Развитие алгоритмического мышления учащихся 6 классов при обучении математике посредством коллективных форм работы (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Работа носит методический характер.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 5
1.1 Определение алгоритмического мышления в научных психолого–педагогических источниках 5
1.2 Роль и виды коллективных форм работы учащихся на уроках математики 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ 20
2.1 Комплекс заданий, направленных на развитие алгоритмического мышления учащихся 6 классов при обучении математике посредством коллективных форм работы 20
2.2 Методические рекомендации по организации уроков математики, направленных на развитие алгоритмического мышления посредством коллективных форм работы (на примере технологических карт к урокам) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75
Актуальность темы. Мышление человека напрямую связанно с активной стороной познания. К этой части познания относятся внимание, восприятие, наши ассоциации, формирование суждений путем анализа и синтеза понятий, которые, тоже, формируются здесь.
В словосочетании «алгоритмическое мышление», главным словом является «мышление», а алгоритмическое – это только принцип, на основании которого выстраивается процесс познания.
Этот тип мышления предполагает четкое прогнозирование, планирование своих действий. Это очень схоже с принципом логического мышления, но есть отличия в построении последовательности действий. Навыки, которые необходимы для успешного процесса алгоритмического мышления:
– умение выделять подзадачи из общей задачи;
– грамотное планирование временного ресурса;
– оценка эффективности и приоритетов действий для решения поставленной задачи;
– поиск необходимой информации;
– способность к формированию навыка, или понятия.
Другими словами, алгоритмическое мышление позволит не бояться самой трудной, длинной дороги. Разбивая ее на участки, можно с успехом дойти до пункта назначения. Этот способ мышления наделяет человека способностью создавать последовательную инструкцию для решения любой сложной задачи, и отличается своей логичностью, ясностью, и формальностью подхода.
Объект исследования – процесс обучения учащихся математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – развитие алгоритмического мышления учащихся 6 классов.
Целью настоящей работы – разработать методическое обеспечение, направленное на развитие алгоритмического мышления учащихся 6 классов при обучении математике посредством коллективных форм работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ниже перечисленные задачи.
1. Провести анализ психолого–педагогической литературы относительно понятия «алгоритмическое мышление» учащихся.
2. Выявить базовые виды форм коллективной деятельности учащихся при обучении математике и определить их роль.
3. Разработать методическое обеспечение развития алгоритмического мышления учащихся 6 классов при обучении математике посредством коллективных форм работы
Теоретико–методологические основы. Вопросы развития алгоритмического мышления всегда вызывала интерес со стороны психологов, методистов, учителей. Среди исследователей, обративших внимание на эту проблему, можно назвать А. И. Бочкин, В. А. Далингер, Л. С. Капкаева, Т. Н. Лебедева, Х. Роджерс, С. Д. Язвинская и др.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
К ученикам основной школы относятся 5–9 классы. Возрастная категория – 12–16 лет (подростки).
Подростки стремятся найти свое место в обществе, в школе, среди друзей и даже в семье. Они чувствуют себя неуверенно, часто переживают из-за своих неудач и боятся остаться в одиночестве. Подростковый возраст отличается чрезмерной эмоциональностью и недостатком самоконтроля, что может привести к кризису на фоне учебы и подготовки к экзаменам.
Часто подростки откладывают учебу на второй план из-за стремления быть интересными сверстникам. Это приводит к снижению успеваемости в школе и вызывает беспокойство у родителей. Взрослым приходится проявлять терпение и справляться с особенностями подростков. Важно помнить, что подростковый возраст проходит быстро, и главное - не оттолкнуть ребенка слишком строгим подходом.
Учителям и родителям важно поддерживать подростков в этот непростой период и помочь им найти баланс между учебой и социальной жизнью. Вместо строгости и критики стоит обращать внимание на позитивные стороны развития подростка и помогать ему в осознании собственного потенциала и перспектив.
Подростковый возраст характеризуется стремлением быть уникальным, но в то же время не выделяться, следовать стаду. Одним из самых больших страхов подростка является стать изгоя, поэтому он готов приложить все усилия, чтобы приспособиться к настроениям большинства. К несчастью, это большинство относится к образованию сурово и с пренебрежением.
Алгоритм – это последовательность шагов, предназначенных для решения конкретной задачи. Он может включать повторяющиеся операции и обычно состоит из ограниченного числа этапов. Интересно, что алгоритмы применяются не только в математике и информатике, но и в повседневной жизни. В общем понимании алгоритм – это набор инструкций, которые точно определяют порядок действий. Такие инструкции могут относиться к написанию компьютерных программ (включая нечисловые), официальной процедуре или даже кулинарным рецептам. Характерной чертой алгоритма является его завершенность, то есть достижение конечной цели.
Сегодня алгоритмическое мышление определяется как способность мыслить системно, направленно на решение задач. Однако не всегда просто взаимодействовать с чужим алгоритмом – нужно понять его структуру и логику, лишь после этого можно успешно применить его. Поэтому часто сложно представить задачу, которая не потребовала бы общения и обмена информацией для ее решения.
Развитие алгоритмического мышления у шестиклассников в процессе обучения математике с использованием коллективных форм работы было основной целью исследовательской работы. Изучена система способов мышления, необходимую для построения последовательности промежуточных результатов, планирования действий и их реализации с целью достижения успеха.
В ходе работы над дипломом был проведен ряд опытов и экспериментов, которые позволили мне определить важную роль коллективных методов в обучении математике и развитии алгоритмического мышления шестиклассников.
Целью исследования было определение роли коллективных форм работы в процессе развития алгоритмического мышления у учеников 6 класса при обучении математики.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проведена диагностика уровня алгоритмического мышления учащихся 6 класса;
2. Подобраны и разработаны задания с применением коллективных форм работы для учеников 6 класса;
3. Внедрены подобранные и разработанные задания с применением коллективных форм работы по математике в образовательный процесс учеников основной школы;
4. Оценена эффективность разработанных и подобранных заданий с применением коллективных форм работы по математике в основной школе.
Проведя первичную диагностику, были получены следующие результаты:
– большинство респондентов (77% или 17 человек) показали результаты низкого уровня алгоритмического мышления;
– 18% респондентов (4 человека) показали результаты среднего уровня алгоритмического мышления;
– только 1 респондент (5% от общего числа) показал результаты высокого уровня алгоритмического мышления.
В связи с этим была осуществлена разработка заданий с применением коллективных форм для учеников 6 класса по дисциплине «Математика». Использовались две коллективные формы работы: работа в парах и работа в группах. Проведя повторную диагностику уровня развития алгоритмического мышления у учеников 6 класса, нами были получены следующие результаты:
– 32% респондентов (7 человек) показали результаты низкого уровня развития алгоритмического мышления;
– 41% респондентов (9 учеников) показали результаты среднего уровня развития алгоритмического мышления;
– 27% респондентов (6 человек) показали результаты высокого уровня развития алгоритмического мышления.
Следовательно, мы отметили положительную тенденцию по уменьшению количества респондентов, показавших результаты низкого уровня развития алгоритмического мышления, а также увеличению количества респондентов, показавших средний и высокий уровни развития алгоритмического мышления.
Для количественной оценки эффективности внедрения в образовательный процесс учеников 6 класса по дисциплине «Математика» разработанных и подобранных заданий с коллективной формой было проведено сравнение результатов первичной и вторичной диагностик.
Проанализировав данные, полученные в ходе сравнения, были сделаны следующие выводы:
– количество респондентов, показавших низкий уровень развития алгоритмического мышления, уменьшилось на 10 человек после внедрения в образовательный процесс 6 «А» класса заданий с применением коллективных форм работы;
– количество респондентов, показавших средний уровень развития алгоритмического мышления, увеличилось на 5 человек после внедрения в образовательный процесс 6 «А» класса заданий с применением коллективных форм работы;
– количество респондентов, показавших высокий уровень развития алгоритмического мышления, увеличилось на 5 человек после внедрения в образовательный процесс 6 «А» класса заданий с применением коллективных форм работы;
Следовательно, был сделан вывод о том, что заданий с применением коллективных форм работы на уроках математики в процессе обучения учеников основной школы положительно влияет на развитие алгоритмического мышления.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что использование коллективных форм обучения по математике в основной школе будет способствовать лучшему усвоению новой информации по дисциплине, а также повышению уровня сформированности алгоритмического мышления у респондентов, была доказана в ходе проведения экспериментальной работы
1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 394 с.
2. Александров А.Д. Математика. Ее содержание, методы и значение. М.: Издательство академии наук СССР, 1956.
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2015.
4. Белошистая А.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Академия, 2013.
5. Бикташева Л.В. Алгоритмы ускоренных вычислений, журнал. М.: Математика в школе. 2001.
6. Бочкин А. И., Методика обучения информатике: Учебное обеспечение. Мн: Высокий. Школа, 1998, 431 с.
7. Брой М. Информатика. Фундаментальное введение: 4 части, с. 1. Москва: Диалог–МИФИ, 1996, с. 40.
8. Горский, Д. П. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий логический словарь. Москва: Просвещение, 1991, 208 с.
9. Груданов Д. И. Исследование определений, аксиом, теорем. Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1981, 95 с.
10. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Когнитивно–визуальный подход: учебник для вузов / В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 340 с.
11. Далингер В. А. Методика обучения математике. Поисково–исследовательская деятельность учащихся: учебник и практикум для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2023. 460 с.
12. Далингер В. А. Методика обучения математике. Практикум по решению задач: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва: Издательство Юрайт, 2023. 271 с.
13. Ершов А. П., Звенигородский А. Г., Первин Ю. А. Школьная математика (понятие, состояние, перспективы) // Математика в школе. 1995. № 3. С. 3–19.
14. Жаркова Г. А., Полякова Л. Н. Логические проблемы вступительных испытаний по информатике // Информатика и образование. 2004. № 10. С. 60–72.
15. Игнатьев В. А., Пономарёв С. А, Обуховская Е. Н. Сборник задач и упражнений для устных занятий по математике. Пособие для учителя. Москва: Государственное учебно–педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952. 145 с.
16. Капкаева Л. С. Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Ч. 1. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 264 с.
17. Копаев А. В., Алгоритм как модель алгоритмического процесса. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 135 с.
18. Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Современный курс математики: от концепции к содержанию. // Математика в школе. 2009. № 6. С. 23–36.
19. Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер И. К. Методика преподавания информатики. Москва: Академия, 2003. 624 с.
20. Лебедева Т. Н., Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней школы: дисс. ... Канд. ПЭД. наук. Екатеринбург, 2005, 219 с.
21. Методика обучения математике: учебник для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 566 с.
22. Методика обучения математике. Практикум : учебное пособие для вузов / В. В. Орлов [и др.] ; под редакцией В. В. Орлова, В. И. Снегуровой. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 379 с.
23. Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина [и др.]; под редакцией Н. Ф. Талызиной. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 193 с.
24. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 352 с.
25. Первин Ю. А. Методика раннего обучения информатике. Москва: Бином, 2005. 228 с.
26. Подласный И. П. Педагогика. Москва: Юрайт:Высшее образование, 2010. 254 с.
27. Подольский А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 124 с.
28. Роджерс Х. Теория рекурсивных функций и эффективная вычислимость. Москва: Мир, 1972. 144 с.
29. Семакин Л. Г. От целей образования к содержанию школьной информатики // Математика в школе. 2022. № 2. С. 23–32.
30. Ситников. Т. В. Приемы активизации учащихся в 5–6 классах. Москва: Математика в школе. 2003. № 2. 50 с.
31. Смирнов С. Д. Еще раз о технологиях обучения. Москва: Высшее образование в России, 2023. 154 с.
32. Трахтенброт Б.А. Алгоритмы и машинное решение задач. – М.: Гостехиздат. 1957. (2–е издание – М.: Физматгиз. 1960).
Интернет – источники
33. Лейбниц Г.В. "Новый метод максимумов и минимумов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/doc144181824_481810079?hash=uqAPBQaJgQKDGReyBUsUNMsmGYSb1juJfzzvbcQAf1c&dl=zVR4BYLyMOiGbjUDSzRcXynfIHJwWWyqHpExEzqaaYH, свободный . – [Дата обращения 01.02.2024]
34. Лейбниц Г.В. БЕРЛИНСКО–БРАНДЕНБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК И АКАДЕМИЯ НАУК В ГЕТТИНГЕНЕ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/doc144181824_481810121?hash=wOp6jk01lMi3NYKYY35i9D1bRNqRn4X3IW7VAQVdVU0&dl=BD0V8tGr7sCq7w3r3YNk41GagVWeIj7qI90NbzEyrbo, свободный . – [Дата обращения 01.02.2024]