Введение 3
Глава I. Терроризм в современном мире 8
1.1. Проблема трактовки понятия «терроризм» 8
1.2. Современное положение борьбы с терроризмом 22
Глава II. Антитеррористическая деятельность стран БРИКС и сотрудничество
БРИКС в борьбе с терроризмом 35
2.1 Российский опыт борьбы с терроризмом 35
2.2. Опыт Китайской Народной Республики в борьбе с терроризмом 48
2.3. Индийский опыт контртеррористической деятельности 61
2.4. Бразильский опыт борьбы с терроризмом 77
2.5. Борьба с терроризмом в ЮАР 84
2.6. Основные аспекты борьбы с терроризмом стран БРИКС 88
Глава III. Перспективы антитеррористической деятельности стран БРИКС . 99
3.1. Опыт борьбы с терроризмом международных организаций 99
3.2. Проблемы взаимодействия и перспективы развития стран БРИКС в
области международной безопасности 111
Заключение 119
Список использованных источников и литературы 123
Актуальность: Проблема безопасности во всем мире является одним из самых главных вызовов человечеству в целом и международному сообществу в частности. Террористическая угроза приобрела
всеобъемлющий характер и в силу своей особенности не может оставить безучастным ни одного из участников международных процессов. Опасности террористической деятельности может подвергнуться практически любое государство в современном мире, а сама террористическая угроза может носить непредсказуемый характер и не менее предсказуемые последствия. В связи с этим противодействие террористической угрозе во всем мире приобрело особое значение в структуре международных отношений.
Страны группы БРИКС также не могут остаться в стороне от организованной борьбы с террористической угрозой во всем мире. Страны БРИКС распложены на четырёх континентах, что делает географию организации одной из самых масштабных среди объединений такого рода, а специфика организации пяти крупнейших экономик ставит БРИКС в положение одной из самых влиятельных экономических организаций в мире.
С 2016 года БРИКС в своих программных документах уделяет особое внимание проблемам террористической угрозы. В ноябре 2020 года была принята Антитеррористическая стратегия БРИКС - документ, который определил цели, задачи и рамки организованной борьбы с терроризмом членами группы БРИКС. Это стало поворотным моментом в истории как развития самой группы БРИКС, так и в целом международной борьбы с террористической опасностью.
Однако вместе с этим возникает ряд вопросов, связанных с тем, каким инструментарием обладает БРИКС для проведения успешной скоординированной борьбы с терроризмом.
Группа БРИКС имеет все основания предложить мировому сообществу свою парадигму борьбы с терроризмом, которая будет воспринята другими развивающимися странами. Данное исследование позволяет комплексно рассмотреть деятельность стран БРИКС в организации борьбы с терроризмом по всему миру, определить возможности стран группы БРИКС в сфере международной безопасности, а также предложить свою модель эффективной борьбы с терроризмом в нынешних условиях.
Цель: выявление основных аспектов и факторов, влияющих на
сотрудничество стран БРИКС в борьбе с международным терроризмом и определение возможных перспектив взаимодействия в данной сфере
Объект исследования: борьба с международным терроризмом
Предмет исследования: особенности стран БРИКС в борьбе с
международным терроризмом
Задачи:
1. Провести анализ существующих в научном сообществе трактовок понятия терроризм;
2. Изучить основные направления борьбы международного сообщества с терроризмом;
3. Рассмотреть возможности и опыт стран БРИКС в борьбе с терроризмом;
4. Определить сферы сотрудничества стран БРИКС в данном аспекте;
5. Проанализировать предполагаемые действия и перспективы стран БРИКС, направленных на консолидированную борьбу с терроризмом.
Методы исследования. В данной работе наряду с общенаучными методами, такими как анализ, синтез, классификация, в работе применялись теоретико-эмпирические методы (дедукция, индукция, аналогия), методы сравнительного и ситуационного анализа. При проведении исследования также применялись методы контент-анализа, аналогии, экспертных оценок и другие.
Источниковая база исследования представляет собой широкий круг официальных документов, научных исследований и статистических данных.
Официальные документы представлены резолюциями и декларациями, принятыми ООН, ФАТФ и другими международными организациями, которые регламентируют различные стороны борьбы с международным терроризмом. Среди официальных документов были рассмотрены и проанализированы национальные законодательные акты стран БРИКС, посвященные борьбе с терроризмом, а также Антитеррористическая стратегия стран БРИКС, принятая в ноябре 2020 года, как основной документ, координирующий антитеррористическую деятельность стран БРИКС в рамках группы....
На сегодняшний день в мире довольно остро стоит вопрос глобальной безопасности. В последнее время на международную авансцену вышел новый игрок - терроризм, истоки которого лежат глубоко в истории.
Проблема существования феномена терроризм уходит глубоко корнями в историю человечества. Появившийся вместе с первыми войнами терроризм стал инструментом запугивания, с помощью которого достигались те или иные цели. Несмотря на свою долгую историю, специалисты до сих пор ведут дебаты относительно определения понятия «терроризм».
В настоящее время, несмотря на то, что в научном сообществе нет единой позиции относительно понятия терроризм, есть острая необходимость решать эту проблему на высшем межгосударственном уровне, в частности, на площадке ООН.К тому же проблемы и опасности, которые несет терроризм, вышли за рамки, ограничивающие один конфликт, и стали транснациональными. В связи с этим с середины XX века и по сей день был разработан и принят ряд важнейших документов, без которых невозможно представить борьбу с терроризмом в современном мире. На сегодняшний день борьба с международным терроризм представляет собой ряд мер, реализация которых ложится на плечи всего мирового сообщества, а не отдельных членов. Это обуславливает вовлеченность в процесс борьбы с терроризмом и такую организацию, как БРИКС.
Анализ национального опыта и структуры борьбы с терроризмом стран БРИКС показывает следующие тенденции. В каждой стране-участнице БРИКС сложилась своя система противодействия терроризму, однако проведенный анализ показывает, что у ряда стран существуют серьезные проблемы в организации антитеррористической деятельности. Прежде всего, это отсутствие единой системы антитеррористической деятельности в 119
структуре национальной безопасности Индии, Бразилии и ЮАР. Это серьезно осложняет процесс борьбы с террористической угрозой на национальном уровне.
Вместе с этим был проведен анализ нормативно-правовой базы БРИКС по антитеррору. Можно с уверенностью сказать, что Антитеррористическая стратегия, и План действий по ее реализации были созданы на основе личного опыта всех пяти стран БРИКС и отвечают, прежде всего, их требованиям безопасности и вызовам. Для Российской Федерации, например, очень важно принимать превентивные меры по борьбе с террористической угрозой. В случае с китайским опытом, необходимо понимать специфику проблем в СУАР, поэтому для Китая очень важны положения о нераспространении географии и усиленного таможенного контроля, в частности, со странами Средней Азии. В Индии основной базой для развития террористической угрозы является также проблема границ (Джамму и Кашмир граничит с Пакистаном), а также социально-экономическая отсталость штата на северо-востоке. Опыт ЮАР требует более тщательного контроля за финансовыми средствами, поскольку страна используется в качестве площадки по отмыванию финансовых средств террористических группировок. В случае с Бразилией также можно проследить необходимость мер по усилению борьбы с финансированием терроризма, поскольку наркотрафик Бразилия-Западная Африка является одним из источников средств международного терроризма.
Вместе с этим каждая сфера, указанная в Антитеррористической стратегии и Плане действий по ее реализации, одинаково важна всем участникам группы БРИКС, что делает сотрудничество пяти государств более тесным и перспективным. Положения антитеррористических соглашений БРИКС не были навязаны третьей стороной или собраны только с учетом опыта и выгоды одной из стран БРИКС. Это выгодно отличает сотрудничество стран БРИКС в борьбе с терроризмом от других случаев и дает широкую перспективу для реализации поставленных целей....
1. Акт правительства Российской Федерации "Постановление Правительства РФ О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"" от 26 октября 2012 № 1101 // Российская газета. - 2012 г. - № 249
2. Антитеррористическая стратегия БРИКС // Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС в 2020 году URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148163.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
3. Введение в борьбу с терроризмом // Организация Объединенных Наций URL:
https: //www.unodc.org/documents/e4j/CounterT errorism/E4J_CT_module_ 1_-_final_RU.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
4. Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций // Сайт ООН URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/504/90/PDF/N0550490.pdf?OpenElemen t (дата обращения: 20.05.2022).
5. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма // Сайт ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrdec1 .shtml (дата обращения: 20.05.2022).
6. Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (СДСЕ № 217) // Совет Европы URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list?module=treaty- detail&treatynum=217 (дата обращения: 20.05.2022).
7. Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) ETS N 090 // Национальный антитеррористический комитет URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnye- pravovye-akty/evropeyskaya-konvenciya-o.html (дата обращения: 20.05.2022).
8. Закон Российской Федерации "О противодействии терроризму" от 06 марта 2006 № 35-ФЗ // Российская газета. - .2006 г. - № 48.
9. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы // Национальный антитеррористический комитет URL: http://nac.gov.ru/ukazy- prezidentaZkompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html (дата обращения: 20.05.2022).
10. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. // Сайт ООН URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimes_aboard. sht ml (дата обращения 20.05.2022).
11. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) // Национальный антитеррористический комитет URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnye-pravovye- akty/konvenciya-soveta-evropy-o.html (дата обращения: 20.05.2022).
12. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // КонсультантПлюс URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92779/ (дата обращения: 20.05.2022).
13. Московская декларация XII саммита БРИКС // Официальный сайт
председательства Российской Федерации в БРИКС в 2020 году URL: https://brics-russia2020.rU/images/114/83/1148395.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
14. Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 18 июля 2002 года на имя Председателя Совета Безопасности
15. Предварительный отчет 4413-е заседания Совета Безопасности ООН // Сайт ООН URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N01/632/20/PDF/N0163220.pdf?OpenElement (дата обращения: 20.05.2022)....41