германии ООН играет одну из первостепенных ролей. Можно говорить о том, что вопросы реформирования Организации напрямую затрагивают интересы государства. Германия регулярно заявляет, и подтверждает это своими действиями, о готовности брать на себя ответственность в вопросах регулирования международных конфликтов. Ни для кого не секрет, что Германия руководствуется принципами Организации в становлении общегражданских ценностей.
Необходимо говорить о том, что Германия, как и большинство государств на современной авансцене, придерживается позиции о необходимости структурных изменений в Организации. Принцип формирования Совета Безопасности на сегодняшний день представляется не отражающим реалий в полной мере. Германия, как четвертая по величине взносов в бюджет Организации, настаивает на адекватном представительстве держав в рамках Совета Безопасности. Она принимает активное участие в работе большинства коммитетов, комиссий Организации. Помимо регулярного финансирования, Германия также на постоянной основе осуществляет добровольные взносы в различные программы ООН.
Объектом исследования является Германия и Организация Объединенных Наций.
Предметом исследования является совокупность политико-правовых, исторических, экономических, социальных и других факторов современной международной жизни, ведущая к необходимости трансформации системы ООН.
Целью написания нашей работы является выявление возможных перспектив получения Германии статуса постоянного члена в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития Организации как надгосударственного органа управления;
2. Провести комплексный анализ позиций в научной среде относительно будущего Организации Объединенных Наций.
3. Обосновать необходимость реформенных изменений в структуре системы Организации Объединенных Наций;
4. Рассмотреть развитие взаимоотношений Германии и Организации Объединенных Наций в исторической ретроспективе;
5. Исследовать вклад Германии в деятельность ООН с точки зрения финансирования и участия в миротворческих миссиях;
6. Проанализировать перспективы членства Германии в Совете Безопасности.
Методолгоия. Метод системного анализа помог представить изучение проблемы реформирования Организации как комплексно, так и при рассмотрении некоторых компонентов отдельно. Он помог устанавливить зависимость экономической и политической сторонами вопроса, а также учитывать при этом и другие факторы, имеющие влияние на процесс реформирования. В рамках исследования также применялся метод сравнительного анализа при изучении документов, договоров и отчетов. Метод исторической ретроспективы использовался в рамках проведения полновесного анализа процессов становления феномена ООН, а также при рассмотрении успешных инициатив в плане реформирования и реструктуризации международной организации.
Библиографическая база.
В ходе исследования были проанализированы и рассмотрены научные статьи, посвященные роли Организации Объединенных Наций в современном мире, за последние пять лет таких научных журналов как «Полис», «Россия в глобальной политике», «Международная жизнь», «Обозреватель», «Мировая экономика и международные отношения», «Международные процессы», «Вестник международных организаций», «Общественные науки и современность». Кроме того, были изучены и проанализированы материалы, предоставленные райтом Российского Совета по международным делам. ООН также широко обсуждается на страницах таких журналов, как «American Foreign Policy Interests», «The National Interest», «Foreign Affairs», «International Peacekeeping», «International Organization», , «Security Dialogue», «Global Change, Peace & Security», «Journal of human development». В своих статьях авторы рассматривают такие вопросы как санкции ООН и их эффективность, применение силы в международных отношениях, реформирование Совета Безопасности, роль Генерального секретаря в реформе Организации Объединенных Наций, значение реформы ООН для Африки, противостояние в ООН по линии Север-Юг, подход Совета Безопасности к решению проблемы терроризма, достижение ООН целей в области развития, совершенствование миротворческого механизма ООН.
Важное значение при написании данного исследования сыграли труды отечественных ученых, посвященные тематике международных институтов, прежде всего Г.И.Морозова, Т.Г.Пархалиной, Ю.В.Федотова.
В трудах В.Н. Фёдорова обстоятельным образом исследован вопрос о роли ООН в миротворчестве, в том числе в таких его работах, как «ООН - инструмент поддержания международного мира и безопасности», «ООН и проблемы войны и мира», «Правовые и политические аспекты российских миротворческих операций в зоне бывшего СССР». В них подробно анализируются как концептуальные, так и практические аспекты этой проблематики, описываются конкретные исторические примеры и созданные ими прецеденты в деятельности ООН на данном направлении. Труды В.Н. Фёдорова отличает глубокое знание предмета, стремление досконально разобраться в новых тенденциях, обозначившихся как в общемировом развитии, так и в совершенствовании миротворческого инструментария. Вплоть до своей кончины в октябре 2006 года В.Н. Фёдоров уделял самое пристальное внимание усилиям в области миротворчества, предпринимаемым на пространстве СНГ, что представляется актуальным и с точки зрения взаимодействия ООН с региональными организациями, и с позиции актуальной для России задачи поддержания стабильности в геополитически важном для неё регионе.
Высокая информативная содержательность и глубокий анализ отличают работы и другого российского исследователя — А.И. Никитина. В его трудах подробно разбираются вопросы распределения полномочий в сфере миротворчества между СБ ООН, Генеральной Ассамблеей и Секретариатом ООН. Особое внимание уделено анализу политики блока НАТО в области региональных конфликтов. Подробно разбираются и особенности миротворческих усилий на постсоветском пространстве.
Также хотелось бы особенно отметить работы преподавателей Факультета Международных отношений СПБГУ, кафедры мировой политики. В рамках изучения вопросов трансформации геополитической ситуации на мировой арене важную роль сыграли научные труды Лагутиной М.Л., а в ходе анализа миротворческой деятельности Организации полновесными явились работы Васильевой Н.А. Кроме того, научная статья Ханина Ф.Г. «Синергетика ООН» послужила базой для понимания характеров кризисных процессов Организации, а также определеила вектор в понимании исследователя относительно перспектив развития Организации.
Много работ посвящено миротворческой и миростроительной роли ООН. Так например труды Л.Брахими, Ф.Диля, Э.Мэка, В.Ф.Заемского, А.И.Никитина, Д.М.Фельдмана. Деятельность ООН в социально-экономической, экологической, гуманитарной сферах исследуют Т.Вайс, Р.Коут и Дж.Форсайт, Д.Колман, Х.-А.Шреплер, С.А.Афонцев, В.М.Кулагин, М.М.Лебедева, А.Ю.Мельвиль и др. О взаимодействии ООН с НПО пишут Ч.Алгер, Т.Вайс, Л.Горденкер, Ф.Денг, В.Рейнеке и др.
При изучении проблематики реформирования Совета Безопасности ключевую роль сыграли трудах отечественных специалистов в области международного права: Андреева М.В., Вылегжанина А.Н., Зайцевой О.Г., Колосова Ю.М., Лукашука И.И., Мелкова Г.М., Морозова Г.И., Петровского B.Ф., Плосковой А.Б., Тахира М., Тузмухамедова Б.Р., Тункина Г.И., Утегеновой Д.К., Ушакова H.A., Черниченко C.B.
Интересны работы авторов, которые рассматривают ООН как ключевой инструмент в системе глобального управления. Так, например, общей роли ООН в формирующейся системе глобального управления посвящены работы М.Барнетта, Дж.Делбрука, Д.Моизи, А.М.Белоногова, а также труд коллектива авторов под редакцией Дж.Розенау и Б.Рассета. Д.Фрам, Б.Шеффер, напротив, выдвигают тезис о хронической неспособности Организации справляться с мировыми проблемами. Более центристскую позицию занимают И.Даалдер, Дж.Линси, М.O’Хэнлон и О.Таспинар, полагающие, что Организация сможет выполнять важную роль в глобальном управлении при условии ее скорейшей реформы. Изучение вышеуказанных трудов позволяет объективно оценить роль ООН, взвесить ее преимущества и недостатки, а также проанализировать перспективу развития Организации как ключевого элемента глобального управления.
Особый вклад в исследовательскую работу внесли монографии таких авторов как Карташкин В.А., Чурилова С.В., Фархутдинов И.З., Э. Зандшнайдер, Р. Вельт, К. Кайзер, А. Новоселофф, Н.В. Павлов, К. Вундерлих, Берхард Гарейс.
Кроме того, в ходе работы с теоретической базой нами были использованы авторефераты, а также сами диссертационные труды таких ученых, как С.В.Шатуновского-Бюрно, А.А.Немчук, Т.В. Говердовской, К.Л. Сазоновой, Р.Э. Малаяна.
Источниковую базу исследования составляют официальные документы и материалы Германии, России, США и ряда других стран (стратегии и концепции национальной безопасности, памятные записки), выступления российских (В.В.Путина, Д.А.Медведева, С.В.Лаврова и др.) и иностранных официальных лиц (А.Меркель, Дж.Буша, К.Райс, Э.Блэра, Ж.Ширака, Х.Цзиньтао, К.Аннана, Пан Ги Муна, Х.Соланы и др.), документы ООН (доклады Генерального секретаря, Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности) и других международных организаций. Изучение указанных материалов способствовало лучшему пониманию сущности проблемы, позиций государств и международных организаций по данному вопросу.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать несколько представляющихся важными выводов.
Создание Органиазции Объединенных Наций явило собой неоднозначный, сложный и многоуровневый процесс, в ходе которого велись многочисленные дискуссии относительно формы, структуры и функциональной стороны вопроса. При учреждении Организации наиболее сложным оказался вопрос о формировании членского состава, а также о привилегированном праве вето в Совете Безопасности, главного органа в системе коллективной безопасности. Думается, что причиной тому является чрезвычайная важность задач, исполнение которых остается в ведении СБ ООН, потому что именно он ответственнен за предупреждение двух военных сценариев прошлого столетия.
В наши дни деятельность международных организаций составляет неотъемлемую часть мировой политики. Они представлены в системе многосторонних взаимодействий, переговоров, глобальных экономических и финансовых процессов, массовых протестных движений и т.п. Международных организации призваны играть в этой системе самостоятельную роль, внсить в нее изменения, соответствующие их собственным целям, они способствуют формированию транснациональных сетей. Они создают новый климат, новую атмосферу международной среды, все больше и больше вторгаясь в те сферы, которые традиционно рассматривались как относящиеся исключительно к компетенции государства: безопасность, экономические санкции, гуманитарное вмешательство, миротворчество и т.п. Рост влияния новых субъектов мировой политики - межправительственных и неправительственных организаций формирует новую ситуацию на международной арене.
Система ООН сладывалась в течении долгого времени и понимание становления этого международного органа имеет значение для анализа существующей проблематики, а также для возможного прогнозирования будущего. За всю семидесятилетнюю историю существования Организации, она неоднократно подвергалась критике, были взлеты и падения, а скептики часто пророчили скорое упразднение Органиазции. Однако, ООН переживала все кризисы и продолжала функционировать. Широко распространено мнение о том, что Организация не изменилась с момента создания, а значит она неспособна реагировать и отвечать на новые вызовы XXI века. Важно пониманить, что Организация сегодня является гораздо более глубоким, разносторонним механизмом межгосударственного сотрудничества, который обращает внимание мирового сообщества на действительно важные вопросы, о которых большинство государств не задумывается в рамках политики своих национальных интересов. Кроме того, Организация Объединенных Наций сегодня представляет собой ключевой нормотворческий инструмент в процессе формирования международного права.
Относительно роли Организации в XXI веке, возможности адаптирования ее к реалиям нового мира, а также значимости решений, принимаемых в рамках ООН, существует большое количество дискуссий. В основном, мнения относительно перспектив развития Организации можно условно разделить н адва лагеря: те научные деятели и политики, которые уверены в безальтернативности механизма ООН, а также их оппоненты, которые уверены в том, что Организация утратила свою актуальность, не справляется с уставными функциями и на сегодняшний день является пережитком прошлого. Интересно, что в качестве аргументов вторая группа исследователей выдвигает исключетельно фактор конфликтогенности международной среды, который не удается преодолеть в рамках Организации. В пример приводятся региональные конфликты, в Ираке, Афганистане, Сирии, Ливии, а также имевший место недавний кризис на Украине. Важно понимать, что когда речь идет об ООН, необходимо говорить не только о конфликтах и политических кризисах, но охватывать вниманием всю сферу деятельности организации. ООН не в состоянии предотвратить региональные конфликты и исчерпать их как явление в силу того, что она не может полностью исключить национальные интересы государств на международной арене, и при создании организации этого и не предусматривалось. Также важно отметить, что большинство исследователей, которые убеждены в отсутствии альтернативы ООН, и верят в вероятность укрепления Организации, а также успешное дальнейшее ее функционирование, имеют практический опыт в дипломатической среде.
Необходимость реформирования Организации Объединенных Наций, адаптирования организации к новой расстановке сил, а также новым глобальным вызовам, получила в мире широкое признание. Тем не менее, само провдение реформ затруднено в силу отсутствия консенсуса среди государств-членов относительно детализации реформ и непосредственно методов проведения реформ. Программа реформ ООН затрагивает многие области деятельности организации, в том числе поддержание мира, область защиты прав человека, а также повышение эффективности функционирования главных органов Организации. Предложения по реформе также касаются организационных вопросов, в том числе бюджетных и управленческих реформ системы ООН.
Характер реформ ООН соответствуют духу времени, к которому относятся предложения, а также отражают конкретные события, которые подчеркивают несовершенство действующей системы и доказывают необходимость перемен. Так, например, дискуссия о реформировании Совета Безопасности ООН достигала максимальной интенсивности на ранних стадиях операций ООН (в 1950-х и 1960-х гг), после чего наблюдалась стагнация в этом процессе, а затем дискуссия временно затихла из-за известных различий мнений между государствами-членами ООН. Сегодня вопросы реформирования Совета Безопасности снова приобрели свою актуальность, в частности из-за проблем с урегулированием кризиса на Украине. Вопросы применения права вето, а также представительства государств-членов в рамках СБ ООН открыто обсуждаются на всех уровнях уже на протяжении слительного периода времени. На настоящий момент решения по данному вопросу нет. В ходе исследования истории вопроса реформирования Совета Безопасности стало очевидным, что виной тому нежелание постоянных членов СБ поступаться широтой своих полномочий в процессах урегулирования важнейших вопросов безопасности. Однако, также ясно, что неверный ход в плане реформирования структуры Совбеза может привести к повышению конфликтогенности, что абсолютно противоречит функциям СБ ООН. Также важно учесть, что улучшение географического представительства в Совете Безопасности способно устранить большое количество критики в адрес этого органа, связанную с тем, что государства пятерки часто разрешают ту или иную ситуацию в соответствии со своими геополитическими интересами.
Таким образом, роль Организации Объединенных Наций в современных международных отношений представляется неоспоримой. Несмотря на большое количество критики в адрес организации, сегодня мировое сообщество крайне нуждается в ее успешном функционировании. Представляется, что Организация будет продожать способствовать сотрудничеству государств в сферах наиболее важных для человечества вопросов, при условии постоянного укрепления и повышения ее результативности в соответствии с появлением новых вызовов. Важно понимать, что ООН не является панацеей и лекарством для мирового сообщества от глобальных проблем. Однако свою главную функцию, недопущение нового мирового конфликта, она по сей день успешно реализует. Институциональные реформы, призванные повысить эффективность организации, сделать ее более гибкой и прозрачной, с 1990-х годов только набирают обороты и в настоящее время широко поддерживаются мировой общественностью. Реформы в области развития, прав человека, поддержания мира и постконфликтного миростроительства неуклонно расширяются в течение многих лет, в значительной степени это обусловлено смещением политических реалий, конфигурации власти и меняющимся характером глобальных конфликтов и угроз. Реформа такого сложного, многоуровневого механизма как Организация Объединенных Наций должна происходить постепенно, в качестве перестройки, с учетом требований всех государств, а также удовлетворяя интересам всех стран-участниц.
На сегодняший день наряду с обязательными взносами в регулярный бюджет ООН, Германия вносит значительный вклад в ряд фондов и программ организации на добровольных началах. Такое поведение свидетельствует о ее надежности, как страны – партнера. Благодаря значительным добровольным взносам сегодня Германия по праву считается одним из всеобще признанных крупных доноров Организации. Это позволяет фондам, программам и отчасти организации полагаться на ее добровольную помощь, в полной мере осуществлять поддержку персонала и административных структур в штаб-квартире и в странах деятельности, так и выполнять оперативные задачи.
Миротворческая деятельность ООН является одной из важнейших сфер деятельности Организации. Без миротворчества мир столкнется с неминуемым распространением и увеличением конфликтов. Германия участвует в миротворческих миссиях не только посредством финансирования, но и в формате переговоров и посредничества, а также в материально-техническом обеспечении (предоставляя оборудование, используемое в миротворческих операциях).
Германия транслирует мировому сообществу свою готовность желание участвовать в принятии решений на высшем уровне, их исполнении, а также принятии на себя ответственности за изменения в мире. Исключать ее из этого процесса было бы несправедливо по отношению и к этой стране, и ко всему мировому сообществу, на благо которого она готова работать. Получение места постоянного члена СБ позволит Германии превратиться в государство-гарант мира во всём мире и верховенства международного права. Такая роль предполагает высокий уровень ответственности и соответствующие расходы. Также она требует от немецкого общества готовности применить войска страны для осуществления решений, принятых не на правительственном, а на межгосударственном уровне, под эгидой СБ ООН. Однако, можно говорить о том, что на сегодняшний день сообщество не готово к столь серьезным переменам в международной жизни.
1. Christoph Sator // Deutschland strebt ständigen Sitz im Uno-Sicherheitsrat an // 26.09.14 // http://www.abendblatt.de/politik/deutschland/article132634500/Deutschland-strebt-staendigen-Sitz-im-Uno-Sicherheitsrat-an.html
2. Deutschland braucht keinen ständigen Sitz im Sicherheitsrat. Eine Kolumne von Robert Leicht // 10. Februar 2014// http://www.zeit.de/politik/ausland/2014-02/Sicherheitsrat-Deutschland-Sitz
3. Deutschland fordert Reformen und ständigen // 26.09.2013. // http://www.handelsblatt.com/politik/international/un-sicherheitsrat-deutschland-fordert-reformen-und-staendigen-sitz/8855476.html
4. Deutschland leitet UNO-Sicherheitsrat. // Letzte Änderung: 02.10.2013. // http://www.deutschlandradio.de/deutschland-leitet-uno-sicherheitsrat.331.de.html?dram:article_id=220210
5. Deutschland will 2019 wieder in den UN-Sicherheitsrat // 27.06.2016 // http://www.morgenpost.de/politik/article207738975/Deutschland-will-2019-wieder-in-den-UN-Sicherheitsrat.html
6. Deutschland will sich um Sitz im UN-Sicherheitsrat bewerben. // 28.06.2016 // http://www.focus.de/politik/deutschland/steinmeier-eroeffnet-wahlkampf-um-un-stimmen-deutschland-will-sich-um-sitz-im-un-sicherheitsrat-bewerben_id_5675642.html
7. Deutschland will Sitz im UN-Sicherheitsrat // 21.09.2014 // http://www.fr.de/politik/terror/vereinte-nationen-deutschland-will-sitz-im-un-sicherheitsrat-a-546646
8. Deutschland will wieder in den Sicherheitsrat. // 27.06.2016. // http://www.spiegel.de/politik/deutschland/uno-steinmeier-kuendigt-bewerbung-fuer-sicherheitsrat-an-a-1100069.html
9. Deutschland will zurück in Uno-Sicherheitsrat. // 27.6.2016. // https://www.nzz.ch/international/europa/bewerbung-als-nicht-staendiges-mitglied-deutschland-will-zurueck-in-uno-sicherheitsrat-ld.92083
10. Eva Mareike Schmitt // Weltordnung in der Revision: Die deutsche Politik zu der Reform des Sicherheitsrates 1990-2005 // https://books.google.de/books?id=I-coBAAAQBAJ&dq=Eva+Mareike+Schmitt:+Weltordnung+in+der+Revision.+Die+deutsche+Politik+zu+der+Reform+des+Sicherheitsrates&hl=ru&source=gbs_navlinks_s
11. Gowan R. // Deutschland im UN-Sicherheitsrat: Weder zu stark noch zu schwach. // http://www.dgvn.de/fileadmin/user_upload/PUBLIKATIONEN/Zeitschrift_VN/VN_2013/Gowan_VN_1-13.pdf
12. Greubel J. // Die unendliche Geschichte um den Sicherheitsrat: Das UN-Hauptorgan zwischen Reform und Stillstand. // Pro Universitate Verlag im BWV, 9.11.2015. // https://books.google.de/books?id=MsJ5CwAAQBAJ&dq=die+reform+des+UNO-Sicherheitsrats+pdf&hl=ru&source=gbs_navlinks_s
13. Heinz W. S., Litschke P. // Der UN-Sicherheitsrat und der Schutz der Menschenrechte Chancen, Blockaden und Zielkonflikte. // Deutsches Institut für Menschenrechte. // Essay Nr. 13 September 2012. // http://www.institut-fuer-menschenrechte.de/uploads/tx_commerce/Essay_13_Der_UN_Sicherheitsrat_und_der_Schutz_der_Menschenrechte.pdf
14. Hintergrund: Die Mitglieder des UN-Sicherheitsrats // http://www.auswaertiges-amt.de/sid_F2E80E6438908C00C85BBF928B9E940C/DE/Aussenpolitik/Friedenspolitik/VereinteNationen/01_Grundlagen/Hintergrund_SR_Zusammensetzung.html?nn=357296
15. Jahn E. // Deutschland – ständiges Sicherheitsratsmitglied? // Zu den Bemühungen um eine Reform der Vereinten Nationen. // 14. Juli 2014. // http://www.fb03.uni-frankfurt.de/51370662/ZSFraMoV32-NET-Sicherheitsrat-12.pdf
16. Johannes Bullmann // Der VN Sicherheitsrat und seine Reform – Zum Scheitern verurteilt? // 07.2014. // https://www.diplomica-verlag.de/politik_20/der-vn-sicherheitsrat-und-seine-reform-zum-scheitern-verurteilt_160843.htm
17. Joseph M. Torsella// Why is Reforming the United States so hard, but so important? //April 24, 2015// http://drexel.edu/now/archive/2015/April/United%20Nations/ // дата обращения: 07.05.2017
18. Merkel besteht auf Erweiterung des UN-Sicherheitsrats // 27. September 2015 // http://www.zeit.de/politik/ausland/2015-09/vereinte-nationen-angela-merkel-fordert-erweiterten-sicherheitsrat
19. Merkel drängt auf Erweiterung des UN-Sicherheitsrats. // 27.09.2015 // http://www.focus.de/politik/ausland/vereinte-nationen-merkel-draengt-auf-erweiterung-des-un-sicherheitsrats_id_4974964.html
... Всего источников –80
Содержание магистерской диссертации, - СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ ГЕРМАНИИ THE UNITED NATIONS SECURITY COUNCIL ISSUES AND PROSPECTS FOR PARTICIPATION OF GERMANY
Выдержки из магистерской диссертации, - СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ ГЕРМАНИИ THE UNITED NATIONS SECURITY COUNCIL ISSUES AND PROSPECTS FOR PARTICIPATION OF GERMANY