ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ В РЕГИОНАХ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
|
Введение 3
Глава 1. Вещательная политика регионального телеканала как определяющий фактор развития СМИ 8
§1.1 Региональное телевещание: организационный и финансовый аспекты 11
§1.2 Медиахолдинг как основа взаимодействия телевизионных и других СМИ 19
§ 1.3 Программная политика региональных телекомпаний 27
Глава 2. Сравнительный анализ телекомпаний Санкт-Петербурга, Бурятии и Ленинградской области. Влияние структурной организации телеканала на его новостной контент 36
§2.1 Региональное медиа в составе холдинга федерального уровня (на примере телеканала «78», Санкт-Петербург) 36
§2.2 Телеканал как часть негосударственного холдинга регионального значения (на примере телеканала «Ариг Ус», Бурятия) 53
§2.3 Государственный телеканал как главный канал региона (на примере «Ленинградской областной телекомпании», Ленинградская область) 66
Заключение 82
Список литературы 86
Приложение 1 93
Приложение 2 101
Приложение 3 108
Приложение 4 115
Приложение 5 118
Приложение 6 142
Приложение 7 145
Приложение 8 173
Приложение 9 178
Приложение 10 201
Глава 1. Вещательная политика регионального телеканала как определяющий фактор развития СМИ 8
§1.1 Региональное телевещание: организационный и финансовый аспекты 11
§1.2 Медиахолдинг как основа взаимодействия телевизионных и других СМИ 19
§ 1.3 Программная политика региональных телекомпаний 27
Глава 2. Сравнительный анализ телекомпаний Санкт-Петербурга, Бурятии и Ленинградской области. Влияние структурной организации телеканала на его новостной контент 36
§2.1 Региональное медиа в составе холдинга федерального уровня (на примере телеканала «78», Санкт-Петербург) 36
§2.2 Телеканал как часть негосударственного холдинга регионального значения (на примере телеканала «Ариг Ус», Бурятия) 53
§2.3 Государственный телеканал как главный канал региона (на примере «Ленинградской областной телекомпании», Ленинградская область) 66
Заключение 82
Список литературы 86
Приложение 1 93
Приложение 2 101
Приложение 3 108
Приложение 4 115
Приложение 5 118
Приложение 6 142
Приложение 7 145
Приложение 8 173
Приложение 9 178
Приложение 10 201
В настоящий момент структура российского телевидения представлена вертикалью «федеральные телеканалы – региональные телеканалы – городские или муниципальные телеканалы, вещающие не на весь субъект, а на один населенный пункт». В этом ряду региональное телевещание занимает важнейшее место, во-первых, удовлетворяя потребность в информации жителей конкретных субъектов России, во-вторых, связывая регионы и федеральный центр, объединяя их в единое информационное пространство.
Важность регионального телевидения для большинства медиаисследователей остается несомненной. Так, Д. В. Терновская отмечает: «Существование местных СМИ является одним из условий успешного функционирования государства в целом. Общество может оценивать действия правительства только в том случае, если последствия этих действий касаются конкретного города, поселка, деревни. Без отлаженной системы региональных СМИ мы не можем говорить о перспективном культурном, экономическом, политическом развитии как отдельных субъектов Российской Федерации, так и всей страны» . Между тем региональное телевидение постоянно сталкивается с множеством проблем. В 1990-е годы они были связаны с децентрализацией СМИ и переходом многих из них на коммерческий путь развития. За более чем два десятка лет медиарынок сформировал два основных варианта развития для телекомпаний в регионах – государственное или частное учредительство.
«Сегодня мы можем говорить об особенностях информационных приоритетов региональных программ в зависимости от формы собственности», – считает исследователь И. А. Куксин. Частные или государственные структуры, отдельные СМИ или функционирующие в составе объединения придерживаются разной информационной, маркетинговой, кадровой, финансовой политики, что не может не отразиться на итоговом продукте. Кроме того, актуальным для телеканалов является вопрос извлечения прибыли и монетизации контента. В настоящем исследовании мы будем анализировать деятельность трех телеканалов, каждый из которых придерживается своей вещательной политики, в трех субъектах страны.
Цифровизация телевизионного вещания, изменение условий сетевого партнерства и борьба за выживание на рынке заставляют телекомпании искать новые варианты и формы развития. В данной работе исследуется тенденция к объединению СМИ – формированию новых медиахолдингов на фоне распада уже существующих. Эти процессы обуславливают актуальность данной работы.
Новизна исследования состоит в сравнительном анализе функционирования телеканала «78» (Санкт-Петербург), «Ленинградской областной телекомпании» (Ленинградская область) и телекомпании «Ариг Ус» (республика Бурятия). Автора интересуют факторы, определяющие направление развития в каждом конкретном случае. Среди них есть общие для большинства субъектов России, а также типичные лишь для конкретного региона. Анализ позволяет выявить основные тенденции и проблемы телевещания как в каждом из регионов, так и в России в целом. С работой «Ленинградской областной телекомпании» автор знаком непосредственно, потому как является ее сотрудником с мая 2017 года по настоящий момент.
Целью данной работы стало выявление и типологизация основных направлений развития телевещания в регионах, а также сложностей, с которыми сталкиваются разные по структуре телекомпании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить отличия и сходства в политике исследуемых региональных телекомпаний;
- выполнить сравнительный анализ вещания телеканалов Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Бурятия;
- продемонстрировать связь между политикой телекомпании и производимым ею контентом.
Степень разработанности темы определяется срезом литературы о региональном телевидении. Так, О. А. Еременко рассматривает специфику телевещания в регионах в аспекте взаимодействия с властными структурами, рекламодателями, партнерами по медиабизнесу. Большое внимание исследователь уделяет особенностям работы парламентских репортеров. Н. В. Зверева в свою очередь предлагает практические советы корреспондентам из регионов, которые, на наш взгляд, представляют ценность для всех телевизионных журналистов. Редакционная политика занимает таких авторов как В. А. Овчинников, В. Н. Романова, Е. В. Швец. Л. Н. Кислая излагает теоретические основы изучения редакционной политики, а также пишет о ее проявлении в работе районных изданий. Е. Л. Вартанова, И. В. Богданова, Р. Ю. Каратаев, А. А. Ефанов уделяют внимание изменениям в функционировании медиа, связанным с переходом на цифровое вещание. Однако комплексный анализ положения региональных каналов в изменяющейся медиареальности, учитывающий организационный, экономический и творческий факторы, можно встретить не так часто.
Объектом данного исследования стали санкт-петербургский телеканал «78», функционирующий в составе частного холдинга национального уровня – Мультимедийного информационного центра (МИЦ) «Известия», негосударственный медиахолдинг регионального уровня «Ариг Ус» в республике Бурятия, а также «Ленинградская областная телекомпания» («47 канал»), учрежденная Правительством Ленинградской области. Для исследования были выбраны именно эти медиа, потому как они представляют три разные модели развития регионального телевидения в современной России. Кроме того, регионы их вещания значительно отличаются друг от друга. Санкт-Петербург – город-мегаполис, насыщенный событиями разного рода и особой историей. Ленинградская область – субъект, территориально близкий к городу федерального значения, но тем не менее с отличными от «петербургских» интересами аудитории. Республика Бурятия – удаленный от центра регион со своей структурой телевизионного вещания. Таким образом, анализ данных телеканалов необходим для более полного раскрытия темы и понимания положения регионального телевидения в стране в целом. Предметом изучения являются трансформации регионального телевидения в аспекте перехода на цифровое вещание.
Научно-теоретическую базу исследования составляют работы отечественных авторов в области журналистики и в частности регионального телевещания. Автор данной работы во многом опирался на заключения О. А. Еременко, Н. В. Зверевой, В. Л. Цвика, М. А. Бережной, И. А. Куксина, Е. Л. Вартановой, Е. П. Коломийца, И. В. Богдановой, С. Н. Ильченко и других авторов. В качестве эмпирической базы работы использованы 59 выпусков новостных программ за октябрь 2017 года и март 2018 года, а также в общей сложности 28 аналитических и художественно-публицистических проектов исследуемых каналов.
В ходе исследования были использованы качественные и количественные общенаучные методы, такие как прямое и включенное наблюдение, глубинное интервью с представителями медиаиндустрии, контент-анализ, индуктивные и дедуктивные заключения, описательный метод.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «Вещательная политика регионального телеканала как определяющий фактор развития СМИ» рассмотрены теоретические аспекты редакционной политики телекомпаний в регионах, выделены общие тенденции и проблемы. Вторая глава «Сравнительный анализ телекомпаний Санкт-Петербурга, Бурятии и Ленинградской области» представлена анализом новостного вещания и выводами о взаимозависимости политики телекомпании и ее контента. Дипломная работа также дополнена приложениями, среди которых глубинные интервью автора исследования с представителями телеканалов, расшифровки авторских информационных сюжетов и сравнительные таблицы.
Важность регионального телевидения для большинства медиаисследователей остается несомненной. Так, Д. В. Терновская отмечает: «Существование местных СМИ является одним из условий успешного функционирования государства в целом. Общество может оценивать действия правительства только в том случае, если последствия этих действий касаются конкретного города, поселка, деревни. Без отлаженной системы региональных СМИ мы не можем говорить о перспективном культурном, экономическом, политическом развитии как отдельных субъектов Российской Федерации, так и всей страны» . Между тем региональное телевидение постоянно сталкивается с множеством проблем. В 1990-е годы они были связаны с децентрализацией СМИ и переходом многих из них на коммерческий путь развития. За более чем два десятка лет медиарынок сформировал два основных варианта развития для телекомпаний в регионах – государственное или частное учредительство.
«Сегодня мы можем говорить об особенностях информационных приоритетов региональных программ в зависимости от формы собственности», – считает исследователь И. А. Куксин. Частные или государственные структуры, отдельные СМИ или функционирующие в составе объединения придерживаются разной информационной, маркетинговой, кадровой, финансовой политики, что не может не отразиться на итоговом продукте. Кроме того, актуальным для телеканалов является вопрос извлечения прибыли и монетизации контента. В настоящем исследовании мы будем анализировать деятельность трех телеканалов, каждый из которых придерживается своей вещательной политики, в трех субъектах страны.
Цифровизация телевизионного вещания, изменение условий сетевого партнерства и борьба за выживание на рынке заставляют телекомпании искать новые варианты и формы развития. В данной работе исследуется тенденция к объединению СМИ – формированию новых медиахолдингов на фоне распада уже существующих. Эти процессы обуславливают актуальность данной работы.
Новизна исследования состоит в сравнительном анализе функционирования телеканала «78» (Санкт-Петербург), «Ленинградской областной телекомпании» (Ленинградская область) и телекомпании «Ариг Ус» (республика Бурятия). Автора интересуют факторы, определяющие направление развития в каждом конкретном случае. Среди них есть общие для большинства субъектов России, а также типичные лишь для конкретного региона. Анализ позволяет выявить основные тенденции и проблемы телевещания как в каждом из регионов, так и в России в целом. С работой «Ленинградской областной телекомпании» автор знаком непосредственно, потому как является ее сотрудником с мая 2017 года по настоящий момент.
Целью данной работы стало выявление и типологизация основных направлений развития телевещания в регионах, а также сложностей, с которыми сталкиваются разные по структуре телекомпании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить отличия и сходства в политике исследуемых региональных телекомпаний;
- выполнить сравнительный анализ вещания телеканалов Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Бурятия;
- продемонстрировать связь между политикой телекомпании и производимым ею контентом.
Степень разработанности темы определяется срезом литературы о региональном телевидении. Так, О. А. Еременко рассматривает специфику телевещания в регионах в аспекте взаимодействия с властными структурами, рекламодателями, партнерами по медиабизнесу. Большое внимание исследователь уделяет особенностям работы парламентских репортеров. Н. В. Зверева в свою очередь предлагает практические советы корреспондентам из регионов, которые, на наш взгляд, представляют ценность для всех телевизионных журналистов. Редакционная политика занимает таких авторов как В. А. Овчинников, В. Н. Романова, Е. В. Швец. Л. Н. Кислая излагает теоретические основы изучения редакционной политики, а также пишет о ее проявлении в работе районных изданий. Е. Л. Вартанова, И. В. Богданова, Р. Ю. Каратаев, А. А. Ефанов уделяют внимание изменениям в функционировании медиа, связанным с переходом на цифровое вещание. Однако комплексный анализ положения региональных каналов в изменяющейся медиареальности, учитывающий организационный, экономический и творческий факторы, можно встретить не так часто.
Объектом данного исследования стали санкт-петербургский телеканал «78», функционирующий в составе частного холдинга национального уровня – Мультимедийного информационного центра (МИЦ) «Известия», негосударственный медиахолдинг регионального уровня «Ариг Ус» в республике Бурятия, а также «Ленинградская областная телекомпания» («47 канал»), учрежденная Правительством Ленинградской области. Для исследования были выбраны именно эти медиа, потому как они представляют три разные модели развития регионального телевидения в современной России. Кроме того, регионы их вещания значительно отличаются друг от друга. Санкт-Петербург – город-мегаполис, насыщенный событиями разного рода и особой историей. Ленинградская область – субъект, территориально близкий к городу федерального значения, но тем не менее с отличными от «петербургских» интересами аудитории. Республика Бурятия – удаленный от центра регион со своей структурой телевизионного вещания. Таким образом, анализ данных телеканалов необходим для более полного раскрытия темы и понимания положения регионального телевидения в стране в целом. Предметом изучения являются трансформации регионального телевидения в аспекте перехода на цифровое вещание.
Научно-теоретическую базу исследования составляют работы отечественных авторов в области журналистики и в частности регионального телевещания. Автор данной работы во многом опирался на заключения О. А. Еременко, Н. В. Зверевой, В. Л. Цвика, М. А. Бережной, И. А. Куксина, Е. Л. Вартановой, Е. П. Коломийца, И. В. Богдановой, С. Н. Ильченко и других авторов. В качестве эмпирической базы работы использованы 59 выпусков новостных программ за октябрь 2017 года и март 2018 года, а также в общей сложности 28 аналитических и художественно-публицистических проектов исследуемых каналов.
В ходе исследования были использованы качественные и количественные общенаучные методы, такие как прямое и включенное наблюдение, глубинное интервью с представителями медиаиндустрии, контент-анализ, индуктивные и дедуктивные заключения, описательный метод.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «Вещательная политика регионального телеканала как определяющий фактор развития СМИ» рассмотрены теоретические аспекты редакционной политики телекомпаний в регионах, выделены общие тенденции и проблемы. Вторая глава «Сравнительный анализ телекомпаний Санкт-Петербурга, Бурятии и Ленинградской области» представлена анализом новостного вещания и выводами о взаимозависимости политики телекомпании и ее контента. Дипломная работа также дополнена приложениями, среди которых глубинные интервью автора исследования с представителями телеканалов, расшифровки авторских информационных сюжетов и сравнительные таблицы.
В ходе исследования мы убедились в том, что региональное телевидение сегодня претерпевает значительные трансформации, и каждая телекомпания выбирает дальнейший путь развития, приемлемый именно для нее. Автору работы удалось выполнить поставленные задачи. Был проведен сравнительный анализ трех региональных телекомпаний, выявлены сходства и отличия в их редакционной политике и продемонстрирована связь между политикой компании и ее контентом.
В настоящий момент существует два варианта функционирования региональных каналов: за счет государственной поддержки или в рамках коммерческой структуры, где реклама является ключевым источником дохода. Однако одна из наиболее заметных на современном этапе тенденций медиарынка, в том числе телевизионного, – это стремление СМИ к консолидации, образование холдингов. Причем эти структуры часто объединяют разные по типу медиа: печатные, интернет-СМИ, радио, телевидение. Это позволяет редакциям наиболее эффективно использовать все имеющиеся профессиональные ресурсы и оставаться конкурентоспособными. В одних холдингах (как например, в МИЦ «Известия») взаимодействие между партнерами находится на высоком уровне, и это неминуемо отражается на итоговом контенте (в частности регионального телеканала «78»). В других же объединениях идея об активном сотрудничестве медиа и сотворчестве скорее витает в воздухе, чем полноценно реализуется на практике (как в медиахолдинге «Ариг Ус»). Тем не менее журналисты выстраивают взаимодействие хотя бы между некоторыми структурами, как минимум между телеканалом, его сайтом и группами в социальных сетях.
Новостные программы – то, чем гордится каждый канал. Однако региональные вещатели испытывают трудности с производством аналитических и художественных передач. Стремление сделать контент качественным и разнообразным, и в то же время ограниченность финансовых и человеческих ресурсов, подталкивают телекомпании к сотрудничеству с аутсорсинговыми организациями, продюсерскими центрами, которые самостоятельно создают программы и затем продают их. Как правило, каналу это обходится дешевле собственного производства аналогичных передач. Кроме этого, существует возможность создания цикловых или разовых телепроектов за счет грантов от местных властей.
Вообще, редакции стараются наполнять эфир как можно большим количеством собственных или аутсорсинговых проектов. Особенно важным это стало в связи с цифровизацией телевидения в России. В частности, федеральный конкурс среди региональных вещателей на «21 кнопку» (место в третьем цифровом мультиплексе) предполагал большую долю собственного контента в эфире каналов, которые претендовали на победу. Кроме этого, несмотря на все преимущества цифрового вещания, эксперты сходятся во мнении, что отказ от аналогового телевидения и связанные с ним изменения в телеиндустрии наносят немалый урон именно региональным телекомпаниям. Так, для таких каналов становится очевидной необходимость менять отношения с сетевым партнером (если он есть, как в случае телеканала «Ариг Ус») или вовсе отказываться от такого взаимодействия и полностью переходить на собственное программирование. Для неподготовленных редакций с одной-двумя собственными программами этот процесс может оказаться болезненным.
Одна из проблем, с которыми сталкиваются, региональные и местные телекомпании в большинстве субъектов России – это отсутствие качественных медиаизмерений и вследствие этого невозможность объективно оценить эффективность своей работы. Напомним, ведущая компания Mediascope проводит рейтинговые исследования лишь в 29 городах страны, включая Москву и Санкт-Петербург. И хотя для региональных компаний, не входящих в список основного проекта, предусмотрено дополнительное медиаисследование, оно связано с большими затратами и не представляется возможным для многих из них.
Эти и другие условия функционирования, формирующие редакционную политику, как следствие неизбежно влияют и на производимый контент. Каждый телеканал, и региональные вещатели не исключение, стремится привлечь к экранам телевизора и удержать как можно большую аудиторию. Поэтому в меру возможностей телекомпании стараются найти свой стиль, подход к зрителю, что отличало бы их от конкурентов. Проанализировав редакционную политику и новостные выпуски трех региональных каналов, мы выделим то, на что они делают ставку в борьбе за зрителя. Так, петербургский «78» канал в первую очередь стремится принести практическую пользу тем, кто его смотрит. Это касается всех программ: информационных, развлекательных, аналитических. Телеканал «Ариг Ус» из Бурятии активно использует приемы инфотейнмента, в том числе и в новостях. Ленинградский областной «47 канал» делает акцент на человеческих историях. Они могут быть самоцелью и основой даже новостного репортажа. Журналисты также используют их, чтобы через героя показать проблему. В целом основное внимание новостных редакций всех трех каналов сосредоточено на происшествиях, деятельности власти и околокультурных событиях.
Проведенные глубинные интервью показали, что медиаменеджеры считают региональное телевидение в России перспективным и видят его преимущества перед СМИ федерального уровня. Так, заместитель главного редактора канала «78» Ирина Михальченко отметила «гибкость» программной политики небольших телекомпаний в регионах: «Большие федеральные каналы – на огромных рекламных бюджетах, которые нужно перепринимать, переутверждать, очень долго согласовывать. Для того чтобы запустить новый формат, они должны его прорекламировать. Маленькие каналы, у которых нет ничего – им и терять нечего, и они могут сегодня делать что-то на завтра. Поэтому сейчас региональное телевидение имеет уникальную возможность где-то в представлении своих зрителей обыгрывать мейджоров, потому что зрителю все равно, на каком канале он что смотрит. Ему нравится этот продукт, аудиовизуальное произведение, эфирное событие – он его смотрит. Аналитики говорят о том, что сейчас шансы регионального телевидения стать более интересным, более привлекательным для рекламодателей гораздо выше, чем раньше» . И действительно, зрительский интерес к региональным вещателям сегодня остается достаточно высоким, об этом говорят все последние исследования в области медиа.
Подводя итог данной работе, отметим, что в целом, несмотря на некоторый кризис отрасли, региональному телевидению удается сохранять свои позиции и развиваться. Процессы, происходящие на федеральном уровне, затрагивают и СМИ в субъектах. Например, консолидация медиа и проникновение инфотейнмента во все журналистские жанры. Это доказывает, что структура российского телевидения состоит из взаимосвязанных элементов: общенациональные, региональные и местные телеканалы. В то же время региональные тележурналисты находятся в постоянной конкуренции с коллегами с федеральных каналов. В борьбе за время и внимание зрителя они пытаются предлагать аудитории нечто уникальное. Что именно – зависит от кадровых, финансовых, организационных ресурсов компании – от всех аспектов ее редакционной политики.
В настоящий момент существует два варианта функционирования региональных каналов: за счет государственной поддержки или в рамках коммерческой структуры, где реклама является ключевым источником дохода. Однако одна из наиболее заметных на современном этапе тенденций медиарынка, в том числе телевизионного, – это стремление СМИ к консолидации, образование холдингов. Причем эти структуры часто объединяют разные по типу медиа: печатные, интернет-СМИ, радио, телевидение. Это позволяет редакциям наиболее эффективно использовать все имеющиеся профессиональные ресурсы и оставаться конкурентоспособными. В одних холдингах (как например, в МИЦ «Известия») взаимодействие между партнерами находится на высоком уровне, и это неминуемо отражается на итоговом контенте (в частности регионального телеканала «78»). В других же объединениях идея об активном сотрудничестве медиа и сотворчестве скорее витает в воздухе, чем полноценно реализуется на практике (как в медиахолдинге «Ариг Ус»). Тем не менее журналисты выстраивают взаимодействие хотя бы между некоторыми структурами, как минимум между телеканалом, его сайтом и группами в социальных сетях.
Новостные программы – то, чем гордится каждый канал. Однако региональные вещатели испытывают трудности с производством аналитических и художественных передач. Стремление сделать контент качественным и разнообразным, и в то же время ограниченность финансовых и человеческих ресурсов, подталкивают телекомпании к сотрудничеству с аутсорсинговыми организациями, продюсерскими центрами, которые самостоятельно создают программы и затем продают их. Как правило, каналу это обходится дешевле собственного производства аналогичных передач. Кроме этого, существует возможность создания цикловых или разовых телепроектов за счет грантов от местных властей.
Вообще, редакции стараются наполнять эфир как можно большим количеством собственных или аутсорсинговых проектов. Особенно важным это стало в связи с цифровизацией телевидения в России. В частности, федеральный конкурс среди региональных вещателей на «21 кнопку» (место в третьем цифровом мультиплексе) предполагал большую долю собственного контента в эфире каналов, которые претендовали на победу. Кроме этого, несмотря на все преимущества цифрового вещания, эксперты сходятся во мнении, что отказ от аналогового телевидения и связанные с ним изменения в телеиндустрии наносят немалый урон именно региональным телекомпаниям. Так, для таких каналов становится очевидной необходимость менять отношения с сетевым партнером (если он есть, как в случае телеканала «Ариг Ус») или вовсе отказываться от такого взаимодействия и полностью переходить на собственное программирование. Для неподготовленных редакций с одной-двумя собственными программами этот процесс может оказаться болезненным.
Одна из проблем, с которыми сталкиваются, региональные и местные телекомпании в большинстве субъектов России – это отсутствие качественных медиаизмерений и вследствие этого невозможность объективно оценить эффективность своей работы. Напомним, ведущая компания Mediascope проводит рейтинговые исследования лишь в 29 городах страны, включая Москву и Санкт-Петербург. И хотя для региональных компаний, не входящих в список основного проекта, предусмотрено дополнительное медиаисследование, оно связано с большими затратами и не представляется возможным для многих из них.
Эти и другие условия функционирования, формирующие редакционную политику, как следствие неизбежно влияют и на производимый контент. Каждый телеканал, и региональные вещатели не исключение, стремится привлечь к экранам телевизора и удержать как можно большую аудиторию. Поэтому в меру возможностей телекомпании стараются найти свой стиль, подход к зрителю, что отличало бы их от конкурентов. Проанализировав редакционную политику и новостные выпуски трех региональных каналов, мы выделим то, на что они делают ставку в борьбе за зрителя. Так, петербургский «78» канал в первую очередь стремится принести практическую пользу тем, кто его смотрит. Это касается всех программ: информационных, развлекательных, аналитических. Телеканал «Ариг Ус» из Бурятии активно использует приемы инфотейнмента, в том числе и в новостях. Ленинградский областной «47 канал» делает акцент на человеческих историях. Они могут быть самоцелью и основой даже новостного репортажа. Журналисты также используют их, чтобы через героя показать проблему. В целом основное внимание новостных редакций всех трех каналов сосредоточено на происшествиях, деятельности власти и околокультурных событиях.
Проведенные глубинные интервью показали, что медиаменеджеры считают региональное телевидение в России перспективным и видят его преимущества перед СМИ федерального уровня. Так, заместитель главного редактора канала «78» Ирина Михальченко отметила «гибкость» программной политики небольших телекомпаний в регионах: «Большие федеральные каналы – на огромных рекламных бюджетах, которые нужно перепринимать, переутверждать, очень долго согласовывать. Для того чтобы запустить новый формат, они должны его прорекламировать. Маленькие каналы, у которых нет ничего – им и терять нечего, и они могут сегодня делать что-то на завтра. Поэтому сейчас региональное телевидение имеет уникальную возможность где-то в представлении своих зрителей обыгрывать мейджоров, потому что зрителю все равно, на каком канале он что смотрит. Ему нравится этот продукт, аудиовизуальное произведение, эфирное событие – он его смотрит. Аналитики говорят о том, что сейчас шансы регионального телевидения стать более интересным, более привлекательным для рекламодателей гораздо выше, чем раньше» . И действительно, зрительский интерес к региональным вещателям сегодня остается достаточно высоким, об этом говорят все последние исследования в области медиа.
Подводя итог данной работе, отметим, что в целом, несмотря на некоторый кризис отрасли, региональному телевидению удается сохранять свои позиции и развиваться. Процессы, происходящие на федеральном уровне, затрагивают и СМИ в субъектах. Например, консолидация медиа и проникновение инфотейнмента во все журналистские жанры. Это доказывает, что структура российского телевидения состоит из взаимосвязанных элементов: общенациональные, региональные и местные телеканалы. В то же время региональные тележурналисты находятся в постоянной конкуренции с коллегами с федеральных каналов. В борьбе за время и внимание зрителя они пытаются предлагать аудитории нечто уникальное. Что именно – зависит от кадровых, финансовых, организационных ресурсов компании – от всех аспектов ее редакционной политики.



