Введение 5
Глава 1. ОТРАСЛЬ, КОМПАНИЯ И УСЛУГА 8
1.1. Характеристика отрасли 8
1.2. Информация об организации 10
1.3. Организационная структура компании 12
1.4. Анализ спектра оказываемых услуг 14
1.5. Описание выбранной для проекта услуги 16
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕТОДИК УЧЕТА 24
2.1. Ценообразование от затрат 25
2.2. Метод полных издержек 27
2.3. Метод стоимости изготовления 28
2.4. Метод переменных издержек 29
2.5. Метод рентабельности инвестиций 29
2.6. Метод безубыточности 30
2.7. Ценообразование в компании 31
2.8. Тарификация технологических услуг для КСПД 32
2.8.1. Подключение сетевого оборудования и оборудования безопасности 32
2.8.2. Обслуживание сетевого оборудования 32
2.8.3. Обслуживание оборудования безопасности 33
Глава 3. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИИ И ИЗМЕНЕНИЯ 34
3.1. Классификация издержек 34
3.2. Методология 40
3.3. Построение первоначального дерева событий 40
3.3.1. Допущения анализа 47
3.4. Себестоимость и структура затрат «as is» 48
3.4.1. Разовые затраты 48
3.4.2. Регулярные затраты 49
3.5. Анализ ситуации «as is» и выявление устранимых затрат 50
3.6. Изменение учетной методики 52
3.7. Альтернативное дерево событий 54
3.8. Себестоимость и структура затрат «to be» 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение 63
Приложение 1. Постоянные и переменные затраты в разовом платеже 63
Приложение 2. Постоянные и переменные затраты в регулярном платеже 65
Приложение 3. Алгоритм учета граничных маршрутизаторов 67
Приложение 4. Алгоритм учета оборудования СКЗИ 68
Приложение 5. Алгоритм учета оборудования МСЭ 68
Приложение 6. Алгоритм учета граничных коммутаторов 68
Приложение 7. Алгоритм учета коммутаторов доступа 68
Приложение 8. Алгоритм учета коммутаторов ядра 68
Приложение 9. Алгоритм учета расходов на региональный узел 69
На сегодняшний день цифровые технологии играют крайне важную роль в успешном функционировании и развитии большинства крупных отраслей бизнеса. В современной, динамичной и достаточно непредсказуемой бизнес-среде умение эффективно применить данные технологии в процессах, продуктах и сервисах становится необходимым условием для успеха на рынке, а информация и инфраструктура - ценнейшими активами для многих как крупных, так и средних и малых компаний. Так, грамотное использование инноваций представляет собой мощный инструмент трансформации деятельности фирм и повышения эффективности бизнес-процессов, что способствует получению выгоды как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В связи с этим, процесс цифровизации становится одним из ключевых для современных корпораций, которые рассчитывают достичь долгосрочного успеха.
ПАО «Газпром нефть» - крупнейшая отечественная организация и один из лидеров нефтяной индустрии России. Данная компания занимает 3-е место по объему добычи углеводородов в стране (96,1 млн тонн н. э. в 2020 году и суммарные запасы в 3,9 млрд тонн н. э.1), играя, таким образом, очень важную роль в отечественной экономике, основой которой является нефтегазовая отрасль. «Газпром нефть» - одна из первых нефтяных компаний в нашей стране, которая инициировала цифровую трансформацию своего бизнеса. Это значительно укрепляет ее позицию лидера в отрасли, а также позволяет выйти на новый уровень качества своих продуктов и сервисов. В рамках стратегии цифровой трансформации, в 2020 году в компании был создан ИТ-кластер, задачами которого является развитие инфраструктуры центров обработки данных, систем телекоммуникаций и различных технических сервисов для сотрудников и клиентов компании. В данный кластер вошли два дочерних сообщества материнской организации: ООО «Газпромнефть - Цифровые решения» и ООО «Газпромнефть Информационно-Технологический оператор», с деятельностью которого непосредственно связана данная работа.
ООО «Газпромнефть Информационно-Технологический оператор» (далее сокращенно ИТО) занимается предоставлением широкого спектра телекоммуникационных услуг и их технического обслуживания бизнес-партнерам в лице других дочерних предприятий ПАО, развивая базовые телекоммуникационные сервисы и повышая надежность инфраструктурных решений по всей стране. Компания была сформирована относительно недавно, и поэтому система учета и тарификации оказываемых услуг сформирована не полностью: так, не для всех сервисов компании разработана четкая система расчета себестоимости, что сказывается на расходах фирмы, а также создает неточности в ценообразовании. По заявлению руководителя коммерческого блока, система учета компании требует доработки. Решением данной управленческой проблемы может стать разработка так называемого калькулятора для соответствующих услуг - т. е. систематизированной методологии формирования себестоимости и дальнейшего ценообразования, что потребует понимания технического принципа оказания услуги, а также применения различных методик учета.
Таким образом, целью данной работы является разработка системы расчета (калькулятора) себестоимости и цены для одной из телекоммуникационных услуг, оказываемых ООО «Газпромнефть ИТО» другим дочерним обществам ПАО «Газпром нефть».
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Проведение обзора каталога услуг, оказываемых ООО «Газпромнефть ИТО»
2. Анализ текущих учетных политик
3. Выбор конкретной услуги, предоставляемой компанией
4. Определение адекватных методов учета для услуги
5. Разработка/усовершенствование методики калькулирования себестоимости услуги
ВКР реализуется в формате прикладного проекта и предполагает работу с первичной информацией, предоставленной непосредственно компанией: в качестве основных источников выступят, во-первых, корпоративные данные и регламенты, а также интервью с техническими и коммерческими специалистами ИТО.
В качестве основных инструментов для разработки проекта используется методика ценообразования от затрат (калькуляция по полным затратам) и сценарный анализ.
Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассматривается, во- первых, отрасль и ее основные тенденции на сегодняшний день, во-вторых - компания, ее место в материнской организации, характеристика основной деятельности, спектр оказываемых услуг и наконец непосредственно сервис, для которого будет разрабатываться методология. Вторая глава посвящена теоретическим аспектам учета и ценообразования, изученных в специальной литературе, а также текущей методике, применяемой в компании. Наконец, третья и последняя глава фокусируется непосредственно на практическом результате ВКР - в ней представлено описание основных этапов разработки методологии и результаты моделирования бюджетного калькулятора. Заключение содержит анализ полученных результатов и практические рекомендации для компании.
В результате анализа текущей методики учета услуги подключения корпоративной сети передачи данных и внесения в нее изменений были получены достаточно оптимистичные результаты как с точки зрения организации системы расчетов, так и сокращения себестоимости оказания услуги компанией.
Снижение себестоимости произошло главным образом за счет внедрения альтернативного метода учета стоимости оборудования, закупаемого для предоставления услуги. По результатам анализа структуры издержек, это явилось наиболее реалистичным вариантом преобразований для достижения конечной цели. Основой изменений стало применение в качестве ключевых драйверов затрат двух взаимосвязанных между собой параметров - количества пользователей и скорости передачи данных. Ранее данные параметры не имели никакой связи друг с другом, что осложняло процесс калькуляции . Кроме того, они имели менее критическое значение в общем алгоритме расчета себестоимости: параметр количества пользователей имел лишь одно разграничивающее значение, приводя таким образом к хаотичному расчету числа и соответственно стоимости одной из довольно дорогостоящих категорий роутеров (коммутаторы доступа). Скорость передачи данных же выбиралась произвольно, что по рядам позиций могло приводить к заказу более дорогостоящего оборудования (ориентируясь на его пропускную способность), чем это на самом деле целесообразно.
Внедрение альтернативного способа учета позволило сформировать более упорядоченную модель калькуляции себестоимости, что, во-первых, упростило алгоритм ее расчета, а во-вторых, позволило фиксировать учет стоимости трех важных видов оборудования, которые составляют значительную часть общей ежемесячной себестоимости. Так, фиксированные значения скорости передачи данных позволяют выбирать модели роутеров МСЭ, СКЗИ, а также граничных маршрутизаторов с более близкими друг к другу значениями пропускной способности, и соответственно - дешевле в ряде случаев. Из этого также вытекает еще одно преимущество предложенных изменений: по результатам сценарного анализа средняя ежемесячная себестоимость снизилась на 15 432.72 рубля, что составляет примерно 9,3% от изначального среднего значения, полученного при использовании изначальной методике («as is»). Если рассматривать непосредственно целевую группу затрат - затрат на закупку оборудования, то сама она также была снижена: средний удельный вес расходов на закупку оборудования был снижен на 10,4%. Таким образом, основная экономия, как и предполагалось, была осуществлена за счет выбранной категории расходов.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что поставленные на начальном ее этапе задачи и цель были выполнены: для выбранной услуги, оказываемой компанией, действительно удалось создать систематизированную методику калькуляции себестоимости и, более того, с ее помощью снизить средние значения данного показателя.
Предложенные в данной работе изменения методики учета в настоящий момент были приняты ответственным специалистом и внедрены автором работы в бюджетный калькулятор на уровне инструмента в расчетном файле Excel. В дальнейшем после согласования изменений с уполномоченными сотрудниками более высокого уровня предполагается внедрение новых алгоритмов на уровне корпоративной системы, где осуществляется прием заказов, подсчет себестоимости и цены. Однако следует отметить, что задача по усовершенствованию бюджетного калькулятора в компании не ограничивается описанными изменениями. Так, специалисты по сетям связи отмечают, что необходимо обновление ряда РТК, а также пересмотр соглашений об уровне облуживания на услугу (SLA), что в свою очередь должно повлиять на трудозатраты и, в итоге, на себестоимость. Это оставляет пространство для продолжения данного проекта с более подробным изучением технической специфики отдельных составляющих операторской услуги и более глубоким анализом учетных политик компании.