Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСТВА ПЕТРОГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1918—1924 гг

Работа №142386

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Положение студенток внутри академического сообщества 33
§ 1. Цифры приема в 1917–1922 гг. 33
§ 2. Отношение профессорско-преподавательского состава к студенткам 41
§ 3. Учебная и внеучебная повседневность 48
Глава II. Социальный, политический и культурный портрет студенток 54
§ 1. Партийность и общественно-политическая активность учащихся девушек 54
§ 2. Социально-экономические характеристики студенток: социальный статус, материальное положение, трудовая занятость 62
§ 3. Особенности пребывания в университете студенток и студентов «старого» и «нового» типа 71
Заключение 77
Список источников и литературы 81


Актуальность темы. В свете нынешней перманентной реформы высшего образования изучение опыта ранней советской высшей школы важно не только для понимания того, как создавалась и функционировала эта система, но и как происходила организация и самоорганизация людей внутри нее. Социальная сторона университетской истории связана с формированием гражданского общества в России – темой, на сегодня чрезвычайно актуальной. В целом, «мода» на социальную историю отражает интерес современного общества именно к человеческому измерению прошлого. Учитывая популярность в последние десятилетия гендерных исследований и т. н. женской истории, можно думать, что этот аспект истории высшей школы вполне заслуживает внимания. Он является и частью большой темы феминизации образования.
В 1918 г., когда обучение всех уровней официально стало смешанным, заканчивается история высшей женской школы в России как особого образовательного и социокультурного пространства . Инкорпорация женщин в традиционно мужскую университетскую среду происходила в условиях гражданской войны и начала советской реформы высшей школы. Поколение женщин, первыми оказавшихся тогда в университете, состояло из очень разных людей, среди которых были будущие известные деятели культуры и науки. Если рассматривать гуманитарный «цех», то, например, в Петроградском университете в эти годы училась дочь академика А.А. Шахматова С.А. Шахматова-Коплан, философ культуры О.М. Фрейденберг, историк интеллигенции В.Р. Лейкина-Свирская. Можно назвать и имена, связанные с другими высшими учебными заведениями: в Институте истории искусств училась литературовед Л.Я. Гинзбург, в Казанском университете – историк-декабристовед М.В. Нечкина. Их студенческий период был основой их профессиональной карьеры и человеческой судьбы, поэтому тема женщин в высшей школе актуальна и при изучении биографий отдельных личностей. Личные документы многих из них изучаются и вводятся в научный оборот лишь последнее время.
Объект и предмет исследования. Объектом в данной работе является социальная компонента Петроградского университета 1918–1924 гг.: студентки, студенты и профессорско-преподавательский состав.
Предметом изучения выступает комплекс характеристик женской половины студенчества: во-первых, особенности взаимодействия студенток с мужским «населением» университета, во-вторых, их социально-политический, социально-экономический и культурный облик.
Хронологические рамки. Нижней границей исследования является 1918 г. – год принятия декрета о новых правилах приема в высшую школу, начало совместного обучения мужчин и женщин. Верхняя дата – 1924 г., «печально знаменитый» масштабной социальной «чисткой» Петроградского университета от социально чуждых элементов. Исследователи указывают на середину 1920-х гг. как на конец истории «старого» студенчества и «старой» высшей школы .
Цель работы – понять роль женщин (студенток) в жизни Петроградского университета в 1918–1924 гг.
Задачи отражают структуру работы:
1) рассмотреть динамику численности студентов и студенток, данные половозрастного состава профессоров и преподавателей;
2) выявить особенности отношений студенток с мужчинами – профессорами и преподавателями;
3) выявить особенности отношений студенток со студентами;
4) выделить основные черты партийно-политической активности студенток;
5) выделить основные черты их социального статуса и материального положения;
6) сравнить представителей и представительниц «старой» и «новой» студенческой культуры.
Степень разработанности проблемы. Основой историографии вопроса является историография истории Петроградского университета, рассмотренной в контексте истории российской высшей школы и учащейся молодежи первой третиXX века. Необходимой нам частью истории высшей школы является и история женского образования, исследовательская литература по которой образует отдельный историографический блок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Петроградский университет, интеллектуальный центр бывшей Российской империи, в новых условиях принял вызов советской образовательной реформы. Изменение его студенческого состава, с одной стороны, отвечало демократическим тенденциям времени, а с другой, использовалось советской властью как инструмент подчинения высшей школы интересам государства. Мы попытались оценить факт массового появления среди студентов университета женского элемента, рассмотреть его как фактор в жизни университета в те годы, когда он уже потерял статус столичного и императорского, но еще не стал советским. На основе скудного массива источников это оказалось крайне трудным делом.
Анализ динамики численности студенток и студентов в годы гражданской войны показал, что в этот тяжелый для университета период студентки составляли значительный контингент его учащихся. Не кажется преувеличением сказать, что роль первых университетских женщин, таким образом, заключается в спасении учебного заведения от запустения, в поддержании учебного процесса и в обеспечении преемственности академических традиций. Последнему обстоятельству способствовала давняя связь университета с высшей женской школой, в частности, с Высшими женскими (Бестужевскими) курсами, которые считались его «женским факультетом».
Массовое присутствие девушек повлияло на поведение профессорско-преподавательского состава, состоявшего преимущественно из мужчин, в той степени, в которой это влияние позволяет представить индивидуальный опыт, личные воспоминания. К сожалению, отсутствует возможность измерить его более точно. Ничего конкретного пока не удалось сказать и о взаимоотношениях в разнополой студенческой аудитории. Известные частные случаи говорят о сохранении и после 1917 г. разного отношения к учащимся девушкам – и положительного, и отрицательного. На гендерные стереотипы накладывались многочисленные различия по политическим взглядам, социальному статусу, культурному «багажу». В целом, нюансы общения мужчин и женщин в университете – и учащих, и учащихся – раскрываются в индивидуальном порядке. Так, конфликт О.М. Фрейденберг с участниками семинария С.А. Жебелева лучше рассматривать в контексте личности самой О.М. Фрейденберг, поскольку она далеко не однозначная фигура. Правомерной, однако, представляется постановка проблемы отношений женщины – начинающего ученого с мужчиной – учителем и наставником, особенностей их взаимодействия и последствий для научной (вообще профессиональной) карьеры женщины в 1920-е гг.
Партийно-политическая составляющая коллективного портрета учащихся женщин Петроградского университета является отражением отношения к политике и партийности студенчества университета в целом. Низкий процент вовлеченности студенток в общественную жизнь, их участия в деятельности партийных и комсомольских организаций был характерен для советской высшей школы на протяжении всех 1920-х гг., на что неоднократно сетовала официальная студенческая печать. Опыт анализа студенческих анкет на соискание стипендии показал, что даже общественно активные девушки имели мало шансов на ее получение в связи с тем, что, с одной стороны, активности было недостаточно, а с другой, подводило социальное положение (по совокупности социальных параметров – происхождения, текущих занятий членов семьи, рода служебной деятельности).Примерное представление о материальном положении студенток складывается из тех же анкет и наталкивает на мысль, что большинство учащихся полагались на свои силы и средства, хотя и семьи играли немаловажную роль в обеспечении детей. Есть основания полагать, что женская зависимость от родственников мужского пола – братьев, отцов, а также мужей возникала не только по объективным обстоятельствам (например, когда отец – глава семьи, а мать нетрудоспособна), но и по психологической причине. Однако, опять же, пока мы не знаем, как измерить степень ее проявления.
Истории разных женщин об их пребывании в университете в 1918–1924 гг. (фактически – на протяжении 1920-х гг.), несмотря на наличие магистральных сюжетов, не похожи одна на другую просто потому, что каждая человеческая история уникальна. Индивидуальность поведения героинь, как бы они ни интерпретировали свое прошлое в воспоминаниях, усугублялась тем, что студенческий состав университета в пореволюционное время представлял собой даже не пеструю толпу (толпа – нечто целое), а множество со-обществ (в той или иной степени эфемерных), складывавшихся на различной основе (например, в результате совместных научных занятий, по принадлежности к партийной организации университета или по принадлежности поло-вой).Но основным «водоразделом» между сообществами были культурные различия – между носителями «старой» (интеллигентской) студенческой культуры и «нового» – пролетарского сознания. Учащиеся девушки здесь оказывались в такой же ситуации пограничья, как и юноши. В то же время дореволюционная традиция приобщения к высшему образованию девушек из интеллигентских семей делала этих студенток преобладающим элементом в составе учащихся женщин Петроградского университета – что можно пред-положить именно исходя из традиции, а не из строгого подсчета. Большая часть студенток была отнюдь не рабоче-крестьянского происхождения не только в годы бесклассовых (до 1921 г. ), но и, как представляется, в годы классовых приемов. Но в данном контексте это должно прозвучать как гипотеза.
Женщины очень быстро освоили роль адептов университетской куль-туры, их «вживание» в эту роль происходило незаметно для университетского сообщества, которое было всецело занято диалогом с властью, инструкциями, распоряжениями, решением насущных вопросов. Поэтому в источниках, как синхронных 1918–1924 гг., так и отстоявших от них на несколько десятилетий по времени создания, нет явных оценок феминизации университета и ее последствий. «Немота» источников даже личного происхождения наводит на мысль о необходимости иного взгляда на них, возможно, какого-то специфического прочтения. С другой стороны, продолжение работы над те-мой потребует гораздо большего их количества. Необходимо также большее погружение в массив литературы по истории Петроградского университета и университетского образования, так как самыми общими выводами в работе по истории конкретного учебного заведения в конкретный исторический период явно нельзя обойтись.
На материале личных студенческих дел открывается перспектива просопографических исследований. Они позволили бы на большем количестве деталей реконструировать социокультурный облик студенток. Речь могла бы идти о применении методов исторической информатики, которые редко ис-пользуются в изучении истории высшей школы, но в теории обещают интересную перспективу .
Как считает социолог Т.Э. Петрова, фактический материал в исторических исследованиях студенчества начала XX века зачастую выступает в роли иллюстративного и «не складывается в целостную картину» . Поэтому сама собой напрашивается мысль об историко-социологическом исследовании социальной истории Петроградского университета.



Центральный государственный архив Санкт-Петербурга
Ф. 2555 (Ленинградское отделение Главного Управления научных учреждений академического центра Народного комиссариата просвещения РСФСР). Оп. 1. Д. 191: Единый университет, 1919–1920.
Ф. 2556 (Управление уполномоченного Народного комиссариата просвещения РСФСР по делам вузов, рабфаков, научно-художественных и музейных учреждений Ленинграда). Оп. 1. Д. 257: Дело по чистке студентов приема 1922–1923 уч. г.
Ф. 2556 (Управление уполномоченного Народного комиссариата просвещения РСФСР по делам вузов, рабфаков, научно-художественных и музейных учреждений Ленинграда). Оп. 1. Д. 386: Состав студентов Петроградского Университета 1923 г.
Ф. 4269 (Рабочий факультет Петроградского государственного университета Народного комиссариата просвещения РСФСР). Оп. 2. Д. 6277: Статистические сведения о количестве, успеваемости, посещаемости студентов 1919–1923 гг.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 1. Д. 22: Автомонова М.Я.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 1. Д. 194: Бокум Э.Я.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 1. Д. 226: Броун В.Ф.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 1. Д. 371: Болотова В.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 1. Д. 372: Болотова Л.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 1. Д. 811: Козловская О.А.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 1. Д. 829: Комолова А.Ф.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 1. Д. 1106: Михайлова С.Н.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 1. Д. 1375: Рабинович Р.Е.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 2. Д. 107:Анисимова Н.В.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 2. Д. 210: Баславская Л.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 2. Д. 631:Вильнер Г.Ш.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 2. Д. 684: Волкова М.В.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 2. Д. 688: Волпян Л.Ю.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 2. Д. 750: Гаген-Торн Н.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 2. Д. 3698: Фрейденберг О.М.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 96:Берзинь Э.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 246: Враская В.Б.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 307: Голобова О.К.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 496:Кантор А.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 534: Ковальчик Т.Л.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 722: Максимова Е.А.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 794: Мезерина А.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 908:Петряева В.М.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 919: Повитц Е.В.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 950:Прохорова Т.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 1011: Ром М.А.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 1092:Соколова И.А.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 1122: Страж Р.Л.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 1134: Судовская Н.Д.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 1251: Фюрганг Н.В.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 1318:Шахматова С.А.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 1357: Шульман Т.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 3. Д. 1381:Якимович Е.И.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 14. Д. 29: Переписка с Наркомпросом о состоянии кафедр и обеспечении преподавания в 1918/19 уч. г., а также о личном составе I-го Петроградского Университета по учебной части.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 14. Д. 130: Статистические и анкетные материалы для Наркомата просвещения для составления справочника по вузам 1919–1920.
Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет). Оп. 14. Д. 149: Статистические сведения о профессорско-преподавательском, административно-управленческом персонале и о студентах Университета.
Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга
Ф. 984 (Партийный комитет Ленинградского государственного универ-ситета). Оп. 1. Д. 8: О неисполнении членами коллектива партобязанностей.
Ф. 984 (Партийный комитет Ленинградского государственного университета). Оп. 1. Д. 31: Анкеты студентов, членов РКП(б).
Архив О.М. Фрейденберг
Машинописная копия автобиографических записок. Тетради 3–4, 5–6.
Опубликованные источники
1. Адучаев Н. Студенческая коммуна // Красная молодежь. 1924. № 4. С. 90–93.
2. Андреева А.П. Мечта осуществилась // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / Под ред. В.В. Мавродина. Л.: Изд-во Ленинград.ун-та, 1971. С. 97–100.
3. Анциферов Н.П. Из дум о былом : Воспоминания. М.: Феникс, 1992. 511 с.
4. Бестужевки в рядах строителей социализма. М.: Мысль, 1969. 198 с.
5. Богданова К. Студентка // Красный студент. 1923. № 11–12. С. 31–33;
6. Бочаров. Как развивалась коммуна (Из опыта 2-го МГУ) // Красная молодежь. 1924. № 3. С. 116–119.
7. Бродянский Б. Грани быта // Красный студент. 1923. № 11–12. С. 27–28.
8. Вентцель Е.С. <Автобиографические фрагменты> // Е.С. Вентцель – И. Грекова: К столетию со дня рождения. С. 16–17.
9. Вентцель Е.С. Ленинградский университет в 20-х годах // Е.С. Вентцель – И. Грекова : К столетию со дня рождения. М.: Юность, 2007. С. 18–37.
10. Враская О.Б. Из воспоминаний об О.А. Добиаш-Рождественской // Добиаш-Рождественская О.А. Культура западно-европейского средневековья. М.: Наука, 1987. С.310–313.
11. Гаген-ТорнН.И. Memoria. М.: Московское историко-литературное общество «Возвращение», 1994. 412 с.
12. Гинзбург Л.Я. Еще раз о старом и новом (Поколение на повороте) // Тыняновский сборник: Вторые тыняновские чтения / АН Латвийской ССР, Ин-т философии и права; отв. ред. М.О. Чудакова. Рига, 1986. С. 132–140.
13. Гинзбург Л.Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб.: Искусство-СПб, 2011. 766 с.
14. Горский Р. Условия высшего образования женщины // Журнал для женщин. 1924. № 6. С. 1–2.
15. Дарк. Студентки Запада и Востока // Красная молодежь. 1927. № 8. С. 44–49.
16. Де Клапье О.М. Бестужевские Курсы сыграли большую роль в моей жизни // Наша дань Бестужевским Курсам: Воспоминания бывших бестужевок за рубежом / Объединение бывших бестужевок за рубежом. Париж, 1971. С. 13–22.
17. Декреты Советской власти. Т. 3: 11 июля – 9 ноября 1918 г. М.: Политиздат, 1964. 664 с.
18. Житомирова Н.Н. Так мы и вырастали // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / ЛГУ; под общ.ред. В.В. Мавродина. Л., 1971. С. 166–170.
19. Закурдаева А. Дневник с вопросами // Красная молодежь. 1928/1929. № 8. С. 11–14.
20. Из доклада заместителя наркома просвещения И.И. Ходоровского в ЦК РКП(б) «О состоянии вузов РСФСР на 1 февраля 1925 г.» – о сети вузов, новых методах преподавания, настроении студен-чества и профессуры (6 февраля 1925 г.) // Культурное строительство в РСФСР 1917–1927 гг. Т. 1. Ч. 2: Документы и материалы 1921–1927 / Главное архивное управление при Совете министров РСФСР, Цен-тральный государственный архив РСФСР; отв. сост. Л.И. Давыдова. М.: Советская Россия, 1984. С. 85–88.
21. Кононова А.М. О моих далеких счастливых студенческих годах // Наша дань Бестужевским курсам : Воспоминания бывшихбе-стужевок за рубежом / Объединение бывших бестужевок за рубежом. Париж, 1971. С. 36–56.
22. Кочина П.Я. Математика на службе народного хозяйства // Бестужевки в рядах строителей социализма. М.: Мысль, 1969. С. 27–32.
23. Кочина П.Я. Наука. Люди. Годы : Воспоминания и выступления / АН СССР; отв. ред. С.А. Христианович, В.И. Хлебников. М.: Наука, 1988. 623 с.
24. Л.П. Больное... // Красный студент. 1924. № 2. С. 25–26.
25. Левина И.М. Первые советские искусствоведы // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / ЛГУ; под общ.ред. В.В. Мавро-дина. Л., 1971. С. 110–128.
26. Лепешинский П.В. В вольно-дискуссионном клубе. Проблема любви // Молодая гвардия. 1923. № 1 (8). С. 94–111.
27. Лепко И. Как переплавлялось сознание // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / Под ред. В.В. Мавродина. Л.: Изд-во Ленинград.ун-та, 1971. С. 208–211.
28. Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб.: Logos, 1995. 517 с.
29. Маркова Р.И. Поезд шел с Урала // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / Под ред. В.В. Мавродина. Л.: Изд-во Ленинград.ун-та, 1971. С. 70-81.
30. Мартинсен З.А. Жили – не тужили // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / Под ред. В.В. Мавродина. Л.: Изд-во Ленинград.ун-та, 1971. С. 134–145.
31. Матафонов В.С. Евгения Константиновна Эвенбах. Л.: Художник РСФСР, 1988. 181 с.
32. Материалы по статистике Петрограда. Вып. 1, 2 / Цен-тральное статистическое управление РСФСР. Пг.: Государственное издательство, 1920.
33. На перекличке дружбы. Е. Кудрявцева (Ленинград), член студенческой коммуны «Октябрь» // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / ЛГУ; под общ.ред. В.В. Мавродина. Л., 1971. С. 243.
34. На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / ЛГУ; под общ.ред. В.В. Мавродина. Л., 1971. 264 с.
35. Назаренко Я.А. Недавнее былое // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ле-нинградского университета. Л., 1971.
36. Наша дань Бестужевским Курсам: Воспоминания бывших-бестужевок за рубежом. Париж: Объединение бывших бестужевок за рубежом, 1971. 175 с.
37. Нюрина Ф. О работе среди девушек // Коммунистка. 1923. № 12. С. 12–14.
38. О высшем и специальном образовании // Журнал для женщин. 1924. № 8. С. 1–2.
39. О. Больное в Ленинградской Консерватории // Красный студент. 1924. № 10–11. С. 31–32.
40. Олицкая Е.Л. Мои воспоминания : В 2 т. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1971. Т. 1. 318 с.
41. П-ва. О работе среди студенток // Красная молодежь. 1925. № 5. С. 147–148.
42. Рабинович М.Б. Воспоминания долгой жизни. СПб.: Фонд регионального развития Санкт-Петербурга, 1996. 365 с. (Дневники и воспоминания петербургских ученых.)
43. Ром М.А. Первые шаги студенческой парторганизации (1920–1921 гг.) // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / Под ред. В.В. Мавродина. Л.: Изд-во Ленинград.ун-та, 1971. С. 7–16.
44. Сборник статистический сведений по Союзу С.С.Р. 1918–1923 / Труды Центрального статистического управления; ред. сб. М. Красильников. М., 1924. Т. XVIII. 481 с.
45. Сильман Т.И, Адмони В.Г. Мы вспоминаем : Роман. СПб.: Композитор, 1993. 503 с.
46. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. / Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. 1483 с.
47. Созонович-Кожина М.И. О Бестужевских Курсах // Наша дань Бестужевским курсам : Воспоминания бывших бестужевок за рубежом / Объединение бывших бестужевок за рубежом. Париж, 1971. С. 131–134.
48. Спажева П.В. Начало 20-х годов // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / Под ред. В.В. Мавродина. Л.: Изд-во Ленинград.ун-та, 1971. С. 59–62.
49. Статистический сборник по Петрограду и Петроградской губернии / Центральное статистическое управление РСФСР, Петро-градский губернский отдел статистики. Пг., 1922. 344 с.
50. Таланкина. О работе студенток среди женщин-работниц // Коммунистка. 1927. № 4. С. 38–39.
51. Товаровский Б. Учет наших настроений... (по поводу проектируемой анкеты врача Л. Васильевского) // Красный студент. 1923. № 5. С. 28.
52. Требелев А. Вредные уклоны // Красная молодежь. 1924. № 3. С. 109–112.
53. Фрейденберг О.М. Университетские годы / Публ. и комм. Н.В. Брагинской // Человек. 1991. № 3. С. 145–156.
54. Черноярский. О ВУЗ’ах // Журнал для женщин. 1926. № 5. С. 5–6.
55. Шариков К.Г. Университет на подъеме // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / Под ред. В.В. Мавродина. Л.: Изд-во Ленинград.ун-та, 1971. С. 23–40.
56. Штакельберг Н.С. «Кружок молодых историков» и «Академическое дело» / Предисл., послесл. и публ. Б.В. Ананьича; примеч. Е.А. Правиловой // InMemoriam: Исторический сборник памяти Ф.Ф. Перченка / Сост. А.И. Добкин, М.Ю. Сорокина. М., СПб.: Феникс-Atheneum, 1995. С. 19–86.
57. Штернберг Г.А. Два года в стенах университета // На штурм науки : Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / Под ред. В.В. Мавродина. Л.: Изд-во Ленинград.ун-та, 1971. С. 174–177.
58. Юдина М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Советский композитор, 1978. 416 с.
59. Ямский А. О любви // Красная молодежь. 1926. № 2. С. 24–27.
Литература
1. Fitzpatrick S. Education and Social Mobility in the Soviet Union, 1921–1934. Cambridge: Cambridge university press, 2002. 355 с.
2. Halfin I. From Darkness to Light: Class, Consciousness, and Salvation in Revolutionary Russia. Pittsburgh: University of Pittsburgh press, 2000. 474 с.
3. Konecny P. Builders and Deserters: Students, State, and Com-munity in Leningrad, 1917–1941. Montreal; Mc-Gill-Queen’s University Press, 1999. 358 с.
4. Аврус А.И. Дискуссионные и малоизученные аспекты истории российских университетов // Санкт-Петербургский университет в XVIII – XX вв.: европейские традиции и российский контекст: Труды междунар. науч. конф. 23–25 июня 2009 г. / СПбГУ, Исторический факультет, Музей истории Университета; отв. ред. А.Ю. Дворниченко, сост. Т.Н. Жуковская, отв. ред. И.Л. Тихонов. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. С. 452–463.
5. Аврус А.И. История российских университетов в отечественной историографии // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии : Тезисы докладов межгосударственной научно-теоретической конференции (Иваново, 20–21 сентября 1995 г.). : В 2 т. / ИРИ РАН; Ивановский гос. ун-т; отв. ред. В.С. Меметов. Иваново, 1995. Т. 1. С. 159–161.
6. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки / Московский общественный научный фонд. М., 2001. 85 с.
7. Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты // Вопросы истории естествознания и техники. 2000. № 1. С. 141–153.
8. Амалиева Г.Г. Личные дела студентов Казанского университета (1917–1925 гг.) как исторический источник // Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 1. С. 289–292.
9. Амалиева Г.Г. Личные дела студентов Казанского университета (1917–1925 гг.) как исторический источник. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2006. 23 с.
10. Антощенко А.В., Свешников А.В. Исторический семинарий как место знания // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом : Коллективная монография в честь проф. И.М. Савельевой / Высшая школа экономики – Национальный исследовательский университет, Институт гуманитарных историко-теоретических исследований; отв. ред. А.Н. Дмитриев. М.: Изд-во НИУ «ВШЭ», 2012. С. 138–160.
11. Балина М.Р. «Выживленцы» и постсоветская поп-мемуаристика [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2008. № 6 (62). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2008/6/ba4.html#_ftnref2(дата обращения 10.05.2017).
12. Брагинская Н.В. Филологический роман: Предварение к запискам Ольги Фрейденберг // Человек. 1991. № 3. С. 134–144.
13. Валькова О.А. Государственная политика в сфере профессионального научного труда женщин в России: конец XIX века – 30-е годы XX века // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи – СССР (конец 1880-х – 1930-е годы) / Отв. ред. А.Н. Дмитриев. М.: НЛО, 2012. С. 809–848.
14. Вахромеева О.Б. Духовное пространство Университета: Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878–1918 гг.: исследование и материалы. СПб.: Диада-СПб, 2003. 252 с.
15. Вахромеева О.Б. К вопросу об историко-социологическом исследовании выпускниц Бестужевских курсов (к 130-летию первого женского университета в России) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. 2009. Вып. 1. С. 278–280.
16. Вахромеева О.Б. Новая женщина в старой России: Очерки по истории женского образования. Конец XVIII – начало XX века. СПб.: Лема, 2011. 246 с.
17. Вахромеева О.Б. Российские университеты и высшее женское образование в России второй половины XIX – начала XX в. // «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: Университеты Российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII – начала XX в. М., 2009. С. 279–301.
18. Ведерникова Е.В. Советская гендерная политика и карьерные возможности в науке [Электронный ресурс] // Рубеж: Альманах социальных исследований. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/18347421.html(дата обращения: 30.04.2017).
19. Веременко В.А. Женщины в русских университетах : (вторая половина XIX – начало XX века) / Министерство образования РФ, Высшая административная школа при Администрации Санкт-Петербурга. СПб: Изд-во Высш. адм. шк., 2004. 148 с.
20. Веременко В.А. Феномен ученой женщины в общественном мнении России (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Российские женщины и европейская культура : Тезисы докладов II научной конференции /РАН, Санкт-Петербург.научный центр, Санкт-Петербург. фонд им. М.В. Ломоносова, Комитет по социальным вопросам Мэрии Санкт-Петербурга; [отв. ред. Г.А. Тишкин]. СПб: Санкт-Петербургский фонд, 1994. С. 15–16.
21. Галиуллина Д.М. Проблема изучения мемуаров в отечественной исторической мысли // Ученые записки Казанского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2006. Т. 148. Кн. 4. С. 36–45.
22. Дергачева Л.Д. О методике изучения личных дел аспирантов МГУ 20-е – середина 30-х годов // Тезисы докладов совещания: Комплексные методы в изучении истории с древнейших времен до наших дней (Москва, 20–22 февраля 1985 г.) / АН СССР, Институт истории СССР; отв. ред. В.Е. Полетаев. М., 1984. С. 178–180.
23. Дмитриев А.Н. Что значит быть историком // Марков А.Р. Что значит быть студентом: Работы 1995–2002 гг. М.: НЛО, 2005. С. 5–12.
24. Жуковская Т.Н. Русская мемуаристика первой трети XIX века : Учебное пособие по спецкурсу / Петрозаводский гос. ун-т. Петрозаводск, 2006. 85 с.
25. Зверкина Г., Эпштейн Г. Писатель И. Грекова – профессор Е.С. Вентцель [Электронный ресурс] // Новый мир. 2008. № 4. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2008/4/zv12.html (дата об-ращения 10.05.2017).
26. Здравомыслова Е., Темкина А. Советский этакратический гендерный порядок // Российский гендерный порядок: социологический подход : Коллективная монография / Отв. ред. Е. Здравомыслова, А. Темкина. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. С. 96–137.
27. Иванов А.Е. «Женский вопрос» в российских университетах в началеXX в. // О благородстве и преимуществе женского пола. Из истории женского вопроса в России: Сб. научных трудов / Отв. ред. Р.Ш. Ганелин. СПб.: СПбГАК, 1997. С. 117–129.
28. Иванов А.Е. За право быть студенткой // Вопросы истории. 1973. № 1. С. 204–207.
29. Иванов А.Е. Мир российского студенчества. Конец XIX – начало XX века : Очерки / РАН, Ин-т истории. М.: Новый хронограф, 2010. 331 с.
30. Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX – начала XX века: Опыт культурной и политической самоорганизации / РАН, Ин-т истории. М.: Новый хронограф, 2004. 407 с.
31. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX – начала XX века: Социально-историческая судьба / РАН, Ин-т истории. М.: РОС-СПЭН, 1999. 414 с.
32. Исаев В.И. [Рец. на кн.] А.Ю. Рожков. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов // Вопросы истории. 2004. № 11. С. 170–172.
33. Кобрин К.Р. «Человек 20-х годов». Случай Лидии Гинзбург (к постановке проблемы) // НЛО. 2006. № 78. С. 60–83.
34. Костенко (Глазырина) Н.Ю. Проблемы публикации мемуарного и эпистолярного наследия ученых: по материалам личного архива проф. О. М. Фрейденберг : дипломная работа [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://freidenberg.ru/Issledovanija/Diplom (дата обращения 10.05.2017).
35. Кривоноженко А.Ф. Петроградский университет в 1917–1922 гг. Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2014. 262 с.
36. Купайгородская А.П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти (1917–1925 гг.) / Под ред. В.А. Шишкина. Л., 1984. 197 с.
37. Купайгородская А.П. Высшее женское образование в Санкт-Петербурге на рубеже XIX–XX веков – условия и факторы развития // Из истории русской интеллигенции: Сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения В.Р. Лейкиной-Свирской / СПбИИ РАН; СПб.науч. общество историков и архивистов; отв. ред. Р.Ш. Ганелин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 302–321.
38. Купайгородская А.П. Женское образование в России – про-блема и решение // Российские женщины и европейская культура : Тезисы докладов II научной конференции /РАН, Санкт-Петербург.научный центр, Санкт-Петербург. фонд им. М.В. Ломоносова, Комитет по социальным вопросам Мэрии Санкт-Петербурга; [отв. ред. Г.А. Тишкин]. СПб.: Санкт-Петербург.фонд, 1994. С. 62–64.
39. Купайгородская А.П. Советская высшая школа в 1917–1927 гг.: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. д-ра ист. наук / АН СССР. Л.: Наука, 1990. 32 с.
40. Ласс Д.И. Современное студенчество. (Быт, половая жизнь). М.; Л.: Молодая гвардия, 1928. 216 с.
41. Лебина Н. Оксфорд сиреневый и желтые ботиночки... // Родина. 1994. № 9. С. 112–134.
42. Лебина Н.Б., Шкаровский М.В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. – 40-е гг. XX в.). М.: Прогресс-Академия, 1994. 219 с.
43. Левинская И. О филологии без идеологии : Реплика по поводу двухтомника П.А. Дружинина «Идеология и филология» // Звез-да. 2013. № 8. С. 173–183.
44. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900–1917 года. М.: Мысль, 1981. 285 с.
45. Ленинградский университет 1819–1944 / Отв. ред. В.В. Мавродин. М.: Советская наука, 1945. 184 с.
46. Ленинградский университет за советские годы 1917–1947: Очерки / Сост. В.И. Смирнов и др.; под ред. С.В. Колесника. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. 383 с.
47. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. 2-е изд. / УрГУ; отв. ред. Л.И. Бородкин. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2010. 608 с.
48. Марков А.Р. Что значит быть студентом. Работы 1995–2002 гг. М.: НЛО, 2005. 264 с.
49. Милина Т.В. Образование и учительство в 20-30-е годы: Проблема количественных и качественных показателей // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии : Тезисы докладов межгосударственной научно-теоретической конференции (Иваново, 20–21 сентября 1995 г.). : В 2 т. / ИРИ РАН; Ивановский гос. ун-т; отв. ред. В.С. Меметов. Иваново, 1995. Т. 2. С. 348–349.
50. От сундука к сети. Беседа с Н.В. Брагинской, Н.Ю. Костен-ко, А.Д. Леоновым и А.С. Малковой о создании электронного архива Ольги Михайловны Фрейденберг [Электронный ресурс] // Русский журнал. Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Ot-sunduka-k-seti (дата обращения 5.05.2017).
51. Очерки по истории Ленинградского университета / ЛГУ; Отв. ред. Н.Г. Сладкевич, Г.А. Тишкин. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1962–2000. Вып. I–VIII.
52. Пастернак Е.Б. Вступление // Пастернак Б.Л. Пожизненная привязанность: Переписка с О.М. Фрейденберг. М.: АРТ-Флекс, 2000. С. 3–18.
53. Патрикеева О.А. «Падчерицы русских университетов»: Проблемы высшего женского образования в России в конце XIX – начале XX столетий // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2011. № 5. С. 177–191.
54. Патрикеева О.А. Курсистка или вольнослушательница Университета: выбор россиянок в начале XX столетия // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. История и политология. 2012. № 2. С. 38–46.
55. Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа // Социологические исследова-ния. 1999. № 3. С. 120–125.
56. Платова Е.Э., Пшенко К.А. Новое студенчество России: Образ жизни. 20-е годы 20-го столетия. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. 136 с.
57. Позденко. О коммунах II МГУ // Красная молодежь. 1926. № 11. С. 25.
58. Пушкарева Н.Л. Libidoacademica (гендерный аспект просопографии академической жизни) // Антропологический форум. 2011. № 14. С. 168–191.
59. Пушкарева Н.Л. Историческая феминология, женская и гендерная история: итоги и перспективы // Женщина в российском обществе. 2002. № 2–3. С. 32–37.
60. Пушкарева Н.Л. История женщин и гендерный подход к анализу прошлого в контексте проблем социальной истории // Социальная история. Ежегодник. 1997 / Центр социальной истории ИВИ РАН, Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Политическая энциклопедия, 1998. С. 69–95.
61. Пушкарева Н.Л. Как заставить заговорить пол? (гендерная концепция как метод анализа в истории и этнологии) // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. С. 27–42.
62. Пушкарева Н.Л. Общая линия жизни и репрезентация успешности в автобиографиях и автобиографических интервью женщин-ученых // TractusAevorum: Эволюция социокультурных и политических пространств. 2014. № 1. Т. 1. С. 15–27.
63. Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М.: НЛО, 2014. 630 с.
64. Ростовцев Е.А. Столичный университет Российской империи: ученое сословие, общество и власть. М.: РОССПЭН, 2017. 903 с.
65. Рубинштейн М.М. Юность : По дневникам и автобиографическим записям. М.: Высш. пед. курсы при Моск. высш. техн. учи-лище, 1928. 275 с.
66. Сальникова А.А. Частная жизнь университетского человека в Казани, 1920-1990-е гг. // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. 2004. № 8. С. 38–54.
67. Сальникова А.А., Амалиева Г.Г. Вновь о любви «без черемухи», или Женщина в университете в 1920-е годы // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство: Сб. науч. ст. и сообщений / Казанский государственный университет; отв. ред. Г.П. Мягков и Е.А. Чиглинцев. Казань, 2005. С. 57–62.
68. Симонова О.А. Женские журналы в началеXX в.: критика, рецепция, полемика // Женщина в российском обществе. 2015. № 1 (74). С. 24–32.
69. Словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII – XX вв. Проект «Биографика СПбГУ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bioslovhist.history.spbu.ru/biografika/hist1.html (дата обращения 10.05.2017).
70. Смирнова Т.М. «Бывшие люди» Советской России: Страте-гии выживания и пути интеграции. 1917–1936 годы / РАН, Ин-т исто-рии. М.: Мир истории, 2003. 296 с.
71. Степанова И.М. Филологический роман как «промежуточная словесность» в русской прозе конца XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 6. С. 75–82.
72. Тишкин Г.А. Петербургские профессора и женское образование // Русская культура и высшая школа: Тез.межвуз. науч. конф., посвященной 75-летию Санкт-Петербургской гос. академии культуры (20–23 дек. 1993 г.). СПб: СПбГАК, 1993. С. 52–54.
73. Тишкин Г.А. Петербургский университет и начало высшего женского образования в России // Очерки по истории Ленинградского университета / ЛГУ; отв. ред. Г.А. Тишкин. Л., 1982. Т. IV. С. 15–32.
74. Фицпатрик Ш. «Приписывание к классу» как система социальной идентификации // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период: Антология. Самара, 2001. С. 174–207.
75. Черных А. Становление России Советской : 20-е годы в зеркале социологии. М.: Памятники исторической мысли, 1998. 282 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ